Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Владенная память, данная башкирам Бурзянской волости уфимским воеводой И. К. Пушкиным* в 1700 г




1700-го марта в... день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия, малыя и белыя России самодержца стольник и воевода Иван Калинич Пушкин велел дать владеную память Уфимскаго уезду Нагайские дороги Бурзенские волости башкирцам Якшимбетке Янтикееву да Алдарку Исекееву с товарыщи для того: в нынешнем в 1700-м году марта в... день били чилом великому государю и князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе Ивану Калиничу Пушкину Бурзенской волости башкирцы Як-шимбетка Янтикеев да Алдар Исекеев с товарищи подали челобитную. А в челобитной их написано: в нынешнем 1700-м году били челом великому государю они, Якшим-бетка и Алдар с товарищи, тое же Ногайские дороги Кип-чацкие волости на башкирцев на Шекарку Уразаева, на Умирку Кутушева — с товарыщи в вотчине де они, Ше-карко с тов., воровски ходют и всякого зверя побивают и бобров словили. А та де их вотчина по Иргизу реке с истоки и озеры с вершины и до устья их, Якшимбеткина и Ал-даркина с товарищи. Они де, Шекарка с товарищи, в тое их вотчину воровски ходили. И они де, Якшимбетка и Алдар с товарищи, на них Шекарку с товарищи, били челом великому государю в двадцати во шти бобрах. И был им допрос и после допросу с правежу они, Шекарко, за тех бобров им, Якшимбетку с товарищи, заплатили цену.

* И. К. Пушкин воеводствовал в Уфе в 1697-1700 гг.


И называют де они, Шекарко с товарищи, тое ихЯкшим-беткину с товарищи, вотчину опчею напрасно. И чтоб великий государь пожаловал их, Якшимбетку и Алдарку с товарищи, не велел им, Шекарку с товарищи, в тое их, Якшимбеткину с товарищи, вотчину насильно ходить и о том им, Якшимбетку с товарищи, дать владеную память. И по указу великого государя стольник и на челобитной по помете стольника и воеводы Ивана Калинича Пушкина велено им, Якшимбетку и Алдарку с тов., дать владеную память и им, Якшимбетку и Алдарку с товарищи, против их челобитья владеная память и дана.

ГАОО, Ф. 167. On. 2. Д. 4. Л. 4—5. Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 165—166.

1.7. Шежере башкир племен бурзян, кыисак, усерган и тамьян'

Перевод

Великий наш шах и царь Иван Васильевич Грозный начиная с 1547 года приходил вместе с русским войском [доел, обществом] брать город Казань; после многих сражений при татарском хане Ядкаре 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки. И так же как [сделали] в городе Казани, сделали в юртах, после этого башкиры четырех племен, [которые живут] к востоку от Казани, послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия2.

Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному3. Башкир [доел, башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т.е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] ихние земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту, по их [т.е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ ете ырыу, то есть «семи племен», посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как-то степи и леса, разделить4. И в 1564 году согласились [платить] ясак, — положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей5 и куниц, и лисиц и разного другого ясака, — который, посоветовавшись, разделили [между собой].

О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.

Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья и с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с вер-



ПРИЛОЖЕНИЯ


 


ховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Ирту-бека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [доcл. лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы, небольшой горы, вниз по реке Че-тум — [все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган6.

Затем [земли]: нижняя граница — от упомянутого Са-рымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми7 и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например [озеро] Дурткуль, все эти земли стали «особенным» владением племени Бурзян.

У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге8.

Если при уплате известного лисьего ясака, лис не могли добыть, то рассчитывались медью, от десяти копеек, пятидесяти копеек и до 55 копеек9, подтверждая это, великий царь вместе со знатными приближенными руки приложили,

башкирские шежере. С. 73—74, 194—195.

Комментарии Р. Г. Кузеева

' Публикуемый текст является частью общего шежере юго-восточных башкирских племен — Кыпсак, Бурзян, Усерган и Тамьян, полностью шежере не сохранилось. Оно очень древнее и неоднократно переписывалось. В последний раз было списано с подлинника почти 100 лет назад, в 1864 г., сотником Хасаном Биишевым, при многократной переписке не совсем, видимо, грамотные переписчики исказили некоторые имена, особенно названия рек и местностей... Основные сведения приводимого шежере достоверны, при составлении в шежере был включен текст жалованной грамоты, полученной башкирами указанных племен от царя Ивана IV. Следы этого заимствования легко заметить и по сохранившемуся тексту. Кроме того, достоверность основных событий, описанных в шежере, подтверждается тем, что существует около 10 вариантов этого шежере. Все они еще более урезаны, коротки, но почти во всех имеются сведения о том, что юго-восточные башкирские племена Кыпсак, Бурзян, Тамьян и Усерган направили к царю объединенное посольство с просьбой принять их в русское подданство.

2 Шежере намекает на грамоты, которые разослал Иван IV,
призывая народы Казанского края идти в подданство к русско
му государю.

3 Когда послы башкирских племен прибыли в Казань
(1555—1556 гг.), Ивана IVтам не было. Они были приняты в Ка
зани наместником царя, а Иваном Грозным были приняты в
Москве в 1557 г. или позднее, когда послы прибыли туда за по
лучением жалованных грамот.

4 В XIV—XVI вв. в юго-восточной Башкирии существовал
союз семи племен. В это объединение входили племена Бурзян,
Тамьян, Тангаур, Усерган и Кыпсак (племя Кыпсак подразделя
лось на самостоятельные роды: Кари-Кыпсак, Санкем-Кыпсак
и Кыпсак, которые входили в объединение на разных началах с
другими племенами). Это объединение вошло в историю Баш
кирии под названием ете ырыу. О союзе семи племен много
кратно упоминается в легендах, эпосах, песнях. Согласно эпосу
«Кусякбий», во главе этого союза в одно время стоял хан Месем.


Одна из легенд, распространенная в юго-восточной Башкирии, рассказывает, что на севере современного Зилаирского района на горе Иментау еще недавно стоял дубовый столб, на котором были выжжены тамги семи племен. Дубовый столб с тамгами символизировал союз и единство этих племен. Солидарность юго-восточных башкир существовала вплоть до середины XVI в. Они послали и в Казань, и в Москву объединенное посольство. Вплоть до присоединения к России эти племена формально сообща владели огромной территорией на Южном Урале. В данном шежере речь идет о получении жалованных грамот и разделе территории между племенами, то есть о завершении фактического распада некогда сильного племенного союза. Раздел территории свидетельствовал также об ускорении процесса распада родоплеменных связей, углублении феодальных отношений, процесс этот начался задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству и с середины XVI в. заметно активизировался.

5 У башкир ясак никогда не состоял из лошадей. Здесь, по-видимому, имеется ввиду не am (лошадь), а (горностай). Ошибка допущена при транскрипции (А. Асфандияров).

(Кизил), (Сакмара), Йылайыр (Зилаир),

(Большой и Малый Сурень), Ьайылмаш (Саелмыш), 7а- налыж (Таналык), (Асель),(Большой Ускалык) и

другие реки в Южной Башкирии. Все они входят в бассейн реки Урал. В шежере довольно подробно указаны границы земель. Они определялись не только по течению рек, но и по горам (), лугам (. ) и т.д. Некоторых рек,

указанных в шежере (Аяк, Мену и др.), на карте нет. Видимо, это небольшие речки, не обозначенные на карте или в течение последующего времени изменившие свои названия. Обширными землями, описанными в шежере, стали владеть башкиры племен Усерган и Тунгек (). Рода Тунгек и тем более племени с таким названием у башкир нет. Вероятно, при переписке шежере была допущена ошибка, и вместо Тангаур ( ) по небрежности написано Тунгек. Тангауры имели тамгу в форме небольшого круга — дунгэлэк или тунгэлэк. Иногда тангаур-цев по форме их тамги называли . Возможно, что в подлиннике шежере было написано , но при снятии копии выпало несколько букв и осталось ..

Тангаур — небольшое племя, основная часть которого является северным соседом племени Усерган. Тангауры никогда самостоятельно не выступали и всегда состояли в тесном союзе (или в зависимости) с племенем Усерган. Тангауры и усерганы имеют, кстати, много общего в своем происхождении, поэтому вполне естественно, что при разделе земельных территорий между юго-восточными племенами тангауры выделились в единую вотчину с усерганскими родами. Однако не все эти обширные земли принадлежали племени Усерган (вместе с тангаур-цами). В другом документе границы земель и их владельцы указаны более точно.

7 Чезми — Чижи ().

8 Каждое племя — Кыпсак, Усерган, Тамьян, Бурзян — полу
чило впоследствии отдельную жалованную грамоту на владение
землями.

9 Уже с XVII в. башкиры начинают платить ясак медными
деньгами, так как охотничьи угодья заметно обеднели.

Копия шежере переписана и подтверждена чиновниками в конце XVIII в. (Прим.А. А.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 993 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2260 - | 2035 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.