Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распространение христианства. Грузия в IV веке




 

 

1. Распространение христианства. Первые христианские общины возникли в восточных провинциях Римской империи: Палестине, Египте, Малой Азии. Первона­чально последователи новой религии всячески преследовались, их обвиняли во всех бес­порядках и несчастьях, случающихся в империи.

В 64 году в результате сильного пожара почти весь город Рим сгорел. Император Нерон объявил христиан виновниками пожара и начал их жестоко преследовать. Особенно жестоко христиан преследовал император Диоклетиан.

В 303 году был издан указ о запрещении христианского богослу­жения на всей территории Римской империи. Христианские церкви разру­шались, а священников принуж­дали к идолопоклонству (именно при Диоклетиане пытали святого Геор­гия).

При императоре Константине положение кардинально изменилось. В 313 году был издан т. н. Милан­ский эдикт (указ), согласно которому христиане получали право свободно служить своему богу.

В 325 году в городе Никея был созван первый Вселенский церковный собор. Хрис­тианство принял и сам император. А импе­ратор Феодосий (377-395) даже приказал закрыть все языческие храмы.

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

В IV веке в Грузию пришла святая Нино Каппадокийская. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси, и присоединившись к группе людей, нап­равлявшихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Нино стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Она избавила от недугов царицу Нану и главу магов.

Однажды царь Мириан отправился на охоту. Неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла и царь сбился с пути. Царь стал взывать к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся и царь уверовал в бога Нино. На следующий день царь и Нино отправили к Кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строитель­ство церкви в царском саду.

Место для строительства храма было выбрано святой Нино. Здесь был захоронен хитон Христа (рубашка, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на кресте). При распятии в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз Мцхетели и Лонгиноз Карснели. Именно Элиоз привез хитон Христа во Мцхету. Первым, кто встретил Элиоза в Мцхете, была его сестра Сидония. Она приняла от него хитон, прижала к своей груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с хитоном. На этом месте построили первый, деревянный храм – Светицховели. Слово “свети-цховели” значит «живой столп». Жи­вым он назван потому, что во время строитель­ства храма случилось чудо. Из ели, выросшей на могиле Сидонии, был сделан столп, который никак не могли установить на нужном месте. Всю ночь святая Нино молилась, а утром с неба спустился юноша, вознес столп в небо и затем столп сам опустился на свое место.

Главой картлийской церкви стал Иоанэ, посланный визан­тийским императором Констан­тином в Картли вместе с двумя священниками и тремя дьяками.

По поводу датировки христи­анизации Картли ученые выска­зы­вают различные мнения. Иванэ Джавахишвили считает, что это произошло приблизительно в 337 году. Грузинская церковь и часть исследователей сходятся во мне­нии, что объявление христи­анства государственной религией в Картли­йском царстве произошло в 326 году. Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых, и днем их поминовения приз­нано 1(14) октября.

Что же касается Эгриси, то здесь христианство к 325 году уже было широко распространено, пос­кольку в Бичвинте существовало епископство. Бичвинтский епис­коп Стратофил присутствовал на первом Вселенском церковном соборе в Никее.

 

2. Политическая обстановка в IV веке. Нисибинский мир, заключенный между Римом и Парфией, не нарушался вплоть до конца 30-х годов IV столетия (до 338 года). Рим устраивало существующее положение, поскольку после распространения христианства в Картли, Рим считал ее своей союзницей. Между тем в Иране шли меж­доусобные войны, а малолетний шах Шапур II (303-379) не мог вести активную поли­тику. В этот период в Римской им­перии произошло одно значи­тельное событие. Император Кон­стантин издал приказ о пере­несении столицы из Рима на Восток. В результате участив­шихся набегов германских пле­мен город Рим и вообще Италия уже не были тихим, защищенным от «варваров», местом. Вскоре на месте старой греческой колонии Византиона началось строительство новой столицы – Констан­тинополя («город Констан­тина»). С перенесе­нием центра империи на Восток активизи­ровалась восточная политика Рима. Шапур нарушил Нисибинский мир и началась 25-летняя война. Мы не располагаем све­дениями о том, принимала ли Картли активное участие в этой войне. Согласно Леонтию Мровели, царь Мириан осуществил несколько успешных походов на Северный Кавказ.

Война между Римом и Ираном шла с переменным успехом. По условиям мира, заключенного между Римом и Ираном в 363 году, Рим вернул Ирану пять провинций и обязывался не вмешиваться во внутренние дела Армении.

После заключения мира Шапур II вторгся в Армению. Завоевание Армении Ираном создавало большую опасность Картли. Поэтому в войне с Ираном Картли всячески поддерживала Армению. Тем не менее Иран завоевал Армению и вторгся в Картли. Следует полагать, что иранцы заняли всю Картли и обложили ее данью. В Картли появился иранский чиновник –питиахш.

