Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нафоне песни звучат два звонких молодых голоса. 2 страница




И наконец, здесь нет главных компонентов театра. Нет при­вычной традиционной драматургии с диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивиров­кой каждого поступка героя и тщательной скрупулезной раз­работкой характеров. И нет привычного режиссеру и зрителю процесса психологического перевоплощения актера в образ.

А что же есть?

Есть огромные масштабы представления и огромные постано­вочные трудности, целый ряд принципиально новых проблем. Не­обходимо так разместить массу зрителей, чтобы всем все было видно и. слышно, чтобы была возможность одновременного появ­ления и ухода многотысячных групп исполнителей и больших ко­лонн техники (и при этом не терялся темпо-ритм действия), не­обходимо создать неповторимую атмосферу, свойственную именно данно'му представлению. И все это в условиях, когда режиссер получает возможность провести одн.у-две (максимум — три!) свод­ные репетиции (на больший срок нельзя собрать такую массу ис­полнителей и техники, освободить площадку и т. д.) и, как прави­ло, всего одну техническую репетицию, в которую надо вместить и монтировку оформления, и установку света, и наладку звука, и проверку кинопроекций... А если еще учесть, что все огромное ко­личество сил и средств тратится чаще всего на представление, которое будет показано всего один раз! Какая огромная ответст­венность ложится на режиссера, не имеющего права не то что на ошибку, но даже на обычную накладку. Вспомним, что в тради­ционном театре, "где спектакль репетируется несколько месяцев, ни одна премьера не обходится без накладок — то актер текст забыл, то вышел не вовремя, то реквизит ему не подали или про­жектор не включили... И ничего страшного не происходит, зри­тель, как правило, этих накладок даже не замечает. Но предста­вим себе на минуту, что случится, если на площадку «выйдет не вовремя» несколько тысяч человек или колонна автомашин?.. Кроме того, одноразовость показа определяет невозможность что-то доработать, исправить, внести последующие коррективы с уче­том реакции публики, и это еще больше повышает меру ответст­венности режиссера.

Наиболее часто встречающаяся у неопытного режиссера ошиб­ка —■ это попытка механического перенесения на постановку мас­сового представления апробированных приемов и навыков, полученных при работе в традиционном театре. Ошибка эта может привести в лучшем случае к провалу представления, в худшем же — к катастрофе.

«Так что же получается? — предчувствую я возмущенный го­лос эрудированного читателя. — Выходит, вечные законы великой системы К. С. Станиславского вообще неприменимы к этой мас­совой форме?»

Нет, это, конечно, не так. Общие, основные законы творчества, открытые и сформулированные Константином Сергеевичем, такие, как учение о сверхзадаче и сквозном действии, о «жизни челове­ческого духа на сцене» как основе основ любого зрелищного ис­кусства, естественно, полностью относятся и к массовому пред­ставлению. Может быть, здесь они проявляются даже более ярко. Только вот пользоваться этими понятиями надо не по-школярски, а творчески, ибо средства и методы воздействия на аудиторию здесь совершенно иные, нежели в драматическом театре. Вот что пишет ио этому поводу И. М. Туманов:

«Здесь мы действуем на сознание и воображение зрителя об­щими понятиями, крупными сценическими символами... Мы име­ем дело с особым родом драматургии и особым родом сцениче­ского действия»1. И в другом месте: «И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологическая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны созда­ваться как драматургом, так и режиссером иными методами и приемами»2.

При постановке массового представления необходима особая форма выражения. По жанру такое представление ближе к искус­ству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь бо­лее уместен широкий мазок настенной росписи, нежели филигран­ность и изысканность восточной миниатюры. Кроме того, следует учесть, что, поскольку на массовом представлении присутствуют самые широкие слои публики, оно должно быть простым, понят­ным и общедоступным. То есть в нем должны сочетаться лако­низм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность.

«Стремление художника к массовому площадному театру, к театру улиц — это глубоко осознанное стремление говорить сво­ему народу о великих героических деяниях самого народа, о проблемах человечества, эпохи,— писал А. В. Луначарский.— А для этого необходимы выразительные средства, отвечающие великим задачам, поставленным временем перед художником»'5.

