Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национально смешанные деревни 3 страница




В 1795 г. в 44 дворах проживал 481 человек. В 1816, 1834, 1859 гг. показаны ревизские души (м.п.), которых было соответственно 238 — 332 — 639. В 1870 г. в 241 дворе учтено 1307, в 1895 г. - 1946, в 1905 г. - 2264, в 1920 г. -3054 человека (499 дворов).

По земскому изданию, не раз нами упоминавшемуся, видно, что с 70-х гг. XIX в. до 1905 г. в селе имелись кузницы (10), ветряные мельницы (4), молотилки (22), веялки (40), обдирка (7), маслобойное (2), кожевенное (2), крендельное заведения. Проводились 2 Торжка в год, еженедельные базары, где работали лавки (15). В волостном центре с 1836 г. работала земская школа. В 1842 г. на 111 дворов приходилось 950 лошадей, 1250 коров, 900 овец, 250 коз, 200 свиней. Занимались пчеловодством (70 ульев, 8 бортей). Тогда была церковь.

С. Новобелокатай основано как выселок из коренного поселения в 1804 г. В то же время его жители заключили отдельный договор с бала-катайцами о бессрочном их припуске на условиях единовременной уплаты 400 руб. и ежегодной платы по 58 руб. со всего села29.

В 1816 г. в 29 дворах взято на учет 270 человек. В 1834 г. было 460, в 1859 г. - 720, в 1870 г. - 766, в 1895 г. - 1238, в 1905 г. - 1643, в 1920 г. - 1829 человек.

В 1842 г. на 124 двора приходилось 498 лошадей, 556 коров, 450 овец, 150 коз, 100 свиней.

Во второй половине XIX в. имели кузницу, мельницы (6), кожевенное заведение и маслобойку.

В 1875/76 учебном году открыли школу для 30 учащихся. В 1842 г. учтена одна часовня, в 1895 г. — уже 4. Церковь зафиксирована в 1895 г.

С. Карантрав при одноименной речке (название местности Каранторау) основано, по легенде, в 1870 г., а в действительности — через 9 лет30. Основали ее не кун-гурские, а красноуфимские крестьяне. 7 ходоков арендовали у башкир 3900 десятин земли сроком на 12 лет. В свою очередь крестьяне припускали других арендаторов, если не могли сами обрабатывать свой пай из 40 десятин. Село выросло из поселка Гостевский1. В 1895 г. в 103 дворах учтены 341 мужчина и 318 женщин. 198 дворов и 1259 человек было в 1920 г. В 1889 г. открыта 3-классная земская школа на 100 учеников31.

С. Карлыханово (Ногуши), по мнению краеведов, основана в начале XX в. в качестве хутора. В 1886 г. поселок Карлыхановский выделяется из с. Ногуши, став самостоятельным селом. До этого жители учитывались по коренному селу. Карлыханово развивалось динамично.

28 Там же.

29 Там же.

30 Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском
уезде Уфимской губернии. Сборник статистических сведений
по Уфимской губернии. Т. 5. Златоустовский уезд. См. эти сбор
ники и по другим селам.

31 Наша жизнь. 18 августа 1995 г.



БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН


 


В 1895 г. было 349 дворов и 2480 жителей, в 1902 г. в 380 дворах - 2284, в 1920 г. в 510 дворов - 2547.

На рубеже XIX—XX вв. село имело 3 водяные мельницы, 17 кузниц, овчинное, синильное (3), маслобойное заведения. Было 8 лавок. С 1884 г. работало 2-классное министерское, а также земское училище. С 1883 г. действовала церковь.

Д. Сосновка основана в 1879 г. переселенцами из Пермской губернии на арендованной у башкир Абзаев-ского общества за 400 руб. сроком на 12 лет земле. Ежегодно крестьяне платили владельцам угодий по 35 коп. с двора. В 1892 г. договор был возобновлен. В 1895 г. из 61 двора 57 относились к пермякам. В конце XIX в. село имело 4 мельницы, 9 веялок.

С. Искуш возникло в 1892 г., основали его крестьяне из с. Ногуши32. В 1898 г. было 18 дворов. Через 4 года в 21 дворе учтено 280 человек, в 1905 г. в 40 дворах — 299 человек.

