Теперь несколько слов о поселении кыр-еланцев.
В 1795 г. в д. Якшаево проживали 29 башкир (8 дворов) и 17 тептярей из татар (5 домов). В 1816 г. было 27, в 1834 г. -108, в 1859 г. - 110 башкир, в 1870 г. -142 башкира и мишаря, в 1920 г. — 571 тептярь и башкир. Как видим, с конца XIX в. этническое происхождение определялось не совсем точно. В деревне жили башкиры и татары.
Антропонимическое название деревни время от времени менялось: в 1870 г. Якшаево имело второе имя — Мусино (в самом деле, до 1820 г. здесь жил Муса Такиев, 1742 года рождения). В 1905 г. Мусино-Якшаево названо Мустафино, в 1920 г. — Мустафино (Мусино). А сегодня она известна под первоначальным именем — Якшаево.
В 1843 г. 108 башкир засеяли 56 пудов озимого и 376 пудов ярового хлеба. Картофеля сажали 12 пудов.
Д. Москово, по-башкирски - Мэскэу, при р. Ик относится к Байлярской волости. Ее название тесно связано с именем башкирского старшины этой волости — Моско-ва Давлеткулова, стоявшего во главе ее в 40—60-х гг. XVIII в. Байлярцы в 1790, 1799 гг. припустили в деревню ясачных татар73. По договорному письму от 2 мая 1796 г.
они же приняли к себе купцов 3-й гильдии Баязита и Хазипа Субханкуловых с условием уплаты ими башкирам по 10 коп. с двора в год. Кроме того, они должны были «исправлять подводной гоньбы и мосты». Татары были родом из д. Хасан Ишково Арчинского уезда Казанского наместничества74. Ясачные татары были приняты в 1790 г., башкиры — в 1799 г.75 В их припуске участвовали жители д. Москово башкиры-вотчинники Шариф Султанмуратов, Юсуп Шарипов. Среди припущенников были и безземельные башкиры: в 1834 г. из всех 80 башкир их было 56 (70%).
Таблица 62
Как видно по данным 1870 г., башкир было в 3 раза больше, чем татар.
В 1843 г. на 79 башкир было засеяно 18 пудов озимого, 40 пудов ярового хлеба, посажено 4 пуда картофеля.
Сын Москова Аптикей Московов, старшина Кыр-Еланской волости, участвовал в восстании Пугачева. 134 двора башкир, находящихся под его ведением, также принимали участие в Крестьянской войне.
Сын Аптикея Аднагул Аптикеев служил юртовым старшиной 12-го башкирского кантона.
* * *
К 15-й юрте 12-го башкирского кантона относилось национально смешанное поселение Улканово, вернее, его часть с только башкирским населением. Тептяри подчинялись своим старшинам, татары — своим.
Деревню населяли припущенники. Ими были как башкиры, так и татары и тептяри. Башкиры Тамьянской волости Бузулукского уезда были приняты кыр-елански-ми вотчинниками по договорному письму от 1 января 1736 г., точнее, узаконили их «давнее пребывание» в д. Улканово. Указано даже название д. Барсуково, откуда они вышли. Договор заключил с кыр-еланцами тамья-нец Касим Бикметов, уплативший за припуск 100 руб. и согласившийся на оброк по 10 коп. с двора в год76.
Назовем по VIII ревизии 1834 г. имена этих башкир-тамьянцев, ставших припущенниками кыр-еланцев и осевших до 1736 г. в д. Улканово, поскольку в дальнейшем они указываются лишь по социальному признаку как припущенники, а не по этническому происхожде-
70ЦГАДА. Ф. 1173. Д. 81.
72 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2).
73 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 122.
74 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 2). Л. 149.
75 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 122.
76 Сохранился текст договора: ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 69
Л. 8; Ф. 1. Оп. 1. Д. 2978. Л. 13, 103.
ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
нию. Вот эти имена: Сейфулла Мустакимов, 48 лет. Мус-тафа Юзюкеев (71), его сыновья Музафар (40), его дети Мухамадияр (16), Мухаметгарей (5), Мухаметсадык (3); Абдулгафар (35), его сыновья Гайнан (5), Гильман (2 месяца). Рахметулла Бикташев (68), его сыновья Сейфулла (1787—1833), его сын Губайдулла (7); Зайнулла (43), его Шаяхмет (19); Минлибай (12); племянники Рахметуллы Гайнулла Габидуллин (38), его сын Валиулла (6 месяцев); Сибагатулла Нигматуллин (33); двоюродный брат Рахметуллы Аднагул Абзанов (41). Рахимкул Ямангулов (Иман-гулов 1775—1825), его братья Хисамутдин (39), Халит (36), его сын Хамит (9); Минлиш (30), его сын Асылгарей (6 месяцев). Имакай Ямангулов (1765—1823), его сын Абдулвахит (39); брат Исламгул (1773—1820), его сын Шамсутдин (33), внук Шагимардан (3). Алибай Азнаев (1758—1831), его племянник Зайнильгабдин Минигулов (43), его сын Шагиахмет (4).
Башкирскими жителями (56 человек в 6 дворах) в 1843 г. было засеяно 24 пуда озимого и 128 пудов ярового хлеба.
Тептярское население сформировалось, по словам самих припущенников, на основании того же вышеназванного договора 1736 г.77 Однако заметим, что как башкиры, так и тептяри осели здесь задолго до указанной даты — 1736 г. Припустили всех вместе вотчинники-кыр-еланцы Кулбай Тенкаев, Максют Абдуллин, Усман Бердыбаев, известные тем, что они — первопоселенцы одноименных поселений.
Место выхода служилого татарина Исмагила Ибрагимова с сыном Исхаком точно известно по договорной записи — это д. Починка Царевококшайского уезда Казанского наместничества. Два договора (от 22 апреля 1792 г. и 28 апреля 1795 г.) узаконили их пребывание с 1775 г. в этой деревне официальным припуском78.
В Улканово жили и чуваши. По приемному письму от 5 марта 1834 г. тептяри и башкиры припустили в эту деревню чуваша Марка Григорьева «с товарыщи» с 15 душами м.п. и разрешили им здесь «приписаться по VIII ревизии»79. Известны и места их выхода: дд. Алкеево («Караево тож»), Янмурзино («Утеево тож») Ядрин-ского уезда Казанской губернии80.
Вот таким образом сформировалось припущенни-ческое население деревни. Здесь не было вотчинников.
Нам не известно этническое происхождение теп-тярей. По истечении значительного времени служилые татары вошли в состав тептярей, а чуваши находились в сословии государственных крестьян.
Несколько слов о названии деревни. Она расположена при одноименной речке. Но гидроним берет свое начало от антропонима — имени тептяря Улкана. Его сын Итей Улканов (тамга X) участвовал в припуске служилых татар в 1792 и 1795 гг. Вместе с ним в договорных письмах свои тамги поставили башкир Мустафа Исмеев, тептяри Балтакай Аднагулов (сыновья Хусаин, Бакий), Абзелил
77 В опубликованном источнике указана неточная дата
припуска тептярей в д. Улканово по указу Уфимской провинци
альной канцелярии от 1779 г. Малоизученные источники по
истории Башкирии. С. 114.
78 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л. 13; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.
Л. 204.
79 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 8.
80 Там же. Ф. 138. Оп. 1. Д. 671 (1834 г.).
Минигулов (сын Минлибай), Кинзя Исхаков, Амин Кид-ралин (сын Мухаметкарим), Яркей Курбанов, Амир Урускулов.
Перед 1870 г. чуваши в 3—4 верстах от коренной деревни создали свое поселение, состоявшее тогда из 15 дворов с 40 мужчинами и 52 женщинами. В 1905 г. эти деревни отличаются и названиями: Улкан татарский и Улкан чувашский. В 1920 г. они названы точно так же, как и сегодня: Татар-Улканово и Чуваш-Улканово. В 1905 г. в последней в 35 домах проживали 110 мужчин и 98 женщин, в 1920 г. в 49 дворах — 122 чуваша и 123 чувашки. Здесь с конца XIX в. было известно начальное училище.
Численность и этнический состав коренной деревни показаны в табл. 63.
