Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стихословие кафизмы. Малая ектения




 

После великой ектений на вечерни – и вседневной и великой – положено стихословие кафизмы*, потому что разнообразные мысли, чувствования и нужды падших людей нигде так не раскрываются, как в псалмах Давида.

* Под словом «стихословие» в Уставе разумеется иногда чтение, иногда пение стихов кафизмы. На вечерни никогда не полагается стихословить более одной кафизмы.

 

На воскресные дни положено стихословить на вечерни всегда, какой бы праздник ни случился в воскресенье, хотя бы двунадесятый Господний, всю 1-ю кафизму, т.е. три ее антифона*; после каждого антифона положена малая ектения.

* 1-й антифон положено Уставом петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й антифоны – на глас дня.

 

На праздники двунадесятые Господни, когда они случатся в понедельник, а равно на Вознесение, когда оно придется 8 мая (память святого Иоанна Богослова) стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы, а если случатся в прочие седмичные дни, то стихословия вовсе не бывает.

На праздники с полиелеем, бдением и двунадесятые Богородичные, если они не случатся в седмичные дни Великого поста, стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы.

В остальные дни стихословится кафизма обычная – рядовая (порядок рядового чтения кафизм см. в Типиконе, гл. 17, и Псалтири); малая ектения произносится только после 3-го антифона, т.е. после всей кафизмы.

Но хотя бы положено было стихословить всю 1-ю кафизму, на вечерни всенощного бдения обыкновенно поют лишь некоторые стихи из 1-го ее антифона. В стихах этих слышится раскаяние человека грешника и сожаление его о потерянном им чрез грех блаженстве в раю и в тоже время выражается надежда на помощь Божию, на спасение чрез обещанного миру Избавителя. Стихи эти следующие: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», «Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет», «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», «Блажени вси надеющийся нань (на Него)», «Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой», «Господне есть спасение и на людех твоих благословение Твое», «Слава и ныне», «Аминь».

После каждого стиха и после «Слава» поется: «Аллилуиа» (хвалите Бога, да будет восхваляем Бог) – трижды (в напевах: знаменном и греческом – один раз); в заключение же поется трижды: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже».

Затем следует малая ектения: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся».

 

25. Пение стихов «Господи воззвах»

и стихир на «Господи воззвах»

 

После малой ектений поются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя Господи», «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воз деяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мл Господи» (Пс. 140). На 10: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне» (Пс. 141). На 8: «Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой», «Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего». На 6: «Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть», «Имене ради Твоего потерпех Тя. Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа». На 4: «От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление; и Той избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129), «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие», «Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек» (Пс. 116).

В этих стихах, с одной стороны, изображается глубокое сознание ветхозаветным человеком всей своей греховности и виновности пред Богом и крайней недостаточности собственных сил к избавлению от греха, а с другой – выражается твердая уверенность в милосердии Господа, Который, по своему человеколюбию (а что Он человеколюбив, об этом Он Сам торжественно изрек слово Моисею (Исх. 34: 6—7); об этом слове и упоминается в псаломском стихе: «Имене ради...»), готов избавить от всякой ответственности за беззакония всех, с полным упованием на Его милость, неотступно просящих у Него прощения. При пении «Господи воззвах» совершается каждение всего храма. Оно служит, с одной стороны, напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались в Ветхом Завете во время вечернего Богослужения и которые указывали ветхозаветным людям на обещанного Спасителя, имеющего принести Себя в искупительную жертву за грехи всего мира, а с другой – и выражением возношения к Богу наших молитв чрез веру в Искупителя.

После стихов псалмов 141, 129 и 116 поются стихиры на «Господи воззвах». В этих новозаветных песнопениях, как бы в доказательство того, что у Господа есть очищение, милость и многое избавление, прославляется тот или другой святой, то ИЛИ другое благодеяние Божие, в честь которого установлено Церковью празднество; таким образом, в стихирах указывается на исполнение в Новом Завете той надежды на спасение, которую имели и которой жили ветхозаветные люди.

На вечерни всенощного бдения никогда не поется менее 8-ми стихир, а на воскресенье – 10 стихир.

