Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанры художественной литературы




Художественная литература является выражением худо­жественной (эстетической) формы и вида общественного созна­ния в искусстве слова. От других типов литературы художест­венная литература отличается большей ролью художествен­ного образа как средства создания литературно-художествен­ных произведений. Художественный образ — сложная катего­рия эстетики: "результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании челове­ка", "способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов"1.

Произведения художественной литературы построены на словесном (вербальном) материале, как и любые другие тексто­вые (литературные) документы. Но их специфика настолько велика, что многие не только рядовые читатели, но и научные работники не видят общих черт художественной литературы и других текстовых документов, вообще не считают возможным называть произведения художественной литературы докумен­тами. На такой подход, безусловно, повлияли устаревшие, недокументоведческие представления о том, что такое доку­мент. Если не вкладывать в понятия "документ" и "литерату­ра" никаких оценочных моментов, а руководствоваться только сформулированными выше дефинициями, то понятия "худо­жественная литература", "произведение художественной ли­тературы", "литературно-художественный документ" можно считать равнозначными.

Литературное произведение в об'ективированной форме, за­фиксированное на материальном носителе, — это документ. Если это произведение относится к типу художественной лите­ратуры, то данный документ — литературно-художественный. Документоведение не может обойти вниманием такой важный и обширный класс документов, как художественная литерату­ра, невзирая на то, что изучению художественной литературы (не только ее истории, но и теории) посвящена особая научная дисциплина — литературоведение.

Итак, литературно-художественные документы — это вер­бальные (текстовые) документы, являющиеся результатом ли­тературно-художественного творчества, выражающие эстети­ческую форму общественного сознания и формирующие ее, отражающие действительность в художественных образах, а также эстетические, моральные, философские, социальные ценности общества, мировоззрение и эстетические идеалы оп­ределенных социальных групп, наций, эпох. Содержание про­изведений художественной литературы воспринимается чело­веком на уровне чувств, влияет на эмоциональное состояние человека.

Специфической для литературно-художественных доку­ментов является эстетическая функция, то есть отражение мира в художественных образах, оценка окружающей дей­ствительности с точки зрения эстетического идеала, формиро­вание и распространение художественных ценностей. Среди изобразительных средств художественной литературы можно отметить такие специфические черты, как наличие вымысла, художественного обобщения и типизации явлений действи­тельности, ярко выраженный субъективный стиль изложения текста. Автор произведения художественной литературы — это художник, который не только подражает определенным образ­цам, но и создает новейшие формы. Впечатления от действи­тельности он пропускает через собственное индивидуальное сознание, через свое сердце и душу, что и придает произведени­ям художественной литературы неповторимые черты и особен­ности.

Понятие "жанр" употребляется в различных видах искусст­ва то в значении рода, то вида, то подвида художественных произведений1. Жанры могут различаться по предмету отра-ясения, познавательной емкости произведения, идейно-психологической оценочной позиции художника, способу построе­ния художественного образа и другим признакам.

Художественная литература — это огромная динамичная система литературных родов (эпос, лирика, драма), прозаичес­ких и стихотворных форм (проза и поэзия), языковых средств. Понятие "жанр художественной литературы" определяется на основании принадлежности произведения к определенному литературному роду, объема произведения и способа построе­ния художественного образа. Причем жанрами называют как большие подразделы художественной литературы, то есть то же самое, что роды: эпический, лирический, драматический жанры; так и их деление на разновидности произведений: эпи­ческий — на героическую поэму, роман, рассказ; лирический — на оду, элегию, стихотворение, песню; драматический — на трагедию, комедию, драму. Последующие, еще более деталь­ные деления, преимущественно по особенностям тематики, тоже называют жанрами. Например, различают такие жанры романа, как бытовой роман, психологический роман и т. п. Су­ществующие жанры постоянно развиваются, дополняются но­выми вариантами.

Невзирая на такую неопределенность и мобильность, поня­тие "жанр" трактуется как исторически сложившееся внут­реннее подразделение во всех видах искусства; как тип худо­жественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания1.

Для практических целей анализа и изучения литературно-художественных документов в документоведении можно пред­ложить такое их деление на жанры:

— прозаические произведения (рассказ, очерк, повесть, но­велла, роман);

— поэтические произведения (стихотворение, басня, поэ­ма);

— драматические произведения (пьеса, сценарий);

— фольклорные произведения (сказка, загадка, пословица, поговорка, песня и т. п.).

Образность, характерная для произведений художественной литературы, легко проникает в произведения других типов ли­тературы, создавая пограничные жанры: художественно-пуб­лицистические (очерк, эссе и т. п.), научно-художественные или научно-познавательные (художественная биография науч­ного работника или описание процесса научного открытия), ме­муарные. Частично художественная литература пересекается с развлекательной (анекдоты, шутки, тосты и т. п.).

Образность противоположна логике как способу мировос­приятия и отражения действительности в научно-исследова­тельской литературе и других типах литературы, являющихся воплощением научного сознания. Однако логичность уступает образности в рекламной литературе.