Специфика работы в области массовых форм требует от ре-

! Театр под открытым небом. Сборник. М., ВТО, 1969, с. 8.

2 Массовые театрализованные представления и праздники. Сборник. М., ВТО, 1963, с. 6

3Луначарский А. В. О театре и драматургии, т. 1. М, Искусство, 1958, с. 760.

жиссера знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в представлении. Ведь в постановке используются драма и опера, оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные хо­ры и небольшие вокально-инструментальные ансамбли, классиче­ский балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и кук­лы. И кроме этого, в представлении участвуют спортсмены и во­инские подразделения, коллективы художественной самодеятель­ности и большие группы детей.

Режиссер также должен знать законы монтажа и законы кол­лективного восприятия, уметь пользоваться старинными полуза­бытыми формами площадного театра (приемы средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народ­ного балагана) и самыми современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и зву­коусиливающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикро­фоны и телевидение, дневная и ночная пиротехника) и многое, многое другое. Короче говоря, это должен быть совершенно осо­бый режиссер —■ режиссер синтетического массового театрализо­ванного представления.

Вот что писал об этом известный теоретик театра П. М. Кер­женцев: «Празднество связует в одно весь разнородный комплекс искусств, все многоразличные типы и виды театрального представ­ления. Оно...мыслимо лишь как синтез красочных волн с звуко­выми, живописи с музыкой и пением, танца с декламацией, акро­батических упражнений и хоровода, марионеток и тира, цирка и атлетики, балагана и митинга. Вся эта пестрота (а пестрота — это необходимая черта) соединяется в одно целое так, что явля­ется словно новый вид творческого выявления искусства. Эта за­дача — использовать разнородные элементы всех искусств, чтобы создать что-то совсем новое и особенное, всегда будет заманчи­вой мечтой художника, режиссера, музыканта, артиста»'.

В этом высказывании следует обратить особое внимание на слово «митинг». В последние годы все чаще митинги и собрания также становятся театрализованными. Мне довелось ставить по­добные митинги с такими дополнительными жанровыми опреде­лениями: митинг'концерт, митинг-реквием, митинг-рапорт, ми­тинг-поверка и т. д.

Но и во многих иных массовых представлениях «игрового» ха­рактера зачастую нельзя обойтись без официальных речей и вы­ступлений. В этих случаях между ними (а иногда и внутри них) желательны театрализованные эмоциональные «прокладки» риту­ального характера. Эти ритуально-обрядовые элементы действия стали одним из самых специфических признаков современного массового театрализованного представления, поэтому о них следу­ет поговорить более подробно.

В процессе постановок массовых театрализованных представ-

Керженцев П М Творческий театр Пг, 1920, с. 99-—100.

2)

 

лений, посвященных юбилейным датам, историческим событиям, сложился ряд определенных, повторяющихся из представления в представление приемов и даже эпизодов. Не следует торопиться заносить их все в разряд штампов и отказываться от уже сложив­шихся и апробированных форм только ради того, чтобы изобрести что-то новенькое. Есть приемы, которые действительно навязли в зубах и выглядят штампами, потому что ими пользуются по по­воду и без оного. Например, некогда новаторское совмещение вы­ступления известного киноактера с кинокадрами., из фильмов, в которых он снимался, или стандартный набор приветствий от вои­нов, от учащихся ПТУ, от пионеров... Но есть элементы массового театрализованного представления, которые уже стали традицион­ными и пренебрегать которыми попросту вредно. Ведь не прихо­дит в голову отказаться от подношения хлеба-соли почетному го­стю во время, например, сельских праздников или от разрезания ленточки при открытии выставки лишь потому, что все это уже было использовано кем-то когда-то и где-то. На основе народных, прогрессивных, исторически сложившихся ритуалов мы должны выработать свои, советские, освященные традициями нашей Роди­ны обряды и ритуалы, которые войдут в плоть и кровь народа, без которых станет немыслим ни один праздник.

Опыт постановки массовых театрализованных представлений уже сейчас позволяет говорить о некоторых постановочных элементах, которые стали не­обходимым и единственно возможным ритуалом. Такими, например, как вынос знамени на торжественном заседании, минута молчания на митинге, посвящен­ном памяти павших героев, и т. п.