На воскресные дни, когда в эти дни не случится празднуемого святого, поется 7 стихир воскресных и 3 стихиры святому. Если же в воскресенье случится праздник, то воскресных стихир поется неодинаковое число: б, 4, 3, в зависимости оттого, какой праздник придется, например: если шестеричный святой, то 6 воскресных стихир и 4 святому; если святой с полиелеем, бдением или двунадесятый праздник Богородичный, то – 4 воскресных и 6 святому или празднику; если святой с полиелеем и еще предпразднство или попразднство, то – 3 стихиры воскресных, 3 предпразднства или попразднства, 4 святому. Если же в воскресенье приходится двунадесятый праздник Господний, то воскресная служба оставляется (не поется), а поется одна праздничная.

Стихиры берутся из Октоиха, или заменяющей его Триоди, и из Минеи.

Пред стихирами поются, как припевы, вышеуказанные псаломские стихи, по стиху пред каждой стихирой. На сколько положено петь стихиры, на столько поются и псаломские стихи, например: если положено стихир на 10, то стихи поются начиная с «Изведи из темницы...»; если – на 8, то начиная с «Из глубины воззвах...» и т.д.

О числе стихир на «Господи воззвах» нужно сделать следующее общее замечание: на вседневной вечерни поются стихиры – чаще всего на 6; на великой, совершаемой отдельно от утрени, – на 6 (на праздники святым с полиелеем, когда они приходятся не в предпразднства или попразднства) и на 8 (на праздники с полиелеем, когда они случатся в предпразднства или попразднства); на всенощном бдении – на 8 (на праздники с бдением и двунадесятые – большею частью на 8) и на 10 (В дни воскресные). Выражения: на 4, на 6, на 8, на 10 означают, что стихиры – хотя бы их было в богослужебных книгах меньше 4, б, 8, 10 – поются как 4, 6, 8, 10, т.е. одна или несколько стихир повторяются. В число 4, 6, 8, 10 не входят стихиры, которые поются на «Слава и ныне».

После стихир, пропетых с псаломскими стихами, поется: «Слава и ныне», а затем опять одна или две стихиры в прославление праздника Божией Матери или угодников Божиих. Если полагается петь две стихиры, то одна поется после «Слава» (отчего стихира эта называется иногда в Уставе «славником»), а другая – после «И ныне». Последняя стихира посвящается обыкновенно прославлению Богоматери.

На вечерни воскресной (на воскресенье) последняя стихира называется Богородичным догматиком, потому что в ней содержится учение (догмат) о воплощении Сына Божия от Пресвятой Девы Марии. Таких догматиков восемь, по числу гласов. Богородичны догматики называются также «Богородичными первыми».

Богородичны догматики поются и на седмичные дни, именно: а) на субботы (кроме случаев, когда придется двунадесятый праздник, а также предпразднство, попразднство и. отдание Рождества Христова и Богоявления) – Богородичен первый гласа настоящего, т.е. того, который был пет во всю седмицу; б) на праздники святым, со славословием, полиелеем, бдением, в какой бы седмичный день ни случились эти праздники, – Богородичен догматик по гласу «Славы», т.е. того гласа, на который была пета стихира на «Слава», а в субботу – Богородичен первый настоящего гласа.

Есть еще Богородичны восьми гласов, поемые когда есть в Минее «Слава» святому, «И ныне» по гласу сия. Эти Богородичны поются на дни непраздничные и на праздники шестеричным святым и притом в том случае, когда есть стихира в Минее на «Слава». Богородичен, или (в среду и пятницу) Крестобогородичен, поется по гласу «Славы». Эти Богородичны печатаются в Минее (в конце каждой книги) и в Ирмологионе.

 

26. Вечерний вход. Песнь: «Свете тихий»

 

Вечерний вход бывает: 1) на великой вечерни – всегда когда совершается эта вечерня; 2) на вседневной вечерни: а) в вечер воскресений: сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й недель Великого поста, ради великих прокимнов; б) в вечер недели (воскресенья) Ваий; в) на предпразднство Сретения Господня (на 1 февраля, т.е. 31 января вечером), если предпразднство (1 февраля) придется в субботу сыропустную; г) на полиелейные праздники 24 февраля и 9 марта (т.е. на вечерни 23 февраля и. 8 марта) и на праздник храмовый (т.е. на вечерни накануне храмового праздника), если кануны этих праздников придутся в седмичные дни 2— 6 седмиц Великого поста и если при этом в кануны эти не совершается литургия Преждеосвященных Даров (с литургиею же соединяется великая вечерня).