По договору, заключенному в 387 году, 4/5 часть Армении отошла к Ирану, а пятая часть досталась Риму.

В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя сыновьями. Фактически образо­валось два государства: Западная Римская и Восточная Римская империи (Византия).

В IV веке лазы подчинили себе апшилов, абазгов, санигов, отняли у Картли Аргвети и заняли фактически всю Западную Грузию. Это государство грузины называли Эгриси, а византийцы – Лазикой. Эгриси, или Лазика было сильным государством. Оно лишь формально подчинялось Риму.

Картли и Лазика не мирились со своим зависимым положением и продолжали борьбу с Сасанидским Ираном и Римской империей.

 

Грузия в V веке

1. Картли в первой половине V века. В первой половине V века Иран активизировал свою захватническую политику в отношении кавказских стран. В 428 году иранцы упраз­днили царскую власть в Армении. Ясно, что такая же участь должна была постигнуть и Картли.

Шах Иездигерд II (438-457) проводил крайне жесткую религиозную политику. Он стал насаждать маздеизм (огнепоклонство) в Картли, Албании и Армении. Знатные азнауры Грузии, Армении и Албании были вызваны к шахскому двору. Шах потребовал от них отречения от христианской веры и принятия маздеизма. Дидазнауры были вынуждены сделать вид, что согласились на требование шаха, надеясь на родине вернуться к своей вере. Однако шах не удовлетворился одним их согласием и послал с ними в Грузию магов –огнепоклонников-жрецов, которые должны были проповедовать маздеизм, закрыть христианские церкви, изгнать христианских священнослужителей и утвердить иранские обычаи и нравы. Шах оставил у себя залож­ников, среди которых был Аршуша питиахш. Только в Армению шах послал семьсот магов. Над Картли, Алба­нией и Арменией нависла серьез­ная опасность. В случае осущес­твления замысла Иездигерда эти страны стано­вились провинциями Ирана. Маги развернули актив­ную деятельность по выполнению задания шаха. Однако за этим последовало крупное восстание в Армении и Албании в 450-451 годах. Первоначально восстание развивалось успешно, но Ирану удалось подавить его. Несмотря на поражение восстания, шах был вынужден отказаться от своих планов. Картли не принимала активного участия в борьбе против Ирана, что было обусловлено несколькими причинами: Картли была для Ирана самой отдаленной северо-западной страной, и здесь, видимо, иранское господство не было столь тяжелым, как в других регионах Грузии; помимо этого в Иране находился заложником один из самых влиятельных дидазнауров – Аршуша питиахш. И третье, в Картли, повидимому, не оказалось никого, кто взял бы на себя руководство восстанием.

В 451 году состоялся Халкидонский церковный собор, на котором было отвергнуто монофизитство. В Восточной Римской империи (Византии) и в Картли широкое признание нашло диофизитство. Иран всегда поддер­живал то религиозное течение, которое прес­ледовалось Византией. Поэтому естественно, что Иран встал на сторону монофизитского христианства. Предполагается, что в этот период картлийский престол не был занят, поскольку наследник царского престола Вах­танг был малолетним, и, естественно, не мог править страной и контро­лировать политические процессы в государстве.

2. Вахтанг Горгасал. О цар­ствовании Вахтанга Горгасала рас­сказывает в своем сочинении гру­зинский историк Джуаншер. Когда умер картлийский царь Мирдат, его сыну Вахтангу было семь лет и государством правила его мать Сагдухт. В детские же годы Вахтанга с Северного Кавказа на Картли напали аланы (осетины), разорили ее и захватили сестру Вахтанга Мирандухт.

Аланы были кочевым ираноязычным народом. Они появились в I веке в низовьях Волги и Дона. В IV веке аланы были покорены гуннами. Часть их последовала за гуннами и вместе с вандалами образовала царство в северной Африке. Другая часть аланов укрылась в предгорьях Северного Кавказа.

Гунны как единая этническая группа сформировались во II-IV веках. В IV веке они начали свои походы на запад. Гунны раз­громили аланов и вторглись в Европу. Самым известным вождем гуннов был Аттилла (445-453). Часть гуннов обосновалась на Северном Кавказе. Впоследствии они сме­шались с другими народами.

Вахтангу Горгасалу было шестнадцать лет, когда грузины предприняли ответный поход на Северный Кавказ. Они разбили аланов и освободили пленных. В бою царь лично уничтожил несколько лучших воинов против­ника. Вахтанг Горгасал поставил свои гарни­зоны в крепостях и надежно закрыл проходы через Кавказский хребет. Согласно историку Джуаншеру, Вахтанг Горгасал продолжил свои походы в Западной Грузии до Цихе-Годжи и нанес поражение византийцам. Он освободил от византийцев Кларджети, и построил здесь значительный город Артануджи. В состав Картлийского царства вошло также Эрети.