Обратим особое внимание на понятие "документальная лите­ратура". Оно трактуется как "очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характер­ные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художествен­ное значение"1. Согласно этой характеристике произведения так называемой "документальной литературы" должны были бы от­носиться одновременно к художественной и публицистической литературе. Исходя из содержания таких произведений и учи­тывая разные значения понятия "документ", можно назвать этот промежуточный тип литературы документально-художест­венной, или художественно-документальной, имея в виду значение Документа V, то есть документа как исторического ис­точника, приближенного к тем событиям, которые изучаются историком. Документально-художественная литература имеет такие разновидности: 1) литература, основанная на изображе­нии реальных событий или людей (так называемая "литература факта"); 2) литература, основанная на изучении исторических документов, их использовании в тексте художественного произ­ведения. Разновидностью (одним из жанров) документально-ху­дожественной литературы является научно-художественное произведение, в основу которого положен научный факт.

12.8. Жанры публицистической литературы

Публицистическая литература (публицистика) с точки зре­ния структуры общественного сознания соответствует уровню (сфере) идеологии. Это значит, что в публицистической лите­ратуре находят отражение актуальные вопросы современной общественно-политической жизни, ставятся задачи формиро­вания общественного мнения по тем или иным вопросам. Тип публицистической литературы по отраслевому признаку более всего присущий обществоведческой (или общественно-полити­ческой) литературе, потому что публицисты выступают имен­но по актуальным проблемам общественной жизни. Но такие проблемы могут возникать и в науке, и в производстве, и в культурной жизни и т. п. Следовательно, публицистика может касаться разных тем и разных отраслей народного хозяйства, поэтому не может быть определена как литература, относящая­ся к одной отрасли, но как тип литературы, характерный для любой отрасли знания.

Публицистическая литература возникает и развивается, главным образом, в виде публикаций в периодических издани­ях: газетах и журналах, преимущественно общественно-поли­тического содержания, но может присутствовать и в научных, производственных, научно-популярных периодических изда­ниях. Иногда публицистические произведения после опубли­кования в периодических изданиях переиздаются в неперио­дических сборниках или в собраниях сочинений их авторов. Некоторые публицистические произведения с самого начала создаются и ориентируются на существование в виде неперио­дических изданий.

Для публицистической литературы характерно наличие в их содержании таких составляющих, как:

— фактический, конкретный материал, отражающий соци­альные и психологические аспекты общественного бытия;

— публицистический анализ и синтез, обобщение факти­ческого материала;

— выводы и предложения относительно последующего ре­шения проблемы;

— постановка новых проблем.

Изобразительные средства публицистики включают как ло­гику, характерную для научного знания, так и образность, присущую художественному сознанию, а также элементы эмо­ционального отношения к фактам или явлениям. Язык публи­цистической литературы, как правило, логичный, образный, яркий и доходчивый.

Построение публицистических произведений может быть разным: в соответствии с последовательностью событий; от частных фактов к их интерпретации и обобщениям; от общих положений — к анализу отдельных фактов.

Авторами публицистических произведений являются, как правило, журналисты, это — их профессиональный долг. "Про­фессия журналиста привлекает возможностью влиять на фор­мирование общественного сознания, общественного мнения....Работник масс медиа, информируя читателей о событиях в регионе и в мире, выражая свое мнение о них, втягивает в поле своего влияния аудиторию, оплодотворяет ее своим видением действительности и ее проблем. Не писатель, а журналист пре­тендует сегодня на роль "властелина умов", его имя чаще всего встречается рядовому гражданину под репортажами, коммен­тариями, аналитическими статьями или очерками; именно журналист играет сегодня роль политического центра, к кото­рому тянется за авторитетным словом политически активная аудитория", — так представляет профессию журналиста Игорь Леонидович Михайлин1.

Жанры публицистической литературы относятся к аналити­ческим жанрам журналистики. "Аналитические жанры отли­чаются глубокой, детальной проработкой причинно-следствен­ных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т. д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обоб­щения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитичес­ким жанрам — взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция"1. Некоторые авторы выделяют среди аналитических жанров художественно-публицистичес­кие и рассматривают их отдельно2.

Перечень жанров публицистической литературы не устоял­ся. Разные авторы называют разное их количество и дают ха­рактеристику отдельным жанрам. Сделаем обобщение на осно­вании этих характеристик.

Корреспонденция — это анализ фактов, связанных един­ством темы, и их комментарий. Корреспонденция сообщает о событии, носящем, как правило, конфликтный характер. Ана­лиз ситуации предусматривает беседу с людьми, сопоставление их мыслей, знакомство с документами и формулировку выво­дов на основе анализа3.

Публицистическая статья — "это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях". Статья пред­ставляет отдельную ситуацию как часть более широкого явле­ния, прослеживает ее связь с социальными проблемами. Фак­ты используются для того, чтобы поставить важную и актуальную общественную проблему, проанализировать тен­денции общественного развития. Различают такие виды пуб­лицистических статей: передовая, фоновая, редакционная (вводная), теоретико-популяризаторская, проблемно-постано­вочная, теоретическая, критическая, публицистический ком­ментарий4.

