Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 3. Шри Гуру в ИСККОН 6 страница




Шрила Шридхар Махарадж также касается этой темы: «Нам следует думать: «Я склонен ошибаться, но я уверен, что гуру дал мне нечто очень редкое, жизненно важное и ис­полненное нектара. Он также просил меня делиться этим с другими. Неважно. Я должен рискнуть. Он приказал мне. Я – его слуга. Он позаботится обо мне». Ученик подойдет к от­ветственности с таким чувством: «Может, я пойду в ад, но я должен выполнить приказ Гурудева. Может, я умру, но я должен выполнить приказ моего командира». С таким на­строением ему следует подойти к задаче. Если он будет под­держивать такое настроение, то не будет никакой опасности. Но если он потеряет эту связь с гуру и своекорыстно будет стремиться к мирским целям – он обречен.

В противном случае, ему ничто не страшно. Нужно всегда поддерживать это настроение, это и есть настоящее качество ученика: «Я готов умереть ради выполнения приказа моего Гурудева. Я чувствую, что это нектар, и я должен раздать его другим, чтобы спасти их...» Если вы можете принять такого рода риск, гуру благословит вас, и неудача не сможет кос­нуться вас. Ученик принимает на себя риск, полагаясь только лишь на силу и поддержку этого духовного вдохновения. Если он так поступает, неудача никогда не коснется его. Гос­подь все видит. Он здесь. Гуру здесь. Они не могут не спасти такого ученика. Они не бросят его в опасности, весело думая: «Выполняя наши приказы, он идет в ад». Могут ли они это стерпеть? В конце концов, живы наши защитники или умерли? Мы должны быть насколько бескорыстны, чтобы думать: «Пусть я отправлюсь в ад, но я должен выполнить приказ моего Гурудева. Через меня дело может быть сде­лано». Такого рода убежденность в процессе, такая вера в мантру дает нам силы для выполнения работы ачарьи. Если я думаю: «Это лекарство помогает мне. Благодаря ему, я на пути к выздоровлению», – тогда, увидев страдающего от та­кой же болезни, я смогу порекомендовать ему это лекар­ство… Каким бы знанием мы не обладали, мы должны с пол­ной верой помогать другим...

Однако нужно быть начеку и, как только появился более возвышенный гуру, помочь другим принять его. Нельзя ста­новиться захватчиками. В «Хари-бхакти-виласе» также упо­минается, что, если доступен кто-то более великий, те, кто ниже, не должны рисковать принимать учеников. Предполо­жим, у фермера есть плодородная земля и два вида семян. Сначала нужно посадить хорошие семена. Если хороших се­мян нет, тогда можно посеять обычные. Ради хорошего уро­жая нужно сначала дать шанс лучшим семенам. Если мы не­предвзяты, чисты в сердце и бескорыстны, лучшие семена всегда нужно сеять первыми, а худшие – отодвинуть в сто­ронку. Итак, когда в любом обществе доступен высший тип гуру, гуру низшего уровня не должен вмешиваться» («Шри Гуру и его милость», глава 7).

 

99) Почему опасно становиться гуру, не будучи осознав­шим себя?

Шрила Шридхар Махарадж говорит, что такой человек стоит перед лицом двух опасностей: «Первая – это пристра­стность. Пристрастность означает полную свободу в отноше­ниях с учениками. Такие отношения также более привлека­тельны для него. Вторая – это отклонение. Итак, пристраст­ность и отклонение от наставлений гуру могут стянуть чело­века вниз. Это два врага. И тому, кто занимает положение гуру, нужно быть особо осторожным на этот счет… Положе­ние гуру опасно. Оно полно соблазнов. Поэтому учителю жизненно необходимо иметь сильные, искренние, неудержи­мые и возвышенные устремления в сознании Кришны. Иначе он не сможет удержаться на этом посту. Он падет. Став гос­подином, он начнет думать: «Я господин всех вокруг». В данном случае, он монарх, а монархия может привести к су­масшествию. Это огромный соблазн. Если человек не до конца осознает этот факт, он не сможет удержаться на посту гуру. Тому, кто обладает абсолютной властью над людьми и деньгами, очень сложно оставаться в положении слуги. Его атакует эго превосходства, большей частью присутствующее в каждом из нас...

