Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Грузии в XVIII веке




 

 


1. Очаги просвещения и культуры. В XVIII веке, как и в предшествующие века, основными очагами просвещения и культуры Грузии являлись церкви, монастыри, царский двор, дворцы и крепости отдельных феодалов.

В Картли число учебных центров возросло при Вахтанге VI. Царь постоянно заботился о воспитании и обучении подра­стающего поколения. В 1711 году в тби­лисской типографии был напечатан ориги­наль­ный учебник.

Приблизительно в этот же период при дворе Гуриели работал просветитель Пимен. В детстве он был похищен из Грузии. Его выкупил и воспитал греческий архиепископ. Гуриели специально пригласил его к себе из Синопа, где Пимен занимался просвети­тельской деятельностью. Пимен открыл училище и занялся культурной деятельностью в Грузии. Однако в период османской агрессии ему пришлось оставить свою деятельность в Гурии и продолжить ее при дворе Вахтанга VI.

Большое внимание уделял просвещению царь Ираклий II. В 1755 году царь открыл в Тбилиси во дворе Анчисхатского монастыря Духовную семинарию, во главе которой встал Филипе Каитмазашвили. В семинарии преподавали: грамматику, литературу, логи­ку, пение, физику, математику. В 1758 году была открыта семинария в Телави, которая в 1782 году была переделана в философскую семинарию. Первым ректором семинарии был Гайоз. Гайоз первоначальное образование получил в Тбилисской семинарии, где его педагогами были Антон I и Филипе Каитма­зашвили. Гайоз принимал участие в посоль­стве в России в 1772 году. Он остался в России и продолжил учебу в Славяно-греко-латинской академии. Гайоз был инициатором создания Телавской семинарии и ее первым ректором (1782-1783). Он участвовал в заключении Георгиевского трактата. С 1783 года работал в России. Возглавлял Комиссию по распространению христианства в Осети, затем был епископом Саратова и Пензы, архиепископом Астрахани и Ставрополя. Гайоз создавал оригальные сочинения, а также занимался переводами. Из оригинальных сочинений ему принадлежат: «История Грузии», «Церковные проповеди», «Грузинская грамматика» и др.

После Гайоза Телавской семинарией руководил Давид Алекси-Месхишвили. Образование получил в Москве. Им созданы учебники: «Описание соседних с Грузией стран», «Стихотворная граматика» и др. Он сочинял стихи, был блестящим каллиг­рафом – переписал многие произведения.

В царстве существовали и частные школы. Была школа католиков, кото­рую закрыли в 1755 году, когда Теймураз II выселил из страны католиков.

В 1799 году сын Георгия II-го Иоанн выдвинул идею создания высшего учебного заведения в Грузии.

Тбилиси был культурным центром не только Грузии, ни и всех стран Южного Кавказа. В 1749 году царь Ираклий II восста­новил основанную Вахтангом VI типографию. В 80-ых годах XVIII века была осуществлена реставрация типографии: уста­ревшие станки заменены новыми, отлиты шрифты «нусхури» (строчный) и «мхедрули» (заглавный). Раз­рушенная во время нашествий Ага-Магомет-хана типогра­фия была восстановлена при царе Георгии XII.

В более тяжелых условиях существовали культурные центры Западной Грузии: в Гелати, Кацхи, Никорцминда, Мартвили и Шемок­меди.

Большую культурную деятельность раз­вер­­нуло в Москве грузинское Землячество, основанное царем Арчилом. В 1705 году по инициативе Арчила было напечатано «Дави­тни». Особенно оживилась деятельность Землячества после того, как в Москву прибыл царь Вахтанг VI со своей многочисленной свитой. В Всесвятске была восстановлена грузинская типография. В Москве было создано много грузинских оригинальных произведений, переводились лучшие образцы русской и европейской литературы. Помимо этого, грузины принимали активное участие в культурной жизни России.

