Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Указывающие на поэтический размер,




Образ пения и состав их

 

1. Стихира (многостишие, или то, что написано стихами). Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на три вида: а) стихиры на «Господи воззвах»; они поются на вечер-пи после пения псалма 140 («Господи воззвах») и предваряются стихами или припевами из псалмов 141, 129 и 116 («Изведи из темницы душу мою...» и проч.); б) стихиры стиховны или на стиховне; так называются стихиры, имеющие пред собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на «Господи воззвах» и на «Хвалите»), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, соответственно пращнику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конец утрени, когда нет великого праздника; в) стихиры на хвалитех или хвалитны – это те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150, в которых часто повторяется слово «Хвалите». Кроме этих стихир есть стихиры литийные, которые поются на литии.

2. Канон. Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней*, составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (правило). По различию содержания

По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, богородичными, троичными, святых.

* В большей части канонов 2-й песни нет; в некоторых канонах (четырепеснцах, трипеснцах и двупеснце) пропускаются и другие песни, кроме 3-й и 9-й.

 

Каждая песнь канона содержит в себе несколько стихов; первый стих каждой песни называется ирмосом (связь), так как он служит образцом и вместе связью для последующих стихов той же песни (сообщает им порядок относительно числа стоп и строк и тон их пению); стихи же, следующие за ирмосом, называются тропарями (обращаю), так как они обращаются к ирмосу, т.е. подчиняются ему и по размеру и по напеву. Хотя по содержанию своему песни канона вообще характера новозаветного, но ирмосы, за исключением ирмоса 9-й песни, составлены по образцу определенных ветхозаветных библейских песней (гимнов). В ирмосах явление Христа Спасителя в мир и совершенное Им дело спасения людей изображаются в таких чертах, как предвидели и как воспевали это ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Тропари же канона – песнопения чисто новозаветного характера, прославляющие Господа, Божию Матерь или святых.

Ирмос 1-й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев чрез Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх. 15: 1—21). Событие это служит прообразом нашего спасения чрез Иисуса Христа, Который Своим Воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божиею, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.

Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им пред своею смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32: 1–43). Вторая песнь, как песнь покаяния, поется только в Великом посту.

Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1 Цар. 2: 1—10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые, до принятия христианства, не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей («Процвела есть пустыня... языческая неплодящая церковь...» – воскресный канон 2-го гласа).

Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни пророка Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв. 3: 1—19). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от Девы Марии.

Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни пророка Исайи, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис. 26: 9—21). Словами этого пророка в ирмосе 5-й. песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.

В ирмосе 6-и песни, составленном, по образцу молитвы пророка Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона. 2: 3—10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани – вечному спасению.

Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших ВСЮ тварь воспевать и превозносить с ними Господа вовеки (Дан. 3: 25-45, 51-90).

В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи снятого Захарии по случаю рождения у него сына – святого Иоанна Предтечи (Лк. 1: 68—79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею При свидании с праведною Елисаветою (Лк. 1: 46—55).

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Священном Писании, положено во время канона петь или читать – в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона, вместо стихов библейских песней, произносятся припевы, т.е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Паcxy и они поются).

3. Тропарь. Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выражающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами.

4. Антифоны. Это – священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифоны бывают нескольких видов: а) антифоны кафизм, или «славы», поемые, по Уставу, на два лика; б) антифоны изобразительные, состоящие из псалмов: 102 («Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его...») и 145 («Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем...») и поемые в субботние, воскресные и праздничные дни на литургии после великой ектений. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо 3-го антифона поются блаженны с тропарями из 3-й, 6-й или иной песни утреннего канона; в) антифоны вседневные, состоящие из псалмов: 9 («Благо есть исповедатися...»), 92 («Господь воцарися, в лепоту облечеся...») и 94 («Приидите, возрадуемся..»), поемые на литургии, вместо изобразительных и блаженных, в дни непраздничные, когда в Уставе не указаны песни канона на блаженных. К стихам указанные псалмов присоединяются припевы новозаветных песней, – именно: к стихам 1-го антифона: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; к стихам 2-го антифона: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; к стихам 3-го антифона: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа». (Антифоны изобразительные и вседневные см. в Ирмологионе.); г) антифоны праздничные поются в двунадесятые праздники Господни, кроме Сретения (праздник этот по службе относится к разряду Богородичных)?, и во все дни Светлой седмицы, и состоят из стихов псалмов, имеющих отношение к празднуемому событию, и припевов. Припев 1-го антифона: «Молитвами Богородицы...»; 2-го антифона: применяется к празднику, например, в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа»; припевом 3-го антифона служит тропарь праздника. Последний стих 3-го антифона называется входным, потому что его произносит диакон при входе в алтарь; д) антифоны степенны; они поются на утрени воскресной и в праздники со всенощным бдением и с полиелеем (пред чтением Евангелия) и называются степенными потому, что составлены (Иоанном Дамаскиным) применительно к 15-ти так называемым степенным псалмам (от псалма 119 до псалма 132), певшимся в ветхозаветной Церкви на 15-ти ступенях Иерусалимского храма. Своим содержанием антифоны также ведут нас, как бы по ступеням лестницы, от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от владычества греха к освящению Духом Святым. Для каждого гласа имеются особые антифоны степенны (для 8-го гласа – четыре антифона, а для остальных гласов – по три антифона). Каждый антифон состоит из трех стихов. Чаще других антифонов поется 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». (Антифоны степенны печатаются в Октоихе и Ирмологионе.)

5. Подобны, самоподобны и самогласны. Подобными называются такие песнопения, которые послужили образцом (подобием) для других песнопений, иногда в отношении содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же образцом другим песнопениям по составу, подобны служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же подобен), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и подобен и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. Самоподобными и самогласными называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть две или три известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют однако сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою. Глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.

6. Косныя, т.е. песнопения, которые поются протяжно, медленно, как, например, причастны, величания и проч.

 

Наименования, указывающие





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.