Таблица 63
Как видим, с 1870 г. по 1920 г. все тептяри были перечислены в башкирское сословие, что не соответствует действительности: тептяри составляли подавляющее большинство жителей деревни. В 1859 г. башкиры м.п. составляли 17-%, тептяри — 83 % всех жителей-мусульман. Поэтому справедливо было бы показать население деревни прежде всего тептярским, затем — башкирским. По косвенным материалам (в восстании Пугачева участвовали 19 ясачных татар) можно утвердительно сказать, что в тептярское сословие перешли ясачные, частично и служилые татары.
* * *
Много башкирских поселений Кандинской (Каль-нинской) волости относится к Туймазинскому району. Исследователи неоднозначно раскрывают историю племени канлы. Одни из них считают временем возникновения Кандинского союза XI—XII вв. (в приаральских стецях на печенежско-огузской основе) и сближают этноним «канглы» с другим самоназванием печенегов «кан-гар». Другие утверждают, что «канглы» — этнические преемники кангюйцев, создавших в последние века до нашей эры обширное государство Кангюй на Сырдарье и прилегающих к ней землях. Третьи предполагают, что канглы и кипчаки были союзными, но одновременно и соперничающими племенами81. Единая канлинская община по
* До 1859 г. численность населения деревни показана в ду--шах мужского пола.
81 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 381.
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
мере усиления колонизации Башкортостана русскими и другими крестьянами добивалась от властей закрепления за ней всех своих вотчинных земель. Лишь в 7180 (1672) г. канлинцы смогли получить царскую грамоту, которая узаконила их земельное владение с указанием его границ [по левому берегу р. Кармасан с вершин до ее устья, с устья и до вершин двух речек Пушияты (?), до вершины р. Усень по обоим ее берегам, до Еланской волости, оттуда до устья р. Сарсаз, до вершины р. Базы, оттуда на р. Еланку, оттуда до вершины р. Куваши, до Ельдякской волости, с вершины р. Бирь до Бураев лес, до устья р. Кармасан]82. Озеро Асылыкуль («Ачилы») стало предметом спора между канлинцами и минцами, но вопрос был решен в пользу первых83.
До середины ХГХ в. Кандинская волость в источниках называется Кайлинской или Кальнинской, редко Кандинской. Были деревни под этими названиями: Кайлы, Калны, Кыр-Калны, Канлы84.
В конце XVII в. единая община Канглы раздробилась на тюбы. По Р. Г. Кузееву, их четыре: идель-канлы, юрак-тау-канлы, актау-канлы, кыр-канлы. По источникам XVIII — XIX вв. тюбы названы по именам глав и гидронима (озеро Актау): Тукбаева, Балгазина, Актова, Урмекее-ва. Все они или их сыновья известны по источникам: Урмекей Кунгильдин — житель д. Кыр-Канлы, затем переименованной в Урмекеево (1710 г.); Урускул Балга-зин и др.85 Три тюбы Кандинской волости в начале XIX в. владели 217 тыс. и Тукбаева тюба —10 тыс. десятин земли.
Все канлинские населенные пункты, находящиеся сейчас в составе Туймазинского района, относились к Урмекеевой тюбе. Из них 6 деревень при р. Нугуш составляли 17-ю юрту 12-го башкирского кантона. Жители всех поселений — безземельные башкиры, принятые канлинцами на правах припущенников.
Первая из деревень называется Тюпкильды. Раннее упоминание о ней относится к 1714 г., когда канлинцы-вотчинники припустили сюда безземельных башкир.
Развитие деревни проследим по следующим данным.
Таблица 64
Следует подчеркнуть, что в 1859 г. все жители названы припущенниками, что соответствует действительности, в 1870 г. — башкирами, в другие годы — тептярями. Дело в том, что башкиры, ставшие в 30-х гг. XVIII в. припущенниками канлинцев, вышли из Айлинской волости будущего Троицкого уезда (уезды образованы в 1781—
1782 гг.)86. Таким образом, жители д. Тюпкильды — бывшие вотчинники-айлинцы.
В 1843 г. на 386 башкир было засеяно 272 пуда озимого и 1744 пуда ярового хлеба, посажено 48 пудов картофеля.
