Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Светская благотворительность в годы правления Елизаветы: слово и дело




Иго бироновщины удалось преодолеть Елизавете Петровне (1709—1761), взошедшей на престол в 1741г. Основной задачей своей политической деятельности дочь Петра I и Екатерины I провозгласила возвращение к принципам правления Петра Великого. Внутренняя политика императрицы в целом отличалась стабиль­ностью, тенденцией к реформам в духе «просвещенного абсолю­тизма». При Елизавете «Россия пришла в себя...». Правда, как об этом пишет Г. В. Вернадский: «Немецкое культурное влияние сменилось на французское. Поочередно французское, английское и немецкое культурное влияние на двор сохранялось до середины XIX столетия».

Несмотря на то, что в елизаветинский период «нравы смягчают­ся, к человеку начинают относиться с большим уважением и умст­венные интересы начинают находить более доступа в обществе», Россия продолжает оставаться страной абсолютизма и кре­постничества. В Первопрестольной, как о том впоследствии запи­шет в дневник Екатерина II, не было ни одного помещичьего дома без пыточных и тюремных помещений для крепостных рабов.

Ко времени вступления Елизаветы Петровны на трон дело ор­ганизации светской благотворительности оставалось в печальном

состоянии, иллюстрацией чему может служить тяжба между Сена­том и Синодом по поводу оплаты ремонта пришедшего в ветхость первого отечественного госпиталя (1744).

 

«Медицинская канцелярия донесла Сенату, что в московском госпитале экономическая синодская канцелярия не делает никаких починок, отчего больные претерпевают великое беспокойство, в пользовании больных остановка и невозможность, и больных при­нимать нельзя, потому что в палатах, где лежат больные, и в учени­ческих бурсах окончины и печи очень ветхи, топить их опасно; также и строение, где живут служители, очень ветхо; иное и попадало, а в ином зимою жить нельзя. Синод отписывался, что его Экономи­ческая канцелярия не обязана делать починки в госпитале: указа для этого нет; хотя по указу Петра Великого госпиталь построен из сборов Монастырского приказа, но, чтоб его чинить из сборов того же приказа, приказа не изображено <...> итак, починки госпиталя из доходов синодальных исправлять никак не следует <...> но Сенат приказал <...> то госпиталь исправить надобно непременно из до­ходов Экономической канцелярии в непродолжительном времени, чтобы больным от стужи не помереть, ибо если уже госпиталь стро­ен на деньги Монастырского приказа и содержится на деньги Экономической канцелярии, то и чинить его надобно из тех же дохо­дов».

 

После Петра Великого первые лица империи долгое время не включались в деятельную благотворительность, перестав при этом следовать правилам милостыни в духе идеалов православного бла­гочестия. По настоянию Елизаветы Петровны Сенат издает указ «О воспрещении увечным ходить в Санкт-Петербург для проше­ния милостыни» (1758). Неужели властям не доставало предшест­вующих запретительных законов, счет коим исчислялся десятка­ми? Оказывается, к написанию очередного рескрипта государыню понудила случайная и неприятная для нее встреча на улице. «Марта 10 дня усмотрено, что одна женщина просила милостыню, у коей все лицо в ранах изрыто и смотреть весьма противно, дабы таким увечным и гнусным отнюдь не допускать здесь в резиден­ции таскаться, и когда впредь усмотрятся, и ежели не имеют про­питания, в богадельни определять; чего ради оныя вновь от Сената стараться мужския и женския построить в Васильевском острову, только не на больших улицах и в таком месте, где бы знатного проезда не было, а о крепком смотрении, чтоб таковых гнусных и увечных отнюдь по городу бродить не допущали, в Полицию под­твердить».

Со времен киевского князя Владимира вплоть до правления Петра I русский властитель считал в порядке вещей принимать по личной потребности либо обряда ради убогих калек в дворцовых палатах. Дочь реформатора православная государыня Елизавета в силу личной брезгливости запрещает «гнусным и увечным» (отталкивающего вида) людям появляться на главных улицах столи­цы, особенно там, где их могут встретить особо важные персоны.

В 1748 г. Сенат издает указ «О невыдаче паспортов слепым, дряхлым и увечным крестьянам для прохода в Санкт-Петербург и в другие места под взысканием штрафа за невыполнение сего ука­за». Данный документ свидетельствует о том, что, но убеждению российских сенаторов середины XVIII в., слепота, физическое уве­чье могли служить причиной поражения человека в правах. На­помним, почти за сорок лет до выхода российского указа «О невы­даче паспортов слепым» незрячего английского математика Николаса Саундерсона избрали на должность профессора в Кемб­ридже (1711). Ньютон счел возможным пригласить слепого к со­трудничеству, а парламент по рекомендации короля Георга II при­своить Саундерсону степень доктора права. В молодые же годы получать образование талантливому слепцу помогали и родители, и школьные учителя, и ученые-математики, и волонтеры из хрис­тианского колледжа.