Обычно симптомы отклонения можно разделить на три раз­личных класса: канака, камини и пратиштха (деньги, жен­щины и репутация). Вначале, гуру теряет привязанность к своему гуру и к шастра-упадеше, наставлениям шастр. За­тем то, что он прежде выражал, цитируя писания и слова сво­его гуру, постепенно уходит из него. Его тяга к высшему ос­лабевает. Это пратиштха, престиж. Канака, камини, пра­тиштха: деньги, женщины и слава, – это три испытания, ко­торые покажут, являетесь ли вы садху и до какой степени. Первый симптом падения – это отклонение от наставлений своих возвышенных гуру. Необходимо вовремя обнаружить это в себе. Это пратиштха, гордость. Второй признак – склонность к накопительству и нежелание тратить деньги. Нет ничего предосудительного в сборе пожертвований, но они должны быть потрачены на служение сампрадае, на служение вайшнавам. Но накопительство – это второй при­знак падения. И наконец, третий признак – это влечение к женщинам» («Шри Гуру и его милость», глава 8).

 

100) Если ученик получил харинаму от одного гуру, а дикшу – от другого, какими должны быть его отношения с этими двумя гуру?

Шрила Шридхар Махарадж отвечает: «Первостепенное значение должно придаваться нама-гуру или гуру, посвятив­шему в воспевание святого имени Кришны, а второстепенное – гуру, который посвящает в мантры гаятри... Джива Гос­вами пишет, что имя Кришны – это суть мантр гаятри... Мы принимаем мантру только как помощь нама-бхаджану, как поклонение святому имени... Мантра помогает нам покон­чить с апарадхами, оскорблениями и абхасом (или смутными представлениями в нашем бхаджане)… Дается такой при­мер. Представьте две концентрических окружности большего и меньшего диаметров. Святое имя Кришны – это круг боль­шего диаметра. Он простирается от самого высокого к са­мому низкому. Мантры гаятри – это круг меньшего диа­метра, который находится внутри большого. Мантра гаятри не может достичь самой низкой точки, в то время как святое имя простирается до самых падших. Гаятри помогает нам достичь освобождения, а затем святое имя ведет нас дальше. Такова природа наших отношений с мантрой и именем. Имя простирается до самых падших, до чандалов и яванов … («Ч.-ч.», Ади, 7.73): «Кришна-мантра хаите хабе самсара мочана кришна-нама хаите пабе кришнера чарана» - Повторение кришна-мантры (гопала-мантры) дарует освобождение от материального бытия. Святое имя Кришны дарует прибе­жище у Его лотосных стоп» («Шри Гуру и его милость», глава 9).


Приложения к части первой

Приложение 1: Качества сад-гуру

Термин сад-гуру, который Шрила Прабхупада переводит как «истинный духовный учитель», указывает на личность, находящуюся на платформе вечности (сат), то есть, достиг­шую самоосознания. Все проповедники являются гуру, так как несут послание Господа под руководством ачарьев. Но обусловленная душа не может привести в духовный мир дру­гую обусловленную душу: «На самом деле, истинный духов­ный учитель никогда не бывает обусловленной душой». (Из письма Шрилы Прабхупады, 6 октября, 1969 г.). Для ясности я собрал еще несколько цитат:

 

Он должен быть осознавшей себя душой:

· «До тех пор, пока духовный искатель не получит прибежища у осознавшего себя гуру, его понимание Верховной Личности Бога – это просто глупость» («Учение Господа Чайтаньи», глава 11).

· «Лишь тот достоин быть гуру, кто осознал суть всех писаний» («Ш.-Б.», 11.3.21).

· «Чтобы осознать Кришну, необходимо принять при­бежище у осознавшей себя души... осознавшего себя духовного учителя, нишкинчаны» («Ш.-Б.», 7.5.32, комм.).

