Модульная система верстки
Расположение иллюстраций имеет большое значение для удобства пользования книгой и заметно влияет на весь ее художественный облик.
Различная роль иллюстраций и характер их связи с текстом произведения отражается и на их расположении.
Иллюстрации могут быть тесно связаны с определенным участком текста, без них текст часто бывает непонятен, и читатель непременно обращается к иллюстрации при чтении соответствующего отрывка. Поэтому для читателя важно, чтобы такого типа иллюстрации в издании находились в непосредственной близости к «своему» тексту, чтобы переход был возможно более легок.
Иллюстрации, например, в литературно-художественной книге очень часто (но, конечно, не всегда) можно отнести не к отдельному эпизоду, а к большому разделу произведения, они смотрятся в какой-то мере обособленно от чтения, к ним часто возвращаются и после прочтения книги. Изобразительный материал этой группы важно расположить так, чтобы он хорошо воспринимался; один из способов для этого — отделить его от текста заметным пробелом.
Расположение иллюстраций тесно связано с общим характером оформления книги, с общими композиционными принципами ее конструирования. По-разному размещаются иллюстрации при симметричной и асимметричной композиции. Вместе с тем иллюстрации должны быть расположены так, чтобы все страницы и книжные развороты воспринимались читателями как обоснованно и гармонично скомпонованные, чтобы на протяжении всей книги последовательно выдерживались установленные принципы композиции.
Существуют различные способы расположения иллюстраций. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.
1) Открытая верстка. Иллюстрация или иллюстрации размещаются вверху или внизу полосы. Иллюстрации, расположенные таким образом, выглядят несколько обособленными от текста, что делает их более заметными.
2) Закрытая верстка. В таком случае выше и ниже иллюстрации на полосе набора расположен текст. Данный прием позволяет поместить иллюстрацию в непосредственной близости к «своему» тексту. Рекомендуется располагать иллюстрацию после первой ссылки на нее. Сегодня этот прием считается не актуальным.
3) Верстка в оборку. Иными словами, иллюстрация как бы «обтекает» строками текста, более короткими, чем на остальной части полосы.
Существуют три варианта верстки в оборку: открытая, закрытая и глухая. Рассмотрим их.
При открытой оборке иллюстрация находится в одном из углов книжной полосы и обрамляется текстом только с двух сторон;
при закрытой же оборке иллюстрация «обобрана» текстом с трех сторон;
при глухой оборке иллюстрация обрамлена текстом со всех четырех сторон. В таком случае иллюстрацию обычно размещают по центру полосы набора. Рекомендуется располагать ее чуть выше середины полосы набора по высоте.
В оборку верстают только такие иллюстрации, которые значительно уже формата полосы. В противном случае строки оборки будут слишком коротки, что приведет к неправильным переносам слов и т. п. Минимальная ширина оборки в изданиях среднего и большого формата при наборе основного текста кеглем 8 — 2 квадрата, кеглем 10 — 2 1/2 квадрата, кеглем 12 — 3 квадрата. В изданиях малого формата при наборе кеглем 10 и 8 минимальный размер оборки —1 1/2 квадрата. Оборка позволяет в наибольшей степени приблизить иллюстрацию к «своему» тексту.
4) Следующий прием оформления иллюстраций в книге называется верстка с выходом на поля. Данный прием используется для повышения заметности иллюстрации. В книге этот способ позволяет при сравнительно небольшом формате издания поместить крупную иллюстрацию.
5) Вариантом верстки с выходом на поля является прием, который называется верстка под обрез. При макетировании такого вида иллюстраций необходимо учитывать некоторые технологические особенности. Нужно так размесить иллюстрацию, чтобы при обрезке (5 мм) не пострадали значимые элементы ее композиции, ее характер. Иными словами, оригиналы «выпускаемых» под обрез иллюстраций необходимо определенным образом кадрировать — с таким расчетом, чтобы под обрез могла попасть только совершенно несущественная часть изображения.
6) Следующий прием оформления иллюстраций в книге называется верстка на полях. Этот способ больше всего подходит для небольших легких перовых рисунков, но в рамках соответствующей композиции может быть использован и для более тяжелых по пятну иллюстраций. Такое расположение связано с дополнительным расходом бумаги, так как требует увеличения ширины полей, и поэтому применяется редко.
7) Иллюстрации могут занимать целую полосу или несколько полос. Они называются полосными. На отдельных полосах располагают иллюстрации, по размеру близкие к формату полосы, или же целые группы близких по содержанию и характеру иллюстраций; такую группу часто называют таблицей.
Иллюстрация может быть расположена на двух смежных полосах. Как правило, такая иллюстрация помещается на развороте.