По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, в основном, вдоль новых границ Русского государства.
Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций.
«Упразднился старый взгляд на опричнину как на бессмысленную затею полоумного тирана. Опричнина - вывод крупных землевладельцев с их „вотчин“, который сопровождался дроблением их владений и передачей земли в условное пользование мелкого служилого люда. Этим уничтожалась власть старой крупной земельной московской аристократии и укреплялся новый социальный слой „детей боярских“, опричных слуг великого государя» (Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982).
- в науке и культуре:
(В.Белов. Царь Иоанн Васильевич Грозный: за и против, http://pravaya.ru/faith/15/1310)
Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени [209], обладал феноменальной памятью[210], богословской эрудицией.
В период правления Ивана Грозного было составлено первое руководство по геодезии, называвшееся «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем... глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри». В архивах Ивана IV было несколько ящиков чертежей и перечень 248 карт.
Иван Грозный своим указом запретил употребление спиртных напитков, кроме праздничных дней.
Создана сеть общеобразовательных школ - в 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей на «учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного пения псалтырного».
По инициативе Ивана Грозного, в Александровой слободе было создано нечто наподобие консерватории, где работали лучшие музыкальные мастера, такие как Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Юрьев-Нос, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовый дьяк Андреев.[213] По утверждению Д.С.Лихачева, Иван IV был хорошим оратором[209].
По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы — Лицевой летописный свод (событий мировой и особенно русской истории, Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года) - «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси».
Организация печатания первых в России книг – созданы две типографии. По свидетельству современников, Иван IV был «муж чюдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело»[217].
В русской литературе стараниями Иоанна Грозного появился новый жанр — публицистика.
При Иоанне Грозном открыто новых 60 монастырей и 40 храмов, среди них – красивейший собор Василия Блаженного на Красной площади.
За 50 лет царствования Иоанна IV канонизировано 39 русских святых – больше, чем за пять веков от Крещения Руси. Он любил ездить по монастырям[218], интересовался описанием жизни великих царей прошлого. Предполагается, что Иван унаследовал от бабки Софьи Палеолог ценнейшую библиотеку морейских деспотов, в которую входили древние греческие рукописи[219]; что он с ней сделал, неизвестно: по одним версиям, библиотека Ивана Грозного погибла в одном из московских пожаров, по другим — была спрятана царем. (Википедия. Иван Грозный)
Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, на преставление Петра митрополита Московского и всея Руси, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый).
«Известно, сколь трепетно и благоговейно относится Православная Церковь к богослужебным текстам. Сочинители большей их части прославлены ею как святые, свыше приявшие дар к словесному выражению духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека на пути христианского подвижничества. Так вот — стихирами, писанными царем Иоанном Васильевичем, церковь пользовалась на своих богослужениях даже тогда, когда со смерти его минул не один десяток лет.
В двух крюковых стихирарях начала XVII века находятся две стихиры святому митрополиту Петру (на "Господи, воззвах...") с надписью "Творение царя Иоанна", две стихиры ему же ("на исхождение" — то есть на литии) с надписью — "Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича вся России" и две стихиры на сретенье "Пречистой Владимирской". Символично, что в Смутное время именно словами Грозного царя взывала Русская Церковь к Богородице, молясь о даровании мира и утверждении веры.
Вот одна из этих стихир: "Вострубите песню трубную, в день праздника нашего благонарочитого. Славьте тьмы разрушение и света пришествие, паче солнца воссиявшего на всех; се бо Царица и Владычица, Богородица, Мати Творца всех — Христа Бога нашего, услышавши моление недостойных раб Своих на милосердие преклоняется. Милостивно и видимо руце простирающе к Сыну Своему и Богу нашему о своей Руси молится, от согрешений освобождение даровать просит и праведное Его прощение возвратить. О великая милосердием Владычице! О великая щедротами Царице! О великая заступлением Богородице! Как молит Сына Своего и Бога нашего, пришествием честнаго образа Своего грады и веси избавляя! Да воспоим Царице, Царя рождшей: радуйся, промышляя христианам щедроты и милости. Радуйся, к Тебе прибегающим заступление и пристанище и избавление, спасение наше" *
* Текст приближен к современному русскому языку.» (Митр.Иоанн (Снычёв). Русская Симфония)
ВЫВОД