Когда положен вечерний вход, при пении Богородична открываются царские врата. Это служит видимым знаком того, что с пришествием Спасителя, Которого из глубины веков созерцали ветхозаветные праотцы, открывается людям царствие Божие. Из алтаря, во образ Господа, выходит священник в предшествии, как бы Предтечи, диакона с кадилом*, выходит северными дверями, а не царскими, в знак того, что Спаситель явился на землю не в славе, а в уничижении. Кадильница с фимиамом, напоминая о ветхозаветных жертвах, в то же время изображает, что чрез ходатайство Искупителя наши молитвы, как фимиам, возносятся к Богу.

* Когда на вечерни бывает чтение Евангелия, то вход бывает с Евангелием, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь. Вход с Евангелием на вечерни бывает: 1) в дни, в которые вечерня совершается в соединении с литургиею Василия Великого или Иоанна Златоуста; 2) на Преждеосвященной литургии; 24 февраля, 9 марта, в храмовый праздник и в первые три дня Страстной седмицы; 3) в Великую Пятницу; 4) в 1-й день Пасхи; 5) 24 декабря и 5 января, хотя бы в эти. числа вечерня совершалась и отдельно от литургии, т.е. когда эти числа придутся на субботу или воскресенье (а если придутся в другие дни, то вечерня соединяется с литургиею Василия Великого).

 

По окончании Богородична, начертав кадильницею посреди царских врат крест, в знак того, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая, диакон возглашает: «Премудрость, прости». Словом: «премудрость» дается знать предстоящим о высоком, таинственном знаменовании входа и о глубокой содержательности (премудрости) следующего затем песнопения, а словом «прости» – что значит: «стойте прямо», – внушается стоять с особенным благоговением и вниманием к тому, что будет пето. Поется же вслед затем следующая песнь: «Свете тихий святыя славы бессмертного Отца небеснаго, святаго, блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит»*.

* «Иисусе Христе, тихий свет святой славы бессмертного Отца небесного святого, блаженного! Мы, дожив до солнечного заката и увидев вечерний свет, воспеваем Бога – Отца, Сына и Святаго Духа. Ты, Сын Божий, Податель жизни, достоин быть воспеваем во все времена голосами святых; потому весь мир Тебя славит».

 

Эта песнь имеет близкую, тесную связь и с только что пропетыми стихами псалмов (припевами пред стихирами) и с обрядом вечернего входа. Пение псалмов оканчивается пророческими стихами о пришествии Господа на землю и о спасении людей («Да уповает Израиль на Господа...» и т.д.); в песне «Свете тихий» говорится о самом явлении на землю Господа, Подателя жизни. Этой же песней уясняется и обряд вечернего входа. Тихим светом называется здесь Иисус Христос, Сын Божий. Будучи, по Божеству Своему, Светом присносущным, Он, ради немощи людей, умерил свет Божественной Своей славы – сшел с небес, воплотился и вочеловечился и чрез это стал тихим Светом, сделался доступным для всякого кающегося грешника, подобно тому как при закате солнца мы спокойно можем смотреть на его тихий вечерний свет; этот пришедший на землю тихий Свет – Господь Иисус Христос – совершил спасение людей и подает им вечную жизнь, а потому достоин быть прославляем во все времена.

По входе в алтарь и по целовании Престола, священник удаляется к горнему месту и становится здесь пред престолом, обратись лицом к народу. Этим изображается, что Господь, пришедший на землю, пострадавший на кресте, воскресший и вознесшийся на небеса, взирает на верующих и на их дела и находится с ними во все дни до скончания века.

 

Прокимен. Паремии

 

По окончании пения «Свете тихий», диакон возглашает: «Вонмем (будем внимательны)», священник: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вонмем», после чего поется прокимен, который, если предшествует чтению Священного Писания, выражает главную мысль чтения, а если чтения не положено, относится к дневному воспоминанию и выражает общее значение дневной службы. На каждый день седмицы положен особый прокимен (прокимен дня). Эти прокимны находятся в Служебнике и Часослове.

Прокимны эти следующие: в воскресенье вечером – 8-й глас: «Се ныне благословите Господа вси раби Господни»; в понедельник вечером – 4-й глас: «Господь услышит мя внегда воззвати ми к Нему»; во вторник вечером – 1-й глас: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего»; в среду вечером – 5-й глас: «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми»; в четверг вечером – 6-й глас: «Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю»; в пятницу вечером – 7-й глас: «Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя»; в субботу вечером – 6-й глас: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».

