Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Необычная биография Михаила Воротынского




говорит Борис Глебович Галенин - историк, писатель и публицист:

В одной из своих книг, касаясь образа Иоанна Васильевича, мне и пришлось такой контрпример привести. Называется он: О Царе Иване, его Воеводе и их «исторической» судьбе, и рассказывает об удивительной «исторической» (в кавычках) судьбы русского главнокомандующего в знаменитой битве при Молодях (29.07-02.08.1572) князя Михаила Ивановича Воротынского и конкретно показывает, как лепится образ «ужасного» русского Царя заклятыми друзьями России, и чего вообще стоят их россказни.

Жизнеописание князя Михаила в стандартном изложении корифеев «официальной» исторической науки от Карамзина до наших дней в массе своей повторяющих измышления государственного изменника Андрея Курбского[1], продавшего Отечество за 4 000 десятин ляшской земли, нельзя читать без слез и некоторого недоумения. Судите сами.

Основные вехи биографии Михаила Воротынского, согласно корифеям и их последователям таковы (по пунктам). Следите за датами:
Пункт 1. В 1552 году князь Михаил участвует во взятии Казани. Именно Воротынский послал Царю гонца со словами: “Казань наша!”[2].
Пункт 2. В 1560 году Михаил Воротынский за какую-то провинность сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
Пункт 3. В 1564 году о вызван оттуда в Москву, с единственной видимо целью – быть подвергнутым мучительной пытке. По словам Курбского, дающего прямо-таки фотографическое описание процесса, воеводу жгли на медленном огне, причем царь лично подгребал своим посохом горящие угли. Заметим, сам автор фотографического описания в Москве в ту пору отнюдь не пребывал, а как всякий порядочный борец с режимом, был, словно Ленин, в Польше.
Пункт 4. В 1565 году Воротынский после описанной процедуры умирает на обратной дороге в ссылку, в тот же Кирилло-Белозерский монастырь.
Пункт 5. Вскоре после этого (между 1565 и 1570 гг.) в (уже видимо посмертной), биографии князя-воеводы, происходят два интересных события:
Пункт 5а) замученный до смерти князь получает во владение город Стародуб-Ряполовский;
Пункт 5б) одновременно с этим он шлет царю из монастырского заточения возмущенное письмо, в котором жалуется, – прошу внимания! – что ему, его семье и 12 слугам не досылают от казны полагающихся ему по праву рейнских и французских вин, свежей рыбы ‒ надо полагать, что не мойвы, ‒ изюма, лимонов и чернослива[3].

Одновременного сочетания пунктов о пытке, смерти и присылки лимонов (3, 4 и 5б) не выдержал даже известный польский историк Валишевский, в целом согласный с мнением о тиранстве Грозного. Тем более, что официальный документ о винах, лимонах и изюме он – Валишевский − лично держал в руках!

Исправить создавшееся неудобопонятное положение Валишевский пытается так: «Как видим, заточение Воротынского мало напоминало адские муки. Правительство Ивана с подобными людьми обходилось слишком гуманно. Трудно допустить, что и до ссылки их подвергали таким страшным мучениям» [4].

Но это еще не все. Продолжим:
Пункт 6. В 1571 году князь Михаил внезапно меняет монастырскую келью на кресло Председателя Комиссии по реорганизации обороны южных границ.
Пункт 7. В июле 1572 года является главнокомандующим в исторической битве при Молодях.
Пункт 8. В апреле 1573 года князя вторично и опять же собственноручно поджаривает Иоанн Грозный по обвинёнию в намерении «околдовать царя». Царь, по Курбскому, лично рвал бороду Воротынскому и подсыпал угли к бокам князя. Кстати, имя Воротынского не упоминается в «Синодике опальных».

Пункт 9. В том же 1573 году Воротынский привычно умирает повторно по дороге в ссылку на столь же привычное Белоозеро, вероятно обдумывая по дороге текст будущего послания тирану с требованием на сей раз не только рейнского и французского, но и греческого с испанским и португальским. И наконец, венец всему:
Пункт 10. 16 февраля 1574 года несгораемый воевода князь Михаил Воротынский подписывает новый Устав Сторожевой службы![5] А еще через несколько лет составляет «духовную» в пользу своего сына Ивана, но с оговоркой о передаче имущества Государю в случае бездетности потомка.

Отметим, что четыре последних факта из этой поистине необычайной биографии, просто и с достоинством излагает одна и та же монография, где авторы в отличие от Валишевского не морочат себе головы попытками согласования несогласуемого.

Откроем «исторический» секрет. Ларчик открывается просто. На свете было три брата Воротынских: Михаил, Александр и Владимир. Все трое ‒ участники взятия Казани. Брат Александр стал даже первым русским воеводой на Казани (1558), где был пожалован в бояре (1560) и сколько известно, благополучно там воеводил.

Владимир вместе с семьей и слугами был действительно сослан в 1562 году в Кирилло-Белозерский монастырь[6], и возмущенное письмо о недопоставках от казны причитающихся вин, лимонов и чернослива принадлежит именно ему. На Белоозере Владимир прожил в описанных «ужасных» условиях более 10 лет, и скончался там на руках любящей жены в окружении многочисленных рыдающих родичей и верных слуг. Над его могилой неутешная вдова воздвигла храм[7].

Князь же Михаил в то время, когда Владимир вел из заточения борьбу с извечным русским тиранством и, не дай Бог! казнокрадством – лимонов-то не досылали! ‒ успешно занимался государственным и военным строительством[8].

Однако горячее желание определенных кругов обличить и поразить присущую Руси тиранию на примере князей Воротынских, заставило их слить образы трех братьев в единую фигуру Михаила Воротынского. Чей неоднократный и трагический конец с такой художественной силой описан доверчивыми историками, начиная, по крайней мере, с Карамзина.

[1] «Переходя в Польшу, он [Курбский] являлся честолюбивым карьеристом. Король предоставил ему Кревскую старостию, десять сел с 4 000 десятин земли в Литве, город Ковель с замком и 28 селений на Волыни». //Валишевский К.. Иван Грозный. - М.: ИКПА, 1989. С. 259.
[2] Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1987. С.611-612.
[3] Валишевский К. Указ. соч. С. 252-253,267.
[4] Валишевский К. Указ. соч., с. 253
[5] Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982. С. 127, 134
[6] Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Указ. соч. С. 97.
[7] Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Московский рабочий, 1989. С. 151
[8] Манягин В.Г. Апология Грозного Царя. Критический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче Грозном. - М.: Русский Вестник, 2002. С. 49-52.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 790 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.