Армейская истребительная авиация действовала во взаимодействии с сухопутными войсками Польской республики. В нее входило пять дивизионов по две эскадрильи в каждом, подчинявшихся пяти армиям: "Краков", "Познань", "Поможе", "Лодзь", "Модлин" и самостоятельной оперативной группе "Нарев". Местом базирования был город Лодзи.
Основными задачами, возложенными на эти части, были проведение воздушной разведки, поддержка собственных войск, противодействие противнику, наносящему удары по наземным войскам и коммуникациям.
Польские истребители «P-11с» прикрывали бомбовые налеты в районе Лодзи.
Основой тактики армейских истребителей были засады на маршрутах бомбардировщиков. Так, на второй день войны дивизион армии «Лодзь» прикрывал бомбовые налеты на цели в районе Лодзи и и вступил в бой с бомбардировщиками гитлеровцев. В завязавшейся воздушной битве с участием 30 самолетов с обеих сторон, поляки потеряли две машины плюс одну при вынужденной посадке и сбили два истребителя противника.
4 сентября двенадцать «P-11» армии "Поможе" атаковали группу из 24 вражеских бомбардировщиков, летевших под прикрытием пятнадцати истребителей.
Значительный урон армейской авиации Польши нанесли истребители «Bf-109».
В этом бою было уничтожено пять немецких бомбардировщиков и по одному истребителю с каждой стороны. В тот же день значительные потери армейская авиация понесла от эскадрильи «Bf-109». Всего в тот день, по немецким данным, обороняющаяся сторона потеряла на земле и в воздухе одиннадцать самолетов.
В составе Познаньского дивизиона служил лучший ас польских ВВС Станислав Скальский. На своем «PZL.P-11» ему удалось сбить шесть вражеских самолета и среди них двухмоторный «Мессершмитт-110».
Прославленный польский ас Станислав Скальский.
И все же, не смотря на героизм и мастерство, польским пилотам было трудно противостоять лучшей в мире, на тот период, авиации фашистской Германии.
Вот как оценивал силы польской и немецкой авиации С.Скальский: «Я получал всю информацию относительно германских подразделений, которые вероятно летали против нас…. Несколько раз, я стрелял по «Дорнье.Do-215», которые тайно летали фотографировать Северную Польшу с марта по май 1939 года.
Я поднимался до 7000 метров, пытаясь перехватить их, но даже самый близкий из них, был примерно в 300 метрах выше меня. Они были также быстры, как и наши истребители, даже быстрее. Мы знали, что у немцев самолеты лучше, но мы думали, что справимся с этим. Мы думали, что французы помогут нам…»
Немецкие войска в Польше. 9 сентября 1939 года.
Самыми грозными противниками польских истребителей были «Bf-109».
Напомним, что «Do-215» был всего лишь бомбардировщиком. Даже бомбардировщики немцев, идущие налегке «Р-11с» могли атаковать либо в лоб, либо разогнавшись за счет предварительного преимущества в высоте. Вооружение из четырех, а тем более, из двух пулеметов оказалось слишком слабо против хорошо забронированных и живучих немецких самолетов.
Самыми грозными противниками польских истребительных эскадрилий были «Мессрершмитты» («Bf-110» и «Bf-109»).
Даже новый польский «Р-11с» уступал самому массовому немецкому истребителю «Мессершмитт-109Е» в скорости примерно 185 км/ч. А если учесть, что польским машинам к этому времени было по три-четыре года, и их моторы уже не могли давать полной мощности, то разница становилась еще больше. С двухмоторным «Bf-110» различие в характеристиках становилась меньше, но все равно оставалось значительным. Польские пилоты могли рассчитывать на успех лишь в маневренном бою на горизонталях, используя меньший радиус виража.
Помимо первоклассных машин немцы обладали и большим численным превосходством: против каждого польского истребителя на фронте выставили четыре.
Потери обороняющейся стороны были очень высоки. Кадры возобновлялись с огромным трудом. Сказывался острый дефицит авиационного топлива. К тому же, часть самолетов пришлось бросить на помощь Истребительной бригаде для защиты Варшавы и Люблина. В период с 7 по 17 сентября большинство эскадрилий перебазировалось в окрестности Люблина и Луцка. Количество боевых вылетов резко сократилось.
Таким образом, активные действия армейских истребителей продолжались только первую неделю войны. Единственным боевым формированием истребительной авиации Польши, воевавшим вплоть до начала эвакуации, была 132-я эскадрилья истребительного дивизиона армии "Познань".