На все воскресные дни (в субботу вечером) на вечерни поется один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Господь воцарился и облекся в славу, разумеется по человечеству Своему, чрез Свое славное Воскресение, служащее предметом воскресного Богослужения).

Великие прокимны поются еще в следующие дни: 1) в вечер недель (вечером в воскресенья): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Великого поста – попеременно два прокимна: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыша мя: вонми души моей и избави ю» и «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; 2) в вечер недель: Пасхи, апостола Фомы и Пятидесятницы – «Кто Бог велий яко Бог наш: Ты еси Бог творяй чудеса»; 3) в вечер праздников: Рождества Христова – «Кто Бог Велий...», Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори», если только праздники эта не случатся в субботу; в последнем случае великий прокимен праздника поется на самый праздник (в пятницу на вечерни), в субботу же вечером поется: «Господь воцарися...»; 4) на вечерни во всю Пасхальную седмицу – на каждый день особый прокимен. Кроме того есть прокимны Триоди, поемые в седмичные дни Великого поста и находящиеся в Постной Триоди. Но это не суть в собственном смысле прокимны, и. пред пением их чтец не говорит слово «прокипев», а только глас, на который должно их петь. В этих прокимнах как бы кратко поется вся Псалтирь.

На субботы (в пятницу вечером) пред неделею мясопустною и пред Пятидесятницею, вместо прокимна, поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами. Но на иные субботы, хотя бы в них была уже служба заупокойная, поется прокимен дня.

По окончании пения прокимна, когда был вечерний вход, царские врата затворяются. На праздничных нечернях (иногда и на будничных, – например, в седмичные дни Великого поста) после прокимна читаются паремии. Слово «паремия» значит притча, подобие, иносказание. Так называются избранные чтения из Священного Писания, преимущественно Ветхого Завета, а иногда и Нового (например, в апостольские праздники – 30 апреля, 29 июня, 26 сентября), в которых пророчески или преобразовательно изъясняется значение праздника*, или же содержится «похвала» празднуемому святому. На праздничных вечернях паремий бывает большею частью по три.

* Так, например, в навечерие Рождества Христова между прочим читаются паремии: из книги пророка Исайи – пророчество о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека, и из книги пророка Михея – пророчество о рождении Христа в Вифлееме. На праздник Воздвижения в одной из паремий говорится о древе, усладившем для евреев горькие воды Мерры в пустыне аравийской; это древо служит прообразом спасительного древа креста Господня. На праздники Богородичны: в одной из паремий говорится о лестнице, виденной Иаковом, и прообразовавшей собою Матерь Божию; в другой – о премудрости, устроившей дом и призы Бающей людей насладиться в нем обилием трапезы; здесь код премудростью разумеется ипостасная Премудрость. – Сын Божий, Который воплотился от Девы Марии, основал Церковь и предлагает в ней верующим обильные духовные блага, особенно в таинстве Евхаристии.

 

На Благовещение – 5 паремий; в навечерие Рождества Христова – 8; в навечерие Богоявления – 13; в Великую Субботу – 15. При чтении паремий в навечерие Рождества Христова и Богоявления некоторые паремии сопровождаются пением конечных слов тропаря, произносимого чтецом, а в Великую Субботу – пением стихов паремий. При пении царские врата, обыкновенно, бывают открытыми, а при чтении самих паремий – закрытыми.

На вечерни в седмичные дни Великого поста читаются две паремии (одна из книги Бытия, а другая – из Притчей, а в первые три дня Страстной седмицы – одна из книги Исход, другая же – из книги Иова).

На великой вечерни, соединяемой с литургиею Василия Великого или Иоанна Златоуста, после паремий произносится малая ектения. По возгласе священника: «Яко свят еси Боже наш... ныне и присно», диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Лик поет тоже: «Господи спаси...». Диакон: «И во веки веков». Лик поет: «Аминь» и затем «Трисвятое» (а в Великую Субботу «Елицы во Христа...»). Далее следует пение прокимна, чтение Апостола и Евангелия и затем – литургия обычным порядком.

 

Ектения сугубая.

Молитва «Сподоби, Господи».

