«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину» («Б.-г.», 4.34). Также в «Мундака-упанишад» (1.2.12) говорится: «Тад-виджнанартхам са гурум … брахма ништхам … - Чтобы обрести трансцендентное знание о Шри Бхагаване, нужно обратиться к Шри Гуру, который постиг суть ведических писаний и во всей полноте осознал Верховную Абсолютную Истину».
77) А как насчет стиха «киба випра киба нйаси...», в котором говорится, что любой, кто знает науку о Кришне, может быть гуру?
Данному стиху можно дать два толкования. Согласно первому, в нем говорится о том, кто знает науку о Кришне в теории, а согласно второму, – о том, кто постиг предмет этой науки. В этом стихе используется слово таттва (йеи кришна-таттва-ветта), так же как и в стихе «джанма-карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах» из «Гиты» (4.9). Комментируя данный стих, Прабхупада говорит, что тот, кто знает таттву о Кришне, является совершенным преданным: «О совершенном преданном (сиддхе) «Гита» говорит: «Оставив это тело, он приходит ко Мне»(«Ч.-ч.», Мадхья, 20.397, комм.). Следовательно, Прабхупада говорит не о том, кто знает только теорию. Тогда о каком же уровне идет речь? Повторимся, что это должна быть, как минимум, стадия зрелой ништхи. Но, на самом деле, для обретения бхагавата-таттва-вигьяны нужен гораздо более высокий уровень («Ш.-Б.», 1.2.20, комм.). Также Прабхупада говорит: «Гита» – это наука о Кришне. Тот, кто познал ее в совершенстве, становится гуру» (Из лекции Шрилы Прабхупады от 17 августа 1966 г.). Итак, здесь имеется в виду именно совершенное познание науки о Кришне. Некоторые спорят, что выучить шастры дословно – это и есть совершенное познание. Но «Бхагаватам» говорит: «Стремление превзойти других в поверхностном знании священных ведических писаний, без осознания их внутреннего смысла, подобно заботе о корове, которая не дает молока» («Ш.-Б.», 11.11.18).
Итак, следует принять второе толкование данного стиха. Первое прочтение основано на поверхностном и обманчивом понимании (апара-вичаре), а второе – на абсолютном понимании. Более того, Махапрабху произносил данный стих специально для смарта-брахманов, которые были очень влиятельны в обществе на момент его прихода. Он провозгласил, что, из какой бы касты ни происходил вайшнав, он может быть гурудажедля брахмана. Кроме того, Махапрабху заявил, что гуру-вайшнав не обязательно должен быть грихастхой, на чем настаивали смарта-брахманы. Обе эти идеи встретили яростное противодействие со стороны смарта-брахманов. Поэтому комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати: «Так любой может стать гуру, будь то вартма-прадаршака-, шикша- или дикша-гуру», – нужно рассматривать именно в контексте этого стиха Махапрабху. Он приписывает слову вартма-прадаршака иной смысл, нежели тот, что обычно дается нашим обществом. В его понимании гуру не может быть кем-то иным, кроме как чистой и полностью осознавшей себя душой. Для него «Шри Гурудева – вечный спутник Нанда-кумара Кришны».
78) Почему после ухода Прабхупады ИСККОН так изменился?
У преданных не было примера истинного гуру кромеПрабхупады. Он сказал делать так, как он, но это было неправильно понято. Вместо того, чтобы сердцем следовать по его стопам, они подражали ему внешне. Неофит – значит большое ложное эго, и хотя обществом руководили наиболее старшие преданные, но даже они были еще очень незрелыми. Ложное эго не дает принять чье-либо руководство. Следовательно, человек не знает, как сострадать подчиненным. Положение еще больше усугубляло их чувство неуверенности в себе и в том, как осуществлять возложенные на себя обязанности. Все это привело к настоящему самодержавию. Вместо того, чтобы пытаться заслужить уважение, его стали навязывать. Мы поддерживаем идею абсолютной власти, так как Кришна – самодержец. Но, если ответственность возложена на недостойного, это создает смуту. Результаты налицо. Махапрабху и Прабхупада, разумеется, продолжают заботиться о движении, но сейчас они словно придерживают Свою милость и благословения. Это может прозвучать странно, так как продолжают выходить книги, строятся и открываются храмы… Но это ведь не единственные признаки духовного прогресса. Прабхупада сказал, что, когда его Гуру Махарадж увидел растущее число новичков, которые сражаются за благоприятные материальные условия, он от разочарования оставил этот мир.
