Работника по формированию толерантности
В молодежной среде
Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Фоменко С.С.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ориентирует специалистов социальной сферы на работу по достижению социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Для этого естественно требуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ, в том числе и для молодежи.
Проблема толерантности – одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX – начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в молодежную среду.
Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития молодого человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Формирование толерантности в молодежной среде – одна из важных задач профессиональной деятельности социального работника по отношению к молодежи. Организация деятельности социального работника с молодежью по формированию у молодых людей такого важного качества, как толерантность, требует системного подхода, серьезного отношения, демонстрации личного примера и т.п. Попробуем перечислить, описать и проанализировать некоторые особенности такой деятельности.
Одна из важнейших особенностей – наличие необходимых профессионально-значимых личностных качеств у социального работника. Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру молодого человека, человечность межличностных отношений; рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; гибкость – умение принять решение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией; уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия; самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками; вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепция– умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир; чувство юмора – ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой [2; с. 172]. Причем имея такие качества сам, социальный работник обязан их культивировать, создавать условия для их воспитания у представителей современной молодежи. Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.
Еще одна, по-нашему мнению, важная особенность – это создание особой среды с компонентами, формирующими толерантное сознание, толерантные отношения у молодежи. Третья особенность связана с пониманием важнейших задач профессиональной деятельности в этом направлении. Основными задачами социального работника по формированию толерантной образовательно-воспитательной среды учреждения, объединения и т.п. выступают: воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижение необходимого уровня правовой культуры у молодежи, как основы толерантного сознания и поведения; формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к активному диалогу и взаимодействию культур [1; с. 110].
Четвертая особенность – умение разрабатывать и реализовывать разного уровня программы по формированию толерантности в молодежной среде. Прогнозируемый результат такого рода осуществленных программ - здоровый психически, нравственно, способный к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющий системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве, молодой человек.
К наиболее интересным по своему содержанию мероприятиям можно отнести проводимые социальным работником в молодежной среде беседы, коллективные творческие дела, акции и т.п. Задача социального работника заключается в том, чтобы объяснить молодым людям, что этническое, культурное многообразие – это важное преимущество России в современном мире. Сотрудничество религий, этносов способно обеспечить нашей стране мощнейший культурный потенциал для дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика: Учебник [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
2. Основы социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.
Филинова Е.С.