Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа современных международных конфликтов




Двадцатое столетие как никакой иной период всемирной истории было насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них, сыгравшими огромную роль в судьбе человечества, были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми суверенными государствами начали возникать военные противобор­ства на этноконфессиональный и социально-экономической основе, из-за территориальной разделенности этносов, принадлежности элиты и населения к разным этносам.

После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в ста­дию длительного бесконфликтного существования. В академических кругах эта позиция была выражена в публикациях американского ученого Фукуямы о конце истории как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако события развивались в ином направлении. Резко увеличилось количество локальных и региональных конфликтов, они ужесточились и усложнились. Большинство конфликтов воз­никло на территории развивающихся стран и бывшего социалисти­ческого содружества. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержа­нию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизиро­ванный характер и направлены на «силовое умиротворение» проти­воборствующих сторон.

В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опас­ностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуа­цию в сопредельных государствах. Поэтому со всей остротой встает вопрос об изучении природы современных конфликтов и особенно­стей их протекания, способов предотвращения и урегулирования.

На протяжении длительного времени международные конфликты изучались главным образом исторической наукой, вне сравнения с другими видами социальных конфликтов. В 1940-1960-х годах в рабо­тах К. Райта и П. Сорокина оформился иной подход к международным конфликтам — как к разновидности социальных конфликтов.

Представители так называемой общей теории конфликтов (К. Боулдинг, Р. Слайдер и др.) не придают существенного значения специ­фике международного конфликта как одной из форм взаимодействия между государствами. К этой категории они нередко относят многие события внутренней жизни в отдельных странах, влияющие на меж­дународную обстановку: гражданские волнения и войны, государст­венные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские дей­ствия и пр.

Причинами международных конфликтов ученые называют:

Ø конкуренцию государств;

Ø несовпадение национальных интересов;

Ø территориальные притязания;

Ø социальную несправедливость в глобальном масштабе;

Ø неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

Ø негативное восприятие сторонами друг друга;

Ø личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «во­оруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения ме­ждународного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-пра­вового характера.

Ряд исследователей пытаются выработать понятие международ­ного конфликта, которое могло бы служить средством изучения этого феномена. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 1960-х годов: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различ­ных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии: 1) осознание несовместимости; 2) возрастающая напряженность; 3) давление без применения военной силы для раз­решения несовместимости; 4) военная интервенция или война для навязывания решения. Конфликт в узком смысле относится к си­туациям, в которых стороны предпринимают действия друг против друга, т. е. к двум последним стадиям конфликта в широком смысле».

Достоинством этого определения является рассмотрение между­народного конфликта как процесса, который проходит определенные стадии развития. Вместе с тем неправомерно выделение в нем войн в качестве обязательной стадии, поскольку конфликты вовсе не всегда связаны с применением вооруженного насилия. Понятие «междуна­родный конфликт» шире понятия «война», которая является част­ным случаем международного конфликта.

С учетом последнего обстоятельства представляется более плодо­творным определение международного конфликта как одной из форм проявления межгосударственных противоречий на стадии их значи­тельного обострения, когда стороны предпринимают открытые дейст­вия друг против друга с целью реализации своих интересов, используя при этом все доступные средства, которые могут быть применены в данной международной обстановке. Иными словами: международ­ный конфликт — это прямое столкновение государств.

Для обозначения такой фазы в развитии международного кон­фликта, когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его пере­растания в вооруженную борьбу, нередко используется понятие «между­народный кризис». По своим масштабам кризисы могут охватывать отношения между государствами одного региона, различных регио­нов, крупнейшими мировыми державами (например, Карибский кризис 1962 года). При неурегулированности кризисы либо перерас­тают в военные действия, либо переходят в латентное состояние, ко­торое в дальнейшем способно порождать их вновь.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» явля­лись практическим инструментарием для решения военно-политиче­ских проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях, находить пути деэскалации конфликтов.