Во время физического присутствия ачарьи, его исключительное могущество, до некоторой степени, компенсирует наши недостатки. Но, когда он уходит, это влияние уходит вместе с ним. Как мы уже писали ранее, если ачарья уходит, настает смутное время. Когда Прабхупада присутствовал на планете, преданные казались более возвышенными, чем были на самом деле. Поэтому его ученики не могли реально оценить собственное положение. Прабхупада вел и поддерживал каждого. Это можно было ясно видеть в любом храме, где он присутствовал. Все вокруг менялось, благодаря его энергии. Когда Прабхупада ушел, многие потеряли большую часть своей преданности. Многие были своекорыстны, и после его ухода это только усугубилось. Его больше не было здесь, чтобы нейтрализовывать и уравновешивать эти качества.
79) Что если ученик получил посвящение, а затем пал?
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит:«Посвящение не исключает возможности возвращения в недуховное состояние. Если, получив посвящение, ученик продолжает грешить, он может скатиться ниже тех, кто не получал посвящения. Тем не менее, посвящение меняет его взгляд на жизнь. Хотя даже после посвящения может случиться временный откат назад, это обычно не исключает спасения в итоге. Достаточно слабейшего проблеска истинного знания об Абсолюте, чтобы радикально и в лучшую сторону изменить наш образ мыслей и поведение. И этот проблеск невозможно полностью загасить, за исключением крайне редких и чрезвычайно неудачных случаев».
80) Можно ли осуждать того, кто не решается безоговорочно покориться гуру, неважно, хорошему или плохому?
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отвечает: «Разумеется, прежде чем принять, даже предварительно, духовного наставника, необходимо быть полностью уверенным в его честных намерениях. Наставником следует выбрать того, кто, по нашему мнению, обладает качествами, позволяющими ему улучшить наше духовное состояние. Плохой наставник – это известный персонаж…
Преданность хорошему наставнику должна быть искренней и абсолютной. Он просит бедствующую душу покориться не законам этого мира, которые только сковывают нас, а высшим законам духовной сферы. Хороший ученик полностью предается стопам своего учителя. Лишь абсолютная покорность хорошему наставнику поможет войти в мир, являющийся нашим настоящим домом.
Однако покорность ученика не является ни бездумной, ни слепой. Она всецело зиждется на условии, что наставник продолжает оставаться полностью добродетельным. Ученик сохраняет за собой право отречься от своей верности в тот момент, когда понимает, что наставник – склонное ошибаться существо, такое же, как он сам.
Так же и хороший наставник не принимает ученика до тех пор, пока тот не будет готов добровольно покориться... Покорность Абсолюту не настоящая, пока она не абсолютна. Когда мы оставляем за собой право выбора – следовать или не следовать гуру – мы на самом деле следуем лишь себе, потому что, даже если соглашаемся следовать гуру, это лишь потому, что он, как нам кажется, пребывает в согласии с нами».
81) Я слышал, что гуру должен быть нитья-сиддхой.
Это высший уровень, идеальный гуру. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «Хороший наставник принадлежит духовному миру. Хотя кажется, будто он принадлежит этому миру, в действительности, он не от мира сего. В этом мире никто не может спасти нас от влияния материи. Хороший наставник – житель духовного мира, который по воле Господа явился в этот мир, чтобы помочь нам осознать наше духовное существование».
Прабхупада также неоднократно упоминает, что идеальный гуру нисходит из духовного мира, что у него нет ничего общего с миром материальным, и он приходит сюда только из сострадания, чтобы перевоспитать падшие обусловленные души. Подчеркивая, что гуру, безусловно, должен быть освобожденным, он при этом добавлял, что гуру может быть не только нитья-сиддхой, но и крипа-сиддхой или садхана-сиддхой.
82) Что такое гуру-дакшина?
