Структурность бытия определяется взаимодействием трех основных условий, обеспечивающих его целостность.
Природная, социальная, феноменальная формы бытия
По степени очеловечивания выделяют природную, социальную, феноменальную формы бытия.
В предельно широком философском смысле категория "Природа" соразмерна категории "бытие", трактуемой как все сущее, включая и самого человека. Понимаемая в более узком смысле, как естественная среда обитания человека, Природа является объектом изучения естествознания.
Бытие неочеловеченной ("первой") природы. Бытие тел, процессов, состояний, систем природы. Независимость бытия неочеловеченной природы от человека и его сознания.
Бытие очеловеченной ("второй") природы, вещей, произведенных человеком. Отличие "второй" природы от "первой" природы, очеловеченного бытия от неочеловеченного Очеловеченное бытие - комплексная природно-социальная реальность, мир "чувственно-сверхчувственных" вещей.
По способу существования бытия выделяют объективную, субъективную и виртуальную реальности.
Бытие в качестве универсальной реальности является основанием ее отдельных форм. Реальность объективная (мир физических состояний, материальный природный мир) и субъективная реальность (духовная, продукт деятельности человека, мир психических состояний). Мир вещей и мир идей.
Понятие "объективное" определяется как существующее до, вне и независимо от сознания.
Субъективная реальность - продукт деятельности человека; к ней относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, знание. Бытие субъективной реальности - это бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности.
Физическая (биологическая, социальная) реальность - система теоретических объектов, построенных физической (биологической, социальной) теорией и наделяемых онтологическим статусом.
Гиперреальность - это искусственная, вторичная, виртуальная реальность, которая опирается на человеческие предрассудки, хочет казаться более реальной, чем настоящая. Сущность реальности - быть. Сущность гиперреальности - представлять реальность, подменяя ее. Виртуальная реальность есть чувственно-образное бытие. Она предполагает человеческую деятельность внутри себя.
Типы виртуальных реальностей: Зеркало, сон, галлюцинация, миф, сказка, театр, литература, фотография, радио, телефон, кино, телевидение, компьютер. Конструирование виртуальной реальности - жизненная потребность человека.
По степени предметности выделяют материальную, символическую и идеальную формы бытия.
Материя - субстрат (вещество), субстанция, объективная реальность.
Теоретико-познавательное определение материи делает главный акцент на возможности познания мира и позволяет выделить особый мир - субъективную реальность.
Онтологическое определение материи делает акцент на материальном единстве бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, связей, отношений, форм движения.
Идеалистическая традиция, начиная с Платона, рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, а мир материальных явлений как сферу выражения и проявления идеального. Идеальное выражает образ бытия предмета в голове человеке. Главное свойство идеального в том, что оно направлено на изменение не самой вещи, а образа вещи, и в этом качестве выступает как внутренняя потребность, побуждение и цель.
Советский философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924 - 1979) рассматривает идеальное как овеществление мыслительных форм (идеальное как объективированная мыслительная форма - например, скульптура). К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, ритуально-узаконенные схемы деятельности. Существо подхода Ильенкова: идеальное помещается в практику, включается во взаимодействие субъекта с объектом.
Советский философ Д. И. Дубровский представляет второй подход к проблеме идеального: идеальное присуще только сфере субъективного мира человека. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами и есть субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. В этом смысле идеальное непреложно объективировано
Третий подход - уходящая своими корнями в античность традиция, родоначальником которой считается Платон. Платон онтологизирует "идеи" (нормы культуры), придает им физический статус; реальный мир - лишь бледная копия мира идей. Важным свойством идей "идеального" является совершенство; они выступают как образец, идеал, который существует сам по себе.
Вопрос 22
Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Как полагал Аристотель, «всякое движение есть некоторое изменение». Трансформации качеств предстают как развитие в его широком значении. Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождения от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.
В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.
С помощью категории покоя фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципа - развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации. Так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.
Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Моисееву, исходные принципы:Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.
Диалектика и синергетика.
Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему.Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения.Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как втораяветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.
Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Специфика социально-исторического пространства и времени.
Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп.
В философии помимо концептуальных (теоретических) «пространства и времени» рассматривают еще и перцептуальные «пространство и время» (то есть их восприятия).
Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую).
Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»).
Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.
2 основные концепции пространства и времени:
1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).
2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель?!, Лейбниц?!, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.
В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:
- динамическая (время реально течет);
- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).
Кроме того, «социальное пространство и время» имеют свою специфику (где физически равные размеры не равноценны с социальной точки зрения). Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы.
Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением.
Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно.
Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций.
(27 вопрос) Структура философского знания С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей).
Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.
Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.
Гносеологическим философским исканиям, можно выделить эмпиристскую – опыт, и рационалистическую – разум (знание). Может быть и особый — скептический — вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке.
Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология — как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.
Феномен человека в научном и философском его понимании
«Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Своеобразие научного подхода к человеку: наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о ценностных ориентациях. Наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования. Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум.
Классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Душа здесь – это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всеобщего в человеке.
Понятия тела, души и духа конкретизируют философскую идею человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество. Они составляют как бы «внутренние» проекции категорий микрокосма, микротеоса и микросоциума, описывая возможную структуру человеческого «Я».
Вопрос 37
Познание – это социально организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:
а) знание как информация об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования
природного и социокультурного миров.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие
развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ
человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого становление и развитие
познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и
социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.
Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм
познания. В рамках первой из них следует различать:
1. Духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется
на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически
ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной
деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма
познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или
здравом смысле.
2. Духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая
вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма
духовного производства знаний и семиотических образований культуры.
Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка,
средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного
духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют мифологическое,
религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.
Познавательная деятельность человека, органично включенная в ткань его
реальной жизни и общения, непрерывно связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями.
Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как
психическая активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т.
д.
Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о
принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных
характеристик действительности в знании. Этот вопрос, получивший название «проблемы
истины в познании», является центральным для собственно философского подхода к
исследованию познавательной деятельности.
Становление философского образа познания происходило в античной философии.
Как и в других областях философского знания, в эпистемологии античные мыслители
оставили глубокий след и заложили фундаментальные основания последующих традиций.
При этом важно выделить две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное
воздействие на последующее развитие философских учений о познании. К ним относятся:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная прежде
всего в философии Платона, в частности в его концепции познания как припоминания
(теория анамнесиса);
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей,
которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как
фундаментальное основоположение наивно-реалистических и материалистических
концепций познания.
Однако одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда
оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших
знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения
этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм,
скептицизм, агностицизм.
Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель,
Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.), исходят из тезиса о принципиальной
познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты
исследуемой реальности.
В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию
эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого
разума подвергались принципиальному сомнению. Впоследствии усилиями
представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.)
была развита идея о том, что наиболее приемлемая познавательная ориентация субъекта
— это воздержание от суждений относительно способности человека достичь
достоверного и истинного знания.
В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П.
Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма, который сформулировал
систему аргументов против способности разума постичь природу каузальных связей в
мире. Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (от греч.
а€gnфstos), согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку
доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных
представителей агностицизма был И. Кант, утверждавший, что мир объектов — это
непознаваемые «вещи-в-себе».
Билет 38
Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное
отношение. С первых этапов своего конституирования и до формирования системно
обоснованных концепций познания классическая гносеология исходила из
фундаментальной предпосылки, согласно которой основная задача теории познания —
раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность
достижения истинного знания об объекте.
В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как
носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности
(чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих
способностей, собственно, и обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как
фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.
Иными словами, он трактуется как независимый от субъекта устойчивый центр
приложения его познавательных способностей.
В классической традиции основной темой теории познания становится
исследование не столько логики и особенностей строения знания (как результата акта
познания), сколько «логики интеллекта», т. е. особенностей и характеристик субъекта,
осуществляющего познавательную деятельность.
Конечно, о субъекте можно говорить лишь в рамках субъект-объектного
отношения. Но при этом важно понимать, что проблема объекта познания, как и другие
вопросы гносеологии, обретает смысл и значение лишь в той степени, в какой она связана
с проблемой субъекта познания, соотнесена с ней.
В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические
программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-
объектных отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.
Наивно-реалистическая теория познания наиболее полно представлена в
философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж.
Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.). В этой гносеологической программе
субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный
человек, биологический индивид, познавательные способности которого — это результат
естественной эволюции природы.
Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма была предложена Д.
Юмом, Дж. Беркли, Э. Махом, Р. Авенариусом и др. В рамках этой программы субъект
познания интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе
которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).
Существование объекта познания также определяется субъективными формами
чувственного опыта. Поэтому вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность
ощущений («идей»). Существовать — значит быть воспринимаемым — такова
субъективно-идеалистическая сущность этой гносеологической программы.