В Российской империи слепец оказался вне закона, Православ­ная церковь не желала, да и не могла поддерживать его, поскольку собственных средств на это недешевое дело у нее не имелось, цар­ская же казна, как мы убедились, помогать не предполагала. Более того, государство по-прежнему намеревалось решить задачу призрения калек и убогих за счет немилосердного обирания церкви. Правительство продолжало активную секуляризацию церковной собственности, так, именной указ «О новом устройстве управле­ния монастырских и архиерейских имений» (1757) обязал духо­венство на собственные средства немедленно приступить к учреж­дению инвалидных домов. В нарушение всех писаных и неписаных законов государство взыскивало немалый дополнительный налог с тех, кто до того исправно выплатил все, что с него причиталось. Мало того что очередной «милосердный» указ имел срок действия, направленный в прошлое, он предписал «остальное в Банк отдать, дабы процентами и ежегодными с монастырей порциями будущих в них отставных содержать». Спустя три года Сенат вновь потребовал взыскать с церкви деньги на содержание инвалидных домов. Синод выступил с встречным предложени­ем — отчислять ежегодно из экономических сумм по 300 ООО руб­лей. Затяжной спор сенаторов с сидельцами из Синода убеждает, что средств на богадельни для гражданских увечных и калек власть не предусмотрела, указ априори оказался неисполнимым, система закрытого государственного призрения существовала исключительно на бумаге да в высоких чиновничьих помыслах.

Наступлению на церковь сопутствовало усиление борьбы с юродством. И хотя в середине XVIII в. на Руси по-прежнему «фантастически велико было число дурачков и придуривающихся, приживал и нищих, живших в городах и ходивших по богомольям», ситуация для них менялась к худшему. Поха- бов-обличителей государство включило в круг политических вра­гов, диссидентов, в этом смысле действия российской бюрократии напоминают логику европейских судов инквизиции XVI в. На не­которых юродов раскольническая комиссия (1745—1757) заводит уголовные дела, за другими устанавливает полицейский надзор. Юродивый-обличитель и юродивый-сумасшедший одинаково от­торгаются властью, вызывают у нее подозрение и неприязнь.

Для людей, испытывающих к одержимым и бесноватым чувст­во сострадания, проявлять его публично становится небезопасно. Человек, на людях выказывающий сердоболие к юродивому, в гла­зах государства становится неблагонадежным. Простонародье, лю­ди «подлого сословия», продолжают прислушиваться к бессвязной речи бесноватых, тогда как озабоченные карьерой представители «цивилизации» («просвещения») вынуждены сторониться их.

В елизаветинскую эпоху власть декларирует необхо­димость организации светского призрения, пытается вновь навязать обществу западную модель благотвори­тельности, но при этом не прилагает даже минималь­ных усилий к ее финансовому, организационному и кадро­вому обеспечению. Государыня ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами, не переходя к реальному строительству богоугодных заведений, которые без ее вмешатель­ства появиться в России не могли.

Трагическое рассогласование правительственных решений и общественных устремлений, указующих директив и исполнитель­ской дисциплины, благих порывов и их финансового подкрепле­ния становится характерной чертой развития светской благотво­рительности в России времен Елизаветы.

Поворотные события в истории европейского призрения, как мы не раз убеждались, оказывались результатом консолидирован­ных усилий государства, церкви (либо ее представителей) и ин­теллектуалов (врачей, педагогов, философов-просветителей), но их отголоски проникали по эту сторону границы как эхо неизвестных событий, как тексты на незнакомом языке. А потому письма Дидро «О глухих в назидание слышащим» и «О слепых в назида­ние зрячим», взорвавшие Париж, россияне пролистали спокойно и без особого интереса.

В заочную дискуссию с французским философом из россий­ских насельников мог бы вступить лишь профессор математики Георг Крафт, сделавший по латыни доклад на диковинную тему «Могут ли цветы, известным, некоторым образом расположенные, произвести в глазах глухого человека согласием своим такое увеселение, какое мы чувствуем ушами из пропорционального распо­ложения тонов в музыке» (1742). Впрочем, Дидро напишет свои «Письма» несколькими годами позднее, а в России изыски столич­ного академика никого не могли заинтересовать даже в шутку. Ин­терес к причинам, последствиям, методам лечения глухоты и обучения людей с нарушенным слухом мог возникнуть исключи­тельно в научной среде, но к середине XVIII в. таковая в отечестве едва-едва зарождалась. Возобновила свою деятельность Петер­бургская академия наук, в Москве открывается университет (1755) с тремя факультетами (философским, медицинским, юридиче­ским), правда, с немецкой по преимуществу профессурой. При университете учреждаются две гимназии: одна для дворян, другая для выходцев из прочих городских сословий. «Одна академиче­ская гимназия в Петербурге, — писал об этом времени С. М. Соло­вьев, — три или четыре военных училища, две гимназии в Москве и одна в Казани — вот все средства, которыми располагало свет­ское образование в России. Больше училищ завести было нельзя, ибо прежде всего негде было взять для них учителей...».

