Византия и Сасанидский Иран большое значение придавали овладению Грузией, так как ее обладатель получал преимущество контролировать Кавказские перевалы. Именно через эти перевалы лежал путь, связывающий с северокавказскими кочевыми племенами, используемыми противниками в качестве военной силы.
В VI веке на южном Кавказе активизировал свою политику Иран. В 510 году Иран упразднил царскую власть в Албании. Грузия оставалась единственной страной, сохранившей царскую власть. Ясно, что ее ждала та же участь. Иранский шах Кавад потребовал от картлийского царя Гургена отречься от христианства и принять маздеизм. Восстание Гургена (523) кончилось поражением, после чего картлийский царь был вынужден укрыться в Византийской империи.
Следует отметить, что в то время, как картлийскому населению иранцы были ненавистны как поработители, в Западной Грузии отношение к ним было иное. Иран в первую очередь для Лазики был противником Византии и воспринимался лазами как их возможный союзник в будущем. Видимо, этим и было обусловлено, что Цатэ, сын лазского царя Дамназа, принял огнепоклонство. Но после смерти отца (523) Цатэ вновь вернулся к христианской вере, так как понял, что в христианской стране не будут долго терпеть царя-язычника. Цатэ I взошел на престол христианским царем. Такая перемена в политической ориентации Цатэ привела в ярость иранского шаха и он отправил в Лазику большое войско. Цатэ обратился за помощью к Византии. В то время императорский трон в Византии занимал Юстиниан I (527-565). Лазы и византийцы общими усилиями разгромили иранцев. Юстиниан отлично понимал, какая опасность угрожала его империи в случае завоевания иранцами Лазики, поэтому он решил поставить свои гарнизоны в приграничных крепостях Западной Грузии – в Сканде и Шорапани. Местное население обязывалось поставлять гарнизонам продовольствие. Лазы до поры до времени добросовестно выполняли возложенные на них обязательства, но затем они перестали снабжать византийцев продуктами питания. Оставшись без пропитания, византийцы вынуждены были покинуть крепости, в результате чего иранцы беспрепятственно заняли их.
В 531 году шахом Ирана стал Хосро I Ануширван (531-579). При Юстиниане и Хосро I обе страны достигли наивысшего могущества. Юстиниан мечтал о возрождении империи и с этой целью вел активные военные действия на Западе. Хотя ему и удалось занять Аппенинский полуостров, но было видно, что ни Иран, ни Византия еще не были готовы к решительным сражениям, поэтому они заключили т. н. «Бессрочный» мир (532). Иран вернул Византии крепости Сканда и Шорапани. Предвидя недолговечность заключенного мира, Юстиниан начал укреплять свои позиции в Западной Грузии. В Лазику были введены дополнительные военные силы и была построена крепость Петра (Цихисдзири).
Введение византийского войска в Лазику вызвало большое недовольство лазов. Такого раньше не случалось, поэтому лазы решили изгнать византийцев с помощью Ирана и послали послов к шаху Хосро I.
В Картли была иная картина. По «Бессрочному» миру Картли вновь оставалась под властью Ирана. Можно предполагать, что только часть ее была свободна от иранского господства и здесь царствовала одна ветвь потомков Вахтанга Горгасала. Но ясно одно, что уже в начале 40-х годов VI века в Картли царской власти не существовало. Это хорошо видно и в сочинении «Мученичество Евстате Мцхетели». К этому времени правителем Картли был марзпан.
В 30-х годах VI века из Сирии в Картли прибыли церковные деятели, получившие имя «сирийских отцов». Это были: Иоанэ Зедазнели, Давид Гареджели, Абибос Некресели, Шио Мгвимели, Иосеб Алавердели, Антон Марткопели, Тадеоз Степанцминдели, Пирос Бретели, Исэ Цилкнели, Стефанэ Хирсели, Зенон Икалтоели, Микаэл Улумбоэли, Исидорэ Самтаврели и Элиа Дьякон (одни из них пришли раньше, другие – чуть позже).
Цель «сирийских отцов» была – укрепление и усиление христианства в Картли в условиях иранской агрессии во всей Восточной Грузии. Именно «сирийские отцы» заложили прочный фундамент монастырской жизни в Грузии. Основанные ими монастыри стали мощными очагами культуры и просвещения в Грузии.
Большая война» в Эгриси
Противоборство Византии и Ирана в Эгриси, или Лазике переросло в длительную войну между ними, получившую название “Большой войны”. Война принесла большие жертвы и разрушения стране.
Тяжелые условия византийского господства вынудили лазов начать против них войну. Эгрисцы не могли лишь своими силами изгнать византийцев и было решено просить помощи у иранского шаха Хосро I. Шах понимал, какую выгоду сулило ему господство над Лазикой. С одной стороны, Картли теряла опору в лице Лазики, и с другой – Иран получал выход к Черному морю. После укрепления в Западной Грузии Иран мог более активно действовать против Византии, поэтому шах с готовностью откликнулся на просьбу лазов.
