Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пространство теории эволюции. 5 страница




Нуж­но так­же от­ме­тить, что дан­ная си­ту­а­ция ни­чем не уди­ви­тель­на. По­то­му что не­спо­соб­ность ура­зу­меть, то есть не­уме­ние тол­ко­вать все­лен­ную и со­бы­тия в рам­ках ло­ги­ки, яв­ля­ет­ся об­щей ха­ра­к­тер­ной чер­той не­вер­ных. Ал­лах ха­ра­к­те­ри­зу­ет их в Ко­ра­не сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

«…Они – лю­ди, ко­то­рые не ра­зу­ме­ют.» (Су­ра 5, «Тра­пе­за»; 58)

Ма­те­ри­а­ли­сты по­па­ли в са­мую боль­шую

за­пад­ню в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва

Па­ни­че­ская ат­мо­сфе­ра, ца­ря­щая в ма­те­ри­а­ли­сти­че­ских кру­гах Тур­ции, го­во­рит о круп­ном по­ра­же­нии, с ка­ким они еще не стал­ки­ва­лись до сих пор. Сов­ре­мен­ная на­у­ка яс­но, ре­ши­тель­но и не­ос­по­ри­мо до­ка­за­ла, что ма­те­рия со­сто­ит лишь из од­них вос­при­ятий. А ма­те­ри­а­ли­сты ли­це­зре­ют, как ма­те­ри­аль­ный мир, в ко­то­рый они сле­по ве­ри­ли, на ко­то­рый тщет­но на­де­я­лись и ко­то­ро­му без­гра­нич­но до­ве­ря­ли, ис­че­за­ет пря­мо на гла­зах и бес­силь­ны что-ли­бо из­ме­нить.

Идея ма­те­ри­а­лиз­ма су­ще­ст­во­ва­ла на про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, и лю­ди, уве­рен­ные в се­бе и в сво­ей фи­ло­со­фии, вос­ста­ли про­тив сво­его Соз­да­те­ля – Ал­ла­ха. По их сце­на­рию, ма­те­рия из­на­чаль­на и веч­на, и у нее якобы не мо­жет быть Твор­ца. Из-за сво­его вы­со­ко­ме­рия они от­реклись от Ал­ла­ха, и выбрали ма­те­рию. Они бы­ли на­столь­ко уве­ре­ны в сво­ей фи­ло­со­фии, что не ожи­да­ли по­я­в­ле­ния ка­ких-ли­бо ар­гу­мен­тов, спо­соб­ных до­ка­зать об­рат­ное.

Имен­но по­э­то­му ис­ти­на про­ис­хо­ж­де­ния ма­те­рии, рас­смо­т­рен­ная в на­шей кни­ге, по­вер­г­ла этих лю­дей в рас­те­рян­ность и в кор­не раз­ру­ши­ла их фи­ло­со­фию, не ос­та­вив ни ма­лей­шей воз­мож­но­сти для спо­ра. Их идеи, жизнь, вы­со­ко­ме­рие, от­ри­ца­ние и про­ти­во­сто­я­ние – все, на чем они воз­ве­ли свою ма­те­рию, развеялось в один миг. Ведь нет ни­ка­кой ма­те­рии, что­бы быть ма­те­ри­а­лиз­му.

Ал­ла­ху свой­ст­вен­но уст­ра­и­вать не­вер­ным за­пад­ню. Эту ис­ти­ну Он до­но­сит нам че­рез ая­ты Ко­ра­на:

«…Они ухищ­ря­ют­ся, и ухищ­ря­ет­ся Ал­лах. А ведь Ал­лах – луч­ший из ухищ­ря­ю­щих­ся!» (Су­ра 8, «До­бы­ча»; 30)

Так Ал­лах уст­ро­ил за­пад­ню ма­те­ри­а­ли­стам, за­ста­вив их поверить в существование ма­те­рия су­ще­ст­ву­ет. В ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва ни­кто не был так уни­жен, как они. Они при­ня­ли свое состояние, чи­ны, об­ще­ст­во, все­лен­ную и все ос­таль­ное, со­сто­ящее из ощу­ще­ний, за ре­аль­ность. Бо­лее то­го, до­ве­рив­шись все­му это­му, они возгордились пред Ал­ла­хом, над­мен­но­ вос­ста­ли про­тив Него, еще боль­ше по­гру­жа­ясь во мрак не­ве­рия.

При всем этом, они опи­ра­лись лишь толь­ко на ма­те­рию и, из-за не­до­с­та­точ­но­го по­ни­ма­ния, ни­как не за­ме­ти­ли то­го, как ока­за­лись в за­пад­не Ал­ла­ха. Ал­лах так го­во­рит в Ко­ра­не о по­ло­же­нии не­вер­ных, в ко­то­ром они ока­жут­ся вслед­ст­вие сво­их умо­на­стро­е­ний:

«Или они же­ла­ют хи­т­ро­сти? – Но тех, ко­то­рые не вер­ны, са­мих пе­ре­хи­т­ри­ли!» (Су­ра 52, «Го­ра»; 42)

Воз­мож­но, это са­мое боль­шое по­ра­же­ние, которое видела ис­то­рия. Ма­те­ри­а­ли­сты, по-сво­ему воз­ве­ли­чив­шись, ос­ме­ли­лись всту­пить в от­кры­тую борь­бу с Ал­ла­хом и про­иг­ра­ли окон­ча­тель­но.