Это проявление благодарности духовному учителю за его милость. Мы должны без колебаний отдать гуру то, что он хочет. А что он хочет? Чтобы мы оставили стремление к наслаждению, чтобы из гуру-бхоги мы превратились в гуру-севи. На самом деле, настоящая гуру-дакшина – это проповедь. Единственное, о чем гуру просит ученика, – чтобы тот практиковал сам и учил других. И не нужно терять энтузиазм и мужество из-за того, что большинство людей не принимают послание Верховного Господа.
Даже если внешне человек избегает плохого общения, его сердце не покидают шесть врагов во главе с вожделением. Ни один другой метод не поможет нам оставить неблагоприятное общение с этими шестью врагами. Это возможно только благодаря проповеди и духовной практике под руководством вайшнава. Если наряду с духовной практикой мы проповедуем, то мы не только сами получаем благо, но и даруем его другим. Это доставляет Господу радость.
83) Правда ли, что гуру всегда знает, о чем думает ученик?
Шрила Прабхупада: «Кришна знает ваши сокровенные мысли. Для него нет тайн. Думаете, гуру не может сказать, какой ученик обманщик, а какой честен? Как, по-вашему: можно что-либо утаить от Параматмы, наблюдающей за всеми нашими действиями и мыслями?»
Не гадайте, знает ли ваш гуру все о вас, ваших мыслях и делах. Так или иначе, предполагается, что мы должны открыть ему все. Если вы не можете часто видеться с гуру, регулярно посылайте ему отчеты. Некоторые жалуются на недостаток личного общения с гуру. В таком случае написание письма – это возможность глубоко сосредоточиться на мыслях о Гурудеве и нашем долге перед ним, а также получить в ответ его прямые наставления.
84) Какого рода вопросы нужно задавать гуру?
Обращаться к садху нужно в настроении ученика. Таково правильное настроение. Не следует задавать вопросы с вызовом или чтобы проверить его.
Правильное отношение – это думать, что, пока не доказано обратное, он является истинным преданным. А если он очень возвышен, если он действительно садху, тогда нужно на практике вести себя с ним как ученик. Этот способ рекомендован в шастрах, и, следуя ему, мы получим благо от садху-санги. Настоящая садху-санга – этозначит впитать настроение садху, предаться его наставлениям, устремившись к Кришне согласно методу предания, описанному сад-гуру. Нужно задавать, в основном, вопросы, соответствующие вашему уровню. То есть, вопрошать о существенном, задавать уместные вопросы. Следует задавать вопросы из желания правильно понять учение, прояснить и подтвердить свое понимание, избавиться от недоразумений и сомнений. По сути, есть лишь один вопрос: «Как нам предаться гуру и оставить тягу к мирскому? Как достичь Верховного Господа, единственного, кто может сделать нас абсолютно счастливыми?»
Однако, право задавать вопросы имеет только предавшийся ученик. Без предания гуру кришна-катха по-настоящему не входит в уши. Без этого невозможно ни понять, ни достичь Кришны. Никто не получает милость непосредственно от Кришны. Милость можно получить только посредством полного предания достойному духовному наставнику, с полной верой в него. Эта милость, без сомнения, исходит от Кришны, но получить ее можно только через сад-гуру. Кришна проливает милость в образе гуру. Если гуруне подражатель-самозванец, а сад-гуру, то он – кришна-крипа-мурти, воплощение милости Кришны. Его милость очень могущественна. Но нужна сильная жажда. Нужно плакать, всем сердцем молясь Кришне, чтобы он появился в образе такого садху. Необходимо надлежащим образом обращаться к нему. Тогда мы получим защиту от майи и истинное благо от садху-санги, которая является кришна-сангой.
85) Какой должна быть позиция ученика, у которого «гуру» пал?
Видеть, как падает наставник, – безусловно, суровое испытание. Как уже говорилось ранее в разделе об обязанностях ученика, следует понимать, что не существует духовной несправедливости. У плохого мастера всегда инструмент виноват. Истинная причина случившемуся – наша карма, от которой не убежишь, а также недостаток сукрити. Следует признать это. Причина ситуации – мы сами. Необходимо тщательно исследовать себя. Каков наш уровень? Насколько мы жаждем чего-то истинного? И потом нужно плакать, моля Кришну принять нас Своим слугой и взывая к Нему о милости. Нужно признать, что мы слепы и во всем зависим от Кришны – нашего вечного друга и благожелателя. Лишь Он может устроить наше спасение. Тогда Кришна, пребывающий в сердце каждого, поймет, что мы плачем по Нему, желая вернуться к Нему, и обязательно устроит для нас встречу с истинным гуру.
Параматма обретает тело и проявляется как гуру. Недаром духовного учителя называют внешним проявлением Параматмы. У всех нас различные темпераменты, характеры, настроения, уровни сукрити, поэтому всезнающий Кришна посылает каждому соответствующего гуру. Перед простым, искренним человеком, который просто хочет служить и принимает наставления Кришны, не перевирая и не спекулируя, Кришна проявляется как гуру. А двуличному человеку, который не серьезен по-настоящему, Кришна посылает обманщика. Но некоторые говорят, что это не их вина, что они были искренними и честными во всех своих мыслях и желаниях, что виноваты не они, а Кришна и ИСККОН. Такие люди не готовы признать свою вину. Кришна не посылает гуру нечестным. Майя делает это. Кришна приказывает ей послать таким людям обманщика. Поэтому нужно взывать к гуру с открытым сердцем.
86) Что делать, когда гуру оставляет этот мир?
Шрила Прабхупада говорит, что приказ гуру должен стать для ученика дороже жизни. Ученику следует молиться: «Впредь я живу только твоими приказами. Пусть так будет всегда». Нужно воспользоваться этой возможностью, чтобы проверить себя (как и в предыдущем случае): «Мой наставник ушел. Я лишился опоры в жизни. Это проверка моей искренности, целеустремленности, долга. Что я получил от своего гуру, насколько хорошо я принял и усвоил это? Настоящий ли я ученик или одно название? Насколько мирская скверна смешана во мне со стремлением к истине? Насколько я эгоистичен? Насколько меня беспокоят анартхи? От чего нужно избавиться и как это лучше всего сделать?»
Когда Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа спросили, как ученикам продолжать миссию после ухода духовного учителя, он ответил: «Не заглушайте голос совести... Могут быть беспорядки. Более того, они должны быть. Преданные могут даже сражаться друг с другом, но, что бы там ни было, мы не должны прекращать проповедь послания Махапрабху. Беспорядки естественны, потому что наш возлюбленный гуру ушел от нас. Как же нам жить мирно, если такое великое проклятье упало на наши головы? Вслед за этим придут беспорядки, и мы должны преодолеть их. Нужно оставаться искренними и правильно относиться к трудностям. Трудности пришли, чтобы научить нас, как идти в правильном направлении. Мы лишь отдаленно поняли то, что дал нам духовный учитель... Пришло время, чтобы очиститься, чтобы проверить, настоящие мы ученики или только по названию. Каков настоящий ученик? Если мы живем в обществе, насколько глубоки наши убеждения? Насколько мы приняли наставления нашего гуру? Насколько глубоко они укоренились в нас? Нам предстоит выдержать испытание огнем. Устоим ли мы? Действительно ли мы приняли руководство гуру? Или это только притворство, подражание? Пламя покажет это».
Не надейтесь, что выстоите в одиночку. Прабхупада сказал, что, когда уходит гуру, ученик плачет. Он должен плакать о помощи. И Кришна придет на помощь, в той или иной форме. Помощь придет как личность.
87) Что мешает нам полностью предаться стопам гуру?
Накопленное в прошлом сукрити позволяет ученику предаться более полно. Если же сукрити недостаточно, это займет больше времени, процесс будет постепенным. Но садху создает сукрити. Прабхупада сказал, что сам создал благую удачу и благочестие своих учеников. Слушая садху, вы приобретаете сукрити, даже если до этого у вас его было немного. Слушание, шраванам, – это служение. Слушая, вы сможете больше предаться, что позволит вам развить больше веры, которая, в свою очередь, позволяет еще больше предаться, – и так до тех пор, пока сомнения не будут вырваны с корнем. Ученик не может предаться, потому что цепляется за материальные привязанности, глубоко укоренившиеся в сердце. Материальные желания – это то, что удерживает нас от полного предания. Это двуличие, глубоко укоренившееся желание наслаждаться отдельно от Кришны. Это означает, что вера еще мягкая, неокрепшая (комала-шрадха). Поэтому продолжайте принимать сильнейшее лекарство хари-катхи, слушая ее из правильного источника.