В 542 году Хосро I ввел многочисленное войско в Картли. Шах распустил слух, что якобы идет походом против гуннов. Иранское войско быстро прошло всю Картли и подступило к границе Западной Грузии. Здесь иранцев встретили лазы и провели их в Западную Грузию. После переговоров иранского шаха с царем Лазики Губазом II их объединенные силы двинулись к городу-крепости Петра. В непродолжительном, но кровопролитном бою крепость была взята. В это самое время шах получил известие, что известный византийский полководец Велизарий с большим войском вторгся в Иран. Хосро поставил в Петра свой гарнизон, а сам вернулся в Иран.
У Византийской империи осложнилось положение и на Западе. Остготы во главе со своим вождем Тотилой несколько раз нанесли поражение византийцам в Италии. В IV веке объединение остготских племен было разгромлено гуннами. Остготы последовали за гуннами на запад. После смерти Аттиллы остготы освободились от господства гуннов и в конце V века обосновались в Италии, образовав собственное царство. Византия могла потерять Италию. В такой ситуации император Юстиниан предложил иранскому шаху мир. Со своей стороны, Иран нуждался во временной передышке, чтобы еще больше укрепить завоеванные позиции. В 545 году между Ираном и Византией был заключен пятилетний мир.
Иранский шах стал осуществлять в Эгриси свои коварные замыслы. Он прекрасно понимал, с какой целью он был призван лазами. Ясно было, что свободолюбивые лазы не намерены сбросить одно ярмо и надеть на свою шею другое ярмо. Шах же стремился утвердиться в Западной Грузии и не собирался отсюда уходить. Шах Хосро I считал, что существует один – единственный выход: выселить местное грузинское население и поселить здесь иранские племена.
Для осуществления этого плана шах в первую очередь решил избавиться от царя Губаза. Выполнить этот замысел иранцы поручили враждовавшему с Губазом знатному лазу – Фарсансу. В этот решающий для родины момент Фарсанс пренебрег своей личной враждой и обо всем известил царя Губаза.
Вероломство иранцев и их господство восстановили против них все население страны. Губаз понял, что иранцы ничем не лучше византийцев, напротив, они более коварнее и опаснее них. Поэтому было решено изгнать их из страны. Лазы вновь предпочли союз с Византией.
Император Юстиниан смог управиться со своими проблемами в Италии и был готов возобновить войну против Ирана. В 549 году византийское войско под предводительством Дагиста обступило крепость Петра. В свою очередь, Хосро в помощь своему гарнизону прислал большое войско под командованием Мермероеса. Дагист совершил ошибку: на защиту проходов Лихского хребта отправил слишком малочисленный отряд. Фактически иранское войско беспрепятственно перешло в Лазику. Узнав об этом, Дагист тотчас оставил крепость Петра, и отступил назад. Мермероес вновь укрепил крепость Петра и начал опустошать и разорять внутренние области Лазики. Лазы во главе с царем Губазом оказали ожесточенное сопротивление врагу. В результате иранцы вынуждены были покинуть Лазику и вернуться в Картли.
В 550 году шах выслал новое войско в Западную Грузию. Эгрисцы выразили желание первыми вступить в схватку с врагом.
Перед боем царь Губаз воодушевил лазов своей вдохновенной речью и лазы бесстрашно ринулись в атаку. В бою был смертельно ранен иранский полководец. Враги смешались, не выдержали атаки и потерпели жестокое поражение.
Тем временем византийцы вновь обступили город Петра и взяли его. Они не пожелали занять крепость и сравняли его с землей.
Несмотря поражение Ирана, положение в Западной Грузии оставалось крайне тяжелым. Жестокость и несправедливость византийцев вызвала выступления абазгов в 550 году, а в 555 году – мисимиан.
Шах Хосро вновь прислал в Лазику Мермероеса. Узнав о падении крепости Петра, иранский полководец решил взять Археополис (Цихегоджи), но не достиг успеха. Тем временем, очевидно, некоторая часть лазов вновь приняла проиранскую ориентацию. Мермероес предложил даже Губазу встать на сторону иранцев, но Губаз оставался верен византийцам. Между тем византийцы действовали изменнически: терпя поражение в борьбе с иранцами, они нападали на лазские села и разоряли их.
Губаз сообщил императору о постыдных действиях византийцев. В ответ на это византийские военачальники подло убили Губаза (554). Возмущенные убийством царя Губаза, лазские дидебулы устроили тайное собрание, на котором были высказаны две точки зрения. Часть из них во главе с Аиэтом была сторонниками иранцев, другая часть во главе с Фартазом была за союз с Византией. В конце концов благоразумие одержало верх и лазы поддержали мнение Фартаза, но при условии, чтобы император наказал виновных в убийстве царя Фартаза. Император выполнил условие. На престоле утвердили преемника Губаза – его брата Цатэ II.
Между тем военные действия продолжались, хотя и Иран, и Византия уже склонялись к перемирию. В 562 году «Большая война» закончилась.
Иран уступил Византии Западную Грузию, но пытался сохранить за собой Сванети. В 70-х годах VI века Ирану пришлось уступить и Сванети.