Можно перечислить ряд других ритуальных элементов массовых театра­лизованных представлений, которые вошли в нашу жизнь. Таковы, например, почетный караул, выставляемый у памятников В. И, Ленину ежегодно 22 апре­ля, парад исторических п памятных знамен; торжественный караул у Вечного огня; зажигание ритуального пламени в чаше от факелов, которые в свою очередь зажжены от мемориальных или символических источников огня (Веч­ного огня у могилы Неизвестного солдата, топки паровоза, доменной печи и т п)-—своеобразная звездная эстафета огня; закладка первого камня в фундамент строящегося здания (иногда с помещением под этот камень коллек­тивного письма будущим поколениям или реальных документов наших дней); посадка памятной аллеи или парка (очень часто корни деревьев в этих слу­чаях посыпают горстями земли, привезенной из исторических мест — с Мамае­ва к) ргана или из Брестской крепости, поливают водой, взятой из Днепра, Волги и т. д.). Такие общеизвестные воинские ритуалы, как присяга на вер­ность и целование знамени, пионерские — выход горнистов, барабанщиков, за­жигание костра и т. п., находят свой эквивалент в режиссуре массовых теат­рализованных представлений. В связи с Олимпиадой-80 стали чаще использо­ваться олимпийские ритуалы — торжественный вынос флага праздника, парад участников н т. п. (рис. 14).

Основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен писал: «Вопрос церемонии является одним из важнейших. Преж­де всего именно через церемонии Олимпийские игры должны от­личаться от простой серии мировых чемпионатов. Олимпийские игры требуют торжественности и церемониальности»1.

1 Цпт. по кп: Новоскольцев В. Символика Олимпиад. М., ФИС, 1980, с. 9.

Мы тоже имеем право сказать, что в массовом театрализован­ном представлении «вопрос церемонии является одним из важней­ших» и что «именно через церемонии» представление отличается от обычного митинга, демонстрации или народного гулянья.

В качестве примера расскажем о нескольких эпизодах ритуального харак­тера, предложенных нами для торжественной манифестации в г". Геленджике, посвященной 60-летию Октября. Шествие двигалось от памятника В. И. Ленину к мемориалу Памяти героев гражданской войны, затем к монументу Воину-ос­вободителю и, наконец, к Доске почета на площади Труда. У каждого памят­ника проходил театрализованный митинг, а в каждом митинге были элементы ритуального представления.

От мемориала отправились в агитпоход участники мотопробега по марш­руту Таманской дивизии. Ведь именно в Геленджике начал свой легендарный путь «Железный поток». Комсомольцы взяли с собой экземпляры книги А. С. Серафимовича с дарственными надписями ветеранов революции и граж­данской войны, чтобы подарить их библиотекам тех поселков и деревень, че­рез которые когда-то прошла дивизия красных бойцов. От монумента Воину-освободителю почетный гражданин Геленджика, бывший командующий военно-морской базой города, вице-адмирал Г. Н. Холостяков и молодой матрос-перво­годок вышли на катере в открытое море и возложили на воду венок с беско­зыркой в память о павших героях (фото 1, 2). А ветераны войны посадили у монумента молодую березку, присыпали ее корни землей с Малой земли, по­лили водой из Цемесской бухты. Земля была доставлена в старой заржавлен­ной снарядной гильзе, сохранившейся в каком-то окопе со времен войны,. а вода — в солдатском котелке. На этом котелке, который хранится сейчас в городском краеведческом музее, сохранилась выцарапанная штыком клятва малоземельцев: «Клянемся — ни шагу назад! Малая земля будет, будет Боль­шой. Вперед, товарищи, за Родину... Ст. сержант Музыка В. Ф., сержант Пар­хоменко Г. Н. Март il943 г.».

У Доски почета ветераны труда, наставники молодежи вручали своим уче­никам трудовые паспорта и дипломы. Самым лучшим молодым рабочим они подарили свои личные орудия производства: каменщик — мастерок, маляр — кисть, виноградарь — секатор, закройщик — метр, врач — фонендоскоп, по­вар — половник...

Рис. 14. Ритуальное зажжение олимпийского огня на развалинах храма Зевса в Олимпии. Греция, 1980 г.

