Выделяют следующие этапы проектирования шрифтов:
1. Накопление и анализ информации.
2. Разработка концепций (концепция — описание целей и задач оформления).
3. Разработка эскизов (пока только основные элементы шрифта: засечки, надбуквенные элементы; прорабатываются пропорции, некоторые основные буквы в нескольких вариантах).
4. Выбор и утверждение эскизов заказчиками.
5. Разработка всего проекта.
6. Апробация, анализ.
7. Корректировка проекта.
8. Передача проекта заказчику на оговоренном в договоре носителе.
Обоснование выбора шрифтов
Выделяют следующие группы полиграфических шрифтов:
1. Книжные гарнитуры
Литературная (высокая печать, нет острых углов, тонких элементов; характеризуется неравномерным затеканием краски) служит для массового производства литературных книг, но в современных усовиях выглядит архаично.
Академическая предназначена для научных монографий, собраний сочинений ученых, те есть для «серьезных», больших по формату изданий.
Журнальная служит для оформления заголовков, рубрикации верхнего уровня.
Р убленая (отсутствуют засечки) служит для оформления заголовков среднего и верхнего уровней.
Перечисленные гарнитуры являются общими, есть также именные — названные в честь художника, разработавшего гарнитуру (например, Банниковская).
2. Именные гарнитуры:
Банниковская (50-60-е гг.)
Байконур (для научно-популярных изданий).
Балтика (тонкая, выразительная, классическая, требует высокого качества бумаги и печати).
Tip Times. Особенности газетных гарнитур — емкость, конденсированность, так как набор происходит в колонки. Шрифт Tip Times пришел из газет, используется для набора на узкую полосу (брошюры, методички, вспомогательные книжные издания).
Tip Bodony (для переводных изданий).
Мысль (для издания общественно-политической литературы, для чисто текстовых изданий).
3. Газетные гарнитуры. Характеристики: емкость, конденсированность, сжатость.
Новая газетная (для основных текстов в газете).
Газетная рубленая (для заголовков).
Газетная брусковая (для лозунгов).
Агат (для набора пониженным кеглем, например, вспомогательного текста и подрисуночных подписей).
Звездочка (для набора рекламных объявлений).
Норма (для набора выделений и рекламы, программы ТВ-передач).
4. Журнальные гарнитуры
Журнальная.
Журнальная рубленая (для заголовков).
Боченоса.
Балтика.
Божановская.
Кузаняна.
Пескаревская.
5. Гарнитуры для словарей и справочников. Характеристики: емкость, конденсированность.
Кудряшовская энциклопедическая.
Кудряшовская словарная
Данные гарнитуры удобочитаемы при малых кеглях.
6. Детские гарнитуры
Букварная (буквари, книги для младшей и средней школы).
Школьная (учебники для средних классов).
7. Рекламные и акцидентные гарнитуры
Акцидентная.
Плакатная.
Рубленая.
Реклама.
Сувенир (имитирует старославянский шрифт).
Каллиграфическая (для детских прописей).
Астра.
Лидия (только прописные буквы).
Электрон (для табло, электронных часов).
ТЕМА 4 ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ
Структурные элементы книги. Композиция внутренних элементов книги. Основной и дополнительный тексты
Рубрикация
Системы оформления книги
Виды книжной верстки. Верстка текста с иллюстрациями. Модульная система верстки
Титульные элементы книги. Виды и оформление титульного листа. Справочно-вспомогательные элементы, примыкающие к титулу. Выходные данные
4.6. Внешнее оформление книги. Назначение обложки и переплета, их типы. Оформление и особенности конструкции: суперобложка, форзац, футляр
Структурные элементы книги. Композиция внутренних