Между 1906 г. и 1919 г. образовались дд. Верхний Искуш (в 1920 г. 26 дворов и 225 человек) и Нижний Искуш (27 дворов и 221 человек). В начале XX в. в селе были кожевенное, овчинное заведения, мельница, 3 кузницы, а также молитвенный дом, церковно-приходская школа.

Д. Сосновый Лог (Е. М. Попова) возникла в 1925 г. как 2-дворный хутор. Из нескольких поселков образовалась деревня. В 1939 г. население состояло из 92 человек.

С. Соколки при одноименной р. Сокалы, приток р. Б. Ик. При селении протекала р. Рощелга. Образовали крестьяне из с. Емаши в 1888 г. Через 7 лет в сельце было 35 дворов и 224 жителя. В 1905 г. в 43 дворах проживал 301 человек. 86 дворов и 573 жителя было в 1920 г.

В конце XIX—начале XX в. указано наличие кузниц (6), молитвенного дома, часовни, школы грамоты.

С. Шакарла при одноименной речке и р. Вас-Елга образовалось в 1875 г. Купец Незабудкин, арендовавший у башкир землю, сдал ее пермякам из 36 семей за 80 руб. за каждый пай по 35 десятин сроком на 12 лет. По истечении арендного срока пермяки оформили аренду земли непосредственно с башкирами, минуя посредника. Они получили 2000 десятин на 12 лет с условием ежегодной платы с двора по 20 коп. Среди арендаторов были, кроме пермских крестьян, и вятские, а также 9 семей мещан33.

Арендаторы образовали 2 поселка в двух верстах друг от друга. Затем они объединились, создав село. Шакарла означает сахаристая, Вас-Елга-Асы (горькая) — река (по мнению краеведа А. Хафизова)34.

В 1895 г. село состояло из 105 дворов и 510 жителей. В 1905 г. было 117 дворов и 671 человек, в 1920 г. — 156 дворов и 920 жителей. В начале XX в. учтены земская школа, 3 лавки.

С. Тардавка при одноименной р. Тарлау (расчищенное от леса поле, пашня) было образовано в 1880—1882 гг., когда 48 семей крестьян из Пермской, Орловской и Вятской губерний арендовали землю у башкир д. Абзаево в двух смежных участках, расположенных на холмистой местности. Срок аренды 12 лет с условием платы по 35 коп. с десятины в год. В 1893 г. аренда была возобновлена. Занимались сельским хозяйством. На основе трех-

32 Наша жизнь. 21 января 1991 г.

33 Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском
уезде Уфимской губернии. С. 89—91.

34 Наша жизнь. 24 января 1995 г.


польного севооборота выращивали рожь, овес, ячмень, пшеницу. Имели по 15 молотилок и веялок. Разводили скот местной, башкирской породы.

Прибывшие две партии переселенцев первоначально образовали 2 поселка («Правую и Левую Тардовку»). Затем они объединились в село, состоявшее в 1895 г. из 46 дворов и 360 жителей. В 1905 г. было 55 дворов и 362 человека, в 1920 г. — 91 двор и 712 человек.

Было две деревни Левали при одноименной речке: Верхние Левали и Нижние Левали.

Поселок Верхние Левали основан в 1881 г. крестьянами в числе 9 дворов из Пермской, Самарской и Уфимской губерний. Землю арендовали у башкир Мещеровского общества. О земледелии несколько фактов: трехпольный севооборот; унавоживание полей; пользовались 3-конны-ми сабанами, имели по 5 молотилок и веялок. Скот разводили и для продажи; часть лошадей отдавали на выпас в разные деревни с платой по 1 руб. за голову. Избы отопляли дровами, покупаемыми у башкир.

Нижние Левали основали переселенцы из 8 семей из Пермской, Вятской и Уфимской губерний в 1879—1892 гг. на земле, арендованной у башкир д. Мунасово сроком на 12 лет. Характеристика поселка совпадает с предыдущей (здесь было по 6 молотилок и веялок).

В поселке Верхние Левали в 1895 г. было 9 дворов и 71 человек, в 1905 г. — 11 дворов и 85 жителей, в 1920 г. — 30 дворов и 280 человек. В Нижних Левалях в 1895 г. учтено 8 дворов и 59 человек, в 1905 г. — 9 дворов и 75 жителей, в 1920 г. — 14 дворов и 105 человек. В 1939 г. в Верхних Левалях было 182, в Нижних — 78 человек. В 50-х гг. XX в. они объединились под названием Левали.