· «Серьезный преданный должен прежде всего обра­титься к духовному учителю, который не только в со­вершенстве знает ведическую литературу, но и является великим преданным Господа, постигшим Его Самого» («Ш.-Б.», 2.4.10, комм.).

· «Необходимо обратиться к тому, кто уже постиг свою духовную природу и обрел сознание Кришны, и прикоснуться к его лотосным стопам» («Ш.-Б.», 4.26.20, комм.).

· «Истинным духовным учителем можно считать только того, кто постиг себя и свои взаимоотношения со Сверхдушой» («Ш.-Б.», 3.28.2, комм.).· «Слово таттва-дарши относится к тому, кто в со­вершенстве осознал Верховную Личность Бога» («Ш.-Б.», 5.15.4, комм.).

Он должен быть чистым преданным:

· «Не предавшись чистому преданному Господа, невозможно вырваться из этой битвы за существование» («Ш.-Б.», 5.14.1, комм.).

· «Почти никто не способен постичь это сокровен­ное знание, но, если человек примет прибежище у чис­того преданного, он без труда сможет проникнуть в его тайны» («Ш.-Б.», 7.6.27, комм.).

· «Невозможно достичь трансцендентного положе­ния, не совершая преданного служения чистому вайш­наву» («Ч.-ч.», Антья, 7.53).

· «Наставником должен быть духовный учитель, чис­тый преданный Господа, неукоснительно следую­щий наставлениям предыдущего ачарьи» («Ч.-ч.», Мадхья, 10.17, комм.).

· «Необходимо слушать чистого преданного» («Ш.-Б.», 4.20.25, комм.).

· «Желающий получить освобождение от тисков майи должен общатьс я счистым преданным, махат­мой» («Ш.-Б.», 5.5.2).

· «Не пройдя подготовки под руководством ма­хатмы, или чистого, беспримесного преданного Кришны, невозможно осознать Кришну и преданное служение Ему» («Ш.-Б.», 7.5.30, комм.).

Он должен быть освобожденным:

· «Неподверженность влиянию гун материальной при­роды – особое качество, необходимое для того, чтобы стать представителем Господа… Брахман нахо­дится под влиянием гуны благости, поэтому, чтобы стать представителем Господа, недостаточно быть про­сто брахманом» («Ш.-Б.», 3.4.31, комм.).

· «Того, кто находится в когтях майи, нельзя считать авторитетным наставником» («Б.-г.», 2.13, комм.).

· «Истинный гуру свободен от всехматериальных ос­квернений» («Ш.-Б.», 5.14.13, комм.).

 

Он должен быть неотличен от Кришны:

· «Помочь может только духовный учитель, подоб­ный Кришне» («Б.-г.», 2.8, комм.).

· «Он находится на одном уровне с Кришной... Кришна – это Господь, которому поклоняются, а духов­ный учитель – Господь, который поклоняется». (Из письма Шрилы Прабхупады от 26 сентября 1969 г.).

Он должен быть близким спутником Кришны:

· «Его всегда считают либо одним из приближенных Шримати Радхарани, либо проявлением Шрилы Нитья­нанды Прабху» («Ч.-ч.», Ади, 1.46, комм.).

· «Когда преданный полностью предается лотосным стопам Кришны, Кришна принимает его одним из Своих близких спутников» («Ч.-ч.», Мадхья, 22.102).

· «Истинный гуру – наиболее честный и доверенный слуга Господа» («Ч.-ч.», Ади, 1.44, комм.).

 

Он видит Кришну:

· На уровне шуддха-саттвы, или васудевы, с глаз преданного спадает пелена, и перед ним предстает Кришна… Господь проявляется в сердце преданного… В чистом сознании Кришны Бог являет Себя нашему взору… Когда в процессе практики чистого преданного служения чувства преданного очищаются, с помощью чистых чувств он может воспринимать Кришну, кото­рого больше не заслоняют от него никакие оболочки… Благодаря практике бхакти-йоги можно ясно увидеть лик Всевышнего» («Ш.-Б.», 4.3.23, комм.).