«И так Мы в ка­ж­дом се­ле­нии сде­ла­ли вель­мож греш­ни­ка­ми его, что­бы они ухищ­ря­лись там, но ухищ­ряют­ся они толь­ко са­ми с со­бой и не зна­ют это­го.» (Су­ра 6, «Скот»; 123)

Этот аят Ко­ра­на яс­но го­во­рит о за­блу­ж­де­нии тех, кто от­ри­ца­ет Твор­ца, и о том, ка­кой ко­нец их ожи­да­ет. В дру­гом же аяте эта ис­ти­на под­чер­ки­ва­ет­ся так:

«Они пы­та­ют­ся об­ма­нуть Ал­ла­ха и тех, ко­то­рые уве­ро­ва­ли, но об­ма­ны­ва­ют толь­ко са­мих се­бя и не зна­ют.» (Су­ра 2, «Ко­ро­ва»; 9)

Как это вид­но из вы­ра­же­ния «не зна­ют» в вы­ше­при­ве­ден­ном ая­те, не­вер­ные, пы­та­ясь по-сво­ему уст­ро­ить за­пад­ню, не смог­ли по­нять весь­ма важ­ной ис­ти­ны: все пе­ре­жи­ва­е­мые ими со­бы­тия – ни­что иное, как ми­раж, а уст­ра­и­ва­е­мые ими ло­вуш­ки, как и все их ос­таль­ные дей­ст­ви – лишь об­раз, воз­ни­ка­ю­щий в их со­з­на­нии...

Из-за сво­ей нерассудительности они ока­за­лись жер­т­вой соб­ст­вен­ной хи­т­ро­сти, за­быв, что ос­та­лись на­еди­не с Ал­ла­хом. В этом слу­чае, как и во всех ос­таль­ных, Ал­лах за­ста­вил не­вер­ных столк­нуть­ся ли­цом к ли­цу с ис­ти­ной, ко­то­рая ос­но­ва­тель­но ру­шит их планы. В од­ном из ая­тов Ко­ра­на Ал­лах со­об­ща­ет о том, что козни неверных обречены на провал еще в са­мом их на­ча­ле:

«...Ведь коз­ни са­та­ны сла­бы!» (Су­ра 4, «Жен­щи­ны»; 76)

И ни­спос­лал ве­ру­ю­щим ра­до­ст­ную весть:

«...Не по­вре­дят вам их коз­ни ни в чем.»

(Су­ра 3, «Се­мей­ст­во ‘Им­ра­на»; 120)

В дру­гом же ая­те Ко­ра­на Ал­лах со­об­ща­ет:

«А у тех, ко­то­рые не ве­ро­ва­ли, де­я­ния – точ­но ми­раж в пу­с­ты­не. Жа­ж­ду­щий счи­та­ет его во­дой, а ко­гда по­дой­дет к не­му, ви­дит, что это – ни­что...» (Су­ра 24, «Свет»; 39)

Ма­те­ри­а­лизм яв­ля­ет­ся для вос­став­ших «ми­ра­жом»; ко­гда, об­ма­нув­шись им, они направляются к нему, то об­на­ру­жи­ва­ют, что все со­сто­ит из ил­лю­зий. Ал­лах ввел их в за­блу­ж­де­ние этим ми­ра­жом, вы­да­вая вос­при­ятия за ре­аль­ность. «Взрос­лые» лю­ди, про­фес­со­ра, ас­тро­но­мы, био­ло­ги, фи­зи­ки и все ос­таль­ные, не­за­ви­си­мо от чи­на и по­ло­же­ния, пре­вра­ти­ли ма­те­рию в бо­же­ст­во, вслед­ст­вие че­го под­да­лись оболь­ще­нию, об­ма­ну­лись и уни­зи­лись. При­няв со­во­куп­ность вос­при­ятий за ре­аль­ность, они воз­ве­ли на ней свои фи­ло­со­фии, идео­ло­гии и да­же всту­пи­ли в серь­ез­ные дис­кус­сии, приводя так на­зы­ва­е­мые «ин­тел­ле­к­ту­аль­ные» разъ­яс­не­ния. И как следствие, они во­зом­ни­ли се­бя весь­ма ум­ны­ми, ре­ши­ли, что мо­гут вы­дви­нуть идею о су­ти все­лен­ной, а са­мое глав­ное, по­счи­та­ли, что смо­гут тол­ко­вать об Ал­ла­хе сво­им ог­ра­ни­чен­ным умом. Си­ту­а­ция, в ко­то­рой они ока­за­лись, опи­сы­ва­ет­ся в сле­ду­ю­щем ая­те:

«И хи­т­ри­ли они, и хи­т­рил Ал­лах, а Ал­лах – луч­ший из хи­т­ре­цов.» (Су­ра 3, «Се­мей­ст­во ‘Им­ра­на»; 54)

Быть мо­жет, из­бе­жать не­ко­то­рых ло­ву­шек в этом ми­ре и воз­мож­но. Од­на­ко за­пад­ни, ко­то­рые Ал­лах уготовал для не­вер­ных, на­столь­ко на­деж­ны, что не ос­та­в­ля­ют ни­ка­ких шан­сов на спа­се­ние. И что ­бы они ни де­ла­ли, к ко­му бы ни об­ра­ща­лись, не най­дут они се­бе спа­си­те­ля, помимо Ал­ла­ха. Ал­лах го­во­рит об этом в Ко­ра­не так:

«…И не най­дут они се­бе, по­ми­мо Ал­ла­ха, по­кро­ви­те­ля и по­мощ­ни­ка.» (Су­ра 4, «Жен­щи­ны»; 173)

Ма­те­ри­а­ли­сты ни­как не ожи­да­ли, что по­па­дут в та­кую за­пад­ню. Они посчитали, что, рас­по­ла­гая все­ми воз­мож­но­стя­ми ХХ ве­ка, смо­гут ис­под­тиш­ка от­ри­цать Ал­ла­ха и тол­кать к не­ве­рию ос­таль­ных лю­дей. О пси­хо­ло­гии, характерной не­вер­ным на про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, и об их ис­хо­де Ал­лах со­об­ща­ет в Ко­ра­не так:

