48. Идеи гумманизации труда в работах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн)
Трудно сказать точно,когда и кем впервые было употреблено слово
"социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела
свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и соци-
ализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" дан-
ной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ-
ление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своеко-
рыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих
неравенство в распределении собственности и доходов,- порядка,в ко-
тором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием
"утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен-
ной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с греческого оно означает - "место,которого нет".Словом "уто-
пический" характеризуют идеи и представления,осуществление которых
либо невозможно,либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объ-
ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями
19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-
лизм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ
жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянс-
тва).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвы-
чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс
европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии
благополучия были представлены всем.
12) Деятельность Роберта Оуэна.
Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шот-
ландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабо-
чего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение пенсий по
болезни и старости,запрещение детского труда,организации шко-
лы,ясель,детского сада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого по-
ложения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная собс-
твенность и деньги.Он полагал,что необходимо упразднить деньги,заме-
нить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся тру-
довые общины,в которых средства производятся всем, а материальные бла-
га распределяются по потребностям.
В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в
США.В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент
провалился,Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию,где он делал
все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов
и государственных деятелей.
13) Учение А.Cен-Симона.
А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристок-
ратии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего
общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",под-
метив то обстоятельство,что промышленное машинное производство стано-
вится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил
на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для
общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих
крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-
цию,обнищание широких масс населения,бедственное положение рабо-
чих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой
промышленной системы", в которой:люди будут трудиться сообща,в тесном
взаимодействии,на основе плановой организации производства и распреде-
ления материальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит
через осознание предпринимателями необходимости опекать,поддерживать
рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.
14) Учение Шарля Фурье.
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее попу-
лярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники
знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России.
Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил че-
ловеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить та-
кое общество,в котором труд будет организован на началах соревнова-
тельности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания _ производственно-трудового объединения. -
"фаланги".Люди вне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленным трудом,свободно выбирать себе занятия,меняя время от вре-
мени.Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом,горо-
дом и деревней.Материальные блага он предлагал распределять по тру-
ду,талантам и вложенному капиталу.
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины
19 века.Легко заметить то общее,что было в них:критика современного
строя основанного на погоне за прибылью,сочувствие трудящимся,стрем-
ление облегчить их жизнь,распределение по потребностям или по тру-
ду,планирование производства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в
идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.