· «Только на уровне шуддха-саттвы, благодаря чис­той любви к Господу, можно всегда воочию видеть Кришну» («Ш.-Б.», 1.2.19, комм.).

· «Духовный учитель видел Кришну собственными глазами и может дать подлинное знание о Нем» («Ш.-Б.», 5.12.11, комм.).

Он должен быть парамахамсой: «Сам человек не в силах отказаться от унизительной привязанности к сексу, но если он примет покровительство истинного духовного учителя, являющегося парамахамсой, то со временем он сможет начать духовную жизнь»(«Ш.-Б.», 4.29.55, комм.)

Он должен быть маха-бхагаватой:

· «Есть три уровня преданных... преданных высшего уровня также называют маха-бхагаватами... только они имеют право занимать положение гуру» («Ч.-ч.», Мадхья, 24.330, комм.).

· «Уттама-адхикари спасает других от материаль­ного существования» («Ч.-ч.», Мадхья, 22.65).

 

Приложение 2: Анартхи

В «Чайтанья-чаритамрите», (Мадхья, 19.158-159) говорится: «Ино­гда вместе с лианой преданного служения начинают расти сорные ростки желаний материального наслаждения и осво­бождения из материального мира. Разнообразие таких сор­ных растений безгранично». (158)

«В число этих сорняков, всходящих вместе с лианой бхакти, входят ростки нисиддхачары (поведения, неприем­лемого для тех, кто стремится к совершенству), кутинати (неискреннего, дипломатического поведения), джива-хим­саны (убийства животных или других душ без необходимо­сти), лабхи (материальной расчетливости и стремления к на­живе), пуджи (мирского поклонения) и пратиштхи (общест­венного признания). Все это – нежелательные растения». (159)

«Нисиддхачара. Для тех, кто действительно старается стать совершенным, предписана особая модель поведения. В на­шем движении сознания Кришны мы советуем ученикам не есть мясо, не играть в азартные игры, не заниматься незакон­ным сексом и не позволять себе принимать опьяняющие ве­щества. Те, кто занимаются такой деятельностью, никогда не смогут стать совершенными.

Кутинати. Неискреннее, дипломатическое поведение не может удовлетворить душу. Оно не может даже удовлетво­рить тело и ум. Тот, кто сам виновен, всегда подозревает дру­гих, поэтому мы должны всегда поступать честно и в соот­ветствии с авторитетными источниками Вед. Если мы ведем себя с людьми дипломатично или двулично, это становится преградой на пути нашего духовного продвижения.

К джива-химсане относится убийство животных, а также зависть и ненависть к другим живым существам. Убийство бедных животных, без сомнения, спровоцировано ненави­стью к ним. Существует множество религиозных пропаган­дистов, которые не знают, как решить самую главную про­блему жизни. И все же они пытаются учить людей, как нужно услаждать чувства. Это тоже джива-химсана. Свя­тоши не дают настоящее знание и уводят массы в неправиль­ном направлении.

Лабха. Увлеченному материальной выгодой человеку сле­довало бы знать: какими бы материальными благами он не обладал, все это придется оставить в момент смерти. Игнори­руя жизнь после смерти, мирские люди даром тратят время, накапливая материальные блага, с которыми придется рас­статься.

Пуджа. Обожание мирской толпы тоже ничего не стоит, ведь после смерти кумиру придется принять другое матери­альное тело. Материальное поклонение и титул – это укра­шения, которые невозможно забрать с собой в следующее тело. В следующей жизни все забывается.

Все эти препятствия описываются как нежелательные ро­стки.Они лишь создают преграды для настоящей лианы, бхакти-латы. Нужно быть очень осторожным, чтобы избе­жать всех эти нежелательных вещей. Иногда эти сорные ро­стки выглядят в точности как бхакти-лата. Когда они растут вместе с лианой бхакти-латы, кажется, что они того же раз­мера и вида. Тем не менее, эти сорняки зовутся упашакхами» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.159, комм.).