Программа трансцендентальной гносеологии впервые была разработана
родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея
этой программы — утверждение о том, что мир вещей и объектов не есть некая
внеположенная субъекту реальность, не зависящая в своем существовании от воли и
сознания субъекта. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их
конструирования в творческой деятельности субъекта. Но при этом субъект
интерпретируется Кантом не как биологический индивид или психологически-
эмпирическое сознание. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект»
как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание. В структуре
трансцендентального субъекта выделяются априорные, т. е. предшествующие реальному,
единичному акту познания, формы организации познавательной деятельности. К ним
относятся априорные формы чувственности; априорные формы рассудка; априорные
формы чистого разума. Именно благодаря наличию этих форм познания и априорных
условий его реального осуществления становится возможной познавательная
деятельность как творческий процесс генерации нового знания в математике,
естествознании, метафизике.
Социокультурная программа в теории познания была представлена в двух ее
основных версиях: в объективно-идеалистической философии Гегеля; в марксистской
диалектико-материалистической гносеологии.
В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание
субъекта познания. Он трактуется как социально-исторический субъект. Согласно такой
трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта,
накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной
деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась Гегелем как историческая
последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась
как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек
становится субъектом познания лишь в той степени, в какой он в процессе обучения и
социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает
определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.
В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют
экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую,
герменевтическую и др. Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и
сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает
задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их
рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.
Вместе с тем, несмотря на наличие такого своеобразия каждой из указанных
программ постклассической гносеологии, можно выделить некоторые особенности,
характеризующие большинство из них как своеобразную альтернативу классическим
теориям познания. К ним относятся:
а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходной
гносеологической установки в исследованиях познания;
б) акцент на анализе не столько роли и гносеологического статуса субъекта
познания, сколько вопроса о природе субъективности как неотъемлемой характеристики
всякого события, происходящего в мире;
в) переосмысление проблемы истины в познании и замещение ее
конвенциональными и инструментально-прагматическими критериями оценки знаний и
познавательных процедур;
г) исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных
вопросов современной эпистемологии, пришедших на смену традиционным проблемам
субъект-объектного взаимодействия в процессе познания.
Вопрос №40
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
Структура и основные характеристики познавательного процесса. Познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, однако каждый такой этап (или ступень) имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувственной.
Экспериментально доказано, что существует функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деятельности. Левое полушарие мозга программирует функции логически правильного мышления, осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение и т.д. Правая же ответственна за образно-эмоциональные функции, творческие созидающие способности. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в результате болезни, травмы, хирургического вмешательства связь между полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая ассиметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения, что связано с характером предметно-практической деятельности (четко фиксируется, только начиная с возраста 4-х – 5-ти лет). Таким образом, функционирование, значимость и взаимосвязь чувственной, рациональной, а так же внерациональной ступеней познания (о чем будет сказано ниже) определяется уже на уровне нейрофизиологическом, что позволяет подробно изучить процессы чувственного и рационального познания, а так же интуиции, озарения, творческих процессов (познания внерационального).
Чувственное познание
Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы чувственно воспринимаем окружающий мир, что реализуется в наших ощущениях, восприятиях, представлениях.
Ощущение– отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е. субъективный образ окружающего мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Ощущение является исходным (первичным) элементом познания, простейшей формой отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной данности.
На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Восприятие – структурированный образ действительности, где сущность, всеобщее еще не выделены
Следующий этап чувственного познания – представление. Представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления опосредуются и обогащаются всем предшествующим опытом человека; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия, в качестве всеобщего выступает здесь не подлинная сущность предметов, а их конкретно-чувственные свойства. При всей своей сложности и многоплановости представления не дают человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.
Рациональное познание
Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания[92] с помощью понятий, суждений и умозаключений.
Понятие– форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальности. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо так же познать связи и отношения между предметами, явлениями, процессами.
Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-либо.
Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.
В структуре рационального познания нередко выделяют и такие уровни как рассудок и разум. И.Кант, в частности, разделяя разум и рассудок, характеризует рассудок как форму синтеза наглядных представлений, которая «подводит» их под род понятия и под законы формальной логики (по заданным схемам и алгоритмам мышления). Разум же для Канта характеризует человеческое познание как свободное, творческое, открывает перспективу философского мышления; разум умозрителен, поэтому ему доступно не только судить о вещах, но и понимать их. Целесообразность выделения в рациональном познании разума и рассудка (2-х уровней) в определенной мере подтверждается и данными современной нейрофизиологии. В общем виде процесс познания (его основные ступени и соответствующие им формы) можно отобразить следующей схемой: