Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Башкиры д. Габдуллино по VIII ревизии 1834 г




1. Буранбай Утягулов 48 лет; его племянник Хисаметдин Зянзяуев 25 лет, причислены в 1833 г. из 9-го башкирского кантона.

2. Зиранча Утягулов 65 лет, сыновья Абдулкадым 11, Байзигит 7 лет, причислены из 9-го башкирского кантона в 1833 г.

3. Исанбай Утягулов 35, сыновья Шагигерей 6, Шагиах-мет 3 лет.

4. Алчимбай Сюрагулов 46 лет, сыновья от 1-й жены Мухаметша 7, Мухаметсадык 5; от 2-й жены Мухаметшариф 6 лет.

5. Казакбай Сюрагулов 53 лет, сыновья от 1-й умершей жены Динмухамет 17, Кулмухамет 13; от 2-й жены Шарафитдин 10, Уммет 2, Мухамет 1 года, Шаяхит-дин 6 месяцев.

6. Казаккул Абикаев 36 лет, сын Хасан 2 лет.

7. Аллаберде Габдулов 33 лет, сыновья Баймухамет 8, Мухамет 5, Хазиахмет 3, Шагиахмет 6 месяцев; брат Байберде 30, его сын Кутлумухамет 1 года.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4929. Л. 278, 340.


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ



 


8. Рахимкул Аманбаев 26 лет, его сыновья Мухамет-рахим 6, Мухаметкарим 4, Ахметзян 2; брат Кунаккул 19 лет.

9. Минлигужа Амангильдин 33 лет, его сыновья Мухаметгали 9, Мухаметхасан 6, Мухаметвали 4, Мухамет-зян 2; братья Гумер 14, Усман 12 лет.

 

10. Габдуллатиф Муртазин 73 лет, его сыновья Мустафа 32 (его сын Ахметсафа 6 месяцев), Аллаяр 17, Яриах-мет 12 лет, причислены из 9-го башкирского кантона в 1833 г.

11. Халилулла Ахметов 49 лет, его сын Хайбулла 6 лет.

12. Тухватулла Ахметов 37, сын Ибниамин 6 месяцев; братья Хусаин 32, Кинзябулат 20 лет.

13. Нигматулла Ахметов 44 лет, его сыновья Бурангул 10, Сеитбаттал 8, Фазлулла 4, Галиулла 6 месяцев.

14. Багаутдин Исянгильдин 28 лет; братья Мухаметгали 23, Мухаметюсуф 10 лет.

15. Габдрахман Хамитов 30, сын Ярмухамет 2; брат Абд-рафик 18 лет.

16. Рамазан Хамитов 38 лет, сын Мухаметкарим 10 лет.

17. Мухаметьяр Магдиев 29 лет; брат Аллаяр 23; племянник Кузахмет Шаяхметов 13.


 

18. Худайберде Биккузин 63 лет, сыновья Асылбай 26 (его Сафиулла 1), Мурзабай 24 (сыновья Кутлуахмет 2, Шаяхмет 6 месяцев).

19. Алтынгузя Худайбердин 37 лет, сыновья Кутлугузя 13, Хисматулла 10, Гайнулла 7, Гарейтулла 4 лет.

20. Шамрат Магадиев 40, сыновья Абубакир 8, Мухамет-дин 2 лет.

21. Тимирбулат Хусаинов 47, сыновья Ахметзян 13, Абубакир 1 года.

22. Аккулай Кучаков 68 лет, сыновья от 1-й жены Якуп 9; от 2-й жены Абзялил 10, Ибрагим 5, Хусаин 2 лет.

23. Писарь Габайдулла Ахметов 43 лет, сыновья Габидул-ла 15, Фатхулла 10, Файзулла 6, Хайрулла 4 лет.

Д. Иргиз возникла как хутор не в 1950 г.33, а в начале 1930 г.

Через год хутор состоял из 10 дворов с 65 жителями из русских.

Затем преобладало украинское население, сегодня — башкирское34.

Такова краткая история башкирских населенных пунктов Саратовской области.


33 Башкортостан. 28 февраля 1997 г.

34 Список населенных пунктов Средневолжского края.
С. 230.


СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У БАШКИР


Саратовские и самарские (иргизо-камеликские) башкиры строили свою семейную жизнь почти так же, как их сородичи в. других губерниях России.