Исследователи различают положительные и отрицательные функ­ции международных конфликтов. К числу положительных относят:

Ø предотвращение стагнации в международных отношениях;

Ø стимулирование созидательных начал в поисках выходов из слож­ных ситуаций;

Ø определение степени рассогласованности интересов и целей госу­дарств;

Ø предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение ста­бильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматри­ваются в том, что они:

Ø вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;

Ø усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;

Ø порождают возможность неэффективных политических решений.

В научной литературе предлагаются разные основания для клас­сификации конфликтов. В зависимости от количества участников различают конфликты двусторонние и многосторонние, от геогра­фического распространениялокальные, региональные и глобаль­ные, от времени протеканиякраткосрочные и длительные, от ха­рактера используемых средстввооруженные и невооруженные, от причинтерриториальные, экономические, этнические, религиоз­ные и пр.

Исходя из возможности урегулирования международных конфликтов их классифицируют на конфликты с противоположны­ми интересами, в которых выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой (конфликты с «нулевой суммой»), и конфликты, в которых существует возможность компромиссов (конфликты с «не­нулевой суммой»).

Значительное место в международно-политической науке зани­мает проблема предотвращения, ограничения и урегулирования кон­фликтов. Констатируется уникальность каждого конфликта с точки зрения его причин и эволюции, отсутствие универсальных способов их урегулирования. При этом отмечается, что даже примеры успеш­ного урегулирования конфликтов в лучшем случае имеют ограни­ченную ценность для применения в других ситуациях.

В качестве наиболее эффективных способов урегулирования кон­фликтов рассматриваются:

Ø переговорные процессы;

Ø посреднические процедуры;

Ø арбитраж;

Ø сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;

Ø организация свободных выборов.

Такое разнообразие подходов к международным конфликтам вы­зывается сложностью и многогранностью этого феномена и как след­ствие возможностью акцентов на тех или иных его аспектах, различ­ной интерпретации детерминант, хода и исхода.

В истории человечества международные конфликты, включая войны, вызывались экономическими, демографическими, геополи­тическими, религиозными и идеологическими факторами. После Октябрьской революции на возникновение основных международ­ных конфликтов значительное влияние оказало соперничество идео­логий — либеральной, коммунистической и фашистской. Это сопер­ничество явилось одной из существенных причин Второй мировой войны и последовавших за ней холодной войны, ряда региональных конфликтов.

Общность идеологий, однако, не предотвратила столкновенийСССР и КНР, КНР и Вьетнама, Великобритании и Аргентины. Кон­фликты между социалистическими странами были вызваны держав­ными амбициями, территориальными спорами, претензиями на идей­ную монополию. Камнем преткновения между Великобританией и Аргентиной стали Фолклендские острова, население которых стре­милось отделиться от метрополии и в своих сепаратистских устрем­лениях получило поддержку Аргентины.

Внешне нынешняя конфликтность проистекает из прекращения конфронтации двух военно-политических блоков, каждый из которых был организован и иерархизирован сверхдержавами. Ослабление блоковой дисциплины, а затем и крах биполярности способствовали увеличению числа «горячих» точек на планете. Конфликтогенным фактором является этническое самоутверждение, более жесткое, чем прежде, самоопределение на основе категорий «мы» и «они».

Наиболее глубоким в содержательном плане и эвристически плодо­творным представляется подход к объяснению природы современных конфликтов, предложенный американским ученым С. Хантингтоном.

По его мнению, корни нынешней конфликтности в мире следует искать в соперничестве семи-восьми цивилизаций — западной, славяно-православной, конфуцианской, исламской, индуист­ской, японской, латиноамериканской и, возможно, африканской, отличающихся своей историей, традициями и культурно-религиоз­ными признаками. Позицию Хантингтона во многом разделяют и не­которые отечественные ученые (С.М.Самуилов, А.И.Уткин).

Самые масштабные конфликты последних десятилетий, влияние которых выходит далеко за локальные рамки, — это конфликты, во­зникшие на религиозной основе. Наиболее значимые из них сле­дующие.

1. Конфликты, вызванные исламским фундаментализмом, превратившимся в политическое движение и использующим религиозные догмы для установления во всем мире «исламского порядка». Многолетняя война с «неверными» ведется во всех уголках пла­неты с широким применением террористических методов (Алжир, Афганистан, Индонезия, Соединенные Штаты, Чечня и т. д.).