«Тот, кто не видит различий между бхакти-латой и сор­ными всходами, только зря поливает их, поскольку вода под­питывает сорняки, в то время как лиана бхакти засыхает » («Ч.-ч.», Мадхья, 19.160).

«Тот, кто воспевает мантру Харе Кришна, продолжая со­вершать оскорбления, лишь взращивает сорняки с своем сердце. Не следует использовать воспевание мантры Харе Кришна ради материальной выгоды. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает: тот, кто слушает и воспевает, не стараясь избавиться от оскорблений, лишь еще больше привязывается к услаждению чувств. Такой человек может также привязаться к йога-сиддхам или развить желание осво­бодиться от материальных уз, как майавади. Он может стать дипломатичным и лицемерным или вступить в общение с женщинами ради незаконного секса. Он может превратить преданное служение в шоу, как это делают сахаджии. Неко­торые стараются обосновать свою философию, присоеди­нившись к какой-то касте, или объявляют монополию на ду­ховное продвижение, отождествляя себя с определенной ди­настией. Опираясь на семейную традицию, такие люди могут стать псевдо-гуру. Другие могут привязаться к четырем ви­дам греховной деятельности. Иногда они пытаются сделать бизнес на воспевании мантры Харе Кришна или чтении «Шримад Бхагаватам», либо обогатиться незаконными мето­дами. Некоторые становятся последователями системы по­томственных каст. А есть и такие дешевые «вайшнавы», ко­торые воспевают в уединенном месте, стремясь снискать мирское поклонение. Иногда, желая упрочить свою мирскую репутацию, они идут на компромисс с непреданными, изме­няя свою философию и духовную жизнь. Все это ловушки наслаждения чувств. Чтобы обмануть невинных людей, такой псевдо-вайшнав устраивает шоу возвышенной духовной жизни и становится известен как садху, махатма или рели­гиозный человек. Все это означает, что так называемый пре­данный пал жертвой сорняков, а его настоящая бхакти-лата зачахла» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.160, комм.).

«Как только разумный преданный видит, что рядом с на­стоящей лианой бхакти растет сорняк, он должен сразу же срубить его. Тогда настоящая лиана бхакти будет хорошо расти, вернется домой, обратно к Богу, и найдет прибежище у лотосных стоп Кришны» («Ч.-ч.», Мадхья, 19.161, комм.).

«Тот же, кого сбили с толку сорные растения, не может найти дороги обратно к Богу. Вместо этого он остается в ма­териальном мире, занимаясь деятельностью, не имеющей ни­чего общего с чистым преданным служением. Такой человек может возвыситься до высших планетных систем, но, остава­ясь внутри материального мира, он все равно подвержен трем видам материальных страданий» («Ч.-ч.», Мадхья, 161, комм.).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что стремление к деятельности ради плодов настолько сильно, что некоторые преданные открывают бизнес ради продвиже­ния в преданном служении. Однако осквернение в этом виде деятельности настолько сильно, что позднее все это может выродиться в нарушения запретов шастр, лицемерие, пре­кращение проповеди, желание прославиться как великий преданный и т.д. К тому же, преданный-новичок рискует пасть жертвой желания денег и женщин. Постепенно его сердце будет становиться все более жестким, пока не станет таким же, как у материалиста – подобным полю со щелочной почвой, на которой ничего не растет.

Уборка храма Гундича символизирует очищение сердца от анартх.

Аньябхилаша, посторонние желания, вроде этого: «Пока я здесь, в этом мире, я буду просто услаждать чувства» – по­добны колючкам, колючим травинкам, пронзающим нежную склонность души к исключительной преданности.

Кармические усилия, такие как жертвоприношения, аскезы и благотворительность, совершаемые ради наслаждений в раю или в этом мире, покрывают зеркало сердца пылью мно­жества материальных желаний. Усилия в йоге монизма и гьяна-йоге подобны гравию. Когда сердце садхаки, еще не­давно напоминавшее выжженную солнцем пустыню, полно­стью очищается от всего этого, оно становится прохладным, поскольку освобождается от обжигающего влияния трех ви­дов страданий, порожденных материальными желаниями.

