Ошибочными, неудачными следует считать те случаи нетрадиционного употребления формы множественного числа отвлеченных и вещественных имен существительных, когда появление их не мотивировано изменением лексического значения слова, когда не возникает в тексте дополнительный экспрессивный оттенок (который форма множественного числа выражает сама по себе). Так, представляются неудачными примеры типа: " подкрепления интервентам"– так была названа небольшая заметка в "Вечерней Москве", написанная в годы войны во Вьетнаме, где сообщалось о намерении американского правительства увеличить численность войск США в Южном Вьетнаме. Конкретизации лексического значения здесь не предполагалось, следовательно, нужно было употребить форму единственного числа подкрепление. Или в информации об открытии чемпионата мира по футболу в Мексике: "Кто только и что только не высказывает относительно исходов чемпионата! К делу подключили даже электронно-вычислительную машину" (Пр. 1970. 1 апр.). Очевидно, что и в данном случае при множестве высказанных мнений исход чемпионата может быть только один. Поэтому уместнее была бы форма единственного числа; "относительно исхода чемпионата". Совсем уж неудачным можно считать использование формы множественного числа существительного поверхность в следующем примере: "Первым летчиком-инструктором стал Николай Николаевич Новиков, ныне кандидат технических наук, преподаватель Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учил он нас всерьез, заставлял не скользить по поверхностям, а проникать в суть явлений" (Ав. и косм. 1968. № 11). Автор употребляет устойчивое словосочетание скользить по поверхности, заменив в нем форму единственного числа на форму множественного (может быть, под влиянием формы числа существительного в синонимичных фразеологизмах "скользить по верхам ", "нахвататься верхов "). Форма множественного числа приводит к непреднамеренной конкретизации значения, отвлеченному (в составе фразеологизма) существительному возвращается его прямое значение: " поверхность – наружная сторона чего-либо". В результате возникает двусмысленность, вызывающая нежелательный в этом случае иронический эффект.
Категория падежа
Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. Например: "Дни Турбиных " (М.Булг.); "Два капитана " (Кав.) (отношение к слову в словосочетании); " В каюте сонно и полумрак" (Пауст.) (отношение к Предложению в целом).
Падеж выражается флексиями слова, нередко в сопровождении перемещения ударения (доскá – дóску), предлогов. Обязателен предлог при выражении предложного падежа.
Значение падежных форм сложно. Оно зависит и от характера грамматической связи между данной падежной формой и подчиняющим словом (управление, примыкание или согласование; последнее бывает в приложении), и от лексических значений слова подчиняющего и подчиняемого (т.е. данной падежной формы), и от семантики предлога. Ниже приводятся значения падежных форм (главным образом в беспредложном употреблении), так как подробная характеристика всех падежей в предложении, разграничение присловных и неприсловных падежных значений и описание семантических преобразований, которые возникают в предложении благодаря взаимодействию разных падежных значений друг с другом, относится к сфере синтаксиса.
Именительный падеж. Центральными для него являются значения субъектное*, отражающееся в подлежащем, в назывных предложениях, и определительное, отражающееся в именной части сказуемого и в приложении. Например: " Весна в этом году выдалась ровная" (Купр.); " Ночь. Улица. Фонарь. Аптека " (Бл.) (субъектное); "Будь я подлец и анафема, если я сяду еще когда-нибудь с этой севрюгой" (Ч.); "Чижа захлопнула злодейка западня" (Крыл.) (определительное). Кроме того, именительный падеж часто выступает как обращение: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б.Ок.); "О, город Ершалаим! Чего только не услышишь о нем" (М.Булг.).
* В ряде случаев (преимущественно в пассивных конструкциях) субъектное значение именительного падежа (когда он означает субъект состояния) осложняется значением объектным (объекта действия): "Рыжая степь облита золотым солнцем" (М.Г.).