 

В процессе постановки ритуалов выкристаллизовались эмб­лематика и символика, вызывающие у зрителей четкие ассоциа­ции: алая гвоздика *— символ пролетарской революции, алые па­руса — символ юношеской романтики, шашка времен граждан­ской войны — символ эстафеты подвига, гирлянда славы, солдат­ская каска, мастерок каменщика, сноп нового урожая и т. д. и т. п. Однако надо сказать, что в этой области мы еще очень бед­ны, особенно по линии создания символов и эмблем трудовых и сельскохозяйственных праздников, эмблематики разных профес­сий и т. д.

Здесь следует предостеречь начинающих режиссеров от не­умеренной эксплуатации сложившихся ритуальных элементов. Увы, научить этому нельзя, это вопрос меры, художественного вку­са и такта. Не к месту использованный ритуальный эпизод может вызвать смех и негативное восприятие у аудитории (такое, к со­жалению, случается).

«Довольно часто, чтобы вызвать в зрительном зале... сенти­ментальное чувство умиления и искусственно создать особо при­поднятое настроение, устроители концертов выпускают на сцену детей. Каждый раз по одному и тому же ритуалу они проходят под бой -барабана вперед. Становятся во фронтальную мизансце­ну и старательно декламируют не очень ладные и далеко не дет­ские стихи, в которых дают нам, взрослым, рекомендации, как жить, как трудиться... Тут нам, режиссерам, еще раз следует на­помнить себе: прием, даже если он и действует безотказно, не дол­жен быть палочкой-выручалочкой. В противном случае он спосо­бен принизить, девальвировать высокую тему, разменять ее на по­бочные, не очень тонкие чувства...» — пишет И. М. Туманов1.

Расскажем о создании ритуальных эпизодов на примере конкретного пред­ставления, действие которого происходило на главной площади страны.

День 29 октября 1968 года с самого утра выдался на редкость солнечным. Чуть-чуть подморозило, по сухому асфальту особенно четко отпечатывался ритм шагов. Гремели трубы десятков оркестров, полыхали сотни знамен — сорок тысяч лучших комсомольцев Москвы и Московской области собирались на Крас­ную площадь, на торжественную манифестацию, посвященную 50-летию ВЛКСМ. Уже на улице Горького и проспекте Маркса встречало колонны празд-■ ничное убранство — красные флаги, лозунги н транспаранты на стенах домов, плакаты, афиши, на стендах — фотографии и репродукции с картин известных художников, отражающие героическую полувековую историю Ленинского комсо­мола. Колонны шли как бы сквозь годы, сквозь собственную историю. Вот документы и фотографии знаменитого III съезда РКСМ, на котором выступал В. И. Ленин (в это время из.динамиков, установленных над стендами, звучат ставшие классическими мелодии тех незабываемых лет). Затем Магнитка, Днепрострой, Комсомольск-на-Амуре — памятники энтузиазма молодежи пер­вых пятилеток, а фоном звучат песни и марши 30-х годов, голоса Стаханова и Изотова, Виноградовой и Ангелиной. Вот фотографии Олега Кошевого и Вик­тора Талалихина, Лизы Чайкиной и Александра МатросоЕа, а музыкальное сопровождение к ним — памятные всем песни и марши Великой Отечест­венной...

Театр под открытым небом, с. 24—25.

С двук сторон, огибая Исторический музей, колонны вливаются на Крас­ную площадь. Со стен музея на них смотрит Владимир Ильич с многократно увеличенного комсомольского значка. Под значком четко выделяются цифры — 1918—11968. На здании- ГУМа висит серия гигантских панно: «Вся власть Со­ветам!», «Даешь индустриализацию!», «Победа будет за нами!», «Планета «Це­лина», «Мы строим коммунизм», праздничные лозунги. На флагштоках у стен ГУМа развеваются флаги всех союзных республик, на Кремлевской стене — макеты орденов, которыми награжден комсомол.

Лобное место задекорировано под земной шар — громадную полусферу, покоящуюся на пятиконечной звезде. В лучах звезды — подставки для исто­рических знамен. На земном шаре ярко высвечена территория СССР.