«Они за­мыш­ля­ли хи­т­рость, и Мы за­мыш­ля­ли хи­т­рость, а они и не зна­ли. По­с­мо­т­ри же, ка­ков был ко­нец их хи­т­ро­сти! Мы по­гу­би­ли их и их на­род – всех.» (Су­ра 27, «Му­ра­вьи»; 50-51)

Кро­ме то­го, ма­те­ри­а­ли­стам да­ет­ся по­нять и то, что все их иму­ще­ст­во со­сто­ит из ил­лю­зий, то есть все, чем они рас­по­ла­га­ют, унич­то­жа­ет­ся в це­лом. И они, бу­ду­чи сви­де­те­ля­ми то­го, как их за­во­ды и фа­б­ри­ки, зо­ло­то и дол­ла­ры, де­ти и су­п­ру­ги, дру­зья и по­ло­же­ние та­ют пря­мо на гла­зах, в ка­ком-то смыс­ле «ис­че­за­ют» са­ми. Они уже пе­ре­ста­ют быть ма­те­ри­ей, и ос­та­лась от них од­на лишь ду­ша.

Не­со­м­нен­но, осоз­на­ние этой ис­ти­ны ввергает ма­те­ри­а­ли­стов в дикий ужас. Ведь мысль о том, что все их состояние яв­ляет­ся лишь миражом, оз­на­ча­ет, как они вы­ра­жа­ют­ся, при­знать жи­вое «мертвым».

И вме­сте с этой ис­ти­ной они ос­та­лись на­еди­не с Ал­ла­хом. К при­ме­ру, в од­ном из ая­тов Ал­лах ука­зы­ва­ет на то, что лю­ди оди­но­ки:

«И ос­тавь Ме­ня с те­ми, кто об­ви­ня­ет во лжи, об­ла­да­те­ля­ми бла­го­да­ти, и дай им от­сроч­ку не­мно­го.» (Су­ра 73, «За­вер­нув­ший­ся»; 11)

Об этой ис­клю­чи­тель­ной ис­ти­не со­об­ща­ет­ся и во мно­гих дру­гих ая­тах:

«Вы при­шли к Нам оди­но­ки­ми, как Мы со­тво­ри­ли вас в пер­вый раз, и ос­та­ви­ли то, чем Мы вас на­де­ли­ли, за ва­ши­ми спи­на­ми, и Мы не ви­дим с ва­ми ва­ших за­ступ­ни­ков, о ко­то­рых вы ут­вер­жда­ли, что они для вас – то­ва­ри­щи. Уже ра­зо­рва­но ме­ж­ду ва­ми и скры­лось от вас то, что вы ут­вер­жда­ли.» (Су­ра 6, «Скот»; 94)

«И все они при­дут к Не­му в день вос­кре­се­ния по­оди­ноч­ке.»

(Су­ра 19, «Марйам»; 95)

Один из смы­слов ис­ти­ны, рас­кры­той в этих ая­тах та­ков: обо­же­ст­вив­шие ма­те­рию со­з­да­ны Ал­ла­хом и бу­дут воз­вра­ще­ны к Не­му. Хо­тят они этого или нет, они – во вла­сти Ал­ла­ха. Сей­час они ждут сво­его ча­са, и в тот день с ка­ж­дого по от­дель­но­сти бу­дет спро­ше­но о со­де­ян­ном. Да­же ес­ли они и не хо­тят этого по­нять...

За­к­лю­че­ние

Те­ма, ко­то­рую мы за­тра­ги­ва­ли до сих пор, яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ных ис­тин, рас­ска­зан­ных вам на про­тя­же­нии всей ва­шей жиз­ни. По­то­му что этот аспект, до­ка­зы­ва­ю­щий, что весь ма­те­ри­аль­ный мир на са­мом де­ле пред­ста­в­ля­ет со­бой лишь «тень», по­мо­га­ет осоз­нать факт со­тво­ре­ния и по­стичь су­ще­ст­во­ва­ние и по­сто­ян­ст­во лишь только Ал­ла­ха.

Че­ло­век, осоз­нав­ший это, пред­ста­вит все­лен­ную со­вер­шен­но иной, в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва дру­гих лю­дей. Все­лен­ная не по­сто­ян­на, и она не су­ще­ст­ву­ет по-на­сто­яще­му, как это ка­жет­ся праздно про­гу­ли­ва­ю­щим­ся по ули­цам, ру­га­ю­щим­ся в ка­ба­ках, де­мон­ст­ри­ру­ю­щим се­бя друг дру­гу в пре­стиж­ных ре­с­то­ра­нах, хва­ста­ю­щим­ся иму­ще­ст­вом, то есть впу­с­тую тра­тя­щим жизнь лю­дям. Это всего лишь со­во­куп­ность вос­при­ятий, ил­лю­зия, мираж. Все пе­ре­чис­лен­ные лю­ди, сами не за­ме­ча­я то­го, яв­ля­ют­ся те­нью, про­сма­т­ри­ва­ю­щей эти эпи­зо­ды в сво­ем со­з­на­нии.

Эта те­ма очень важ­на, так как все­це­ло оп­ро­вер­га­ет ма­те­ри­а­ли­сти­че­скую фи­ло­со­фию, ко­то­рая от­ри­ца­ет Ал­ла­ха. По­э­то­му та­кие ма­те­ри­а­ли­сты, как Маркс, Эн­гельс и Ле­нин впа­да­ют в па­ни­ку, гне­ва­ют­ся, чуть за­слы­шав эту те­му, и пре­ду­пре­ж­да­ют сво­их сто­рон­ни­ков: «Ни в ко­ем слу­чае не ду­май­те об этом». На са­мом же де­ле эти лю­ди на­столь­ко сла­бо­ум­ны, что не спо­соб­ны по­стичь су­ти вос­при­ятий. Они при­ни­ма­ют об­раз, воз­ни­ка­ю­щий в их со­з­на­нии, за «внеш­ний мир» и ни­как не мо­гут ос­мыс­лить оче­вид­ных до­ка­за­тельств, сви­де­тель­ст­ву­ю­щих об об­рат­ном.