Рецензия трактуется как "один из основных жанров крити­ки, содержащий оценку, анализ и интерпретацию, определение сильных сторон и изъянов, замечания и предложения от­носительно улучшения литературного, художественного или научного произведения"1. Заметим, что рецензия может рас­сматриваться и как жанр научно-информационной литерату­ры, если в ней преобладает направленность на информирова­ние о факте издания определенного документа.

Комментарий — "разъясняющие или критические рас­суждения либо истолкования определенных событий и фактов общественной, научной, культурной жизни. Комментарий объясняет содержание определенного события, политического или исторического документа, непонятные места литературно­го или публицистического произведения"2.

Интервью, беседа — публикация в виде вопросов и ответов. Интервью может быть жанром не публицистической, а массо­во-информационной литературы, если оно ограничивается ко­роткими, некомментированными вопросами и ответами. Ана­литическое интервью предусматривает активную роль журналиста, принуждающего собеседника обнаружить причи­ны и последствия определенного явления, дать ему оценку, сформулировать прогноз развития, привести необходимые ар­гументы.

Обозрение — "аналитический жанр, знакомящий читате­лей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц)"3. Зада­ча обозревателя — не только наблюдать, но и осмысливать со­бытия общественной жизни. Обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, отстаивать передовые взгляды, обнаружи­вать в явлениях их сущность, прогнозировать ход обществен­ного развития, способствовать практическому решению про­блем4. По тематике различают обозрения: экономическое, коммерческое, научное, внутреннее, внешнеполитическое, международное, иностранное, кинообозрение, телевизионное обозрение, радиообозрение, книжное обозрение, журнальное обозрение, газетное обозрение, спортивное обозрение, обзор писем.

Обзор печати — это жанр, рецензирующий прессу, обобща­ющий опыт работы средств массовой информации. Различают обзоры печати общие и тематические, аналитические и инфор­мационные1.

Зарисовка — художественно-публицистический жанр, от­ражающий, главным образом, внешние стороны описываемых событий или явлений; излагающий факты и эмоции по их по­воду2.

Очерк — художественно-публицистический жанр, отража­ющий конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, выразительные детали, напряженные диалоги, портреты, философские рассуждения. Жанр очерка преду­сматривает не только точное отражение действительности, реальных событий или лиц, но и обобщение, художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Разновид­ности очерка: физиологический или этнографический (описы­вающий быт и нравы людей), портретный, раскрывающий ду­ховный мир человека (в том числе юбилейный портретный очерк), путевой (публицистические заметки о каком-либо пу­тешествии)3.

Эссе — "жанр художественно-публицистического или науч­но-популярного творчества, где свободно, не обязательно ис­черпывающе, но выразительно индивидуально трактуется оп­ределенное событие, явление, проблема или тема. Для эссе свойственен неожиданный, нетрадиционный взгляд на явле­ния жизни, искусства, науки, свободная раскованная компо­зиция, ассоциативность, смещение временных и пространс­твенных планов, сочетание значительных элементов худо­жественной образности с научными рассуждениями"4.

Фельетон — разновидность эссе, построенная на юморе, иронии. Предмет фельетона — все комическое, бессмысленное, несообразное, противоречивое и парадоксальное в социальной действительности. Смех выступает как средство осмеяния зла, порожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, про­являющимися в действиях одних людей по отношению к дру­гим. В фельетоне представляют факты, содержащие в гипер­трофированном виде типичные черты, характеризующие зло1.

Памфлет — "один из самых главных жанров социальной критики, злободневное остросатирическое произведение, об­личительный пафос которого направлен на беспощадное осме­яние вредных для общества явлений, организаций и известных лиц. В памфлетах широко используется художественно-образ­ное и научно-понятийное мышление, идейно уничтожается объект критики, комбинируются разнообразные проявления комического: сарказм, ирония, используются гиперболы, кон­трасты, уничижительная лексика"2.

Житейская история — художественно-публицистический жанр, аналогичный рассказу в художественной литературе. Житейская история описывает определенные эпизоды из жиз­ни людей, их отношения, жизненные коллизии. Основой "жи­тейской истории" может быть как реальный факт, так и худо­жественный вымысел автора. В отличие от произведения художественной литературы житейская история больше похо­жа на другие журнально-газетные публикации по характеру языковых и выразительных средств3.

К публицистическим жанрам считаем возможным отнести также текст речи (доклада или выступления) на обществен­но-политическом собрании или ином форуме. В такой речи до­кладчик, как правило, пользуется арсеналом изобразительных средств, характерных для публицистики.

Публицистическая монография — жанр публицистичес­кой литературы, содержащий всестороннее публицистическое исследование одной проблемы или темы. Это жанр, характер­ный не для газетных или журнальных публикаций, а для отде­льных непериодических изданий. Публицистическая монография подобна научной монографии тем, что всесторонне освещает одну тему (проблему), но отличается популярным, художественно-образным, эмоциональным стилем изложения материала, необязательностью документального подтвержде­ния каждого тезиса. Публицистическая монография по своим жанровым особенностям близка к публицистическому очерку, а отличается от него значительным объемом материала.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1821 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.