Д. Ермухаметово основали башкиры д. Касаево Еланской волости, принятые канлинцами по договору от 14 июля 1738 г. «для поселения при р. Кармасан и другим урочищам»87. Вместе с еланцами в ее создании участвовали бывшие вотчинники Айлинской волости Троицкого уезда. Последние составляли подавляющее большинство жителей села88.
Рост численности населения деревни показан в таблице.
Таблица 65
В 1895—1905 гг. в источниках национальный признак отсутствует, в 1920 г. все жители — тептяри. Однако здесь наблюдается то же самое, как было сказано о предыдущей деревне.
К 1838 г. был жив ветеран Отечественной войны 1812 г. зауряд-есаул Имангул Юсупов сын Иликов, 1777 года рождения, воевавший в составе 11-го башкирского полка89. Его сыновья Абдулгарей (17 лет), Арсланга-рей (5), Саитгарей (4), Якуп (1).
В 1843 г. 499 башкир засеяли 472 пуда озимого и 2328 пудов ярового хлеба.
Д. Бикметово — поселение припущенников из башкир и тептярей. Время их заселения определено договором о припуске от 15 декабря 1760 г.90
В 1795 г. здесь проживали в 6 дворах 93 башкира, в 2 дворах 13 тептярей, в 1 дворе 3 татарина.
В 1834 г. башкир было 239 (15 дворов), тептярей — 20 человек. В 1859 г. все правильно названы припущенниками — 509 человек (63 двора), но без определения их этнического происхождения. 602 башкира и 38 татар при 109 домах было в 1870 г., 1356 башкир при 251 дворе — в 1920 г.
В 1843 г. на 229 башкир было засеяно 344 пуда озимого и 1192 пуда ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля.
Д. Туктагулово была основана припущенниками из башкир и тептярей. Первое ее упоминание относится к 1752 г. Свое пребывание в деревне припущенники оформили с вотчинниками Кандинской волости в 1755 г.91 Через 7 лет по VII ревизии тептярей насчитывалось 40 душ м.п.*
82ЦГИА РБ. Ф. 100. Оп. 2. Д. 555. Л. 66-67; Ф. 1. Оп. 1. Д. 1150.Л. 62.
83 ЦГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1330. Л. 15.
84 МИБ. Ч. 1. С. 192; Т. 3. С. 62-63.
85 Там же. С. 345; Т. 3. С. 62.
* В знаменателе показано количество дворов.
86 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1257. Л. 18.
87 Там же. Д. 4678. Л. 15.
88 Там же. Д. 1257. Л. 18.
89 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4022. Л. 53.
90 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114.
91 Там же. С. 115; МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 39.
* Выбыли «в башкирский род» в 1763 г. 43 мужчины, в 1794 г. - 62 человека обоего пола. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34.
9 - История сел и деревень Башкортостана
Первая советская перепись указала ошибочно всех жителей башкирами, но они составляли половину населения деревни. Должны были показать башкир и тептярей.
Нелишне будет, если отметим, что тептяри, зафиксированные в 1762 г., были первоначально ясачными татарами.
Дальнейшее развитие деревни и этнический состав ее жителей характеризуется в следующей таблице.
Таблица 66
его дом. За это он получил от властей 100 руб. и после подавления восстания был удостоен «серебряной медали и сабли». Жил в д. Тавларово94.
3 октября того же года Урмекей принял на свою вотчину из той же д. Тавларово еще ясачных татар Москова Табеева, Урку Урмеева, Сюрмея Алышева «с товарыщи» в 14 дворах с условием уплаты ему по одной кунице в год (границы его вотчины: с д. Тавларово по левой стороне Куревой дороги на р. Идяш вверх до канлинской линии, оттуда до вершины Карамалы, до первого Кунлюка, затем оттуда назад по Юкаликулю до его устья)95. Есть еще и другие припуски тептярей по договорам от 24 марта 1714 и 1771 гг.96 Тогда припускались башкиры из Айлин-ской волости Троицкогочуезда. В 1858 г. башкир-припу-щенников было 46 душ м.п.97
Так сформировалось этнически смешанное население Урмекеево. Это видно в следующей таблице.
