Каждая наука имеет свою систему категорий, которые выражают содержание (специфику) данной науки. СТ заимствует категории из других наук.
Труд (вообще) – фундаментальная категория СТ.
В «Капитале» труд – это процесс обмена веществ между человеком и природой, в котором человек регулирует и опосредует этот процесс (одна сторона).
Другая сторона: в процессе труда люди «обретают» друг друга, обмениваются вещами и информацией.
Социологическая интерпретация труда состоит в том, что труд рассматривается как объект отношений (производственных, политических, правовых, нравственных, эстетических, психологических), в рамках которых орудия, продукты и идеи выступают как средство, форма реализации этих отношений.
Субъект труда- индивидуальный/ коллективный (проф. Группа, должностная группа, совокупный работник)
Процесс труда можно разделить на:
1. Простой процесс труда – описывает отношения человек – природа.
Основные элементы:
· Предмет труда – вещество природы, на которое воздействуют средства труда (Классификация –
На сырье\полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, естественные и искусственные материалы)
· Средства труда – вещь, которую человек помещает между собой и предметом труда. Наиболее активный (динамичный) компонент в простом процессе труда
· Продукт труда – получившее окончательную обработку вещество природы – законченная вещь
Индивидуальный труд (ИТР)- элемент технологического разделения труда, совокупность функций, которые выполняет каждый конкретный работник, определяется тем, как осуществляется общественное разделение труда.
Индивидуальное рабочее место – пространственно обособленная трудовая зона субъекта, включает в себя оборудование, инструменты.
Содержание ИТР – включает совокупность трудовых функций (обособл.), закрепленных за определенными субъектами тр. процесса. – осн. Показатель – уровень технической оснащенности рабочего места, анализ трудовых функций работников (измерение показателя типичных рабочих функций).
Условия труда – (в шир.) –совок. Жизненных условий работника, тесно связанных с соц-эк. Обстановкой в обществе, кот. оказывает непосредственное влияние на физическое состояние чел. Как работника. (в узк.) – это свойства предмета и средств труда, рассмотренные с т.зр. их влияния на здоровье человека. Делятся на (экстремальные, относительно нормальные, благоприятные)
Организация труда – это форма и способ, порядок соединения живого и вещественного труда.
2. Общественный процесс труда – описывает отношения чел-чел
(социально-трудовые отношения),т.е.отношения, которые складываются в процессе труда.
Содержательность труда – отражает социально-психологическую структуру труда – формирование мотивации к труду и т.д. Основной элемент:
· Цель – осознанный образ результата труда
· Отношение к труду – ощущение осмысленности труда, признание цели, как своей собственной
· Стимулирование труда
· Мотивация к труду.
Содержание труда - функционально опр. Операции – т.е. набор операций, из которых состоит конкретный труд.
5. Этапы развития зарубежной социологии труда.(Сканер)
Этапы развития социологии труда:
У Маркса есть замечательные слова, которые могут быть положены в основу анализа созревания, познания и использования социальных резервов труда. "…История промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности… В обыкновенной, материальной промышленности… мы имеем перед собой под видом чувственных, полезных предметов… опредмеченные сущностные силы человека ".
И первой "страницей" этой "книги", посвященной анализу работника как субъекта производственной жизни, стала ориентация на его материальную заинтересованность, которая с полным основанием может быть названа этапом "экономического человека". Этот первый шаг по мере развития производства и социологии труда в течение всего ХХ века был дополнен новыми поисками, которые открывали другие возможности, заложенные в природе и способностях человека. Поэтому социологию труда, ее возникновение и развитие можно представить как объективный процесс постепенного осознания и использования человеческих возможностей по достижению все более значимых результатов, возвышающих человека в его взаимодействии с обществом и природой. Именно такой подход позволяет проследить, как расширялись представления о социальных резервах труда и как эти резервы использовались в жизни производства и общества.
Социология труда - это книга реальной жизни, "полистав" которую можно увидеть: как, когда и при каких обстоятельствах раскрывались перед наукой и практикой социальные грани труда, как они развивались, как открывались новые, как происходило обогащение уже познанных, но имеющих серьезные резервы на новом витке функционирования производства. Социология труда прошла большой и сложный путь от первого эксперимента по стимулированию труда, воплощенного в концепции "экономического человека", до других этапов, в которых постепенно открывались, познавались и использовались новые грани социального потенциала работников производства – в технологии ("технологический человек"), в профессиональной подготовке ("профессиональный человек"), в условиях труда ("социально-биологический человек"). Затем, с 30-х гг. XX в. поиск социальных резервов труда был осуществлен во "втором", латентном эшелоне использования человеческих возможностей – в социально-психологическом климате ("социально-психологический человек"), в участии человека в управлении ("управляющий человек"), в решении конфликтных ситуаций ("конфликтный человек"). Во второй половине ХХ века начался третий этап открытия и использования социальных резервов труда, который был связан с осознанием роли и значения творческих возможностей работника, его гражданского самочувствия и своего места в жизни общества
6. Вклад английской политэкономической школы в формирование теоретических основ социологии труда.
Основоположником классической политэкономии является Уильям Петти. Его положение: " Труд есть отец богатства, а земля - его мать " на целый век опережает обоснование Смитом и его последователями положения о том, что производительный труд является единственным источником богатства государства. Петти утверждал, что богатство образуют не только драгоценный металлы, но и земли страны, дома, корабли, даже домашняя обстановка.
Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждению Смита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек может лишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Помогая друг другу, люди содействуют при этом разделению труда, и в конечном итоге, - развитию общества. Этот процесс основан на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только о получении собственно выгоды
Один из главных выводов Смита: источником богатства в натуральной и денежной форме является труд. Важным вкладом Смита в науку является и разделение труда на производительный, увеличивающий стоимость предмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, который не производит такого действия.
На основе анализа экономических учений задачу политэкономии Смит сформулировал следующим образом: надо обеспечить обильный доход населению, или обеспечить ему возможность добывать себе такой доход; доставлять государству или обществу доход, так как политэкономия ставит своей целью обогащение как народа, так и государства.
Преемником Смита был Давид Рикардо, который завершил создание классической буржуазной политэкономии и был признан главой английской политэкономии. Большое внимание Рикардо уделял теории трудовой стоимости. Рикардо выводит общий закон стоимости: стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда и обратно пропорциональна производительности труда.
Последовательных премников у Смита и Рикардо практически не было. По их мнению, капитализм выражал законы естественного порядка.