Значительное и важное место в социально-культурной жизни общества занимает свободное время, объем которого по данным социологических исследований выглядит следующим образом: в настоящее время оно, не просто свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью. Это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей. В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития. Именно с этой точки зрения К.Маркс особо отмечал значение свободного времени «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для творческого общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил»1. Он также отмечал глубокую диалектическую взаимосвязь свободного и рабочего времени, и, в частности: зависимость ценности рабочего времени от времени свободного. В этом его истинная ценность и значимость. Таким образом, сущность свободного времени в том, что оно:
удовлетворяет социальные потребности, развивает физические и умственные способности человека;
открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности;
повышает образовательный и культурный уровень, в результате чего человек в новом качестве вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей;
находится в диалектическом единстве с рабочим временем и активно влияет на него.
По своей структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности. В философско-социологической и культурологической литературе сложилось достаточно устойчивое представление на досуг как часть свободного времени. Слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть» и первоначально оно означало умелость, ловкость, способность чего-то достичь. В нем присутствовало, как правило, два наиболее характерных оттенка: увлекательной, желаемой деятельности и свобода от дел. Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических сил человека. В художественно-творческих, научно-технических и других любительских коллективах, в процессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению своего внутреннего, индивидуально неповторимого «Я». И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объективной реальности является источником культурной активности. Однако творческое «Я» — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, общественного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей. В связи с этим досуг включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.
Вторая часть свободного времени - время более возвышенной деятельности — это совокупность занятий, в процессе которых происходит совершенствование и развитие личности. Возвышенная деятельность - созерцание прекрасного, празднование, творчество и другая высокоценная деятельность, регулярно возобновляемая, реализующая общепризнанные ценности и идеалы. Такой подход к структуре досуговой деятельности представляет несомненный интерес не только с философско-социологической точки зрения, но и с точки зрения социально-культурологической. В самом деле, формирование характерологических, личностных, нравственных качеств людей происходит и в сфере досуговой деятельности. Социально-культурная ценность досуговой деятельности молодежи состоит в том, что она зачастую «востребует» от личности молодого человека принципиально иные ее свойства и качества в большей мере стимулирует у нее развитие творческих способностей, создает благоприятные условия для саморазвития (совершенствование характера, укрепление воли).
Изучение сущности свободного времени и его социально-культурных ресурсов невозможно без знания сложившихся видов (уровней) этого времени. В научной литературе мы встречаемся с выделением следующих основных видов (уровней) свободного времени:
отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнообразную, специально подобранную физическую активность;
развлечение, выполняющее роль «психической разрядки» упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующее недостаток разнообразия в труде и в быту;
просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;
творчество, которое отвечает глубинной и универсальной потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности в поиске, экспериментировании, познании окружающего мира;
созерцание природы, освобождающее от мелких забот, эгоистических желаний, позволяющее возвысимость над «злобой дня» и углубиться в сущность вещей;
праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности и служащий для «смены времени», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни.
Следует заметить, что все указанные виды (уровни) свободного времени взаимосвязаны. Одни виды (уровни) свободного времени подготавливают почву для другого или же служат их естественным завершением. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным, однообразным. Без просвещения и творчества невозможно приобщение людей к духовной культуре.
Социально-культурный подход к организации досуговой деятельности молодежи неизбежно связан с определением цели деятельности субъектов. Цель эта, на наш взгляд, состоит в том, что бы сформировать у людей культуру досуга. Ее наличие придает личности целостность, осознанное отношение к свободному времени как к важнейшему социально-культурному благу, формирует у людей, особенно у молодежи своеобразный иммунитет к бездуховности.
В научной литературе понятия «культура досуга» рассматривается в философском и социально — культурном аспектах. Таким образом это понятие рассматривается с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций. Для нас важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «культура досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации свободного времени; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.
В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, и следующие элементы: а) общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых; б) лично регулируемое-индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях, а также - антикультурного характера.
Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для развития своей личности. Люди по-разному относятся к своему свободному времени.
Выделяется категория людей, в зависимости от их отношения к свободному времени:
Первая категория — рационально деятельный, организационный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут заниматься. Главное их качество - организованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.
Вторая категория — также деятельный, активный. Но, в отличие от первого, его интересы сосредоточены на одном увлечении, которому он отдает все свободное время. Эти люди стремятся к глубокому познанию того, что связано с их увлечением, от достижений которого испытывают удовлетворение. Ради любимого занятия они способны на самоограничение, от многого отказываются. Это натуры эмоциональные, увлеченные, заражающие других своей преданностью любимому занятию.
Третья категория — работник — энтузиаст, который практически лишен досуга или имеет его в незначительном количестве. Свободное время он посвящает своей основной профессии, страстно, с увеличением относится к работе, которой отдает выходные и даже отпуск. Такие люди встречаются среди творческих профессий.
Этим людям нужна разумная организация досуга в соответствии с их интересами.
Четвертая категория отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Эти люди редко посещают театры, концертные залы, музеи и другие учреждения. Формулой их досуга стал телевизор.
Пятую категорию представляют люди, которые проводят свой досуг в компании друзей и знакомых. Они больше всего ценят общение, разговоры, совместные прогулки, разные игровые мероприятия и т.д.
Шестая категория - это «времяубиватели», нравственно уродливые, опасные для общества и окружающих. Люди, относящиеся к этой категории не имеют никаких глубоких интересов и привязанностей, часто бывают, агрессивны, грубы, жестокие и склонены к пьянству.
К другим особенностям свободного времени относится и своеобразие среды его протекания. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, в основном молодые люди принимают советы родителей, но в области специфически досуговых интересов, т.е. при выборе форм поведения, друзей, книг, развлечений, одежды, они ведут себя самостоятельно.
На наш взгляд, состоит в том, что бы сформировать у людей культуру досуга. Ее наличие придает личности целостность, осознанное отношение к свободному времени как к важнейшему социально-культурному благу, формирует у людей, особенно у молодежи своеобразный иммунитет к бездуховности.
В научной литературе понятая «культура досуга» рассматривается в философском и социально — культурном аспектах таким образом, это понятие рассматривается с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций. Для нас важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «культура досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации свободного времени; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.
В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, и следующие элементы: а) общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых; б) лично регулируемое индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях, а также антикультурного характера.
Свободное время представляет ценность не само по себе, а интенсивностью его использования человеком для развития своей личности. Люди по-разному относятся к своему свободному времени.
Выделяется категория людей, в зависимости от их отношения к свободному времени:
Первая категория — рационально деятельный, организационный и разносторонний. Для него характерно стремление к максимально полезному использованию своего времени. Люди этого типа заранее планируют, когда и чем будут заниматься. Главное их качество - организованность, целеустремленность, разумное использование свободного времени для собственного развития.
Таким образом, свободное время может быть регулируемым со стороны общества и самой личности. Но, и в этой области выявляются социальные проблемы; в связи с переходом к рыночным отношениям в городских и сельских местностях ухудшились деятельность таких культурных учреждений, как клубы, дворцы культуры, дома культуры. И даже многие из них приостановили свою работу. А это дала реальную возможность одомашнивания свободного времени. Надо подчеркнуть и то, что день за днем в столице республики и других крупных городах Азербайджана на коммерческих основах открываются различные культурные и развлекательные, спортивно-оздоровительные учреждения, которыеможно уверенно сказать, что отвечают на мировым стандартам. Но, ими могут пользоваться только материально-состоятельные слои нашего общества.
Таким образом, планирование свободного времени сегодня актуальна, и это является основной социально-культурной проблемой общества, и его решение непосредственно связано экономическими условиями.