Таблица 67 |
В 1870 г. указано наличие двух мечетей, «училища».
В 1843 г. 297 башкир засеяли 312 пудов озимого и 1528 пудов ярового хлеба. Ими было посажено 48 пудов картофеля.
Д. Нугуш («Туктагулово тож») являлась выселком из д. Туктагулово. В 1795 г. она состояла из 12 домов, где жили 54 мужчины и 48 женщин. Все — башкиры. В 1816 г. их было 105 человек при 11 дворах, в 1834 г. — 142 (12 домов), по другим данным, в 50 дворах — 479 башкир, в 1859 г. -189 (21 двор), в 1870 г. — 197 башкир при 35 дворах. В материалах переписи 1920 г. ее нет.
В 1843 г. 142 жителя засеяли 192 пуда озимого и 560 пудов ярового хлеба, посадили 16 пудов картофеля.
* * *
В 18-ю юрту 12-го кантона входили 11 башкирских деревень (из них 8 сегодня относится к Туймазинскому району), в том числе к Кандинской волости относились 4. Более ранней из них является д. Урмекеево. Названа так по имени влиятельного канлинского вотчинника Урме-кея Кунгилдина, припускавшего 3 октября 1710 г. ясачных татар Якупа Немичева, Рысая Давлеткильдеева, Сапара Бикметова92. Тогда он жил в д. Кыр-Канлы, затем переименованной в Урмекеево. Кыр-Канлы — коренное поселение башкир-вотчинников Кандинской или Кыр-Канлинской волости.
Еще 16 августа 1710 г. Урмекей, Сююш Сарагулов «с товарыщи» припустили в свою вотчину по р. Чермасан татар д. Тавларово Сеита Илкина, Ахмета Тукаева за участие их в уплате казне башкирского ясака93.
В другом припускном договоре от 19 августа 1704 г. кыр-канлинец Аблай Исанбаев с сыном Балтаем припустил башкир Якупа Маметева с его братом Рысаем Давлет-кильдеевым на свою вотчину в вершинах р. Сюнь. Башкиры Якуп и Рысай — выходцы из д. Тавларово. Сын Якупа впоследствии стал кантонным начальником 10-го башкирского кантона. Он защищал Уфу от пугачевцев, где «служил изрядно», но земляки-пугачевцы разорили
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 430. Л. 27; МИБ. Т. 3. С. 62. МИБ. Т. 3. С. 60.
Если башкирское население в конце XVIII в. составляло почти 90 % жителей, то в середине 30-х гг. XIX в. -только 34 %. В 1834 г. из 75 башкир 36 были припущенни-ками. В 1870 г. тептяри были показаны в составе башкир, а в 1920 г. башкиры — среди тептярей и татар. В обоих случаях допущена ошибка.
В 1843 г. на каждого из 75 башкир сеяли по 7,2 пуда хлеба.
Во время башкирского восстания 1735—1739 гг. вокруг этой деревни разворачивались важные события. В частности, карательный отряд начальника Комиссии башкирских дел генерал-лейтенанта А. И. Румянцева в конце июня 1736 г. остановился лагерем у д. Урмекеево. Тогда один из предводителей восставших башкир старшина Юрматынской волости Кильмяк-абыз Нурушев с 8-тысячным отрядом напал на лагерь генерала, но встретил упорное сопротивление. Несмотря на потери, Румянцев смог выиграть сражение и рассеять отряд Киль-мяка, который был вынужден некоторое время скрываться в камышах озера Кандры98.
Деревня при устье р. Чукады Чукадытамак также относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости. Это поселение безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда99, сохранивших свое сословие, не переходя в тептяри. Одна-
94 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 430. Л. 26.
95 МИБ. Т. 3. С. 63.
96 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. ПО,
115.
97 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18.
98ОИБ. Т. 1.4. 1.С. 177.
99 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18.
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
ко нам не известны точное время их поселения и дата договора с канлинцами о припуске. Предположительно можно указать 30-е гг. XVIII в. как время их припуска канлинцами.
Все ревизии и переписи этническое происхождение их правильно указывают как башкирское, что видно в табл. 68.
