Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Грузии в IV-VIII веках




 

 


Объявление христианства государственной религией в IV веке и его распространение по всей Грузии заложили основу новой грузинской, христианской культуре, которая в свою очередь, опиралась на местные культурные традиции и достижения, которые имелись в Грузии. Хотя, естественно, определенное наследие языческой культуры было неприемлемо для христианства.

Изменилась система летосчисления. Сог­ласно грузинской традиции, от сотворения мира до рождества Христова прошло 5604 года. Этот период делится на 532 обращения (532-летний цикл, или обращение был взят потому, что совпадение солнечного и лунного календарей и их повторение происходит через каждые 532 года). Каждый год обращения называется хорониконом. XII-ое обращение закончилось в 780 году нового летосчисления. Действующая ныне система летосчисления со дня рождества Христова была создана в VI веке Дионисем Мцире.

1. Грузинская письменность. Христи­анство было книжной религией. Для совер­шения богослужения требовалась переводная церковная литература на грузинском языке. Это, естественно, способствовало развитию грузинской литературы и широкому исполь­зованию грузинской письменности. Грузинский алфавит, согласно Леонтию Мровели, был создан царем Фарнавазом. Дошедший до нас образец древнейшей грузинской письменности найден в Палестине, в развалинах грузинского монастыря и датируется 30-ыми годами V века. Из найденных на территории Грузии надписей самой древнейшей является надпись на Болнисском Сиони (493-494 гг.). Часть уче­ных считает, что болнисская надпись относится к IV веку и упоминаемый в ней Пероз является не иранским шахом, а зятем царя Мириана – Фероз.

Древнейший вид грузинской письменности называется мргловани, или асомтаврули (заглавное письмо) Позднее, с развитием быстрого письма и в целях экономии писчего материала написание букв изменилось и возникло строчное письмо («нусхури»). От «нусхури» развилось «мхедрули» (гражданское, светское).

Проблему происхождения грузинского алфавита ученые трактуют по-разному. Иванэ Джавахишвили полагал, что оригиналом грузинской письменности можно считать финикийское письмо, освоение которого нашими предками происходило до VII века до н. э. В настоящее время принята другая точка зрения, согласно которой прототипом грузинского алфавита является греческий.

2. Литература. Первым грузинским литературным памятником является агиогра­фические произведение «Мученичество Шуша­ник» (V в.) Якоба Хуцеси (Цуртавели). В VI веке было написано «Мученичество Евстате Мцхетели», автор которого неиз­вестен. В этом сочинении излагается история перса Евстате, отвергшего огнепоклонство и принявшего христианство, за что и был казнен. Блестящим памятником грузинской литературы VIII века является «Муче­ничество Або Тби­лели», напи­санное Иоане Сабанисдзе.

3. Просвещение и философская мысль. В Грузии всегда уделялось большое внимание просвещению. В IV веке в Фазисе действовал просветительский центр, куда приезжали учиться даже из самой Римской империи. Здесь получили образование известные философы Фемистий и его отец Евгений. Во второй половине IV века здесь творил ученый и философ, представитель царского рода Бакур. По неизвестным нам причинам Бакур жил в Восточной Римской империи. Своей творческой деятельностью он приобрел большую славу и влияние. Он был также одним из известнейших полководцев империи. Бакур прославился своей широкой образованностью, философским мышлением, справедливостью и мужеством. В V веке широкую известность приобрел фи­лософ и церковный деятель Петр Ивер. В малолетстве его отправили заложником в Ви­зан­тию. Он убежал из императорского дворца и прибыл в Иерусалим, где постригся в монахи. В конце концов Петр Ивер обосновался в Иерусалиме и стал епископом Маиуме. Петр Ивер пользовался большой славой и влиянием в Византии. С его именем связано основание грузинских монастырей в Палестине. Особенно возрос интерес к Петру Иверу после того, как известный грузинский ученый Шалва Нуцу­бидзе высказал мнение об идентичности Петра Ивера и псевдо-Дионисе Ареопагеля.

Ареопагические сочинения, которые нашли широкое распространение и были переведены на многие языки мира, оказали огромное влияние на средневековое мышление.

В VI-VII веках в Палестине занимался активной творческой деятельностью Иоане Мосхи (Месхи), автор сборника новелл «Рай».

4. Искусство. Традиции строительного искусства в Грузии существовали с давних времен. Введение христианства предъявило новые требования архитектуре, а опыта строительства церквей нового стиля у грузин не было. Грузинские зодчие взяли за образец базилику (церкви с двускатными крышами), с ярко выраженными национальными чертами. Древнейшей базиличной постройкой является храм Дзвели Шуамта, однако без длинного ряда колонн, характерного для базилики. К памятникам V века относятся: Болнисский Сиони, Урбнисский храм, тбилисский Анчис­хатский храм, Вазисубани, Цхаростави. В Грузии был разработан своеобразный тип базилики, т. н. трехцерковные базилики, которые расчленялись не колоннами, а стеной. К этому типу строений относятся: Некреси и Квемо Болниси.

В VI веке начинается стро­итель­ство купольных храмов. К ним относятся: древняя церковь Шиомгвимского монастыря и древний Гавази. Блистательным образцом грузинского зодчества является построенный в конце VI и в начале VII века Мцхетский храм Джвари. Храмы типа Джвари, в которых купол опирается на стены, широко рас­пространились в Грузии. К ним относятся: Атенский Сиони, Мартвильский храм и большая церковь ансамбля Дзвели Шуамта. Однако уже в Цром­ском храме, построенном в VII веке, купол опирается на четыре колонны. В этот же период был построен храм Бана.

Из светских памятников (постройки общего назначения) следует отметить: Уджарму, Тбилисскую Нарикала и Цихе-Годжи.

В Грузии в этот период развивается рельефная скульптура, одним из первых памятников которой является храм Болнис­ский Сиони. Здесь изображена голова быка с крестом между рогами и два крылатых льва с бегущей впереди газелью.

Значительно сложнее композиции на Мцхетском Джвари. На его восточном фасаде – скульптурные изображения эрисмтаваров (Стефаноза I, Адарнасе, Деметрэ, Стефаноза II). Большое впечат­ление производит изоб­раженная на входе храма сцена «Возне­сения Креста». Следует особо отметить выполненную на высоком уровне мозаику на полу Бичвинтского и Палестинского грузинских монастырей (обе датируются V-VI веками), а также мозаику Цромского храма (VII в.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.