Эта нев­ни­ма­тель­ность ис­хо­дит из не­до­с­та­точ­но­сти ума, ко­то­рым на­де­лил Ал­лах не­ве­ру­ю­щих. По­то­му что, как го­во­рит­ся в Ко­ра­не,

«...У них серд­ца, ко­то­ры­ми они не по­ни­ма­ют, гла­за, ко­то­ры­ми они не ви­дят, уши, ко­то­ры­ми не слы­шат. Они – как ско­ты, да­же бо­лее за­блуд­шие. Они – на­хо­дя­щи­е­ся в нев­ни­ма­тель­но­сти.»

(Су­ра 7, «Пре­гра­ды»; 179)

Ос­таль­ное вы най­де­те, ис­поль­зуя свои ис­крен­ние соображения. Для это­го скон­цен­т­ри­руй­те свое вни­ма­ние и по­ду­май­те, ка­ки­ми вы ви­ди­те ок­ру­жа­ю­щие вас пред­ме­ты, и как вы их ося­за­е­те. Вни­ма­тель­но за­ду­ма­вшись, вы по­чув­ст­ву­е­те, что ра­зум­ное су­ще­ст­во, ко­то­рое ви­дит, слы­шит, ося­за­ет, мыс­лит и чи­та­ет сей­час эту кни­гу – ду­ша, буд­то про­сма­т­ри­ва­ю­щая на эк­ра­не вос­при­ятия, на­зы­ва­е­мые «ма­те­ри­ей». Осоз­нав­ший эту истину че­ло­век от­да­ля­ет­ся от из­ме­ре­ний внеш­него ми­ра, вво­дя­щего в за­блу­ж­де­ние боль­шую часть че­ло­ве­че­ст­ва, и вхо­дит в из­ме­ре­ние на­сто­я­щего бы­тия. Эта ис­ти­на бы­ла по­стиг­нута не­ко­то­ры­ми ве­ру­ю­щи­ми и фи­ло­со­фа­ми про­шло­го. Уче­ные Ис­ла­ма, та­кие как Имам Раб­ба­ни, Му­хид­дин Ара­би, Ме­в­ла­на Джа­ми на­шли путь к этой ис­ти­не с по­мо­щью Ко­ра­на и ра­зу­ма. Не­ко­то­рые за­пад­ные фи­ло­со­фы, по­доб­но Джор­д­жу Бер­к­ли, так­же по­стиг­ли эту ис­ти­ну с по­мо­щью ра­зу­ма.

Имам Раб­ба­ни в сво­ей кни­ге «Mektubat» объ­яс­ня­ет, что «вся ма­те­ри­аль­ная все­лен­ная со­сто­ит из ощу­ще­ний и ил­лю­зий», а аб­со­лют­ная си­ла – лишь толь­ко Ал­лах:

«Те­ла со­з­дан­ных Ал­ла­хом су­ществ на са­мом де­ле от­сут­ст­ву­ют... Все это со­з­да­но на уров­не чувств и ощу­ще­ний... Все­лен­ная су­ще­ст­ву­ет на уров­не чувств и вос­при­ятий, а не на ма­те­ри­аль­ном уров­не... Смысл за­клю­ча­ет­ся в том, что по внеш­нем ми­ре нет ни­че­го, кро­ме Все­выш­не­го.» 182

Имам Раб­ба­ни от­кры­то и яс­но го­во­рит о том, что все об­ра­зы, ви­ди­мые че­ло­ве­ком, со­сто­ят из ил­лю­зий и не име­ют ори­ги­на­лов «из­вне».

«Этот во­о­б­ра­жа­е­мый круг на­чер­тан в фан­та­зи­ях. Его вид­но лишь в на­чер­тан­ном ме­с­те. Но гла­за­ми во­о­б­ра­же­ния. Од­на­ко нам ка­жет­ся, что мы ви­дим внеш­нее сво­и­ми гла­за­ми. Тем не ме­нее, это не так. Сна­ру­жи у него нет ни име­ни, ни сле­да. Ведь де­ло там об­сто­ит не так, что­бы ви­деть. Да­же ли­цо че­ло­ве­ка, от­ра­жа­е­мое в зер­ка­ле, состоит из этого образа. Так как сна­ру­жи у него нет по­сто­ян­ст­ва. Не­сом­нен­но его по­сто­ян­ст­во и изо­бра­же­ние – оба в ВООБРАЖЕНИИ. Но опять-та­ки, все­зна­ющ лишь толь­ко Все­выш­ний Ал­лах.» 183

Ме­в­ла­на Джа­ми вы­ра­зил эту ис­ти­ну сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Вся все­лен­ная со­сто­ит из ощу­ще­ний и ил­лю­зий. По­доб­но от­ра­же­нию в зер­ка­ле или же те­ни.» Од­на­ко на про­тя­же­нии всей ис­то­рии, ко­ли­че­ст­во лю­дей, по­стиг­ших ее, все­гда бы­ло ог­ра­ни­чен­ным. Видные уче­ные, как на­при­мер, Имам Раб­ба­ни, пи­са­ли о за­труд­не­ни­ях, с ко­то­ры­ми мож­но столк­нуть­ся при разъ­яс­не­нии этой ис­ти­ны об­ще­ст­ву и о воз­мож­ном не­по­ни­ма­нии со сто­ро­ны боль­шин­ст­ва лю­дей.