Таблица 68
В 1864—1919 гг. Чукадытамак — центр одноименной волости, здесь были правление, мечеть, 3 мельницы. По VIII ревизии в 36 дворах 7 глав семей имели по несколько жен. Посев хлеба на каждого из 319 человек равнялся лишь пуду хлеба (1843 г.). Картофель еле-еле проникал в общество чукадытамаковцев: тогда было посажено 12 пудов.
Формулярный список одного из жителей, походного старшины Тазитдина Кулушева (1783 г.) дает интересные сведения о видах службы башкирских казаков: в 1806—1812 гг. находился с отрядом башкир в ставке казахского хана Ширгазы, затем на летней пограничной службе вдоль р. Яик (Урал) в районе Илецкой Защиты препровождал в г. Уральск казенный транспорт с продуктами100.
Около озера Кандры на карте 1737 г. показана одноименная деревня101. На карте 1781 г.102 их уже две. Одна из них и есть д. Кандрыкуль — поселение башкир-канлинцев, владельцев вотчин из Урмекеевой тюбы. Они в 1782 г. приняли тептярей, с которыми через 3 года 2 июня оформили договорную запись, узаконив их припуск103.
О развитии деревни приводим таблицу.
Таблица 69
Д. Кандры-Кутуй — поселение канлинцев-вотчинни-ков. Она не отмечена V ревизией 1795 г., но в 1816 г. в ней зафиксировано 15 дворов с 114 жителями. Значит, она возникла между этими годами. При этом отметим, что она выделилась из д. Кандрыкуль. Такое утверждение основано на том, что в этих поселениях жили братья Кудайметевы (или Кудашметовы): в коренной — Кучум, Кусем, Кунзяп, Яней (1758—1822) Кудашметовы, в новой — Хатынбай, Мендияр, Сензяп (1765—1819) Кудашметовы. Первопоселенцем д. Кандры-Кутуй был их брат Кутуй Кудайметов (1759—1819). Его сыновья Абдулнасыр, 1789 г., Гадилына, 1783 г., и Гали, 1779 г. Последний служил юртовым старшиной; его сын Ахметша. В 1859 г. зафиксированы Мухамет (1791—1858), Абдулзелил (1793—1857), Арслан (1803 г.), Габдулвахит (1807 г.), Гумер (1809 г.), Габдулгаллям (1811-1853), Габ-драфик (1815 г.), Тухватулла (1820 г.) Кутуевы (ЦГИА РБ. Ф. 138. Ои. 2. Д. 735).
Таблица 70
В 1843 г. на каждого из 176 жителей было засеяно по 2,5 пуда хлеба. 150 ульев имели в собственности ее жители.
Д. Букаево — поселение башкир-вотчинников — с середины XVIII в. становится национально смешанным. По договору от 24 июля 1758 г. они припустили марийцев, ставших тептярями.
Известны сыновья и потомки первопоселенца Букая. Старший из них Бикташ Букаев (1763—1831), его первый сын Ишмухамет (его Мухаметханнан, Мухаметлатиф), второй сын Абдуллатип (его Абдулгафар, Афлятун). Младший сын Букая Нуруш, 1767 г., еще был жив в 1834 г.; его сын Гайнулла, 1794 г.; его сыновья Мухамет-гали, Габидулла, Мухаметсалим, Мухаметкарим, Хайбул-ла, Абдулла.
Сегодня нет д. Букаево, но все-таки проследим ее развитие.
Таблица 71
В 1843 г. посев равнялся 1128 пудам хлеба. Это означало, что на каждого из 304 жителей приходилось по 3,7 пуда. На всю деревню было посажено 24 пуда картофеля. В деревне были мечеть и мельница. Тогда же по 100 ульев приходилось на башкир и тептярей.
В 1834 г. здесь было 6 двоеженцев и 2 троеженца; один из них 5 5-летний Кадыргул Сулейманов; его сыновья Ямангул, Исламгул, Имангул.
100 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4022. Л. 18.
101 МИБ. Т. 4. Ч. 1 (Приложение).
102 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 20627.
103 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114.