2. Наука. Немалую заслугу в сфере науки имеет царь Вахтанг VI. Им был создан учебник по химии «Книга о растворах и химических превращениях». Он и сам проводил химические опыты. Для учебника чертежи некоторых физических и химических приборов выполнил Вахушти Багратиони. Вахтанг VI перевел «Звездочет» и составил «Краткий курс по астрономии – космог­рафии», в котором дается разъяснение некоторых тер­минов и понятий по астро­номии.

Тридцать три года работал Сулхан-Саба Орбелиани над толковым словарем «Ситквис кона». В словарь вошли указатели географи­ческих названий и отдельных исторических лиц, приведены нормы разговорного языка. Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) был широкообразованным человеком. В конце XVIII века (в 1698 году) он постригся в монахи и продолжил свою деятельность в Давид-Гареджи в монастыре Иоанна Крес­тителя. Он несколько раз бывал в Иране, с дипломатической миссией путешествовал по Европе, создал мемуарное произведение «Пу­тешествие в Европу». Его перу принад­лежат «Христианское вероучение» и известная всем книга «Мудрость вымысла». Сулхан-Саба Орбелиани сопровождал Вахтанга VI в Москве.

Плодотворной деятель­ностью занимался Антон I. Он является автором ориги­наль­ных сочинений: «Мер­ная речь», «Грамматика» (первый учеб­ник грузин­ского языка), «Спе­кали» (трактат фило­софского характера), «Бо­гос­ловие». Антон I перевел с русского языка: «Физику» Вольфа, «Логику» и «Этику» Баумайстера.

3. Историография. В XVIII веке жил и творил выдающийся грузинский ученый-историк Ва­хушти Багратиони (1696-1757). Его труд «Описание Царства Грузинского» охватывает историю Грузии с древнейших времен до 50-ых годов XVIII века. Труд выполнен на уровне современной ему европейской науки. Примечательно, что в его книге дается не только историческое, но и географическое описание всей Грузии, и, особенно, Картли; флора и фауна Грузии, быт, обычаи и характер грузин. Вахушти составил геогра­фический атлас Грузии. Он перевел с русского учебник все­мирной географии. По приказу Вахтанга VI была создана «Комиссия уче­ных мужей», кото­рая отредакти­ровала «Картлис Цховреба» и написала т. н. «Новую Картлис Цхов­реба», т. е. историю XIV и XVII веков.

Историком XVIII века был Сех­ниа Чхеидзе. Сехниа Чхе­идзе был главным казначеем при царском дворе в Картли, неодно­кратно бывал в Иране, участвовал в различных сражениях. В его труде «Жизнь царей» описана ис­тория Грузии 1653-1739 годов.

Работу над трудом Сехнии Чхеидзе продолжил Папуна Орбелиани. Его труд «События в Картли» охватывает события 1739-1758 годов. Папуна был очевидцем описываемых событий, но вместе с тем он иногда опира­ется на рассказы «авторитетных» людей.

Оман Херхеулидзе создал про­изведение «Царствование Ира­к­­лия II». В нем рассказы­вается история Картли-Кахети с 1722 года до 80-ых годов XVIII века.

Период царствования Ирак­лия II описан в «Георгианской истории» Александра Амилахвари. По вполне понят­ным причинам это произведение довольно тенденциозное.

Тенденциозно рассматривается и личность Ираклия. Царевич Давид написал «Краткую историю Грузии». В этот период несколько раз была переписана «Картлис Цховреба» («История Грузии»).

4. Общественное мышление. Передовые просветительские идеи из Европы проникали в Грузию и под их влиянием грузинские общественные деятели создавали довольно интересные произведения. Они предлагали обществу новые проекты государственного устройства. В этой связи следует отметить проект царевича Иоанна «Законопо­ложе­ние», представленный им в 1799 году своему отцу Георгию XII-му. Проект предус­матривал такие важные вопросы, как усиление царской власти, упразднение сатавадо (кня­жеств), реорганизация армии, совершен­ствование судебной системы и ряд меро­приятий, направленных на экономическое развитие страны. Проект также предус­матривал открытие аптек, больниц, почты, музея, высшего учебного заве­дения, библиотеки и т. д.