В 1905 г. в Нижних Левалях учтена земская школа.

Починок Емазы при одноименной речке был основан 43 переселенцами из Пермской и Вятской губерний в 1879—1880 гг. на арендованной у башкир д. Абзаево земле сроком на 12 лет. 401 человек при 69 дворах было в 1920 г. На карте БАССР 1952 г. д. Емазы показана в последний раз.

По ранней истории д. Атарша (от названия местности) нет материалов, но она могла возникнуть в 80-х гг. XIX в. В 1895 г. состояла из 16 дворов и 94 человек. В 1905 г. в ней 22 двора и 119 человек. Перепись 1920 г. ее обошла. В 1933 г. было столько же жителей, сколько и в начале века. Вскоре деревня исчезла.

Поселок Васелга при одноименной р. Вас-Елга: точное время его основания неизвестно. Предположительно — начало 80-х гг. XIX в. В 1895 г. в нем было 37 дворов и 140 жителей. Через 10 лет — 46 дворов и 280 человек. 333 жителя при 55 дворах было в 1920 г.

О д. Матвеевка, которой еще не было в 1925 г., у нас нет сведений.

Д. Восход возникла в 1925 г. как коммуна из 9 дворов.

Поселок Майгазы при одноименной речке возник с образованием Алагузовского совхоза в 30-х гг. XX в.

Поселок железнодорожной станции Ургала при одноименной речке возник в связи со строительством железной дороги от станции Бердяуш в сторону г. Нязепет-ровск в 1910—1919 гг. для того, чтобы соединить промышленный Урал с Транссибирской магистралью. В 1920 г. в поселке было 35 дворов и 154 человека. Теперь Ургала и с. Есаулово представляют единый населенный пункт под названием Ургала.


ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ - РОДИНА ПЕРМСКИХ БАШКИР


История башкир Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Саратовской, Самарской областей и других регионов до сих пор не разработана. В этом отношении более обделены заволжские и приволжские башкиры. В общих работах по истории Башкортостана об их прошлом даже нет ни единого упоминания*. Подробное изучение прошлого Исторического Башкортостана с его границами от Перми на севере до среднего течения р. Яик (Урал) на юге, от р. Тобол на востоке до р. Волга на западе остается делом будущего.

Известно, что башкиры с древнейших времен были расселены на огромной территории вследствие ведения главным образом полукочевого скотоводческого хозяйства. Границей территории на севере в XVII в. являлось среднее течение р. Исеть (), на юге — р. Яик (Яйыk, Урал), на востоке — р. Тобол (Тубыл), на юго-западе — бассейн pp. Каралик С ), Камалик (. ), Чиж

((), Самара (. ), на западе — р. Ик, впадающей

в Каму. Здесь образовалась национальная территория башкир — Башкортостан — «Страна башкир», где обосновались тюркоязычные племена и которую в литературе ныне называют Историческим Башкортостаном. Места их расселения постепенно сокращались из-за вселения других этнических групп. Но вместе с тем «Башкирия все же имела минимально необходимую четкость во внешних контурах своей территории»'. Здесь и возникла башкирская народность, сформировался народ, основу которого составили тюркоязычные племена, вобравшие в себя часть угро-финнов и других народов.

Несмотря на изменение этнической карты, Башкирский край сохранил свое первоначальное название. Это вызывает недоумение у некоторых лиц, не знакомых с историей Башкортостана. Один из поэтов удивляется тому, почему и с какой стати нашу республику до сих пор называют Башкортостан, хотя небашкиры составляют в нем численное большинство. Как будто ему не известно точно такое же положение, сложившееся во многих национальных республиках Российской Федерации, носящих свои исторические названия. А его собрат по перу русский писатель Ф. Д. Нефедов (1838—1902) свою гораздо лучшую осведомленность в этом и объективность еще сто с лишним лет тому назад выразил в следующих словах: «Обширный край, в область которого вошли нынешние губернии Оренбургская, Уфимская, половина Самарской и два уезда губерний Вятской и Пермской (только в последней 5 уездов. —А. А.) назывался — да и теперь называ-

* ОИБ. Т. 1.4. 1; Т. 1. Ч. 2. Т. 2; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в.

1 Юлдашбаев Б. X. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа, 1972. С. 77—80.