2. Межконфессиональные конфликты в Африке. Война в Судане, унесшая жизни 2 млн. человек и вынудившая 600 тыс. стать бе­женцами, была вызвана противостоянием между властью, выражавшей интересы мусульманской части населе­ния (70%), и оппозицией, ориентированной на язычников (25%) и христиан (5%). Религиозный и этнический конфликт между христианами, мусульманами и язычниками в самой крупной стране континента — Нигерии.

3. Война на Ближнем Востоке, в которой главный объект спора (Иерусалим) имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта — мусульман и иудеев, но и для христиан.

4. Конфликт между индуистами и исламистами, возникший со вре­мени раздела в 1947 году Индии на Индийский союз и Пакистан и таящий угрозу столкновения двух ядерных держав.

5. Противостояние сербов и хорватов по религиозному признаку, сыгравшее трагическую роль в судьбе Югославии.

6. Взаимное истребление на этнорелигиозной почве сербов и албан­цев, проживающих в Косово.

7. Борьба за религиозную и политическую автономию Тибета, на­чавшаяся с присоединения к Китаю в 1951 году этой территории, бывшей тогда независимой, и приведшая к гибели 1,5 млн. че­ловек.

В последние десятилетия с проблемами культурологических вы­зовов сталкиваются и развитые постиндустриальные государства. Массовые миграции из развивающихся государств, лишь ограниченно сдерживающиеся эмиграционной политикой, создали угрозу стабиль­ности Западной Европы, обострили и без того напряженные этнорасовые отношения в США.

Именно поэтому работы ученых, посвященные изучению феномена иммиграции, вызывают значительный резонанс в западном обществе. Хантингтон считает иммиграцию прямой угрозой идентичности, культурной целостности и национальной безопасности Соединенных Штатов. По его мнению, если в стране не происходит ассимиляция иммигрантов, то такая страна потенциально готова к гражданской войне. Известный американский политический деятель П. Бьюкенен, анализируя процессы массовой иммиграции в западные страны с учетом уроков распада Югославии, оценивает наплыв иммигран­тов как предпосылку к возникновению «новой балканизации».

Опыт последних десятилетий показывает, что если удельный вес мигрантов ниже 5-7% численности населения страны, то во втором-третьем поколении они в основном ассимилируются доминантной культурой. Если же доля мигрантов превышает «критическую массу», то культурно-этнические меньшинства борются за признание само­бытности своих интересов, чем нередко дестабилизируют ситуацию.

Внутри же цивилизаций нации не склонны к воинствующему са­моутверждению и, более того, стремятся к сближению на общей цивилизационной основе, вплоть до образования межгосударственных союзов. Внутрицивилизационная интеграция отчетливо проявилась в преобразовании Европейского сообщества в Европейский союз и расширении последнего за счет государств, имеющих общие с ним культурно-религиозные ценности; в создании Североамериканской зоны свободной торговли; в резком ужесточении ЕС въездных квот для выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки с весьма категоричной мотивировкой — культурная несовместимость. Инте­грационные процессы нашли выражение в образовании российско-белорусского союза, в формировании единого экономического про­странства с участием России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Современные конфликты на межцивилизационной основе имеют ряд особенностей.

Первая из них заключается в ожесточенности таких конфликтов ввиду противостояния формировавшихся веками различных систем ценностей и образов жизни. Это противостояние с трудом поддается урегулированию. Так, в конфликте Армении и Азербайджана про­сматривается не столько столкновение по поводу увеличения или уменьшения национальной территории, сколько фронтальное про­тивостояние систем ценностей, религий, разных подходов к сущест­венным вопросам бытия.