У башкир-мусульман была мечеть. Аульная община имела кузницу, 4 мельницы. У башкир зафиксировано 35 ульев, 125 бортей, у марийцев — 54 улья. На 84 башкира было засеяно 120 пудов озимого и 256 пудов ярового хлеба.
ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
* * *
Д. Кыска-Елга — поселение канлинцев-вотчинников. Однако они составляли незначительную часть жителей: 10 человек в 1834 г. Подавляющее большинство сельчан представляли башкиры-припущенники: 274 человека в 1834 г. Жили здесь и тептяри, которые поселились по договору с канлинцами от 1785 г.104
В первой половине XIX в. башкиры находились в составе 16-й юрты 12-го башкирского кантона.
Таблица 72
Абдуллгаллям Гаделынин, 1782 г., в 30-х гг. XIX в. служил юртовым старшиной 18-й юрты 12-го башкирского кантона. Он имел серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1812 года» и «В память Отечественной войны 1812 года», когда «с 5-м башкирским полком против французских войск находился»107.
Таблица 74
Между 1905—1919 гг. образовалась д. Ново-Арсланбе-ково, куда переехали вотчинники, которых в 1920 г. насчитывалось 714 человек при 140 дворах.
В 1843 г. 12 башкир засеяли 64 пуда озимого и 322 пуда ярового хлеба.
В 70-х гг. XIX в. в деревне действовали мечеть и «училище».
В 1843 г. на 274 башкира было засеяно лишь 16 пудов озимого и 528 пудов ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля.
16-й юрте подчинялись и деревни Кубовской волости. Кубовцы в годы Генерального межевания имели 39 тыс. десятин земли. Вотчинников по VII ревизии насчитывалось лишь 254 души м.п. (33,3 %), в то время как припущенников было 507 душ м.п. (66,7 %)105.
Одно из трех кубовских поселений называется Сайра-ново, по которому у нас мало материала. О припуске тептярей в 1840 г. было сказано, что они владеют землей «без документов более 200 лет совместно с башкирами-вотчинниками». О припуске татар нет сведений.
Таблица 73
В 1843 г. 134 башкирами было засеяно 608 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. Имели 135 ульев.
Д. Арсланбеково становится этнически смешанной в середине XVIII в., когда по договорам от 12 октября 1758 и 1 марта 1781 гг. кубовцы-вотчинники приняли тептярей106.
* * *
Несколько поселений Киргизской волости входят в состав Туймазинского района. Это — Аблаево, Тукмак-Каран, Бятки. О волости мы уже говорили, когда речь шла о селах Шаранского района.
Д. Аблаево по pp. Ик и Акуш в 1795 г. состояла из 8 дворов с 53 башкирами и одного дома с 2 служилыми татарами108. По VII ревизии 1816 г. этнический состав жителей еще больше усложняется. Аблаевцы-вотчинники приняли безземельных башкир и мишарей.
Таблица 75
Как видно, мишари и татары по истечении 60-летнего срока договора до 1859 г. переехали в другие поселения, поэтому учитывались одни башкиры и в последующих переписях. В 1917 г. в 90 дворах проживали 540 башкир109.
В 1804 г. на 104 башкира было засеяно лишь 168 пудов хлеба.
Относительно названия и возраста деревни следует сказать следующее: в 1834 г. VIII ревизия зафиксировала 58-летнего Ихсана Аблаева, сына первопоселенца. Возраст Ихсана (1776 г.) дает нам возможность предположить время возникновения деревни — вторая половина XVIII в.
104 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 116.
105 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 64.
106 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114.
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 91. Башкирский край. Вып. 1. С. 108.
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД
Д. Тукмак-Каран — тоже сравнительно молодое по возрасту поселение башкир-киргизцев. Она была известна и под названием Гауыл. Здесь жили и торговые и ясачные татары. Часть татар не имела документов на пользование земли, остальные были приняты по договору от 27 сентября 1739 г.110
Развитие деревни можно проследить по следующей таблице.
Таблица 76
Торговые татары между 1816—1833 гг. оставили данное поселение. Перепись 1920 г. ошибочно показала этническое происхождение жителей: здесь жили и башкиры, и татары.