В на­ше же вре­мя эта ис­ти­на объ­яс­не­на на­уч­ны­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми. Впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва на­столь­ко точ­но, яс­но и до­с­туп­но объ­яс­ня­ет­ся, что все­лен­ная – всего лишь тень.

По этой при­чи­не ХХI век бу­дет ис­то­ри­че­ским пе­ре­во­ро­том, ко­гда лю­ди по­стиг­нут бо­же­ст­вен­ную ис­ти­ну и, слов­но вол­на за вол­ной, об­ра­тят­ся к един­ст­вен­но­му со­вер­шен­ст­ву – Ал­ла­ху. В ХХI ве­ке убе­ж­де­ния ма­те­ри­а­ли­стов XIХ ве­ка бу­дут вы­бро­ше­ны на свал­ку ис­то­рии, бу­дет осоз­на­на суть со­тво­ре­ния и ис­ти­на су­ще­ст­во­ва­ния Ал­ла­ха, ста­нут яс­ными по­ня­тия от­но­си­тель­но­сти вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, и че­ло­ве­че­ст­во бу­дет избавлено от ве­ко­вых за­на­ве­сов об­ма­на и уто­пи­че­ской ве­ры. И этот не­из­беж­ный ход со­бы­тий не смо­жет ос­та­но­вить ни од­но су­ще­ст­во, яв­ляю­ще­е­ся те­нью...

 

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ

И ИСТИНА СУДЬБЫ

 

 

Все, что бы­ло изложено до на­сто­я­щего мо­мен­та, да­ет воз­мож­ность без со­м­не­ний ска­зать об от­сут­ст­вии «трех­мер­ного про­стран­ст­ва»; это лишь пре­ду­бе­ж­де­ние, ис­хо­дя­щее толь­ко от вос­при­ятий. Можно с уверенностью сказать, что вся жизнь про­те­ка­ет в «бес­про­стран­ст­вен­но­сти». Ут­вер­ждать же об­рат­ное бу­дет суеверным заблуждением, да­ле­ким от ра­зу­ма и на­у­ки. Так как мы не име­ем ни од­ного дей­ст­ви­тель­ного до­ка­за­тель­ст­ва в поль­зу су­ще­ст­во­ва­ния фи­зи­че­ского ми­ра.

Это в кор­не раз­ру­ша­ет пер­вую ги­по­те­зу ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии, яв­ля­ю­щей­ся ос­но­вой тео­рии эво­лю­ции, со­глас­но которой ма­те­рия аб­со­лют­на и извеч­на. Со­глас­но же вто­рой ги­по­те­зе ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии, вре­мя так­же яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным и бес­ко­неч­ным. Эта ги­по­те­за уто­пич­на так же, как и пер­вая.

 

Чув­ст­во вре­ме­ни

Чув­ст­во, на­зы­ва­е­мое вре­ме­нем – это спо­соб срав­не­ния од­ного мо­мен­та с дру­гим. Объ­яс­ним это на следующем при­ме­ре. Уда­рив по ка­ко­му-ли­бо пред­ме­ту, мы слы­шим звук. Че­рез пять ми­нут, уда­рив по то­му же пред­ме­ту, мы вновь ус­лы­шим звук. Че­ло­век по­ла­га­ет, что ме­ж­ду пер­вым и вто­рым зву­ком су­ще­ст­ву­ет про­стран­ст­во, и на­зы­ва­ет его «вре­ме­нем». Ме­ж­ду тем, ко­гда он слы­шит вто­рой звук, пер­вый ос­та­ет­ся в во­о­б­ра­же­нии ра­зу­ма, и это толь­ко ин­фор­ма­ция, ос­тав­ша­я­ся в па­мя­ти. Че­ло­век, срав­ни­вая ин­фор­ма­цию в па­мя­ти с пе­ре­жи­ва­е­мым на дан­ный мо­мент, по­лу­ча­ет чув­ст­во вре­ме­ни. Не будь этого срав­не­ния, не бы­ло бы и чув­ст­ва вре­ме­ни.

Та­ким же об­ра­зом че­ло­век, вой­дя в ком­на­ту и уви­дев по­сре­ди нее си­дя­ще­го в крес­ле че­ло­ве­ка, на­чи­на­ет де­лать срав­не­ние. Че­ло­век в крес­ле, от­кры­ва­е­мая дверь, на­пра­в­ле­ние к се­ре­ди­не ком­на­ты – вся эта ин­фор­ма­ция на­хо­дит­ся толь­ко в моз­ге. Чув­ст­во вре­ме­ни воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те срав­не­ния образа че­ло­ве­ка в крес­ле с этой ин­фор­ма­ци­ей. То есть, вре­мя су­ще­ст­ву­ет за­счет срав­не­ния об­ра­зов, хра­ня­щих­ся в моз­ге. Ес­ли че­ло­ве­ку отказы­ва­ет па­мять, то мозг не спо­со­бен де­лать та­ко­го ро­да выводы. Сле­до­ва­тель­но, не воз­ни­кнет и чув­ст­во вре­ме­ни. Ко­г­да че­ло­век го­во­рит о том, что ему три­д­цать лет, при­чи­ной по­доб­но­го вы­во­да яв­ля­ет­ся на­ко­п­лен­ная ин­фор­ма­ция о не­ко­то­рых со­бы­ти­ях три­д­ца­ти лет. Не будь у че­ло­ве­ка па­мя­ти, у него не бы­ло бы и мыс­лей о су­ще­ст­во­ва­нии та­кого про­ме­жут­ка вре­ме­ни, и все бы из­ме­ря­лось лишь од­ним мгно­ве­ни­ем.