Заслуживает внимания труд Александра Амилахвари «Мудрец Востока», посвященный деятель­ности царя Соломона I. Здесь же изложены взгляды автора по проб­лемам государственного устро­й­ства. Амилахвари считал, что государством должен править мудрый и гуманный царь, но цар­ская власть должна быть разделена на несколько органов управления; должна быть обеспечена защита крестьян как главной производящей силы страны – основы ее экономики. Амилахвари большое значение придавал торговле, развитию науки и культуры, без которых невозможно развитие общества. Амилахвари выступал про­тив смертной казни и считал, что каждый принятый закон должен отве­чать велению времени и учитывать обычаи и традиции народа.

Царевич Давид перевел про­из­­ведение французского просветителя «Дух закона».

5. Литература. Замечательным предста­вителем грузинской литературы является Давид Гурамишвили (1705-1792). Давид Гурамишвили в юности был захвачен в плен лезгинами. С трудом бежав из плена, он добрался до Москвы, где тогда находился Вахтанг VI. После смерти царя Давид, как и другие эмигранты грузины, принял российское подданство и вступил в грузинскую гусарскую роту. Он боролся против османов, шведов, воевал в Пруссии. Обосновался на Украине в Миргороде, где жил до конца жизни. Все его произведения объ­единены в одной книге «Давитиани». Основное произведение – поэма «Беды Грузии».

Богатое поэтическое наследие оставил нам царь Теймураз II. Следует выделить произведения «Беседа дня и ночи», «Разговор с Руставели», и др. Теймураз II перевел с персидского сборник басен.

Замечательным поэтом своего времени был Бессарион Габашвили – Бесики (1750-1791). Отец его Захария Габашвили был царским духовником. В результате сложных отношений с Антоном I вынужден был пере­ехать в Россию. Бесики дружил с царевичем Леваном и с зятем Ираклия Давидом Орбе­лиани. Из-за интриг на царском дворе Бесики бежал в Имерети. С дипломатической миссией был в Иране. Умер в Румынии в Яссах, куда был отправлен на переговоры между Россией и Турцией с дипломатической мис­сией. Бесики писал в основном любовные стихотворения: «Стройный стан», «Сад тоски» и др. Его перу принадлежат две поэмы исто­рического характера: «За Аспиндзу!» и «Рухская война».

Выразителем мыслей и чувств городского населения – мелких торговцев и ремеслен­ников был Саят-Нова. Саят-Нова писал стихи на трех языках: грузинском, армянском и азербайджанском и сам исполнял их. Поэт был принятым лицом при царском дворе Ираклия II, но после того, как поневоле был замешан в заговоре 1765 года, был отослан из дворца.

Сочинение Тимоте Габашвили «Хож­дение» относится к приключенческому жанру. Кута­исский митрополит Тимоте в 50-ых годах XVIII века посетил “святые места” в Иеруса­лиме. В результате этой поездки было создано «Хождение», в котором описаны грузинские монастырские центры в Греции и на Ближнем Востоке (описывая Иерусалимский Крестовый монастырь, автор упоминает известную фреску Шота Руставели).

Георгий Авалишвили (1769-1850) пере­водил пьесы с русского на грузинский. Существует версия, что он написал оригиналь­ную пьесу «Царь Теймураз». Пьесы переводил также Давид Чолокашвили. Они ставились в театре при царском дворе Ираклия II. В постановке этих спектаклей активно учас­твовал Габриэл Майор (погиб в Крцанисской битве).

6. Зодчество. При Вахтанге VI была обновлена облицовка тбилисского храма Сиони, отремонтированы храмы Урбниси и Садгери, Ксанская крепость и крепость Самшвилде.

При царе Ираклии II была построена резиденция царицы Дареджан «Сачино» и епископский дворец во дворе Ниноцминдской церкви, отремонтирована крепость Нарикала и др. В Раче по инициативе Ростома Эристави была построена церковь Баракони.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2527 - | 2184 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.