Нужно понять и принять, что Шри Гуру очень дорог Кришне. Все принадлежит Кришне, а Кришна доверяет Свою собственность дорогим слугам, которые знают, как полностью и без остатка использовать ее в служении своему господину. Не осознав это, невозможно предаться. Вы не можете стать Кришна-дасом, не став гуру-дасом. И вы не можете стать истинным гуру-дасом до тех пор, пока не признаете, что все нужно предложить ему для использования в кришна-севе.
88) Говорят, что не важно, видит ли гуру Кришну.
«Гита» говорит обратное: «Таттва даршинах. Он видел истину, Кришну». Шастры объясняют, что чистый преданный видит Кришну повсюду, куда бы ни бросил взгляд. Это же подтверждается в «Брахма-самхите» («Преманджана чурита…» (5.38)). Прабхупада дал однозначный ответ на этот вопрос: «Видел ли я Кришну? Да, каждый день, каждое мгновение» («Совершенные вопросы, совершенные ответы», «Выбор будущего», стр. 90).
89) Что насчет Гаудия Матха?
Давайте остерегаться оскорблений, как по отношению к Прабхупаде, так и по отношению к преданным Гаудия Матха. Шрила Прабхупада писал: «После ухода Шрилы Бхактисиддханты одна группа его учеников строго следовала его наставлениям, а другая – создала собственные домыслы. Ее ведущие секретари стали строить планы занять положение ачарьи и разбились на две фракции. Обе эти фракции стали бесполезны» («Ч.-ч.», Ади, 12.8, комм.) Шрила Прабхупада ясно говорит: что одна группа строго следовала, а другая, расколовшись надвое, стала бесполезной. Он не сказал, что все члены Гаудия Матха бесполезны. Так что можете сами исследовать, кто в какой группе…
90) Шрила Прабхупада упоминал, что Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и двое других, как ведущие секретари, в ответе за крах Гаудия Матха.
В разное время Шрила Прабхупада говорил по-разному. Он и предостерегал, и восхвалял. Поэтому совет: не напрягайте понапрасну мозги, стараясь понять и истолковать, что Шрила Прабхупада или Шрила Шридхар Махарадж могли сказать или подразумевать. Вместо этого сконцентрируйтесь на практике пути преданности, который оба они прославляли.
Мы не имеем права порицать преданных, которые нашли прибежище у стоп Шрилы Шридхара Махараджа, когда собственные братья выгнали их из дома отца. Сам он никогда не искал последователей среди членов ИСККОН. Он предлагал «помощь утопающим», то есть, он не хотел вмешиваться в наши внутренние дела, но предлагал помощь тем, кто терял надежду и уходил из ИСККОН, спасая их от опасности падения обратно в материальный мир.
91) Говорят, обращаться к нему за философским знанием непредосудительно, но оставить ИСККОН и пойти в его лагерь – это предательство.
Несомненно, не было ничего предосудительного в том, чтобы обращаться к Шриле Шридхаре Махараджу за философским советом, ведь Прабхупада указал, что можно ходить к нему с такими вопросами. В любом случае, ситуация была спровоцирована руководителями ИСККОН. Когда они отвергли Махараджа по политическим соображениям, некоторые преданные, которые привязались к нему, решили остаться с ним, потеряв веру в лидеров Общества.
92) Последователи Шридхара Махараджа хотят выбросить из головы все негативное, что Шрила Прабхупада мог сказать о нем.
А люди, которые клевещут на него, отрицают все позитивное. Как его духовный брат, Шрила Прабхупада мог говорить всякое. Но мы, будучи племянниками или внучатыми племянниками Шрилы Шридхара Махараджа, не должны принимать чью-то сторону, вставая, тем самым, на путь оскорблений. Не забывайте, что нужно с должным уважением относиться к возвышенным преданным. Частью этикета вайшнавов является оказание духовному брату гуру такого же уважения, что и самому гуру.