ется — по имени народа, обитавшего здесь уже с давних времен; народ этот — башкиры...»2

Даже не имея официального административного названия, территория расселения башкирского народа и в XVII—XVIII вв. именовалась Башкирией. В 1730 г. в реестре и описании башкирских волостей Уфимскую провинцию представители властей называли Башкирией: «Итого в Башкирской провинции имянуется дорог 4, которые почитаются не для проезда, но вместо уездов, а в них волостей 58»3. В 1743 г. вице-губернатор П. Д. Аксаков в своей записке о состоянии башкирского народа до и после восстаний 30-х гг. XVIII в. и о мерах для приведения его в полное повиновение писал о крае «здешний (Уфимский) уезд, то есть Башкирия»4.

На севере граница расселения башкир шла по р. Кама, захватывала долины р. Буй, верховья pp. Буй, Тюй, бассейны pp. Тулва, Мулла. Здесь располагалось башкирское племя гайна (впоследствии Тайнинская волость).

С возникновением г. Уфа территория гайнинцев вошла в состав Уфимского уезда, охватившего весь Исторический Башкортостан. Затем Уфимский уезд назывался Уфимской провинцией (с 1708 г.), с 1744 г. — Оренбургской губернией. Территориально Тайнинская волость с 1781 г. входит в состав Пермской губернии. С того момента башкирские населенные пункты находились под юрисдикцией Осинского (28—30 деревень) и Пермского (2) уездов Пермской губернии. Известный исследователь истории Пермского края А. Дмитриев писал в начале XX в. по этому поводу: «Южная окраина нынешней Пермской губернии некогда составляла северную часть Башкирии, обширной страны, занимавшей почти весь Южный Урал и оба его склона от нижней Камы и средней Волги до верховьев Яика и Тобола»5.

В 1798—1865 гг. башкиры Тайнинской волости двух уездов Пермской губернии находились, как и все башкиры других губерний, в военно-казачьем сословии. Их территория расселения составила один башкирский кантон, охвативший 9 юрт, объединявших 36 деревень6. По военным делам гайнинцы подчинялись Оренбургскому воен-

2 Нефедов Ф. Д. Движение среди башкир перед пугачевским бунтом; Салават, башкирский батыр // Башкирия в русской литературе. Т. 2. Составление, предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М. Г. Рахимкулова. Уфа, 1964. С. 117.

3МИБ.Ч. 1.С. 137.

4 Там же. Т. 3. С. 529.

5 Дмитриев А. К истории зауральской торговли. Башкирия
при начале русской колонизации // Пермская старина. Сборник
исторических статей и материалов преимущественно о Перм
ском крае. Вып. VIII. Пермь, 1900. С. 19.

6 ЮАС. Вып. 2. С. 199-202.


570 ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ


ному губернатору, под ведомством которого находился их кантонный начальник, по гражданским делам — Пермскому гражданскому губернатору.

В 1812 г. башкиры 1-го и 2-го кантонов (Екатеринбургский и Красноуфимский уезды Пермской губернии) выставили против наполеоновского нашествия 20-й башкирский конный полк, который под командованием майора Руднева был направлен к Нижнему Новгороду со сборного пункта тайнинской д. Кояново. Каждый из его воинов был награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года», 13 из них были еще живы к 1839 г.7

Когда выдвигались проекты о возможном уравнении башкир в правах и обязанностях с другими сельскими жителями-крестьянами, то гайнинцы выразили свое несогласие с предполагаемой переменой их положения, пожелав «жить по-старому — войском», поскольку власти стремились «башкир сделать государственными крестьянами, а у крестьян земля не собственная и с крестьян берут рекрут, то мы опасаемся, чтобы и у нас не отняли земли и не стали брать рекрут»8. Тем не менее все башкиры в 1865 г. были переведены из военно-казачьего сословия в гражданское.

С того времени в административно-территориальном отношении гайнинцы оказались отделенными от основной массы башкирского народа. Былые тесные связи их со своим этносом в различных областях постепенно ослаблялись и сводились на нет. Гайнинцы начинают самостоятельный путь развития при сужении контактов со своим народом и при усилении адаптации с татарским населением Пермского края. До сих пор принадлежность башкир-гайнинцев к своему этносу поддерживалась и оберегалась их вотчинным правом на земли, которыми они владели и которые населяли, но с ликвидацией советской властью по Декрету о земле этого права — важнейшего фактора консолидации народа — исчезли последние нити, связывающие гайнинцев со своим этносом. Все же, несмотря на сегодняшнее сильное давление на их сознание через периодическую печать и литературу^ пытающихся представить гайнинцев небашкирами как по происхождению9, так и по языку10, они сохраняют свое этническое самосознание, принадлежность к башкирскому этносу, хотя некоторая их часть постепенно ассимилируется татарами.