Родительный падеж. Центральные значения его – определительное, объектное и субъектное. Определительное значение реализуется при указании на отнесенность, принадлежность предмета другому предмету, лицу, при указании на предмет, порождающий что-либо, на предметы, лица, являющиеся источником чего-либо: "Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые" (Б.Ок.); "Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо " (П.); при указании на свойство, качество кого или чего-либо: "судья международной категории ", "человек дела ", "Страна березового ситца " (Ес.); "край непуганых идиотов " (И. и П.). Объектное значение типично для словосочетания с отглагольными существительными, с существительными, обозначающими действие, процесс: "Мое открытие Америки " (Маяк.); "штурм космоса ", "презентация фильма ". Оно обнаруживается и при выражении количественных отношений: "кусок сыру ", "литр молока ", "А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу " (Чук.). Объектное значение реализуется и при выражении прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием: "давно не получаю писем ", "Не обещайте деве юной любови вечной на земле" (Б.Ок.); при указании на объект, которого лишаются, опасаются: "лишиться поддержки (помощи)", "бояться темноты ", "страшиться опасности (попреков)". Субъектное значение выступает в словосочетаниях, содержащих указание на лицо, предмет, производящие действие: "Приезд отца к сыну" (название повести Э.Г. Казакевича); "Явление героя " (название главы из романа "Мастер и Маргарита"). Субъектное значение родительного падежа может обнаружиться и не в составе словосочетания: "Эй, вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врагов на диспут, – Бога нет!" (И. и П.); " Нарзану нету", – ответила женщина и почему-то обиделась" (М.Булг.).
Дательный падеж. Основными значениями дательного падежа являются значения объектное и субъектное. Объектное значение реализуется при указании на лицо или предмет, на который направлено, в интересах которого или в ущерб которому совершается действие: "писать другу ", "содействовать успеху ", "вредить здоровью "; "И когда он крикнет всему свету, это он не о вас–о себе" (Б.Ок.). Дательный объектного значения используется также при указании на лицо или предмет, для которого предназначено, которому адресовано и т.д. что-либо: "подарок родителям ", "честь и слава героям' " ', "привет вашей семье ", "Гимн бороде " (название стихотворения М.В. Ломоносова). Субъектное значение выступает в безличных предложениях: "Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен" (Л.Т.).
Основным для винительного падежа является объектное значение: винительный падеж без предлога обозначает лицо или предмет, полностью и непосредственно охваченный действием, предмет или лицо, к которому обращено чье-либо отношение, чьи-либо чувства: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие... " (Гог.); "И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча" (Л.); "Люблю отчизну я, но странною любовью!" (Л.). Широко используется винительный падеж в обстоятельственном значении, указывая на временные границы, количество, меру, величину и т.д. чего-либо: "пробежать километр ", "стоит миллион "; ср. также: "Вот пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит" (А.К.Т.).
Основные значения творительного падежа – объектное и определительное. Объектное значение выступает при указании на орудие или объект действия, испытываемых чувств; "резать ножом ", "топить дровами ", "Старик ловил неводом рыбу" (П.), "восхищаться успехами ", "наслаждаться музыкой ". Определительное значение выступает при использовании творительного падежа в качестве сказуемого: "Он хочет быть летчиком ", "Он здесь директором ".
Богат творительный падеж и различными обстоятельственными значениями, указывая на место, время, состояние, способ и образ действия, уточняющий признак, меру времени или количества и т.д.: "идти берегом (лесом)", "уехать утром ", "жил там ребенком ", "говорить басом (шепотом)", "ходить толпой ", "дворянин родом ", "богат содержанием (мыслями)", "не встречаться годами ", "покупать ведрами (тоннами)" и т.д. Творительный падеж обладает также субъектным значением, которое реализуется в страдательных конструкциях: "фильм поставлен молодым режиссером ";" Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты" (Б.Ок.).
Предложный падеж (используемый всегда с предлогом) имеет объектное значение: "думать о своем будущем ", "рассуждать о высоких материях " и значение обстоятельственное при обозначении места, времени, состояния и т.д.: "Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо" (Б.Ок.); " В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, Запружена" (П.); " ...В мольбах и гаданьях проведший весь век" (П.).