В самом деле, и здесь функционировали как малая (семья, состоящая из мужа и жены с несовершеннолетними детьми), так и неразделенная (отцовская: родители и семья женатого сына, братская: семья женатых братьев; семья дед — внук) семьи. Однако изучение эволюции соотношения форм семей или их динамики в тот или иной период истории народа крайне затруднено отсутствием переписных материалов, кроме ревизии 1834 г. По последнему источнику можно лишь констатировать статич-


ность положения форм семей. У башкир изучаемого региона безраздельно господствовала малая индивидуальная семья, занимавшая в 21 деревне от 54 до 95% всех семей. Неразделенные семьи занимали соответствующую долю. От 6 до 10% эта форма семьи была учтена в 5 населенных пунктах (Утекаево, Кучакбаево, Максютово, Хасаново, Дингизбаево), от 11 до 20% — тоже в 5 деревнях (Байгун-дино, Кучембетово, Хасаново, Кустяново, Байрамгуло-во); от 21 до 34% — в 9 селениях (Кинзягулово, Имилеево, Ишимбаево, Уразаево, Муратшино, Кузябаево, Кунакба-ево, Габдуллино, Шафеево); только в одной деревне (Качкиново) отцовских семей насчитывалось 6, что со-


Таблица 243 Формы семьи и пережиточных браков в деревнях саратовских и самарских башкир в 1834 г.


СЕМЕИНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАШКИР



 


ставило 46,7% (см. таблицу 243). Такое соотношение малой и неразделенной семей было особенностью этого региона. В Оренбургской губернии в период кантонного управления в 1798—1865 гг. малая семья из переписи в перепись утрачивала свою позицию, уступая неразделенной семье. Так, по переписям 1816, 1834, 1850 и 1859 гг. только в одной д. Туксанбаево (родина великого башкирского поэта Акмуллы) малая семья постепенно уступала свое господствующее положение с 19 (95%) до 6 (30%) неразделенной семье, доля последней увеличивалась с 5 до 70%'.

Постепенное уменьшение доли малой семьи объясняется резким усилением военно-феодального гнета башкирского населения в период его нахождения в военном сословии, расширившем населенность двора путем сохранения женатых сыновей, братьев и внуков в составе сложных семей. Только такие семьи могли выполнять обременительные военные и гражданские повинности. Выяснение обстоятельств возникновения особенностей башкирской семьи у иргизо-камеликских башкир, у которых в тот период, наоборот, преобладала малая семья, требует выявления новых источников.

В развитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия, т.е. запрет брачных отношений между членами родственного коллектива. Брак у башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другого рода (волости), по мере развития общества родовая экзогамия заменялась экзогамией родовых подразделений (аймак — тюба, ара), т.е. стали брать жену из одного рода, но из другого аймака (тюбы). Браки заключались между представителями различных аймаков (тюб) одного рода (волости). Затем они совершались и между лицами одного аймака, но двух различных ара (ара — родственная группа семей: ара Ахметовых, ара Акировых и т. д.). Брак не мог быть заключен между представителями одного ара (между Акировыми), потому что они считались близкими родственниками. Далее дошли и до поколенной экзогамии: брак до 7 колена запрещался. Не без основания это отражено в поговорке: «От кровной родственницы родится (внучка), от ро-

дится (правнучка), от родится

(праправнучка), от родится (прапраправ-

нучка, т.е. чужая)». К концу XIX в. наблюдается нарушение принципов поколенной экзогамии: браки заключались между представителями 4—6-го поколений.

Саратовские и самарские башкиры до наших дней сохранили свое этническое самосознание благодаря тому, что браки заключались внутри своего этноса, что в науке называется эндогамией. Она имела важное значение для сохранения их этнической однородности. Сегодня наблюдается другое. Существовавшие средние школы превращаются в неполные средние, а последние — даже в начальные. Кое-где ликвидировались и последние. Состояние обучения на родном — башкирском — языке в школах Самарской области весьма тревожное. В итоге башкиры двух областей становятся русскоязычными.

Иргизо-камеликские башкиры при оформлении брака придерживались обычаев и установлений Корана и шариата. По материалам ревизии 1834 г. видно, что баш-


киры заключали брак в 18 лет и старше, невестам бывало и 17 лет. Но не обходилось и без отклонения от привычного обычая. Встречались случаи выдачи 13-летних падчериц замуж за уже женатых людей2.

Башкиры заключали браки по сватовству путем уплаты выкупа-калыма и редко путем умыкания. Основная масса людей жила в условиях моногамной (единобрачной) семьи. Но и были полигамные (многобрачные) семьи. По Корану, многоженство — явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но такие браки заключались лишь богатыми людьми, чиновниками и представителями мусульманского духовенства. Они имели место во всех деревнях саратовских и самарских башкир.

