Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава I. Теоретические основы изучения жанра анонс




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра русского языка

Доманский Роман Тимурович

АНОНС КАК РАЗНОВИДНОСТЬ PR-ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ТЕЛЕАНОНСОВ)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по специальности 030602 – Связи с общественностью

Научный руководитель –

Кандидат филологических наук, доцент

Клецкая Светлана Ильинична

Рецензент –

Кандидат филологических наук

Ковтуненко Инна Викторовна

Ростов-на-Дону – 2014

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….…….. 3

Глава I. Теоретические основы изучения жанра анонс……………………..…. 8

1.1 Функционально-стилистическая традиция изучения жанров……… 8

1.2 Жанр «анонс» с позиций коммуникативной стилистики…………. 12

1.3 Телеанонс и генетически родственные ему жанры: разграничение понятий………………………………………………………………... 14

Выводы к Главе I………………………………………………………………... 17

Глава II. Использование анонса в системе проможанров……………………. 18

2.1 Телеанонс в системе жанров телевизионного промодискурса…… 18

2.2 Стратегии и тактики телеанонсирования…………………………… 23

2.3 Лингвостилистические особенности современного телевизионного анонса…………………………………………………………………. 37

Выводы к Главе II..……………………………………………………………… 49

Глава III. Коммуникативные сбои и лингвоэстетические проблемы в тексте

современного анонса…………………………………………………...... 52

3.1 Проблемы восприятия современного телевизионного анонса……. 52

3.2 Проблема деморализации современного языкового сознания…… 59

Выводы к Главе III.……………………………………………………………... 65

Заключение…….………………………………………………………………... 68

Библиографический Список…………………………………………………… 73

Приложение1……………………………………………………………………. 81


 

Введение

Актуальность данного исследования определяется противоречием между возрастающей ролью жанра анонса на современном телевидении, с одной стороны, и неизученностью его специфики, с другой. Назрела необходимость выявить, описать и систематизировать жанрово - стилистические особенности современного телеанонса как компактной формы передачи актуальной информации, призванной воздействовать на сознание адресата и побуждать его к определенным действиям.

В современном дискурсивном пространстве, в пространстве воздействия и восприятия, процесс коммуникации не ограничивается трансляцией информации и менторскими суждениями по тому или иному поводу. Для аудитории с “клиповым сознанием” гораздо любопытнее оказывается демонстрация событий и явлений, которая позволяет объединить развлекательный, информационный и убеждающий (воздействующий) компоненты. Одним из ярчайших примеров такого синтеза является жанр анонса. Его коммуникативная эффективность, по-видимому, состоит в том, что он реализуется как краткое образное и в то же время сюжетное сообщение в условиях недостатка времени, переизбытка информации и, как следствие, невнимания аудитории, воспринимающей общий “поток” массмедиа как фон.

Для того чтобы в общем потоке информации тот или иной образ, транслируемый в процессе анонсирования, был узнаваем и читаем аудиторией, анонс включает в себя целый комплекс тактических ходов, реализуемых на различных уровнях: семантическом уровне (прямой призыв к действию, риторический вопрос, риторическое восклицание, нормативное утверждение, пресуппозиция, противопоставление), метасемиотическом уровне (коннотативные, ассоциативные значения); метаметасемиотическом уровне (мотивационное и психоаналитическое воздействие посредством внушения и убеждения) [Медведев, 2004: 176-198]. Каждая из перечисленных составляющих апеллирует к скрытым или явным ожиданиям аудитории. Как информационный жанр, анонс представляет собой превентивное сообщение о будущих мероприятиях. Как форма промоушена (от англ. sales promotion – содействие распространению, продаже, продвижению, сбыту, творческому успеху товара, либо услуги) в современном коммуникативном пространстве, он стал одной из маркетинговых стратегий телестанций, обеспечивающих их конкурентоспособную позицию и продвижение имиджа.

На современном телевидении жанр анонса становится востребованным как никогда ранее. Приоритетность данного жанра объясняется тем, что телеанонс позволяет адресату «воспринимать максимальное количество информации за минимальное количество времени» [Ковальчукова, 2009: 5]. Именно эта функция предопределяет его основные жанровые особенности.

Объектом являются тексты анонсов телевизионных программ, прозвучавшие в эфире телеканалов Первый Канал, НТВ, РЕН ТВ, СТС, ТВЦ в период с 2005 по 2014 год.

Предметом данного исследования являются жанрово-стилистические особенности современных телеанонсов.

Цель данной работы — провести комплексное исследование жанра современного телевизионного анонса с позиций коммуникативной стилистики.

Поставленная цель обусловливает решение следующих конкретных задач:

- раскрыть экстралингвистические причины трансформации жанра телеанонса, а также стратегии и тактики анонсирования;

- определить ведущие жанровые интенции и выявить сущностные жанровые черты и приемы оформления текстов анонсов;

- выявить и описать коммуникативные сбои и лингвоэтические проблемы в текстах телевизионных анонсов.