Упомянутый доклад Крафта, вполне возможно любопытный для академиков-иностранцев, не имел даже косвенного касательства к отечественным реалиям. Как мы знаем, предпосылкой индивиду­ального обучения глухих в Европе послужило развитие имуществен­ного права, лишенный слуха человек мог получить наследство при условии владения устной и письменной речью. В самодержавном го­сударстве, игнорировавшем гражданские права, где властелин при желании мог конфисковать имущество у любого, даже весьма знат­ного и влиятельного подданного, подобное произойти не могло не только при Елизавете, но и во времена ее преемников. В доказатель­ство приведем историю принцессы Екатерины, внучатой племянни­цы императрицы Анны Иоанновны, дочери российской правительни­цы Анны Леопольдовны, потерявшей слух в восьмилетием возрасте.

В результате дворцового переворота (1741) Анна Леопольдов­на вместе с мужем и детьми подверглась высылке. Ее несчастным наследникам позволят покинуть холмогорский острог только во взрослом возрасте! Среди высокородных арестантов все эти годы находилась и принцесса Екатерина, перенесшая в четырехмесяч­ном возрасте сотрясение мозга, — во время ареста родителей мла­денца уронили на пол, и вскоре девочка начала терять слух. Со­хранилась письменная характеристика, данная ребенку офицером охраны: «Сложения больного и почти чахоточная, притом несколь­ко глуха, говорит немо и невнятно и одержима всегда разными бо­лезненными припадками, нрава очень тихого».

Во исполнение распоряжения Елизаветы «О необучении детей известной персоны грамоте до указу» (1750) отпрысков Анны Ле­опольдовны и Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского офи­циально никто не учил. Семья несколько десятилетий провела в пределах острога, не имея контактов ни с кем, кроме находив­шейся при них бывшей фаворитки императрицы — фрейлины

Якобины Менгден, охраны да прислуги. Учителя в острог не допу­скались, но детям их с успехом смогли заменить отец и фрейлина, выросшие в протестантских немецких землях. Из заключения Ека­терина выйдет сорокалетней. По свидетельству современников, она понимала, о чем говорят, по движению губ, была развитой, а может быть, и талантливой женщиной, хорошо рисовала. И госу­дарыня Елизавета Петровна, и позднее взошедшая на трон Екате­рина II, информируемые о каждом шаге титулованных сидельцев, не могли не знать о выдающихся результатах необычного для Рос­сии «педагогического эксперимента». Более того, Екатерина Вели­кая с интересом и уважением относилась к сурдопедагогической деятельности француза Сикара и даже наградила знаменитого француза золотым портсигаром. Кстати, ее великий прадед Петр I был не только знаком с сурдопедагогом И.-К. Амманом, но счел для себя полезным посетить занятие молодого швейцарского врача с глухой Хестер Коларт. В ноябре 1697 г. смог лично оценить по­разительные успехи 14-летней Хестер в овладении ею устной речью. Судьбе будет угодно, чтобы через три с половиной десятилетия (1733) сын знаменитого сурдопедагога Йохан Амман1 стал профессо­ром ботаники и натуральной истории Петербургской академии наук. Заинтересуйся тогда кто-либо из образованных и влиятельных рос­сиян тайнами сурдопедагогики, консультанта долго бы искать не пришлось. Увы, никого из венценосных особ информированность об успехах на поприще индивидульного обучения глухих не подвигли распространить этот опыт в Российской империи.

Обретя свободу взрослым человеком, несчастная Екатерина Ан­тоновна уедет в Данию, где и окончит свою жизнь. Архивы сохра­нили написанное ею по-русски письмо императору Александру I:

 

«Теперича впервое раз покорнеше благодарю вам пото­му, — пишет 62-летняя глухая принцесса, — что вы мне, нещасной, всякий год изволите посылать деньги из руской земли для моего содержания <...> я осталась только одна нещасная, на старости моей <...> я потеряла совсем слышанья на восьмом году жизни моей <...> я всегда одна <...> всякий день поминаю Холмогор, по­тому что мне там был рай, а тут ад <...> изволте мене нещасну в манастир, и тогда не надобно будет сюда посилить всякой где многи денги для моего содержания...»

 

Высочайшего ответа на письмо не последовало.

Казалось бы, читая слезные мольбы Екатерины Антоновны, бле­стяще образованный и не чуждый либеральным новациям, импера­тор Александр I мог бы задуматься об организации в стране обуче­ния глухих, в чем давно преуспели западные соседи. К сожалению, удачный опыт обучения потерявшей в детстве слух принцессы не стал, как то часто случалось в странах Западной Европы, поводом для открытия специальных учебных заведений. В России все зависело от самодержца, и коль скоро никто из царствующих особ не заинтересовался успехами ребенка с нарушением слуха, то и пре­цедент с принцессой Екатериной примером для обучения других глухих детей стать не мог. В 1803 г., когда немощная высокородная старуха безуспешно молила царственную родню о сострадании и помощи, Европа праздновала семнадцатую годовщину с момента начала обучения французом Гаюи слепого нищего Люизера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 970 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2164 - | 2100 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.