8 1834 г. зафиксировали по д. Кинзягулово 4 (18,2%) мно
гобрачные семьи из 22 семей, в Имилеево — 5 (17,2%) из

29, в Утекаево — 6 (20%) из 30, в Качкиново — 2 (13,3%) из
15, в Байгундино — 5 (20 %) из 25, в Ишимбаево — 3
(15,8%) из 19, в Уразаево — 1 (3%) из 33, в Кучакбаево — 10
(14,3%) из 70, в Муратшино - 3 (33,3%) из 9, в Кучембе-
тово — 6 (18,8%) из 32, в Кузябаево — 7 (21,2%) из 33, в Ку-
накбаево - 2 (10,5%) из 19, в Габдуллино — 3 (16,7%) из
18, в Максютово — 7 (25%) из 28, в Бобровом Гае — 1 (10%)
из 10, в Хасаново — 1 (5,6%) из 18, в Хасаново (1-й) — 2
(5,6%) из 30, в Шафеево - 1(11,1%) из 9, в Дингизбаево -

9 (29%) из 31, в Кустяново — 1 (6,3%) из 16, в Байрамгуло-
во — 5 (21,7%) из 23. Как видно, многоженство распро
странялось по деревням крайне неравномерно: от 3%
(д. Уразаево) до 33,3% (д. Муратшино).

С калымным браком и многоженством тесно связаны пережиточные формы брака — левират (от лат. деверь, брат мужа) и сорорат (от лат. сестра). Языческий левират был отменен Кораном, но все же в пережиточной форме он сохранился у башкир. Левират — это выход замуж снохи-вдовы за младшего брата умершего или за племянника, сына брата покойного мужа. Главную причину сохранения института левирата исследователи видят в материальной стороне дела. В случае ухода снохи-вдовы неразделенная семья лишалась работницы, имеющей значительное приданое. Но следует думать и о том, что левират у всех народов не лишен был и гуманного содержания в смысле воспитании детей умершего старшего брата.

В проявлениях этого обычая наблюдался сильный возрастной разрыв между супругами. В одной семье мужу было 18, жене — 45, в другой ему — 21, ей — 47 и т.д. В 1834 г. в д. Утекаево было 3 (10%) левиратные семьи из

30, в Качкиново — 1 (6,7%) из 15, в Байгундино — 1 (4%)
из 25, в Ишимбаево 11-летнему подростку была назначе
на в жены 23-летняя сноха-вдова умершего брата. В д. Ку
чакбаево младший брат женился на снохе-вдове с пятью
детьми покойного брата. В целом левиратные браки были
учтены в 13 деревнях из 22.

Остальные формы брака по источникам не прослеживаются.

Калым, многоженство, умыкание девушек не могли упрочить положение семьи, предотвратить разводы. Из всех пяти видов развода у башкир практиковались главным образом и хулла. Мужчины прибегали к основному виду развода — , женщины — к хулла.


 


1 Асфандияров А. 3. Башкирская семья в прошлом. XVIII — первая половина XIX в. Уфа: Китап, 1997. С. 16.


2 ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 2. Д. 3398.



СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАШКИР


 


Основанием для развода в глазах мужчины служило неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Развод («быть свободным») становится совершившимся фактом после трехкратного произнесения мужем слова, . Это означало, что муж не может помириться с разведенной женой, пока она не выйдет замуж за другого и не разведется с ним. Только после заключения нового брака муж мог восстановить с прежней женой первоначальную семью. Разведенная жена оставалась в доме мужа четыре месяца и десять дней. Этот срок назывался (у нас гиддат) и нужен был для того, чтобы установить, не беременна ли женщина. Если да, то она до родов оставалась в доме мужа, а затем покидала этот дом. Развод мог быть и не окончательным, если слово талатс муж произносил один раз. В таком случае также оставался в силе гиддат. Супруги в этот период могли помириться.

Жены также могли потребовать развод по формуле хулла («полюбовное соглашение», «пустота», «вакант-ность»). Хулла есть такой развод, когда инициатором


выступает жена. Но формулу развода произносил муж. В Приложении книги читатели найдут проявления народной драмы при разводах среди самарских и саратовских башкир.

* * *

В Приложении приводятся сведения о времени постройки (и перестройки) мечетей в башкирских деревнях и о священнослужителях, по которым можно судить о распространении грамотности на языке тюрки среди населения. Почти в каждой деревне имелись начальные конфессиональные школы, где преподавателями выступали мугаллимы (т.е. учителя начальных школ). Были и муддарисы, т.е. преподаватели средних конфессиональных школ (медресе). Самарско-саратовские башкиры имели давние традиции по распространению грамотности среди населения как на старотюркском (частично — арабском), так и русском (русско-башкирские и другие школы) языках.


ПРИЛОЖЕНИЯ






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 792 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2241 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.