В зависимости от решаемых задач в работе использован комплекс научных методов: методы коммуникативно-дискурсивного анализа, семантико-стшистического анализа текста, диахронического анализа, синхронно-описательного и синхронно-сопоставительного. Чтобы понять и объяснить выбор языковых средств и их особую организацию в тексте телеанонса, был применен метод, близкий к эксперименту, сопоставление «черновых вариантов авторских строк с их авторским комментарием» [Тимофеев, 1977: 185].

Говоря о степени исследованности проблемы, необходимо отметить, что существует немало трудов, посвященных телевидению, которое представляет собой самостоятельный тип дискурса, обладающий языковой и жанровой спецификой (Р. А. Борецкий, E.JI. Вартанова, Г. В. Кузнецов, С.А. Муратов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский и другие). Однако телевизионный дискурс к настоящему времени остается малоизученной областью с точки зрения лингвостилистики.

Материалом для настоящего исследования послужили анонсы телеканала Первый канал, НТВ, ТВЦ, СТС, РЕН ТВ, ТВЦ. Корпус выборки составляет около 1000 анонсов, вышедших в течение 2005-2014 гг., период, интересный с точки зрения внутренней трансформации российского общества и возникновения новых приемов в подаче информации СМИ. Примеры текстов телеанонсов приведенных в работе отмечены датой не позднее 2010 года, в связи с авторскими правами телеканалов на использование их материала где-либо вне эфирного пространства и времени.

Научная новизна исследования заключается в том, что было введено понятие промодискурс, показано соотношение понятий дискурс, дискурс СМИ, телевизионный дискурс, телевизионный промодискурс. Сделан вывод о том, что в отличие от остальных жанров, анонс является самостоятельным жанром, причем его двойная интенция информирования и рекламирования открыта для адресата. Произошло сращивание информационного и рекламного дискурсов. Поэтому можно сделать вывод о трансформации жанра современного телевизионного анонса. Определено, что при сохранении информативной интенции в качестве ключевого жанрообразующего фактора в телеанонсе выступает интенция убеждения. Это позволило выявить основные языковые и речевые средства и способы речевого воздействия в современном телевизионном анонсе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут способствовать развитию современной теории речевого воздействия, психолингвистики, когнитивистики, прагмалингвистики, культуры речи, теории журналистского творчества и т.п.

Практическая ценность выполненного исследования заключается в том, что ее теоретические выводы имеют прямой выход в практику PR. Выводы исследования могут быть полезны и интересны практикующим специалистам в области PR для повышения профессиональной эффективности. Подобные знания могут быть полезны специалистам в сфере PR в максимально точном донесении анонсирующей информации до аудитории, в разработке собственных моделей построения текстов телевизионных анонсов максимальной эффективности.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области жанроведения (М.М. Бахтин, Ст. Гайда, В.В. Дементьев, JT.P. Дускаева, Л.Г. Кайда, В.И. Коньков, В.А. Салимовский, Г.Я. Солганик, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева и др.); медиалингвистики (М.Н. Володина, Л.Р. Дускаева, М.Ю. Казак, Е.В. Какорина, Т.В. Каминская, Н. Клушина, В.И. Коньков, М.А. Кормилицына, Г.Я. Солганик, Э.В. Чепкина и др.). В исследовании также нашли отражение работы отечественных лингвистов, исследующих когнитивную (Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.П. Чудинов и др.); прагматическую (С.И. Беглова, Г.А. Копнина, А.П. Сковородников, Т.И.Сурикова, Т.В. Чернышова, и др.) и коммуникативную (Н.С. Болотнова, Т.А. Воронцова, Л.К. Граудина, О.С. Иссерс, Е.С. Кара-Мурза, Н.И. Клушина, В.И. Коньков, B.C. Чернявская и др.) составляющие современной отечественной науки о языке. Также в работе использованы ресурсы сети Internet.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень изучения проблемы, формулируются цели и задачи исследования, дается характеристика источниковедческой базы и методологических подходов к исследуемой теме, определяется научная новизна и практическая значимость работы.

В главе I «Теоретические основы изучения жанра анонса» описаны теоретические основы изучения трансформации жанра современного телевизионного анонса. Определен жанровый статус телеанонса, описаны его отличия от генетически родственных жанров (анонсов информационных агентств, объявления, телевизионных рекламных роликов).

Глава II «Использование анонса в системе проможанров» посвящена рассмотрению экстралингвистической основы создания телевизионного промодискурса, выявлению и описанию современных проможанров. Дана классификация современных телеанонсов, показаны стратегии и тактики анонсирования.

В Главе III «Коммуникативные сбои и лингвоэтические проблемы в тексте современного анонса» проанализированы лингвоэтические проблемы, предпринята попытка выявить основные причины коммуникативных неудач в текстах телевизионных анонсов.

В заключении работы подводятся итоги и намечаются перспективы исследования. Намечено дальнейшее изучение манипулятивной природы транспонированных жанров промодискурса, обладающих скрытой интенцией и относящихся к персуазивному дискурсу, в котором убеждение, внушение и манипуляция тесно переплетены.

Работа снабжена приложением «Промокартина дня» — расшифровкой всех анонсирующих сообщений, показанных в эфире нескольких российских телеканалов (Первый канал, НТВ) в течение дня (14 марта 2010 года).

 

Глава I. Теоретические основы изучения жанра анонс





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2358 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.