Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанры массово-информационной литературы




Массово-информационная литература как тип литературы в книговедении или документоведении почти не исследовалась. Название данного типа предложено по аналогии с типом науч­но-информационной литературы: если научно-информацион­ная литература обеспечивает воплощение научного сознания на уровне оперативных некомментированных сообщений, то аналогичному уровню воплощения идеологии должна соот­ветствовать массово-информационная литература. Последнее название хорошо соотносится с тем, что произведения массово-информационной литературы — это сообщения средств массо­вой информации (СМИ), следовательно, термин "массово-ин­формационные" по отношению к подобным документам вполне правомерный.

Произведения массово-информационной литературы явля­ются результатом творчества журналистов, так же, как и про­изведения публицистической литературы. В отличие от по­следних, которые квалифицируются теоретиками журналистики как "аналитические жанры", произведения массово-информа­ционной литературы получили название "информационных жанров". В пределах журналистики такое деление, по-видимо­му, имеет смысл, поскольку "информация" вообще долгое вре­мя трактовалась журналистами как некомментированное опе­ративное сообщение. И.Л. Михайлин отмечает: "В узком значении информация — совокупность коротких некомменти­рованных сообщений. В теории журналистики слово "информация" используется и в специальном значении, в этом случае оно означает конкретный жанр небольшой по объему заметки, сообщающей об определенной новости"1.

Однако с точки зрения документоведения называть один оп­ределенный тип литературы просто "информационной" непра­вомерно, потому что вся, любая литература содержит социаль­ную информацию, предназначенную для передачи в обществе. Рассматриваемый тип литературных произведений считаем возможным называть массово-информационной литературой.

Можно ли связывать функционирование массово-информа­ционной литературы с идеологией как сферой общественного сознания? Ведь массово-информационные сообщения почти не содержат комментариев, подаются как неопровержимые фак­ты, новости жизни и деятельности человека и общества. Но журналисты убедились, что даже некомментированное пред­ставление фактов отражает позицию автора (в отборе фактов, их квалификации, показе их соотношения с другими фактами и т. п.). "Рассказывая о мире вокруг нас даже с помощью ново­стных заметок и некомментированных корреспонденции, жур­налистика, возможно, сама того не замечая, вызывает осущест­вление неявного, превращает несуществующее в ранг суще­ствующего"2. И.Л. Михайлин подчеркивает: "... информация в журналистике — это не просто новости, а работающие сообще­ния, это новости, которые вошли в сознание и повлияли на аудиторию в рассчитанном автором направлении"3.

Жанры массово-информационной литературы имеют опре­деленные общие черты: лаконичность, оперативность сообще­ния о событии, новизна информации. Различаются они объе­мом, наличием толкования, комментариев, способом пре­доставления информации4. Публикуются произведения мас­сово-информационной литературы преимущественно в газетах общественно-политического содержания, но могут быть пода­ны и в журналах (общественно-политических, популярных, производственных и т. п.); могут быть переизданы в неперио­дических изданиях, представляющих творчество журналис­тов, их авторов.

Хроника (хроникальная заметка) — это короткое, как те­леграмма, представление факта. Точный выбор факта, макси­мальная лаконичность, сухой официальный язык — ее изобра­зительные средства.

Заметка — оперативное короткое массово-информационное сообщение (объемом от 20 до 100 строк) о "новости", то есть та­кой информации, которая потенциально превышает то, что уже известно читателям. Может содержать короткий комментарий, толкование непонятных сторон явления или ситуации. Струк­тура заметки — это ответы на вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Жанровые разновидности заметки:

событийная заметка — сообщение о событии, которое состоялось, его фактологическое описание;

анонс — оперативное предварительное сообщение о куль­турных мероприятиях, выставках, концертах и пр., которые должны состояться;

аннотация на книгу или статью как информационное явление, имеющая целью "известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания", описать кратко его качества, сообщить об основных характеризующих его мо­ментах (названии, авторе, издателе, теме, содержании, време­ни появления, цели создания);

мини-рецензия — оценочная заметка, предметом кото­рой является книга, пьеса, кинофильм и т. п.;

блиц-портрет — короткие сведения о человеке;

мини-обозрение — сообщение, описывающее совокуп­ность однотипных событий;

мини-история — основные сведения по какому-либо вопросу (семейная, любовная, профессиональная или другая житейская интрига);

мини-совет — сообщение о возможном порядке действий для достижения определенной цели, без развернутого обосно­вания и аргументации1.

Расширенная информация — текст объемом в 40—70 строк, который сообщает подробности, предысторию события, цифры и статистику. Расширенная информация призвана за­интересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результа­тов на обстоятельства.

Репортаж — оперативная форма эмоционального, нагляд­ного изображения события дня, очевидцем или участником ко­торого был автор. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами. Виды репортажа: событийный, постановочный, проблемный, тематически-по­знавательный, актуальный, репортаж-расследование1.

Интервью — результат получения информации журналис­том от респондента с помощью вопросов. Интервью имеет вид диалога. Задача интервью — сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Разновидности интервью: интервью-мо­нолог, интервью-диалог, интервью-беседа, интервью-полилог (беседа с несколькими респондентами), интервью-сообщение (сокращенный вариант интервью, в котором поданы лишь фрагменты разговора), интервью-зарисовка (где ответы собе­седника сопровождаются описанием его поведения, одежды, выражения лица и т. п.), проблемное интервью2.

Блиц-опрос — это схожий с интервью метод получения ин­формации и жанр массово-информационной литературы, в ко­тором журналист коротко сообщает об ответах разных людей на один и тот же вопрос3.

Вопросответ — жанр массово-информационной лите­ратуры, в котором журналист или какое-либо компетентное лицо дает ответы на вопросы читателей4.

Отчет — развернутый текст, содержащий концентриро­ванное сообщение о важном событии или мероприятии (съезде, конференции, собрании, фестивале, выставке, спортивных со­ревнованиях, праздниках и т. п.). Отчет как массово-информа­ционное сообщение отличается сухостью и последовательностью изложения, дает конкретное фактографическое последо­вательное описание мероприятия. Виды отчетов: прямой (непосредственно переданный с места события), отчет-коммю­нике (с подведением итогов), отчет-размышление (с элемента­ми комментирования), пространный отчет (сопровождаемый расширенным комментарием)1.

Некролог — сообщение о факте смерти человека. Содержит, как правило, краткую биографию умершего, сообщает о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2300 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.