Тот, чьи анартхи уничтожены лишь отчасти, получит предписанное ему «наказание» в форме служения Шри Хари, Гуру и вайшнавам.

У Кришны два типа игр: вечные и случающиеся время от времени. Лилы убийства демонов принадлежат к категории случающихся время от времени. Это источник наставлений для садхаков, они представляют собой разрушение анартх. Каждая лила соответствует определенной анартхе. В «Шри Чайтанья-шикшамрите» Шрилы Бхактивиноды Тхакура мы находим список из двадцати лил, в которых Кришна:

1) Убивает Путану. Путана олицетворяет ложного гуру.

2) Ломает телегу. Шакатасура представляет собой тяже­лую ношу или привязанность к четырем принципам дхармы, артхи, камы и мокши, бесполезность и апатию.

3) Убивает Тринаварту. Тринаварта символизирует вы­сокомерное стремление к славе, порожденное накоплением знаний, которые основаны на ложной логике и аргумента­ции.

4) Ломает деревья Арджуна, представляющие собой гор­дость и высокомерие, вызванные аристократическим рождением и богатством, и взращивающие ненависть, чре­воугодие, бесстыдство.

5) Убийвает Бакасуру, или лицемерие, двуличное пове­дение.

6) Убивает Агхасуру, т.е. избавляет от греховного мыш­ления, порождающего жестокость и причинение вреда ок­ружающим.

7) Покоряет Калию, который представляет собой тщесла­вие, злобу, хитроумие и недоброжелательность.

8) Побеждает Праламбу, т.е. безнравственность, стремле­ние к личной наживе, поклонению и почету.

9) Убивает Шанкачуду, жажду имени и славы и нездоро­вого желания женского общества.

10) Убивает Кеши, который представляет собой желание выглядеть в глазах окружающих великим преданным и на­ставником, а также гордость за свое богатство и мирские приобретения.

11) Убивает Вьомасуру, что символизирует уход из обще­ства лживых преданных и т.д.

 

Все эти препятствия мешают чистому преданному служе­нию. Стремящийся к духовному продвижению преданный в самом начале должен молиться Господу, чтобы он убрал с его пути этих демонов. Если он молится так, его сердце будет очищено. Если он очень жалобно и смиренно взывает к Кришне и молит Его убрать из сердца помехи, представлен­ные убитыми Им асурами, Господь Хари сам удалит этих врагов с его пути.

Но говорится, с теми асурами, которых убил Господь Бала­рама, преданному предстоит справится самостоятельно. Та­ково таинство Враджа-бхаджана.

Дхенукасур – это зло пере­груженности, предвзятости и религиозных предрассудков. Этот демон представляет собой авидью (невежество), то есть потерю знания о своей сварупе, о сварупе имени и отноше­ниях со сварупой обожаемого Божества. Ценой величайших усилий преданный должен удалить это зло и восстановить знание о себе самом.

Праламбхасура – это зло распутства, похоти (как мужской, так и женской), жажды богатства, материального процвета­ния и наживы, стремления к почету, к улучшению репутации и другим корыстным целям. Зная, что эти демоны обладают большой разрушительной силой и являются серьезными по­мехами на пути к нама-бхаджану, искренний преданный должен тщательно и старательно удалить их. Если смирение станет очень глубоким и интенсивным, Кришна смилости­вится. Тогда преданный почувствует присутствие Баладева в уме, и мгновенно эти препятствия будут разрушены. Тогда бхаджан будет развиваться благоприятно и беспрепятст­венно. Этот процесс, по своей природе, очень сокровенный, и его нужно познать от хорошего наставника с ясным умом.

В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур посвящает целых три главы теме анартха-нивритти, уменьшению неблагоприятных качеств. Я приведу цитаты оттуда:

«По причине возникновения анартхи (нежелательные каче­ства) делятся на четыре вида:

1) Душкритоттхаанартхи, возникающие в резуль­тате прошлой грехов­ной деятельности. К этому виду анартх относятся пять клеш (источников страданий): не­ве­жество, ложное эго, материальные привязанности (желание достичь материального счастья и уменьшить страдания), ненависть (чувство неприязни к несчастью или всему тому, что его вызывает) и страх смерти.