Два часа дня. В строгом каре, лицом к Мавзолею, застыли участники мани­фестации. 500 человек в первом ряду держат в руках кумачовые знамена луч­ших комсомольских организаций Москвы и Московской области. В руках остальные участников — лозунги, плакаты, транспаранты, у каждого — красный флажок, на груди — алый бант и комсомольский значок. В центре колонны —■ сводный духовой оркестр Советской Армии.

На. трибунах Кремля — восемь тысяч почетных гостей — знатных людей нашей Родины, ветеранов комсомола, героев гражданской и Отечественной войн, ударников первых пятилеток. На трибунах у ГУМа — сводный четырех­тысячный хор молодежи и пионеров Москвы.

Смолкли песни и марши. На трибуну Мавзолея поднимаются члены Полит­бюро и секретари ЦК КПСС, секретари МГК КПСС, члены бюро и секретари ЦК, ВЛКСМ. Площадь встречает их овацией. Красным пламенем полыхнули над головами тысячи флажков.

Но вот все стихло — бьют куранты Спасской башни, величаво звучат над площадью позывные Всесоюзного радио — «Широка страна моя родная». Раз­дается голос Левитана:

— Внимание! Внимание! Говорит Красная площадь'. Слушай, родная стра­на! Говорит Красная площадь!..

На крыше ГУМа появляются 60 юных фанфаристов. Над замершими ко­лоннами, над Мавзолеем, над всей Москвой, многократно усиленный и повто­ренный динамиками, летит сигнал — первая музыкальная фраза песни «Моло­дая гвардия». Ретранслированный всеми современными средствами связи, через радио и телевидение, он доносится до самых далеких окраин нашей необъятной Родины, он звучит за рубежом. Миллионы людей в эти минуты смотрят и слу­шают Красную площадь. А над пей звучит знакомый каждому советскому че­ловеку голос Левитана:

— Красная площадь... Друг мой, ты стоишь на Красной площади, где схо­дятся пути поколений, где сплетаются судьбы народов, где бьется сердце эпо­хи. Сюда собирает нас праздник, сюда созывает нас память, здесь мы ликуем,
здесь мы клянемся. Отсюда уходят в революцию, в поиск, в космос. Сюда возвращаются герои — победители, открыватели. Здесь пересекаются дороги, по которым люди Земли приходят к Ленину!..

Звучит торжественный марш. На площадь вступают группы почетного ка­раула — передовые представители рабочей и сельской молодежи, студенчества, воинов всех союзных республик.

Левитан. Сегодня право стоять в почетном карауле на посту № 1 нашей Родины, у Мавзолея Владимира Ильича Ленина, доверено лучшим пред­ставителям Ленинского комсомола. Вместе с ними в эту минуту на всей нашей земле, от края до края, от моря до моря, в почетный караул к памятникам Ильича встают лучшие сыны и дочери комсомола!..

Почетный караул занимает место по обе стороны от центрального входа в Мавзолей.

Хор запевает песню «Святое ленинское знамя». Первый ряд участников манифестации опускается на одно колено и склоняет кумачовые знамена. Из-за знамен медленно выходит второй ряд манифестантов, в руках у них 11,00 кор­зин с белыми астрами и 600 букетов алых гвоздик. Они идут по всей ширине Красной площади к Мавзолею.

Нафоне песни звучат два звонких молодых голоса.

Рис. 15. Ритуальные элементы в массовом театрализованном представлении. Эскиз оформления знаменной площадки для манифестации, посвященной 50-летию ВЛКСМ. Москва, Красная площадь, 1968 г. Художник Г. Мясников

Девушка. Из манифеста VI съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи.

Юноша. «Не для красного словца, не из желания носить лучшее из всех имен, не только для того, чтобы почтить уважением память великого человека, приняли мы это решение: переименовать РКСМ в Ленинский комсомол».

Девушка. «Нет! Мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся мо­лодежь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отря­дом — Коммунистическим Союзом Молодежи, прониклась единой волей и твер­дой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осущест­влять заветы, оставленные нам Лениным».

Корзины цветов устанавливаются у подножия Мавзолея, по всему пара­пету ложатся букеты гвоздик. Первый ряд участников манифестации совершил перестроение — кумачовые знамена разошлись на фланги каре и замерли там. Смолкла музыка.

