Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


На положение и состояние поющих




И слушающих песнопения

 

1. Акафист (неседален); это – песнопение, во время которого не позволяется сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Этот акафист состоит из 24 песней, по числу букв греческого алфавита. 12 из этих песней – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Первый кондак: «Взбранной воеводе...» не входит в общий счет; он служит как бы темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме первого, оканчивается припевом: «Аллилуиа», а каждый икос – ангельским приветствием: «Радуйся, Невесто Неневестная». Первая часть акафиста (до 7-го икоса) имеет содержание историческое, вторая – догматическое и нравоучительное. По образцу этого акафиста составлены и другие акафисты.

2. Седален – наименование, противоположное акафисту и обозначает собою песнопение, во время которого верующим позволялось садиться для того, чтобы выслушать следовавшее затем чтение поучений, толкований Слова Божия, повествований о жизни святого или о празднуемом событии. Седальны полагаются на утрени: после кафизм, после полиелея и после 3-й песни канона – пред чтением (на вечерни после кафизмы нет чтения, а потому нет и седальнов). Однако есть седальны, которые должны быть выслушаны стоя, например, седальны на утрени в Великий Пяток.

3. Ипакой (подпевать, или внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются на воскресном повечерии, на воскресной полунощнице после канона, на утрени пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Свое название эта песнь получила оттого, что ее в древности за певцом или чтецом подпевал весь народ. По другому значению название это указывает на особенное внимание, с которым эта песнь должна быть выслушиваема ради важности ее содержания, которым служит истина Воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакой всегда должны быть выслушиваемы стоя, даже, когда они полагаются вместо седальнов.

 

Наименования песнопений,

Указывающие на время пения их

При Богослужении

 

1. Прокимны – это краткие стихи из псалмов и других книг Священного Писания, предваряющие чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, которые составляют продолжение прокимна и имеют с ним тесную связь. Прокимен или выражает главную мысль следующего за ним чтения Священного Писания, или же, когда чтения не положено, относится к дневному священному воспоминанию и выражает общее значение дневной службы. Есть прокимны называемые великими и отличающиеся от других прокимнов тем, что они имеют при себе не по одному, а по три стиха, и потому поются продолжительнее других прокимнов. Великие прокимны поются на вечерни: а) на все недели (воскресенья) в году – один прокимен: «Господь воцарися...»; б) в вечер недель (вечером в воскресенья): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Великого поста – попеременно два прокимна: «Не отврати лица твоего...» и «Дал еси достояние...»; в) в вечер недель: Пасхи, апостола Фомы и Пятидесятницы («Кто Бог Велий, яко Бог наш...»); г) в вечер праздников (а если они случатся в субботу, то на самые праздники): Рождества Христова («Кто Бог Велий...»), Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения («Бог наш на небеси и на земли...»); д) на вечерни во всю Пасхальную седмицу, на каждый день особые.

2. Аллилуиарий. Это – стих, предваряющий собою чтение Евангелия и произносимый после пения «Аллилуиа», от которого и получил свое название. Называется он также и просто «Аллилуиа». Аллилуиарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним (служит как бы предисловием к евангельскому чтению), но часто имеет отношение к службе дня, святого, праздника и тогда в богослужебных книгах называется: «Аллилуиа дне», «Аллилуиа гласа», «Аллилуиа праздника».

3. Причастен – стих, который поется с припевом «Аллилуиа» во время Причащения священнослужителей. Причастны бывают: дня, святого или праздника, смотря по тому, имеют ли отношение, по своему содержанию, к службе дня, или святого, или праздника.

4. Отпустительные. Это – песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени (на «Бог Господь» и по «Благо есть»), на часах и на литургии по входе с Евангелием., Отпустительными бывают: тропари, кондаки и Богородичны.

 

Наименование песнопений в





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2282 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.