93) Но разве Прабхупада не предостерегал от губительного влияния Гаудия Матха?
Что бы Шрила Прабхупада ни говорил о Гаудия Матхе, это было сказано более тридцати лет назад и касалось, в основном, событий, происходивших более чем на полвека ранее. Его последние высказывания носили примирительный характер: «Война закончена». Он даже назначил членами «Бхактиведанта Чарити Траста» некоторых духовных братьев, о которых раньше отзывался недвусмысленно. В последние дни он извинился, что использовал сильные выражения в адрес некоторых духовных братьев, чтобы сохранить дух проповеди у своих собственных учеников и закрыть дорогу в его движение духу самодовольства и беззаботности. Не думайте, что за эти десятилетия наши дяди, двоюродные братья или племянники так ничего и не достигли. Прабхупада беспокоился, в основном, о своих юных учениках: «Если они скажут хоть что-то, отличное от моих слов, это приведет к большому замешательству». Правда, он также сказал: «Не ходите к моим духовным братьям: они не могут помочь, скорее навредят нам». Но нужно понять, почему в то время он так говорил. Не делайте из этого высказывания лозунг против общения со всеми членами Гаудия Матха. Такова была его реакция на проявление неуважения со стороны некоторых духовных братьев. Известно, что некоторые были настроены против него и давали повторное посвящение его ученикам. После ухода Бхактисиддханты Сарасвати состоялось собрание санньяси (он не был туда приглашен, т.к. был в то время домохозяином), на котором было принято решение никогда не использовать титул «Прабхупада» и закрепить его за Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Впоследствии многие духовные братья Прабхупады не понимали, почему он принял титул «Прабхупада». И все же он снова и снова старался объединить своих духовных братьев, чтобы укрепить проповедь.
94) Как насчет тех гуру ИСККОН, которые с конца восьмидесятых и до девяносто пятого ходили к Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу?
Обратившись к нему в то время, когда Шрила Гоур Говинда Махарадж все еще присутствовал на планете, гуру ИСККОН, тем самым, показали что: 1) плохо знают кришна-таттву и 2) считают, что никто в ИСККОН ее не знает. Другие члены ИСККОН могли задуматься: «Почему я должен слушать того, кто не знает по-настоящему? Лучше я пойду к тому, кто знает. Раз наши гуру ходят к этому садху, очевидно, что он знает больше их. «Йеи кришна-таттва ветта сеи гуру хайа» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.128). Тот, кто постиг науку о Кришне, может быть гуру. А если они не постигли этой науки, как они могут быть гуру? Почему я должен принимать кого-то из них?»
Когда Гоур Говинду Махараджа спросили об этом, он ответил, что есть два соображения. Он сказал, что с точки зрения организации, это было не очень хорошо, ведь, чтобы управлять обществом, нужна дисциплина. Но с трансцендентной точки зрения не было никаких проблем, так как Махарадж – маха-бхагавата.
95) Некоторые преданные ИСККОН, очевидно, приняли Шрилу Нараяну Махараджа как рагануга-гуру или раса-гуру?
Эти преданные говорили совсем не так. Они утверждали, что изучали шастры под его руководством. Так или иначе, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж обладал очень возвышенными качествами и был достоин обучать рагануга-бхакти. Если те преданные были на подходящем уровне, чтобы принимать от него наставления в этой области (а поскольку они были гуру, предполагается, что они соответствовали этому уровню), то возникает вопрос – а в чем проблема? Приказав им прекратить общение со Шрилой Нараяной Махараджем, Джи-Би-Си, тем самым, подтвердило, что они были недостойны звания гуру.
Между прочим, если бы Шрила Нараяна Махарадж не был истинным учителем, тот факт, что они пошли к нему, означал бы, что они не разбираются, кто есть кто, а, следовательно, недостойны быть духовными наставниками. Но, поскольку в действительности Шрила Нараяна Махарадж – истинный Вайшнав, и они отвергли его, это говорит о том же. Тупиковая ситуация…
96) Другие говорят, что они просто получали шикшу у Шрилы Нараяны Махараджа.