В первой половине V века Иран обложил Картли тяжелой воинской повинностью – грузинское войско должно было выступать в иранских походах. Сам царь вместе с грузинским войском неоднократно принимал участие в войнах в Средней Азии и Индии.

Вернувшись на родину, царь твердо решил освободить страну от иранского господства. Для этого в первую очередь необходимо было укрепить царскую власть, обуздать вероломных феодалов и обрести союзников в борьбе с Ираном. Византия – главный противник Ирана – всецело было занята своими проблемами. Ей стоила больших усилий защита собственной территории от нашествий «варваров». В 40-х годах V века гунны во главе с Аттиллой разорили всю территорию Византийской империи и попытались взять Константинополь, но потерпели крах. В еще более тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. В 410 году вестготы под руководством своего царя Алариха взяли «вечный город».

В 50-ых годах V века в Италию вторгся Аттилла. В 476 году предводитель одного из германских племен Одоакр взял Рим и сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. На этом Западная Римская империя прекратила свое существование.

Царь Вахтанг Горгасал в первую очередь обратил внимание на грузинскую церковь. Он повидимому собирался провести реоргани­зацию картлийской церкви, но ему воспро­тивился архиепископ Микаэл. Этот конфликт между Вахтангом Горгасалом и Микаэлом произошел после возвращения царя из Средней Азии. Царь лично встретился с архиепископом. Летописец сообщает по этому поводу, что когда царь нагнулся, чтобы поцеловать подол ризы Микаэла, тот с такой силой ударил ногой в лицо царя, что выбил у него зубы. Царь сообщил о случившемся Констан­тинопольскому пат­риарху и отправил Микаэла в Константи­нополь. Он просил патриарха прислать в Картли католикосом Петра, а епископом – Самоэла, и вместе с ними двенадцать новых епископов.

Учреждение католикосата в Картли было большим политическим явлением в истории Грузии, так как оно означало автокефалию грузинской церкви.

В Грузии Иран имел своих сторонников. Это были дидазнауры, которые противились усилению царской власти. Одним из них был влиятельный питиахш Варскен. В 482 году он был убит по приказу царя. Это убийство стало сигналом к восстанию против иранцев. В восстании участвовали армяне, предводитель­ствуемые известным армянским полководцем Ваганом Мамиконяном. К ним должно было присоединиться большое наемное войско гуннов. Но гунны нарушили обещание и прислали лишь 300 воинов. Восстание 482-484 годов потерпело поражение, главной причиной тому была измена. Вахтанг вынужден был на определенное время перейти в Западную Грузию. Вернувшись в Картли, царь вновь начи­нает борьбу против иранских порабо­тителей. В битве на Самгорском поле царь был смертельно ранен. Его отвезли в крепость Уджарма, где он и скончался. Грузинская церковь причислила Вахтанга к лику святых и днем его поминания установила 30 ноября (13 декабря).

К сожалению, точная дата его царствования не известна. По сведению Джуаншера, царю было шестьдесят лет, когда он погиб.

 

3. Западная Грузия во второй половине V века. Во второй половине V века в Западной Грузии происходит весьма интересное развитие событий. Эгриси, или Лазика, ослабло, что было обусловлено усилением Картли при царство­вании Вахтанга Горгасала. Очевидно, опреде­лен­ная часть территории Западной Грузии (Аргвети, Таквери, Сванети) вошла в состав Картлийского царства.

Царь Лазики Губаз I, желая выйти из-под формального подчинения Византийской империи, соправителем на престол посадил своего сына. Император Маркиан (450-457) пошел походом против лазов, но потерпел поражение и стал готовиться к новой войне. Не терял времени зря и Губаз: он послал послов в Иран и к византийскому императору. Шах Ирана Иездигерд воевал с гуннами, поэтому он отказал Губазу в помощи. Император же потребовал, чтобы Губаз либо прекратил войну и отказался от трона, либо отстранил от царствования сына. Губаз предпочел отказаться от престола в пользу сына. Этим он достиг своей цели: сын получил царский престол не от византийского императора, а от собственного отца.

В 465 году царь Губаз прибыл в Константинополь. Он явился к императору в персидском одеянии в сопровождении копьеносцев по мидийскому обычаю. Царя сперва осудили за восстание против римлян, но затем отнеслись к нему доброжелательно и отпустили с миром. Видимо, Губаз произвел благоприятное впечатление своим красноре­чием, и тем что носил христианские знаки.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.