На самом деле, как же решается вопрос о происхождении башкир Тайнинского племени в их легендах и преданиях?

Видный фольклорист, башкир-гайнинец по происхождению, профессор А. Н. Киреев в своей статье «Этноге-нетические легенды и предания башкирского народа» на основании трех легенд «Тулубайцы-гайнинцы» (Толбуй-зар), «Айна и Тайна», «Гайнинцы» (где сказано: «Гайнинцы — первые башкиры»)1', записанных им самим от

7 Любезные вы мои... С. 30.

8 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13022. Л. 89, 90.

9 Исхаков Д. М. Пермь татарлары. Казан утлары. 1991. № 8.

10 Рамазанова Д. Б. Говоры татар среднего Прикамья //Авто
реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
филологических наук. Казань, 1970; Она же. Некоторые
вопросы этнической истории пермских татар по данным языка /
Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопре
дельных территорий // Тезисы докладов областной научной
конференции по лингвистике. Омск, 1984.

11 Башкирское народное творчество. Предания и легенды.
С. 115-117.


информаторов башкирских дд. Султанаево, Удик (Елпа-чиха) и Кайын (Березниково) в 1960-х гг., обобщил их сюжет следующим образом: «В районе реки Тол (Тулва) появляются два брата Гэйнэ и Эйнэ. В одних вариантах они спускаются с неба, в других едут из снежных стран. Едут эти братья на священном олене. И вдруг олень останавливается, топает ногой. Братья обнаруживают на этом месте огонь, спрятанный злой хозяйкой Тулавой (/пул — огонь, ава — хозяйка). В других вариантах — добывают из-под земли Солнце или находят воду, спрятанную в подземелье, и освобождают ее. Братья вступают в борьбу с хозяйкой огня. Один из них погибает. А другой, по имени Гэйнэ, победив хозяйку огня, высвобождает огонь из-под земли и, вложив в мешок, сделанный из оленьей кожи, переправляется на «южный берег реки Тол, где основывает свой яйляу, свой иль и становится зачинателем рода Гэйнэ.

Интересно отметить, что этноним Тулбуй (Тулва) указывает на прямую связь данного башкирского племени с древними финно-угорскими племенами»12. Сами гайнинцы, как видим, связывают свое происхождение с финно-угорским компонентом.

В другом предании, записанном в башкирской д. Куземьярово (Байауыл), повествуется о том, как из трех братьев из Бухары двое направляются на р. Кама, в бассейн р. Тол, один из них, Арменшах, останавливается в ее устье, другой, по имени Гайнетдин, продолжил путь по той реке. Там, где они снова встретились, возникла д. Танып, а деревню, где впоследствии проживал Арменшах, назвали Арамауыл (Канюково). Гайнетдин, занимаясь охотой, направился в сторону Кунгура, где узнал о владельце всех здешних земель. И решил найти его (царя) в Чердыне, где заключил с ним договор о предоставлении ему земельного участка, который назван по его имени Тайнинским, поэтому и страну прозвали Тайной13.

Об участии выходцев из Азии (наверное, Средней) в формировании башкирского племени гайна говорится также в одном документе конца 1794 г., исходящем от башкир дд. Култаево и Куяново Пермского уезда Пермской губернии14.

В «Описании башкирцев, обитающих в Пермском наместничестве. 1784 год» о происхождении тайнинских башкир с их слов говорилось следующее: «Иноверцы башкирцы, предки их перешли и поселились в Урале в 1199 году области Булгарской из города, называемого на их языке Шагер Булгар, который переименован уже и назван Казанью, как летописец их значится, в то время, когда еще управляли ими собственныя их ханы и князья и по выходе поселились в разных Уральских местах»15.

12 Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа, 1971. С. 61.

13 Пермские татары. Казань, 1983. С. 161—163. Как первое,
так и второе предание Д. М. Исхаковым без основания увязыва
ется с формированием не башкир, а пермских татар. Казан утла
ры. 1991. №8. С. 171-172.