Вре­мя – по­нятие, пол­ностью за­ви­си­мо­е от то­го, кто его вос­при­ни­ма­ет. Оди­на­ко­вый про­ме­жу­ток вре­ме­ни мо­жет ка­зать­ся длин­нее для од­но­го, и ко­ро­че для дру­гого че­ло­ве­ка.

Что­бы по­нять, чье пред­по­ло­же­ние бо­лее вер­но, мы при­бе­га­ем к по­мо­щи ка­лен­да­ря, ча­сов и дру­гих ис­точ­ни­ков. При от­сут­ст­вии же та­ко­вых, оп­ре­де­лить вре­мя никак невоз­мож­но.

На­уч­ное объ­яс­не­ние относительности вре­ме­ни

Что­бы бо­лее до­с­туп­но объ­яс­нить эту те­му, при­ве­дем в ка­че­ст­ве при­ме­ров взгля­ды не­ко­то­рых мыс­ли­те­лей и уче­ных.

Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии, из­вест­ный про­фес­сор ге­не­ти­ки и мыс­ли­тель Фран­циск Жа­коб в сво­ей кни­ге «Иг­ра воз­мож­но­стей» пи­шет сле­ду­ю­щее от­но­си­тель­но об­рат­ного те­чения вре­ме­ни:

«Филь­мы, про­кру­чи­ва­е­мые на­зад, да­ют воз­мож­ность пред­ста­вить мир, где вре­мя обрати­лось вспять. Мир, где мо­ло­ко от­де­ля­ет­ся от ко­фе в чаш­ке и взле­та­ет в воз­дух, что­бы по­пасть об­рат­но в со­суд; мир, где пу­чок све­та, вме­сто то­го, что­бы ис­хо­дить из ка­ко­го-ли­бо ис­точ­ни­ка, ис­хо­дит из стен и со­би­ра­ет­ся в од­ном ме­с­те; мир, где ка­п­ли во­ды со­об­ща взле­та­ют над по­верх­но­стью во­до­ема, ку­да был бро­шен ка­мень, ко­то­рый в свою оче­редь про­де­лы­ва­ет путь по кри­вой, что­бы ока­зать­ся в ла­до­ни че­ло­ве­ка. В ми­ре, где вре­мя те­чет об­рат­но, про­цес­сы вос­при­ятия в моз­ге и па­мять так же бу­дут на­пра­в­ле­ны в об­рат­ную сто­ро­ну. И для бу­ду­ще­го, и для про­шлого все бу­дет оди­на­ко­во, а мир бу­дет точ­но та­ким, ка­ким мы его ви­дим.» 184

Так как наш мозг при­вык к оп­ре­де­лен­ной по­с­ле­до­ва­тель­но­сти, то на дан­ный мо­мент, как это и упо­ми­на­лось ра­нее, мир не функ­ци­о­ни­ру­ет, и мы по­ла­га­ем, что вре­мя по­сто­ян­но идет впе­ред. Хо­тя все это – лишь ре­ше­ние, при­ня­тое моз­гом, и, как след­ст­вие, со­вер­шен­но от­но­си­тель­но. В дей­ст­ви­тель­но­сти же нам ни­ко­гда не уз­нать то­го, как имен­но про­те­ка­ет вре­мя, и те­чет ли оно во­об­ще. Это го­во­рит о том, что вре­мя – не аб­со­лют­ная дей­ст­ви­тель­ность, а лишь од­на из форм вос­при­ятия. Те­о­рия от­но­си­тель­но­сти, вы­дви­ну­тая из­вест­ным фи­зи­ком XX ве­ка Аль­бер­том Эйн­штей­ном, под­твер­ди­ла, что вре­мя яв­ля­ет­ся вос­при­яти­ем. Тот что пи­шет по это­му по­во­ду Лин­кольн Бар­нетт в сво­ей кни­ге «Все­лен­ная и Эйн­штейн»:

«Вме­сте с по­ня­ти­ем аб­со­лют­ного про­стран­ст­ва, Эйн­штейн ос­та­вил в сто­ро­не и по­ня­тие без­мер­ного вре­ме­ни, неуклонно и неизменно про­те­ка­ю­ще­го от бес­ко­неч­ного про­шлого к бес­ко­неч­но­му бу­ду­ще­му. Не­по­ни­ма­ние тео­рии от­но­си­тель­но­сти, как пра­ви­ло, ис­хо­дит из не­же­ла­ния лю­дей со­г­ла­шать­ся с тем, что чув­ст­во вре­ме­ни яв­ля­ет­ся та­кой же фор­мой вос­при­ятия, как и чув­ст­во цве­та... Рав­но как про­стран­ст­во яв­ля­ет­ся ве­ро­ят­ной по­с­ле­до­ва­тель­но­стью ма­те­ри­аль­ных объ­е­к­тов, так и вре­мя пред­ста­в­ля­ет со­бой ве­ро­ят­ную по­с­ле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Субъ­е­к­тив­ность вре­ме­ни луч­ше все­го рас­кры­ва­ют сло­ва Эйн­штей­на: «Жизнь ин­ди­ви­ду­у­ма ка­жет­ся нам упо­ря­до­чен­ной в цепочке со­бы­тий. Вспо­ми­на­е­мые со­бы­тия это­й цепочки как бы упо­ря­до­че­ны от­но­си­тель­но из­ме­ре­ний «до» и «по­с­ле». По­э­то­му для ин­ди­ви­да су­ще­ст­ву­ет «вре­мя-я», или же субъ­е­к­тив­ное вре­мя. Это вре­мя не из­ме­ря­ет­ся вну­т­ри са­мого се­бя. Я мо­гу по­стро­ить ме­ж­ду со­бы­ти­я­ми и чис­ла­ми та­кую вза­и­мо­связь, где боль­шее чис­ло бу­дет свя­за­но не с пре­ды­ду­щим со­бы­ти­ем, а с по­с­ле­ду­ю­щим.» 185