Секретарь МГК ВЛКСМ объявляет торжественную манифестацию откры­той, произносит краткую речь, которая заканчивается призывом: «На героиче­скую полувековую историю Ленинского комсомола равняйсь! Смирно! Исто­рические знамена комсомольской славы, легендарные знамена нашей борьбы и побед внести!»

На площади появляются броневик, тачанка и старинный открытый авто­мобиль (все подлинное — из музея).

Звучат стихи о революции, о гражданской войне, о героизме комсомоль­цев

На автомобиле — знамя крейсера «Аврора», рядом с ним — ветераны ре­волюции, участники штурма Зимнего, матросы «Авроры». На броневике — зна­мя I съезда РКСМ, память первых комсомольских ячеек. Его сопровождают участники съезда, ветераны комсомола. На тачанке — знамя кавалерийской бригады Котовского. Под этим знаменем сражался писатель-боец Николай-Островский. Сейчас под знаменем стоят ветераны гражданской войны, бойцы Первой Конной. Знамена медленно движутся по фронту нолонн. В это время в первых рядах участников манифестации появляются подлинные лозунги и пла­каты времен гражданской войны: «Все на борьбу с Деникиным!», «Социалисти­ческое Отечество в опасности!», «А ты записался добровольцем?» и т. д. Зна­мена устанавливаются в подставках первого луча звезды, ветераны поднима­ются на трибуны, а на земном шаре ярко освещается территория Страны Советов в границах 1918 года. На ней — юноша в буденовке и шинели с ог­ромным алым знаменем в руках {рис. 15). Знамя развевается по ветру (за полусферой спрятаны специальные ветродуи). Оркестр играет «Тачанку», а из глубины колонн медленно поднимается в небо большой воздушный шар-зонд с изображением ордена боевого Красного Знамени — первого ордена комсо­мола, которым он был награжден за боевые заслуги на фронтах гражданской войны. Фрагмент из постановления ЦИК читает по радио Ю. Б. Левитан...

Но — новое время, новые песни... Очередной этап истории комсомола ор­кестр начинает «Маршем энтузиастов». Под эту мелодию на площади появля­ются первый трактор СТЗ, первый автомобиль АМО и на специальной плат­форме — самолет, на котором совершили свой исторический перелет Гризоду­бова, Раскова и Осипенко.

В это время участники манифестации уже держат лозунги и плакаты пер­вых пятилеток, знаменитые: «Пятилетку в четыре года!», «Догоним и перего­ним!», «Все в Осоавиахим!» и т. д. По радио звучат стихи о героизме комсо­мольцев 30-х годов.

Юноша. На Красной площади — реликвии славы, знамена трудовой доблести, дерзаний и побед комсомолии 30-х годов!

Девушка. Знамена Магнитки, Московского метрополитена, Комсомоль­ска-на-Амуре сопровождают герои труда, первопроходцы и первостроители, ве­тераны комсомола...

Знамена устанавливаются во втором луче звезды, ветераны поднимаются на трибуну. На земном шаре ярко освещается территория СССР в границах 1931 года, на ней — юноша-кузнец с молотом в руках.

Оркестр играет «Песню о встречном». В небо медленно поднимается шар с изображением ордена Трудового Красного Знамени.

Начинается третий этап истории комсомола. Звучит «Священная война». Красные огневые сполохи бегут по территории Страны Советов на земном шаре. Две группы знамен с двух сторон одновременно появляются на Красной площади. Это знамя дивизии героических ополченцев Москвы, боевое знамя гвардейского стрелкового полка имени Александра Матросова, флаг под­польной организации «Молодая гвардия» —• тот самый, что был водружен Сергеем Тюлениным на краснодонской школе в памятную ночь с 6 на 7 ноября (1942 года, и Знамя Победы.

Эти реликвии комсомольской славы, мужества п отваги появляются на легендарном танке Т-34, на прославленной «катюше», на грузовике, везущем знаменитую пушку — «сорокапятку», и на истребителе — «ястребке», уста­новленном на специальной платформе. Под знаменами стоят и идут участники памятного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, ветераны войны и молодые солдаты-комсомольцы призыва 1968 года, подпольщики-молодогвар­дейцы и участники штурма рейхстага.