Ектения просительная

 

За чтением паремий, а если его не было, то после прокимна, на великой вечерни следует ектения сугубая (т.е. усиленная, когда «Господи, помилуй» поется трижды): «Рцем (скажем) вси от всея души и от всего помышления нашего рцем». Лик: «Господи, помилуй» (один раз). «Господи Вседержителю Боже...». Лик: «Господи, помилуй» (один раз). «Помилуй нас, Боже, по ве-лицей милости Твоей, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй». На это прошение и на все дальнейшие лих поет: «Господи, помилуй» (трижды). Эта усиленная ектения произносится именно в это время потому, что после ясного указания в торжественном входе на Христа Спасителя, по безмерному человеколюбию сшедшего с небес избавить от греха, проклятия и смерти, верующим всего естественнее усердно просить Господа, чтобы Он помиловал их и всех христиан. В сугубой ектений и перечисляются все, за кого произносится моление.

В сочельники Рождественский и Крещенский, случившиеся в субботу или воскресенье (тогда великая вечерня совершается отдельно от литургии), после паремий произносится малая ектения, затем («Трисвятого» не поем) поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие и далее произносится сугубая ектения.

На вечерни в Великую Пятницу после паремий поется прокимен, читаются Апостол и Евангелие и затем следует сугубая ектения.

На вечерни в 1-й день Пасхи после прокимна читается Евангелие, а потом произносится сугубая ектения.

На вседневной вечерни сугубая ектения здесь не произносится, она произносится в конце вечерни и притом начинается прямо с прошения: «Помилуй нас, Более...». Это – решительный признак, которым вседневная вечерня отличается от великой.

После сугубой ектений, а на вседневной вечерни, после прокимна (или после паремий, когда они были положены), читается молитва: «Сподоби, Господи», в которой Церковь, вместе с славословием Святой Троицы, молит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер. Это моление подробнее раскрывается в следующей затем ектений просительной: «Исполним (дополним, закончим) вечернюю молитву нашу Господеви», в которой мы испрашиваем у Господа всех благ духовных, необходимых в настоящей жизни, при конце ее и за ее пределами – в жизни будущей. После возгласа «Яко благ и человеколюбец Бог еси...», удостоверяющего молящихся, что Бог, по Своей благости и человеколюбию, исполнит наши прошения, священник, благословляя рукою, преподает: «Мир всем», на что лик отвечает (поет): «И духови твоему» (т.е. и твоей душе желаем мира). Затем, после главопреклонения в знак покорности Богу (диакон: «Главы наша Господеви приклоним»), лик: «Тебе Господи», священник читает тайно молитву, в которой просит Бога исполнить наши прошения, сохранить нас и в наступающую ночь от всех козней диавола, помышлений суетных и воспоминаний лукавых. Молитва заканчивается произносимым вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославлена...».

На вечерни в сочельник Рождественский, если вечерня совершается отдельно от литургии (т.е. когда сочельник придется в субботу или воскресенье), после возгласа: «Буди держава...» диакон произносит: «Премудрость». Лик поет: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» и т.д. и отпуст. После отпуста поются тропарь и кондак праздника.

На вечерни же в сочельник Крещенский, если вечерня совершается отдельно от литургии, после возгласа: «Буди держава...» поются тропари: «Глас Господень на водах...», и бывает великое освящение воды. После отпуста поются тропарь и кондак праздника.

 

Лития

 

После возгласа «Буди держава...» на всенощном бдении бывает нахождение в притвор на литию*. Нахождение это, бывающее после входа и ектений, с одной стороны, изображает для стоящих в притворе (оглашенных и кающихся) то же, что изображает собою для стоящих в храме вечерний вход, т.е. что Господь наш Иисус Христос – Тихий Свет – сошел к нам на землю, что стоящие в притворе могут надеяться на получение милостей Божиих и прощение грехов; с другой стороны, исхождение верных в притвор – место оглашенных и кающихся – означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и кающихся и молиться вместе с ними в живом сознании своей греховности.

* Лития бывает иногда на великой вечерни, совершаемой и отдельно от утрени, – например, 6 октября и др.

 

Литая значит усердное, усиленное моление. Усиленное моление выражается в многократном воззвании: «Господи, помилуй». Совершение литии преимущественно в праздничные дни установлено потому, что праздники особенно напоминают нам о благодеяниях Божиих и тем располагают к наиболее усердной молитве о продолжении к нам милостей Божиих.