По сло­вам Бар­нет­та, Эйн­штейн по­ка­зал, что про­стран­ст­во и вре­мя – од­на из форм чувств, так же не­от­рыв­ная от со­з­на­ния, как и по­нятие цве­та, фор­мы и ве­ли­чи­ны. По тео­рии от­но­си­тель­но­сти, «вре­мя не су­ще­ст­ву­ет не­за­ви­си­мо от цепочки со­бы­тий, с по­мо­щью ко­то­рой мы его из­ме­ря­ем.» 186

И су­дя по то­му, что вре­мя – все­го-лишь вос­при­ятие, то оно в це­лом за­ви­сит от вос­при­ни­ма­ю­ще­го, то есть оно яв­ля­ет­ся от­но­си­тель­ным по­ня­ти­ем.

Ско­рость про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит от ин­фор­ма­ции, по­лу­ча­е­мой на­ми от средств его из­ме­ре­ния. Так как в ор­га­низ­ме от­сут­ст­ву­ют ес­те­ст­вен­ные ча­сы, с аб­со­лют­ной точ­но­стью из­ме­ря­ю­щие вре­мя. Как это от­ме­тил Л.Бар­нетт, «ес­ли при от­сут­ст­вии гла­за про­па­да­ет та­кое по­ня­тие, как цвет, то и вре­мя, будь оно мгно­ве­ни­ем, ча­сом или днем, те­ря­ет свое зна­че­ние при от­сут­ст­вии об­сто­я­тель­ст­ва или сред­ст­ва, оп­ре­де­ля­ю­ще­го его.» 187

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни совершенно от­чет­ли­во мож­но пе­ре­жить во сне. По­рой нам ка­жет­ся, что сон длит­ся ча­са­ми, хотя на са­мом де­ле все про­ис­хо­дит в счи­тан­ные ми­ну­ты, и да­же се­кун­ды.

Что­бы лучше рас­крыть эту те­му, за­ду­ма­ем­ся над сле­ду­ю­щим при­ме­ром. Пред­ста­вим, что мы про­ве­ли не­ко­то­рое вре­мя в спе­ци­аль­но приготовленной ком­на­те с од­ним ок­ном. Пусть в этой ком­на­те так­же будут ча­сы для оп­ре­де­ле­ния про­ве­ден­ного там вре­ме­ни. На­ряду с этим, че­рез оп­ре­де­лен­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни мы бу­дем на­блю­дать вос­ход и за­кат солн­ца. Ес­ли, спу­с­тя не­сколь­ко дней, у нас спро­сят о том, сколь­ко вре­ме­ни мы про­бы­ли в ком­на­те, то наш от­вет бу­дет за­ви­сеть от ча­сов, на ко­то­рые мы обязатель­но поглядывали бы вре­мя от вре­ме­ни, и от то­го, сколь­ко раз вос­хо­ди­ло и за­хо­ди­ло солн­це. К при­ме­ру, по на­шим под­сче­там, мы провели в ком­на­те три дня. Но ес­ли че­ло­век, по­ме­с­тив­ший нас ту­да, ска­жет, что на са­мом де­ле мы про­бы­ли в ком­на­те два дня, и что солн­це бы­ло под­дель­ным, а ча­сы бы­ли на­стро­е­ны на бо­лее бы­ст­рый ход, то на­ши под­сче­ты по­те­ря­ют свой смысл.

Этот при­мер по­ка­зы­ва­ет, что на­ша ин­фор­ма­ция о ско­ро­сти про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит лишь от средств его оп­ре­де­ле­ния, ме­ня­ю­щих­ся для вос­при­ни­ма­ю­ще­го.

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни – это кон­крет­ный факт, вы­дви­ну­тый так­же и на­уч­ным ме­то­дом. Со­глас­но тео­рии от­но­си­тель­но­сти, ско­рость вре­ме­ни за­ви­сит от ско­ро­сти объ­е­кта и рас­сто­я­ния от этого объ­е­кта до цен­т­ра тя­го­те­ния. Чем вы­ше ско­рость, тем ко­ро­че ста­но­вит­ся и вре­мя; оно уп­лот­ня­ет­ся, за­мед­ля­ет­ся и как бы при­бли­жа­ет­ся к «мер­т­вой» точ­ке.

Объ­яс­ним это на при­ме­ре, приведенном Эйн­штей­ном. Один из близ­не­цов от­пра­в­ля­ет­ся в ко­с­ми­че­ское пу­те­ше­ст­вие со ско­ро­стью, близ­кой к ско­ро­сти све­та, а дру­гой ос­та­ет­ся на Зе­м­ле. По воз­вра­ще­нии из ко­с­мо­са, пер­вый уви­дит, что его брат-близ­нец вы­гля­дит на­много стар­ше. При­чи­на этого за­клю­ча­ет­ся в том, что для то­го, кто был в ко­с­мо­се, вре­мя про­те­ка­ло мед­лен­нее. При­ве­дем та­кой же при­мер с от­цом и сы­ном: «Ес­ли от­цу 27, а сы­ну 3 го­да, то по­с­ле 30 зем­ных лет отец вер­нет­ся с космоса 30-лет­ним, то­г­да как сы­ну бу­дет 33 го­да.» 188

От­но­си­тель­ность вре­ме­ни за­ви­сит не от за­мед­ле­ния или ус­ко­ре­ния ча­сов, а яв­ляет­ся ре­зуль­та­том функ­ци­о­ни­ро­ва­ния с раз­лич­ной ско­ро­стью всей ма­те­ри­аль­ной си­с­те­мы на всех ее уров­нях, вплоть до мель­чай­ших ча­с­тиц, на­хо­дя­щих­ся на уров­не ато­мов. В та­кой сре­де, где со­кра­ща­ет­ся вре­мя, за­мед­ля­ют­ся и та­кие про­цес­сы, как серд­це­би­е­ние, де­ле­ние кле­ток, моз­го­вая де­я­тель­ность. Че­ло­век про­дол­жа­ет жить сво­ей по­все­днев­ной жиз­нью, не за­ме­чая за­мед­ле­ния вре­ме­ни.