В первом ряду манифестантов появляются лозунги и плакаты времен Ве­ликой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы!», «Родина-мать зовет1», «Наше дело правое — мы победим» и т. д. Звучит мелодия песни «Протрубили трубачи тревогу». Знамена устанавливаются в третьем луче звез­ды. Ярко освещается территория СССР и освобожденных стран Европы. На земном шаре гордо стоит советский солдат с мечом и спасенной девочкой на руках. В небо поднимается шар с изображением ордена Ленина.

Оркестр начинает новую мелодию — мелодию мирного времени, тему на­ших дней. Звучит «Марш коммунистических бригад», а по радио — стихи о героях-комсомольцах 60-х годов.

На площади, на тракторе «Кировец», новом МАЗе, самодвигающемся кране, панелевозе и других образцах новейшей советской техники появляются еще две группы знамен. Под этими знаменами — молодые рабочие и колхозники, герои целины и ударных комсомольских строек.

Диктор. На Красной площади — знамена комсомольского подвига 60-х годов: знамя бригады коммунистического труда депо Москва-Сортировочная, выступившей зачинателем этого замечательного движения; знамя ударной ком­сомольской стройки Запсиба; знамя сводного целинного студенческого отряда Москвы; флаг атомной подводной лодки, совершившей кругосветное плавание; первое знамя, водруженное над Усть-Илимской ГЭС; знамя одного из первых, созданных на целине совхозов, получившего название «Ульяновский».

Знамена устанавливаются на двух последних лучах звезды. На земном шаре освещается территория Страны Советов. Она светитсч то желтым цветом колосящихся полей, то зеленым — лесов и лугов, то голубым — морей н озер и, наконец, красным — цветом борьбы и побед. И на земле -стоит молодой naj. пень в форме бойца студенческого строительного отряда со снопом пшеницы в руках. Звучит «Марш советской молодежи». В воздух поднимаются сразу два воздушных шара. На каждом из них изображение ордена Ленина.

Оркестр совершает перестроение, открывая в центре каре свободный про­ход от ГУМа к Мавзолею. Звучит «Песня о тревожной молодости».

От ГУМа к Мавзолею начинает движение группа с тремя знаменами — два рядом, одно — чуть позади. Звучит «Встречный марш» Грибоедова.

Юноша. На Красной площади — знамена Московской городской и Мос­ковской областной комсомольских организаций!.. Знамя Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи несет Герой Советского Союза, легчик-космонавт СССР, член- ЦК ВЛКСМ Алексей Леонов.

Знамена устанавливаются прямо против Мавзолея, а па земном шаре ос­вещается фигура космонавта в скафандре и шлеме с маленьким спутником в простертой к небу руке.

Левитан. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1968 года. «За выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами нашей Родины, активное участие в социалисти­ческом и коммунистическом строительстве, за плодотворную работу по воспи­танию подрастающих поколений в духе преданности заветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ наградить Всесоюзный Ленинский Коммунистиче­ский Союз Молодежи орденом Октябрьской Революции!»

Звучит торжественная музыка, крики «Ура!», «Слава!», лозунги и привет­ствия, все участники манифестации машут красными флажками, аплодируют. В небо поднимается шестой воздушный шар, на котором изображен орден Ок­тябрьской Революции.

От ГУМа к Мавзолею бегут сотни пионеров с букетами цветов, вручают их почетным гостям на Мавзолее и на трибунах. Участники хора на трибунах ГУМа из цветных флажков складывают лозунги: «Слава КПСС», «Слава ВЛКСМ», «Слава советскому народу»...

Так начиналась эта манифестация. Затем шли выступления и приветствия. Секретарь МГК ВЛКСМ в своей речи напомнил о тех тысячах и тысячах мо­лодых ребят, комсомольцев, которые не дожили до этого торжественного дня, пали на фронтах, умерли от голода и лишений, отдали свою жизнь за Родину. Он говорил о том, что в сегодняшних наших достижениях есть частица их пла­менной жизни, что имена их навсегда сохранились в наших сердцах, они всегда рядом с нами, в одном строю.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.