14 Из истории башкирского землевладения в Пермском уезде
и грамоты башкир // Труды Пермской ученой архивной комис
сии. Пермь, 1893. С. 78.

15 Государственный архив Пермской области (далее —
ГАПО). Ф. 316. Оп. 1.Д. 78. Л. 14. Как видно по тексту, речь идет
только о «иноверцах — башкирцах», а Д. М. Исхаков в упомя
нутой статье к ним прибавляет и татар, тем самым он относит
и последних к поколению тархан, которых по их воле присоеди
няет к Русскому государству. Такое его утверждение не подтвер
ждается ни одним из известных источников.


ГАЙНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


Перечислив 23 башкирские деревни «Гайнинской волости»: Ирбяк (?), Бичюрино, Федорово, Елпачиха, Акбаш, Куземьярово, Березняки, Мостовой, Новой (?), Сунтурово, Канюково, Ишменево, Заманшаево (?), Иши-мово, Чаткино (Чат), Барда Верхняя, Барда Красноярская, Аклушево, Тюндюково, Башапово, Салтинаево (Султанаево), Сарашево, Таныпская, описав их жителей следующим образом: «росту оные средняго, против российских волосы по большей части черные и каждой бреет до гола и усы подчищают, бороды не бреют, лицом чисты с небольшой смуглостью, отчасти полны и сухощавы», автор «Описания...» продолжил, что эти башкиры были из поколения тархан, «заселились в сих местах из давних лет», после завоевания Иваном Грозным Казани они приняли русское подданство. «До присоединения они находились в подданстве ногайского хана Акаки(е), который отбирал от лутчих людей их дочерей, девок, держал у себя с переменою погодно, а после отдавал отцам обратно, кои имел от десяти до 20, что и считали они за обиду»16.

Итак, выясняется, что в формировании башкир Гайнинской волости принимали участие булгары из Тарханова рода, угро-финны и выходцы из Средней Азии. Однако исследователи не учитывают последний момент. По Р. Г. Кузееву, гайнинцы-башкиры относились к бул-гаро-угорскому этническому компоненту17. Здесь не видим выходцев из Азии или Средней Азии. Но зато первый из трех компонентов привлекает его особое внимание. До появления гайнинцев на р. Тулва в XIII—XIV вв. они находились в булгаро-угорской среде. Затем в бассейне р. Ирень, в некоторых случаях и в других районах, гайнинцы вошли в состав татар18.

На территории расселения гайнинцев возникла их волость Гайна, состоящая из 4 тюб: Мул-гайна, Тул-гайна, Тур-гайна, Бисер-гайна19, расположенные в бассейнах pp. Мулла, Тулва, Тор, Бисер.

Название «Тульвинская (Ульвинская)» волость считается одним из исследователей более древним, чем Гайна20. Однако это далеко не так, поскольку еще в сберегательной памяти от 1672 г. эта волость названа в кавычках и «Гайна тож», что свидетельствует о более раннем происхождении второго названия волости, чем первого — Тульвинская21.

Как и большинство башкирских племен, гайнинцы добровольно приняли русское подданство. Об этом свидетельствует приводимое в приложении их шежере.

Став российскими подданными, гайнинцы, как и все остальные башкирские роды, в лице своих биев получали жалованные грамоты на расселяемые территории с сохранением вотчинных владельческих прав на все виды земельных угодий.

По мнению Д. Н. Соколова, башкиры Гайнинской волости еще в 1557 г. получили на свои земли жалован-

16 ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 78. Л. 68-70. Речь идет о башки
рах, но данный сюжет документа Д. Б. Рамазановой (Некоторые
вопросы этнической истории пермских татар по данным языка.
С. 28-29) и Д. М. Исхаковым (Казан утлары. 1991. № 8. С. 172)
приписывается пермским татарам, хотя в источнике не содер
жится ни одного упоминания о последних.

17 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 341.

18 Там же. С. 337.

19 Там же. С. 371.

20 Рамазанова Д. Б. Говоры татар среднего Прикамья. С. 31.
2|МИБ.Ч. 1.С. 74.


ную грамоту, подтверждающую их вотчинное право на земельные угодья22. Достоверно известно, что башкир Килейко Акзкильдин был жалован такой грамотой для своей волости в 1596 г."