Понятие от­но­си­тель­ности в Ко­ра­не

От­кры­тия со­в­ре­мен­ной на­у­ки по­з­во­ля­ют нам сде­лать вы­вод о том, что вре­мя яв­ля­ет­ся не аб­со­лют­ной дей­ст­ви­тель­но­стью, как это ут­вер­жда­ют ма­те­ри­а­ли­сты, а лишь от­но­си­тель­ным вос­при­яти­ем. Ин­те­ре­сен тот факт, что об этой ис­ти­не, об­на­ру­жен­ной на­у­кой в XX ве­ке, бы­ло со­об­ще­но в Ко­ра­не еще че­тыр­на­д­цать сто­ле­тий то­му на­зад.

Во мно­гих ая­тах Ко­ра­на мож­но столк­нуть­ся с ис­ти­ной, лишь не­дав­но под­твер­жден­ной со­в­ре­мен­ной на­у­кой, которая го­во­рит о том, что вре­мя – это пси­хо­ло­ги­че­ское вос­при­ятие, ме­ня­ю­ще­е­ся в за­ви­си­мо­сти от со­бы­тий, ме­ста и ус­ло­вий. К при­ме­ру, жизнь че­ло­ве­ка очень ко­рот­ка, о чем и со­об­ща­ет­ся в Ко­ра­не:

«В тот день, ко­гда Он при­зо­вет вас, и от­ве­ти­те вы хва­лой Ему

и по­ду­ма­е­те, что про­бы­ли вы толь­ко очень ма­ло.»

(Су­ра 17, «Пе­ре­нес но­чью»; 52)

«В тот день, ко­гда Он их со­бе­рет, как буд­то бы они не про­бы­ли и од­но­го ча­са дня, они уз­на­ют друг дру­га…» (Су­ра 10, «Йу­нус»; 45)

В не­ко­то­рых ая­тах от­ме­ча­ет­ся, что вос­при­ятие вре­ме­ни у лю­дей раз­ное, и они мо­гут ­при­ни­мать очень ко­рот­кое вре­мя за дли­тель­ное. Наглядным при­ме­ром тому служит разговор, который состоится во время допроса людей в последующем мире:

«Он ска­зал: «Сколь­ко вы про­бы­ли в зе­м­ле по чис­лу лет?» Они ска­за­ли: «Про­бы­ли мы день или часть дня, но спро­си счи­та­ю­щих».

Он ска­зал: «Про­бы­ли вы толь­ко не­мно­го, ес­ли бы вы зна­ли.»

(Су­ра 23, «Ве­ру­ю­щие»; 112-114)

В дру­гих же ая­тах Ко­ра­на го­во­рит­ся о том, что ско­рость про­те­ка­ния вре­ме­ни за­ви­сит от сре­ды:

«...И, по­ис­ти­не, день у тво­е­го Гос­по­да, как ты­ся­ча лет из тех, что вы счи­та­е­те!» (Су­ра 22, «Хадж»; 47)

«Во­с­хо­дят ан­ге­лы и дух к Не­му в день, ве­ли­чи­на ко­то­ро­го пять­де­сят ты­сяч лет.» (Су­ра 70, «Сту­пе­ни»; 4)

«Он рас­пре­де­ля­ет Свое по­ве­ле­ние с не­ба на зе­м­лю, по­том оно вос­хо­дит к Не­му в не­кий день, про­тя­же­ние ко­то­ро­го – ты­ся­ча лет, как вы счи­та­е­те.» (Су­ра 32, «По­клон»; 5)

Эти ая­ты до­с­та­точ­но яс­но из­ла­га­ют от­но­си­тель­ность вре­ме­ни. Это заключение, к ко­то­рому на­у­ка пришла толь­ко в ХХ ве­ке, было приведено в Ко­ра­не еще 1400 лет на­зад, и это, не­со­м­нен­но, яв­ляет­ся до­ка­за­тель­ст­вом то­го, что Ко­ран был ни­спос­лан на Зе­м­лю Все­объ­е­м­лю­щим Ал­ла­хом. Слог, ис­поль­зу­е­мый в дру­гих ая­тах Ко­ра­на, от­кры­то под­чер­ки­ва­ет, что вре­мя – лишь вос­при­ятие. В осо­бен­но­сти, это мож­но встре­тить в по­ве­ст­во­ва­ни­ях. К при­ме­ру, в Ко­ра­не рассказывается об «обитателях пе­ще­ры», которых Ал­лах усы­пил на срок свы­ше трех­сот лет. Прос­нув­шись, эти лю­ди посчи­та­ли, что про­шло очень ма­ло вре­ме­ни, и не мог­ли оп­ре­де­лить, сколь­ко вре­ме­ни они пробыли во сне.

«И Мы за­кры­ли их уши в пе­ще­ре на мно­гие го­ды. По­том Мы вос­кре­си­ли их, что­бы уз­нать, ка­кая из пар­тий луч­ше со­чтет пре­дел то­го, что они про­бы­ли.» (Су­ра 18, «Пе­ще­ра»; 11-12)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2284 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.