Принцип шикши абсолютно истинный. Перед тем, как оставить этот мир, Прабхупада настоятельно просил Шрилу Нараяну Махараджа помочь ему, продолжив обучение его учеников. Позднее Джи-Би-Си «состряпало» идею, что Прабхупада этого не говорил. Но, представьте, если бы это происходило сейчас, неужели он не повторил бы эту просьбу?! Позднее они попытались самым мерзким и оскорбительным образом свести к минимуму их трансцендентные взаимоотношения...
У Шрилы Махараджа ни в чем не было разногласий с Прабхупадой. У него просто другой стиль и настроение. Шрила Прабхупада много чего говорил, чтобы защитить свою миссию от некоторых завистливых духовных братьев или племянников, а также от незрелых, неблагочестивых, не предавшихся и не обладающих проницательностью учеников. Он так строго предупреждал нас не перенимать у Гаудия Матха определенные идеи, и, в результате, ровно эти идеи и были приняты! Неудивительно, что Прабхупада снова и снова предупреждал нас насчет своих духовных братьев! Общие утверждения всегда оставляют место для исключений. Поэтому, как уже говорилось выше, нужно быть крайне осторожными, чтобы не совершить вайшнава-апарадху.
97) Однажды, в поисках духовной истины, мы можем примкнуть к религиозному движению, чтобы продвигаться по пути к высшей цели жизни. Однако через какое-то время в движении могут появиться сектантские принципы, уводящие с пути прогресса. Тогда мы увидим, что в обществе практические вопросы стали преобладать над духовными идеалами. Когда мы почувствуем потребность продолжать поиски истины в другом месте, власти могут сказать нам, что более высокой истины не существует. Нас могут также предупредить, что, если мы оставим общество, нас ждет страшная расплата. За то, что мы искренне стремимся к тому идеалу, на котором и было основано общество, нас могут изгнать и заклеймить еретиками. В этом случае, стоит ли нам рискнуть и оставить общество, игнорируя указания непосредственных руководителей, или лучше постараться остаться в движении?
Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Прогресс означает оставление старого и принятие нового. Поэтому, когда относительная и абсолютная точки зрения сталкиваются друг с другом, относительную необходимо отставить в сторону, а абсолютную – принять… Нужно быть искренним в своих убеждениях… Установленный порядок необходим, чтобы помочь поддерживать мое нынешнее положение. В то же время, мое представление о высшем идеале будет всегда побуждать меня продвигаться, идти вперед... Духовная жизнь развивающаяся, а не инертная... Поиск Шри Кришны – динамичный и живой, поэтому постоянно происходят поправки, вновь и вновь… Наша самая большая драгоценность – это идеал… Последнее наставление Кришны – это «сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа» (18.66): «Если это необходимо ради высочайшего идеала, ты должен оставить друзей. Предайся мне. Я – настоящая суть писаний». Высочайшие идеалисты бросают свою страну, семью, друзей и все остальное, но они не могут оставить свой идеал… Сознание Господа абсолютно. Если сознание общества препятствует развитию сознания Бога, его следует оставить позади… «Нужно немедленно оставить даже духовного учителя, родственника, родителя, мужа или полубога, если они не могут спасти нас от повторяющихся рождений и смертей». Что уж говорить об обычных вещах, если иногда нужно отречься даже от гуру… Общество нужно нам только в качестве поддержки. Если привязанность к обществу тянет нас вниз, то общество необходимо оставить и продвигаться дальше. Есть абсолютная и относительная точки зрения. Когда они сталкиваются друг с другом, относительную необходимо отставить в сторону, а абсолютную – принять. Если внутренний голос, моя духовная совесть решит, что общение с этими людьми не может по-настоящему помочь мне, я встану перед болезненной необходимостью оставить их и бежать к моей цели, куда бы меня ни направила моя духовная совесть. Любой другой курс будет лицемерием и остановит мое истинное продвижение … Мы должны быть правдивы перед самими собой и перед Верховным Господом. Мы должны быть искренни» («Шри Гуру и его милость», глава 5).
98) Следует ли тем, кто еще не достиг самоосознания, рисковать и принимать учеников?