Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функционально-стилистическая традиция изучения жанров




Для того чтобы начать рассуждение о трансформации жанра современного телевизионного анонса, нам необходимо определить, на каких основаниях будет строиться анализ. Жанр - это традиционный термин лингвистики, литературоведения, искусствоведения. Существует и специальная научная отрасль - теория жанров. В данном исследовании мы ограничимся рассмотрением телевизионных жанров как разновидности жанров СМИ с лингвистической точки зрения.

В функциональной стилистике жанры публицистического стиля рассматриваются как определенные «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений (М.М.Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Традиционно жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Логическими основаниями для дифференциации жанров служат предмет отображения, функция, которую они выполняют, характер и свойства, своеобразие отражаемых предметов и явлений, степень (глубина) проникновения в действительность, применяемые методы и приемы отражения действительности (Мельник, Тепляшина; 2006).

Жанровая структура определяется и соотнесенностью с информационным и собственно публицистическим подстилями публицистического стиля. Информационному подстилю соответствуют информационные жанры (хроникальная заметка, информационная заметка, корреспонденция, репортаж, информационное интервью). К публицистическому подстилю можно отнести аналитические жанры (аналитическая статья, рецензия, комментарий, обзор, корреспонденция), сатирические жанры (фельетон, памфлет, сатирическая реплика), художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, полемическая статья, заметка). В перечисленных жанрах реализуются те черты и признаки, которые заключает в себе функциональный стиль. Считалось, что функциональный стиль «задает общую установку использования языковых средств и способ речевой организации» (Г.Я. Солганик), поэтому без такого общего подхода к исследованию, который позволяет осуществить понятие функционального стиля, невозможно вскрыть черты отдельных жанров.

Однако под влиянием экстралингвистических факторов (разнообразие стилистических манер, обусловленных идеологическим плюрализмом и задачами позиционирования на рынке СМИ, высвобождением личностного начала журналиста) классическая система жанров претерпела существенные изменения. Она не только трансформировалась, но и расширялась, уточнялась. Исследователями уже были отмечены такие изменения в ней, как усиление информативного начала, резкая активизация личностной тенденции, утверждение диалогичности как фундаментального качества газетной речи и вообще журналистского творчества, — все это в первую очередь отразилось на жанровой перестройке газеты [Кайда, 1992; Какорина, 1992; Кожина, Дускаева, 1993; Солганик, 1996 и мн.др.].

Правда, мнения ученых расходятся в оценке глубины этих преобразований. Если Г.Я. Солганик говорит лишь о некоторых изменениях старой системы (исчезновении одних и о формировании других жанров, то Л.Е. Кройчик более категоричен: «Вместе со старой системой организации СМИ рухнула и прежняя классификация жанров». И далее: «Прежняя классификация устарела - а что взамен?» [Кройчик, 2000: 130]. Тем самым актуальность проблемы типологии газетных жанров совершенно очевидна [Дускаева, 2008]. Этот процесс не прекращается, поскольку каждая эпоха обладает своей системой жанров в каждой из сфер духовной деятельности и общения. М.М. Бахтин писал: «В каждую эпоху задают тон определенные жанры» [Бахтин, 1979: 271].

Д.С. Лихачев, обращая внимание на то, что жанр — категория историческая, утверждал: «Литературные жанры... постоянно меняются и сменяются. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным», — дело еще в том, что меняются самые прин­ципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху» [Лихачев, 1986: 55].

A.A. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» выделяет 35 публицистических жанров. Наряду с традиционными, рассматриваются аналитический опрос, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, сатирический комментарий, житейская история, легенда, прогноз, версия, эксперимент, исповедь, рекомендация (совет), эпиграф, эпитафия, аллегория, анекдот, шутка, игра [Тертычный, 2000]. Некоторые ученые выделяют почти 400 газетных жанров. Обособляются ораторские жанры (выступление на митинге, публичные выступления политиков, лозунги, тосты, дебаты), коммуникативные жанры (пресс- конференция, саммит, встреча «без галстука» - Григорьева, 2003), сатирические жанры (прикол, стеб, афоризм – Беглова, 2007), рекламные жанры и т. п. Ясно, что в большинстве классификаций отсутствует единое основание деления. «Если подходить к вопросу строго логически, в большинстве существующих классификаций жанров отсутствует единое основание для деления. В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других - понятийные. Однако, как правило, в конце концов, все они оказываются в едином списке жанров, выделяемых по разным основаниям. При этом часто подчеркивается, как бы в оправдание такой бессистемности, что газетные жанры отличаются многообразием и взаимопроникновением» [Конурбаева, 2003: 182]. Первая проблема в этой области - критерии выделения современных жанров и их состав.

В сложившейся ситуации лингвисты вырабатывают новые подходы к изучению жанров СМИ. Н.И. Клушина считает, что в коммуникативной стилистике более правомерным является деление текстов не на жанры (как в функциональной стилистике), а на типы текстов, что более точно отражает сложившуюся сегодня в стилистике ситуацию диффузности, трансформации классической системы медиажанров. «В коммуникативной стилистике на первый план выдвигается «я» говорящего, и свой замысел автор реализует не в тесных границах жанра, а в коммуникативном пространстве речи, ломая все сдерживающие жанровые перегородки» [Клушина, 2008: 59]. Именно интенция управляет процессом порождения сообщения, организуя его внешнюю форму. Поэтому можно говорить не о жанрах, а о типах текстов, объединенных определенной интенцией (например, публицистические типы текстов, реализующие интенцию убеждения, информационные — интенция информирования).

«О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказываний (текстов) писал М.М. Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра» [СЭС, 2003: 56], которое взяли за основу лингвисты, определяющие жанр с точки зрения современного коммуникативно-деятельностного подхода.

Понятие речевой жанр в современной лингвистике не имеет однозначной интерпретации (работы А. Вежбицкой, В.В. Дементьева, М.Н. Кожиной, Т.В. Шмелевой, A.B. Щербакова и др.). Большинство современных исследователей, в том числе М.А. Ковальчукова, описавшая особенности новостного Интернет-анонса, Т.И. Попова, рассматривающая телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте, опираясь на определение речевого жанра, данное М.М. Бахтиным, акцентируют внимание на коммуникативной сущности речевого жанра. Речевой жанр понимается ими как элемент дискурса, который характеризуется типическими моделями речевого поведения и набором определенных речевых действий, специфических для данного типа коммуникации. Т.А. Шмелева в «анкете речевого жанра» рассматривает коммуникативную цель жанра, концепцию автора, концепцию адресата, фактор коммуникативного прошлого жанра и коммуникативного будущего, событийное содержание, языковое воплощение [Шмелева, 1995].

Нельзя смешивать понятия публицистический жанр и речевой жанр. Речевые жанры - это своеобразные кирпичики, которые могут встраиваться в публицистические жанры [Солганик, 2010]. Однако наделять речевые жанры статусом публицистического некорректно. «Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр. Материал распределяется по жанрам журналистики в зависимости от того, как он отвечает на три главных вопроса: что освещается, для каких целей и каким образом» (В.Б.Шкловский).

Обобщив существующие в современной стилистике различные трактовки понятия «жанр», можно вслед за В.И. Коньковым трактовать жанр как определенный тип текстов, который характеризуется набором специфических композиционно - речевых форм и реализует коммуникативное намерение адресанта.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 890 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2535 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.