При исхождении на литию поются стихиры литии. Во время пения их диакон совершает каждение храма и предстоящих.

Стихиры на литии поются в таком порядке: прежде всего – стихира храма, потом – стихиры святому и затем на «Слава» – стихира святому и на «И ныне» (или же прямо на «Слава и ныне») – Богородичен. Если на воскресенье после стихир на литии поется Богородичен, – то Богородичен от стиховен, поемых в неделю по гласу святого (Богородичны стиховны воскресные – Богородичны первые – печатаются в конце каждой книги Минеи вместе с догматиками).

Только одни стихиры праздничные (т.е. без стихиры храма) поются на следующие дни: 1) на все двунадесятые праздники; 2) на их попразднства и отдания в воскресенье; 3) на воскресенье (на неделю пред Рождеством Христовым – Святых Отец), случившееся во время предпраздн-ства Рождества Христова; 4) на недели (воскресенья): апостола Фомы, мироносиц и Святых Отец (7-я по Пасхе).

По окончании пения стихир и каждения, диакон произносит молитву: «Спаси Боже люди Твоя». Прошения этой молитвы прерываются пением: «Господи, помилуй» сперва 40 раз, потом 30 раз, далее – 50 и, наконец, 3 раза (дважды).

Священник, после возгласа («Услыши ны Боже...»), преподания мира всем («Мир всем»; лик: «И духови твоему») и главопреклонения (диакон: «Главы наша Господеви приклоним»; лик: «Тебе, Господи») заканчивает литию молитвою: «Владыко многомилостиве...», в которой просит Господа, чтобы Он сотворил благоприятну нашу молитву, даровал нам оставление согрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.

 

Стихиры на стиховне.

«Ныне отпущаеши».

Отпустительные тропари

 

После литии, а если ее не было, го после просительной ектений (именно, после возгласа: «Буди держава...») поются стихиры на стиховне.

На воскресные дни: если случится в них двунадесятый праздник Богородичный, или предпразднство, попразднство и отдание всех вообще двунадесятых праздников, поются стихиры на стиховне воскресны и на «Слава, и ныне» – предпразднства или праздника; если случится святой с бдением, полиелеем, или поемый на 6, то поются стихиры воскресны, «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу святого; если же случится двунадесятый праздник Господний, то поются стихиры только праздничные.

В седмичные дни: на все двунадесятые праздники, на их предпразднства, попразднства и отдания, на праздники святых с бдением, полиелеем и великим славословием – поются на стиховне вообще стихиры праздничные (т.е. предпразднства, или праздника, или святого); на остальные дни – стихиры из Октоиха, или заменяющей его Триоди, «Слава» – святого (из Минеи), «И ныне» – Богородичен или (в среду и пятницу) Крестобогородичен.

В стихирах на стиховне воспеваются оправданные и уже прославленные Богом святые или же славится то или другое спасительное для людей священное событие.

Таким прославлением Церковь возбуждает и укрепляет в душе христианина желание искать и обрести то блаженное состояние, которое уготовано Господом для праведных. Это желание и выражается далее в пении (или чтении) полной успокоения и надежды молитвы Симеона Богоприимца, который в конце жизни своей узрел спасение Израиля: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Эта молитвенная песнь есть как бы голос всех ветхозаветных праведников, узревших духовными очами давно ожидаемого Спасителя. Употребление песни святого Симеона Богоприимца в конце вечерни напоминает нам и о конце жизни нашей и научает нас желать, подобно святому старцу, отойти из этой многомятежной жизни безбоязненно, с миром, уповая на благодать, явленную чрез Иисуса Христа. Для утверждения же нашей надежды на милосердие Господа, далее – после молитвословий «Трисвятое» и «Отче наш» – поются так называемые отпустительные тропари и Богородичны, в славу и честь воспоминаемых святых или праздника.

Вот некоторые указания относительно пения тропарей отпустительных.

На воскресенье, хотя бы в этот день случился и святой с полиелеем, поется тропарь: «Богородице Лево, радуйся...» (трижды).