2) Сукритоттха – анартхи, возникающие в резуль­тате прошлых благочестивых поступков. К ним отно­сится желание наслаж­даться результатами своего бла­гочестия или стремление к ос­вобождению. Некоторые мудрецы также причисляют их к клешам.

3) Апарадхоттха – анартхи, являющиеся результа­том оскорблений. Последствия сева-апарадх не могут оказать существенного влияния, поскольку их легко нейтрализовать воспеванием святого имени, чтением молитв (стотр) и постоянным преданным служени­ем. Чаще всего апарадхотта возникает вследствие нама-апарадх. Даже совершая нама-апарадху неосознанно, преданный может судить о ее наличии по плодам – от­сутствию духовного продвижения. Независимо от того, является ли эта нама-апарадха уже укоренившейся или появилась совсем недавно, – единственным лекарством от нее является постоянное повторение святого имени. Благодаря постоянному повторе­нию маха-мантры можно достичь постоянства в предан­ном служении и постепенно избавиться от оскорбле­ний. Если же нама-апарадха совершается сознательно, то для ее искупле­ния существуют иные методы, которые различаются со­гласно каждой конкретной апарадхе.

4) Бхакти-уттхаапарадхи, возникающие в резуль­тате нечистого бхакти, т.е. бхакти с примесью матери­альных желаний. Это сорняки, упомянутые выше.

Анартхи также делят на следующие четыре категории:

1. Таттва-бхрама: неправильные представления о Гос­поде, майе, дживе, садхане.

2. Хридайа дурбалйа: слабость сердца.

3. Асат-тришна: жажда материальных наслаждений. Жела­ние счастья в этой жизни или в раю, стремление к мис­тическим совершенствам, желание освобождения.

4. Апарадхи: нама-апарадхи, сева-апарадхи, дхама-апа­радхи, вайшнава-апарадхи.

 

Анартха-нивритти

В «Мадхурья-кадамбини» говорится, что, в зависимости от духовного уровня преданного, избавление от анартх может быть 1) ограниченным или частичным, 2) распространяю­щимся, 4) почти полным, 5) полным и 6) абсолютным.

Анартхи, появляющиеся из прошлых грехов, почти полно­стью исчезают на уровне бхаджана-крии, полностью – на уровне ништхи, и абсолютно – на уровне асакти.

Что касается анартх, появляющихся из-за нечистого бхакти, то на уровне бхаджана-крии, происходит лишь их частичное уничтожение, на уровне ништхи – полное, и, на­конец, на уровне ручи – абсолютное.

Анартхи, возникающие из апарадх, на уровне бхаджана-крии тоже уходят лишь частично, на уровне ништхи начина­ется их массовое уничтожение, которое практически завер­шается на уровне бхавы и становится полным на уровне премы. Абсолютное избавление от этих апарадх, без возмож­ности их повторного появления, происходит лишь тогда, ко­гда преданный обретает общение с Господом.

Святое имя обладает бесценным могуществом в искорене­нии анартх, но, поскольку ему не нравятся совершаемые против Него оскорбления, святое имя не проявляет перед ос­корбителем Своего полного могущества. По этой причине в преданном продолжают жить греховные наклонности. Ос­корбитель теряет милость харинамы, подобно тому как слуга, ведущий себя нагло со своим крайне богатым и могущест­венным господином, теряет его расположение. Господин от­носится к нему с безразличием и перестает заботиться о нем. В результате, слуга страдает от бедности и всевозможных не­счастий. Преданный-оскорбитель тоже в начале проходит че­рез определенные несчастья. По мере того, как он вновь на­чинает искренне служить преданным, шастрам и гуру, свя­тое имя постепенно проявляет Свою милость и устраняет его негативные наклонности. Как плодовое дерево приносит плоды только в определенный сезон, так и святое имя, до­вольное преданным, переставшим наносить оскорбления, в свое время проливает на него милость.

 

Часть 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2502 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.