Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Грузинская церковь в IV-XII веках




 

После объявления христианства государ­ствен­ной религией в IV веке в жизни грузинского народа и грузинского государ­ства значительную роль стала играть грузинская православная церковь. Все важные события, происходившие в Грузии, находили отражение в жизни церкви, которая, в свою очередь, оказывала свое сильное влияние на ход этих событий.

Первым настоятелем картлийской церкви был картлийский епископ Иоанэ, присланный в Грузию из Константинополя. Иоанэ привез с собой священный гвоздь и часть священного креста и вместе с просветительницей Нино отправился в Мтиулети для проповеди христианства. Он же причастил святую Нино перед смертью в Бодбе. Во II половине V века в царствование Вахтанга Горгасала произошло важное событие в истории грузин­ской церкви – она стала авто­кефальной, т. е. неза­виси­мой. Предпосылкой это­го важне­йшего факта стал кон­фликт между царем Вах­тан­гом и архиепископом Ми­ка­элом, который ложно обви­нил царя в отступничестве от христи­анства. Царь опроверг это абсурдное обвинение и в свою очередь уличил архи­епископа в «среб­ролюбии».

Царь Вахтанг стал готовиться к восстанию против иранцев, но перед тем как начать восстание, он собирался навести порядок в стране и упрочить царскую власть. Сло­жившееся тяжелое положение в Картли (политическая экспансия Ирана, попытка распрос­транения огнепоклонства в Картли шахом Ирана, борьба дидазнауров против уси­ления царской власти) сказа­лось и на церкви. Поэтому царь Вахтанг провел реор­ганизацию церкви и сместил недостойных епископов со своих постов, назначив на их места своих сторонников. Это и послужило главной причиной конфликта между царем и архиепископом Микаэлом, которого возмутил поступок царя. К тому же Микаэл получил известие, что царь хочет назначить Петра католикосом. Царь самолично явился к Микаэлу, чтобы урегули­ровать конфликт, но архиепископ нанес ему физи­ческое оскорбление. Разгневанный Вах­танг отослал архиепископа в Визан­тию, сместив его с должности за недостойный духовному лицу поступок. В то же время он попросил разрешения у Византии поставить во главе картлийской церкви Петре. Византия не противилась этому и даже прислала в Картли вместе с Петре тринадцать новых епископов. Петре был возведен в сан католикоса, а новые епископы заняли места на основанных Вах­тангом новых епископских кафедрах. Учреж­дение католи­косата было признано фактом, подтвер­ждающим автокефалию грузинской церкви. Точная дата проведения церковной реформы Вахтангом Горгасалом не установлена. Период деятельности первого католикоса Петре условно можно датировать 60-70-ыми годами V века.

Первым грузином-католикосом был Саба I (20-30-ые годы VI века). В конце 30-ых годов VI века при католикосе Эвлале в Картли пришли тринадцать сирийских отцов. Цель у них была одна – утвердить и упрочить диофизитство в Грузии. Они заложили основу монастырской жизни.

В то время как в Картли и в Византии по­бедило диофизитство, армянская церковь приняла монофизитство. Между картлийской и армянской церквами обострились отноше­ния. Армянская церковь обвиняла грузинскую церковь в измене «истин­ной вере отцов». Картлийский католи­кос Кирион I очень осторожно, но убедительно отве­чал армянам. В этот тяжелый в полити­ческом отношении период Кирион I смог защитить от агре­ссии не только грузинскую цер­ковь, но и весь грузинский народ.

В 608 году армянский католи­кос Абраам издал «Всеобщую эпистолу» (письменное послание), положившую конец всем отноше­ниям между грузинской и армянской церквами.

Вскоре Иран добился больших преимуществ в войне с Византией и перешел к активному пресле­дованию диофизитства. Кирион и эрисмтавар Адарнасе вынуждены были покинуть Картли. Кирион продолжил свою деятельность в Фазисе в сане митрополита.

Следует отметить, что хотя после учреж­дения католикосата картлийская церковь стала автокефальной, еще в течение опреде­ленного времени избираемого картлийским церковным собором католикоса утверждал патриарх Антиохии. Первым католикосом, которому не потребовалось утверждения патриархом Антиохии, был Григол II, цер­ковный деятель 60-ых годах VIII века.

В 60-80-ых годах IX века во главе церкви стоял Арсен I Диди (из Сапары). Он был воспитанником учеников Григола Хандзтели. Григол Хандзтели сам поддержал Арсена I на должность католикоса. Арсену принадле­жит сочинение, написанное на тему грузинско-армянского церковного раскола.

IX-X века – это период борьбы за объединение Грузии.

Постепенно в этой борьбе первенство захватило Абхазское царство. Одним из факторов, препятствующих объединению Грузии было то, что Западная Грузия в церковном отношении подчинялась Констан­ти­нопольскому патриарху и поэтому испыты­вала влияние Византийской империи. В первой половине X века длительная борьба абхаз­ских царей принесла свои плоды. Перво­на­чально из подчинения Константино­поль­скому патриархату вышли западногрузинские епархии и объединились вокруг абхазского (западногрузинского) католикоса. На следу­ющем этапе объединенная западногрузинская церковь подчинилась Мцхетскому католикосу. Таким образом произошло церковное объеди­нение Грузии.

Первым патриархом объединенной грузин­ской церкви был Мелхиседек I. Он величался «Святейшим и блаженнейшим католикосом-патриархом всея Грузии». При его активном участии был построен Мцхет­ский храм Светицховели. Он часто бывал в Констан­тинополе, повидимому, с определенной дипломатической миссией.

В 60-ых годах XI века в Грузию по приглашению Баграта IV-го приехал Георгий Мтацминдели. Тяжелая политическая ситуация в стране не позволила Георгию Мтацминдели и Баграту IV довести церков­ную реформу до конца. Этим делом занялся Давид IV Агмашенебели. Серьезным шагом в этом направлении был созыв Руис-Ур­бнисского церковного собора в 1103 году, на котором помимо решения о смещении недостойных духовных лиц было принято еще около десяти важных решений. В этот период католикосом-патриархом был Иоанэ VI.

Большим влиянием и авторитетом пользо­вался католикос-патриарх Николоз Гулабе­рисдзе, ставший католикосом в 50-ых годах XII века. В 1178 году Николоз отправился в Иерусалим. Перед этой поездкой он побывал в Афонском Иверском монастыре и разрешил здесь многие проблемы. В Иерусалиме он многое сделал для усиления Крестового монастыря (вернул ей земли). В 1178 г. Георгий III освободил церковь от на­логов и присвоил ей статус неприкосно­венности. Николоз Гулаберисдзе вернулся из Иерусалима после того, как царица Тамар призвала его для участия в церковном соборе. На этом соборе были смещены некоторые недостойные епископы и определены новые церковные правила.

 

 

Грузия в XIII - XIV веках





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.