В связи с переселением «разных людей» на вотчинные земли волости, которые «чинят де башкирцам насильст-ва», их представитель Теребердей Алеев в 1672 г. добился получения сберегательной памяти, чтобы «насильства и налог нихто им не чинили». Их вотчина находилась «по обе стороны Камы реки, от устья реки Белой Волошки вверх до устья реки Камы со впадающими реками и речками в тое Каму реку с обеих сторон, с одну сторону Тул-вою и впадающими в нее с обеих сторон реками Турпу-ром, Баясом, Банкетом, Бардою большою и малою, а мелкими Назегушем, Мутавлею и другим, впадающим в них речкам и ключам, а з другую сторону Камы реки по рекам Медвежевки, Змеевки, Отчере и по другим, впадающим в Каму рекам и речкам, а в те речки и реки впадающим речкам же с вершин гор и до устьев и по другим урочищам»24.

Захват тайнинских вотчинных земель продолжался. Поэтому в 1695 г. «башкирцы тарханы и есашные Тлевка Бегеняшев, Кармайка Бекбов, Ишека Ишкильдьев, Кер-черка Килмяков с товарыщи» от имени башкир всех четырех дорог «били челом» о том, что «не в давнех годах на тех их старинных вотчинах и во всяких угодях поселились русские люди и татара и чуваша, пришед ис Казанского и ис Тобольского и ис Кунгурского уездов и из Соловарного городка, и те пришлыя русские люди и татара и чюваша и черемиса и вотяки в тех их старинных вотчинах многие деревни поселились, пашню распахали и сена косят, лес много рубят... деревья и мед... вся подбили и от того их многолюдства в вотчинах их всякой зверь, лось и медвед и лисицы и куницы и белки отошли и бобровыя гоны запустели»25. «Чтоб им от теснения пришлых людей... не разориться», просили дать им общую сберегательную грамоту.

Наступление крестьян «именитого человека Г. С. Строганова» на земли башкир дд. Кояново и Култаево в бассейне р. Мулла заставило Тасима Маметева из д. Кояново обратиться к царю Петру Алексеевичу (будущему Петру I) с просьбой о защите прав башкир на те земли, которые были подтверждены предыдущей сберегательной грамотой, и ему была дана владенная грамота от 1701 г., где сказано: «...вышеписанными их старинными вотчинными угодьи, бортным и лесным и звериным всяким угодьем царь велел владеть по речкам от Камы реки с устья по Мулле и до вершины по обе стороны, а с усть Буртемы речки по обеим же стронам до вершины и по Чюзю речке по-прежнему»26. За владение этой вотчиной все гайнинцы платили в казну 276 куниц в год.

Вотчина башкир Гайнинской волости Осинского и Пермского уездов занимала огромную территорию, которая вследствие захватов казной, Строгановыми, заводами, продаж и аренды постепенно сокращалась.

22 Соколов Д. Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской
ученой архивной комиссии. Т. 13. Оренбург, 1904. С. 65.

23 МИБ. Ч. 1. С. 74.

24 Там же. Сын Теребердея — Мустай Теребердин в 1755 г.
возглавил повстанческий отряд в Гайнинской волости. См. Лк-
манов И. Г.
Башкирские восстания в XVIII веке. С. 57.

25РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 1188. Л. 1-2. 26 ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 77. Л. 18.


572 ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ


Из нескольких миллионов десятин земель (А. Дмитриев) в руках гайнинцев к концу XVIII в. осталось лишь 292 470 десятин27. Владельцев-башкир насчитывалось 9678 человек, в т.ч. 4992 мужчины. При норме 40 десятин надушу м.п. требовалось 179 000 десятин. Для 855 душ м.п. крестьян-припущенников и 274 душ тептярей28 оставалось 112 790 десятин земли, которой едва хватило для всех. Из всей площади вотчинных угодий леса занимали 87,9%.

На территории Тайнинской волости Осинского (28-30 деревень башкир) и Пермского (2 деревни) уездов не было особо или специально выделенных казной земель для татар. Они проживали в башкирских селениях, по ревизиям-переписям считались припущенниками или тептярями, хотя есть сведения о том, что в дд. Таныпово (в 1834 г. из 547 человек 420 — тептяри), Султанаево (из 557 — 32), Усть-Ашап (все тептяри), Барда (из 912 — 14), Бардабашево (из 109 — 33) тептяри имели жалованные земли, полученные ими на основе грамот 1663—1669 гг.29 Д. Константиново населяли одни тептяри (100 чел. в 1834 г.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2220 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.