А если в воскресенье случится святой с бдением или особое празднество (например, в 1-й и 3-й недели Великого поста, в неделю Всех Святых, в неделю Святых Отец и подобное), то на воскресенье поется: «Богородице Дево» (дважды) и тропарь святому или особому празднеству – один раз (например, Образу или Кресту, или Всем Святым, или Святым Отцам и проч.; если неделя Святых Отец случится 24 декабря, то поются: тропарь Отцев (дважды) и предпразднства (один раз)).

На все двунадесятые праздники, хотя бы они случились и. в воскресенье, поется: тропарь праздника – трижды (кроме того случая, когда двунадесятый праздник придется в такое воскресенье, в которое совершается еще особое празднество, например, Благовещение в 3-ю неделю Великого поста или в неделю Ваий: тогда поется тропарь праздника (дважды) и на «Слава и ныне» – тропарь Кресту или недели Ваий (один раз)).

На седмичные дни (кроме дней пения Постной и Цветной Триоди, когда поются тропари Триоди): если в седмичные дни случится празднование святому с бдением, то поется тропарь святому (дважды) и «Богородице Дево» (один раз); если же случится празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому и на «Слава и ныне» – Богородичен тропаря воскресного по гласу тропаря святого, а на субботу – Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа (Типикон, гл. 52); а если в седмичные дни нет празднования с великим славословием, полиелеем или бдением, то поется тропарь святому из Минеи и на «Слава и ныне» – Богородичен от меньших, или (в среду и пятницу) Крестобогородичен* по гласу тропаря святого (а если празднуется двум святым-, то поются: тропарь первому святому, на «Слава» – тропарь второму святому и на «И ныне» – Богородичен по гласу второго тропаря), на субботу на «Слава и ныне» (или на «И ныне») поется Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа (т.е. гласа Октоиха, петого в минувшее воскресенье).

* Богородичны от меньших (названы так в Типиконе по своей краткости) и Крестобогородичны печатаются в конце каждой книги Минеи, в Следованной Псалтири и в Типиконе под заглавием: «Богородичны отпустительные по тропарех святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь» и в конец утрени». Эти Бо-городитны находятся всех 8-ми гласов для каждого седмичного дня и поются на тот мае, на который поется тропарь.

 

В дни пения Постной и Цветной Триоди поются тропари Триоди. При этом относительно великой Четыредесятницы должно заметить следующее правило: на седмичные дни ее (а равно еще на среду и пятницу сырной недели) положено петь следующие одни и те же тропари по одному разу: «Богородице Дево», «Слава» – «Крестителю Христов», «И ныне» – «Молите за ны святии Апостоли», «Под Твое благоутробие прибегаем» (исключение бывает тогда, когда в седмичные дни Четыредесятницы случится праздник Благовещения или. святой с полиелеем, тогда поется тропарь или праздника (трижды), или святого с Богородичным (Типикон, 25 марта, 24 февраля, 9 марта).

На субботы родительские пред неделею мясопустною и Пятидесятницы поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй», «Слава и ныне» – «Тебе и стену и пристанище имамы». На субботы пред неделями (воскресеньями) 2-й, 3-й и 4-й Великого поста, равно и на все субботы, когда будет совершаться служба заупокойная, поются тропари: «Апостолы, мученицы, пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи, я ко благ рабы Твоя», «И ныне» – «Мати неизреченного Света».

 

Благословение хлебов

 

На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается еще благословение хлебов*. Именно: при пении стихир стиховных священнослужители подходят к стоящему среди храма столику с пятью хлебами, пшеницею, вином и елеем. После «Ныне отпущаеши», «Трисвятого» и «Отче наш», во время пения тропаря диакон совершает троекратное каждение вокруг столика, затем возглашает: «Господу помолимся», лик: «Господи, помилуй», а священник, благословляя хлебы, читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш...».

* Благословения хлебов не бывает на вечерни, совершаемой отдельно от утрени, хотя бы на этой вечерни и была лития.

 

Окончание вечерни

На всенощном бдении

 

После благословения хлебов, а когда его не было, то после тропаря на всенощном бдении лик поет: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды), и затем читается псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время» до: «не лишатся всякого блага». Священник, как бы в ответ на слова псалма, преподает верующим благословение Божие, говоря: «Благословение Господне на вас...». Лик поет: «Аминь». Этим заканчивается первая часть всенощного бдения – великая вечерня. Далее чтением шестопсалмия начинается вторая часть бдения – утреня.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1863 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.