Вторая особенность конфликтов новой эпохи заключается в под­держке участников со стороны стоящих за ними гигантских цивилизационных зон. В споре вокруг Фолклендских островов в 1982 году на стороне Аргентины стоял весь латиноамериканский мир, а на сто­роне Великобритании — Запад. Масштабы цивилизационной под­держки Афганистана испытал на себе «ограниченный контингент» Советской Армии, встретивший противодействие, по существу, всего исламского мира. Практическую безграничность ресурсов цивилиза­ции ощущают Пакистан и Индия — в споре из-за Пенджаба и Кашми­ра, палестинцы — на Ближнем Востоке, христиане и мусульмане — в бывшей Югославии. Поддержка исламом чеченского сепаратизма стимулирует этнополитический конфликт на Северном Кавказе. В ходе вооруженных столкновений в Косово весной 1999 года симпа­тии к сербам проявили не только славянские народы, но и неславян­ские, принадлежащие к восточно-христианскому миру (греки, ру­мыны, армяне, грузины), практически все народы и государства, которые выступают сегодня, прежде всего в культурном отношении, как наследники Византии.

Третья особенность конфликтов обозримого будущего заключается в фактической невозможности достижения в них победы. Цивилизационная принадлежность участников столкновений, гарантирующая им солидарность глобального масштаба, стимулирует решительность, а порой и жертвенность участников борьбы.

Четвертая особенность современных международных конфлик­тов состоит в том, что цивилизационный фактор может сочетаться с национально-территориальным — геополитическим по своему су­ществу. Так, участники сербо-мусульмано-хорватского конфликта в Югославии часто меняли союзников в зависимости от изменения ситуации: хорваты-католики вступали в союз с мусульманами против православных сербов, сербы становились союзниками мусульман против хорватов. Позиция стран Запада по отношению к участникам конфликтов также не определялась всецело соображениями цивилизационной близости. Германия поддерживала хорватов, Великобри­тания и Франция симпатизировали сербам, а США — боснийцам-мусульманам.

Сочетание цивилизационного и геополитического факторов кон­фликта имеет место в Косово, где его участники — православные сербы и мусульмане-албанцы — претендуют на одну и ту же терри­торию. Противостояние между ними сопровождается прямым или косвенным вовлечением в конфликт ряда государств, в результате чего в значительной степени стирается грань между внутренним и международным конфликтами.

Пятая особенность современных конфликтовпрактическаяневозможность четкого определения агрессора и его жертвы. Когда происходят такие цивилизационные катаклизмы, как распад Юго­славии, где оказываются затронутыми ткани трех цивилизаций — славяно-православной, западной и исламской, характер суждений о причинах кризиса и о его инициаторах во многом зависит от пози­ций аналитика.

Хотя конфликты обозримого будущего вероятны, прежде всего, как межцивилизационные, не следует исключать возможности их возникновения между субъектами одной цивилизации. Пример тому — ирано-иракская война 1979-1980 годов, в возникновении которой существенную роль сыграло соперничество шиитской и суннитский ветвей ислама.

Однако конфликты внутри одной цивилизации, как правило, менее интенсивны и не имеют столь выраженной тенденции к эскалации. Принадлежность к одной цивилизации уменьшает вероятность на­сильственных форм конфликтного поведения.

Цивилизационное единство Запада, основывающееся на общно­сти ценностей и христианском духовном наследии, минимизирует возможность возникновения военно-политической конфронтации между США и Европейским союзом или внутри последнего, несмотря на имеющиеся различия и противоречия. Ввиду принадлежности России и Украины к одной цивилизации — славяно-православной — незначительна вероятность применения ими насилия друг против друга из-за Крыма или экономических проблем. В интересах обоих государств - прививать своим гражданам чувство принадлежности к более широкому сообществу, выходящему за рамки национальной территории.

Таким образом, окончание холодной войны явилось завершением одной взрывоопасной полосы в истории человечества и началом новых коллизий. Крушение двухполюсного мира вызвало не стрем­ление народов воспринять ценности постиндустриального Запада, во многом обеспечившие ему нынешнее лидерство, а тягу к собствен­ной идентичности на цивилизационной основе.

Сейчас очевидно, что межцивилизационные конфликты становятся главными, затрагивающими органические основы бытия человечества. Они особенно обостряются вдоль северной границы распространения ислама, на рубеже христианской и исламской цивилизаций.

Потребуются немалые усилия, чтобы не допустить превращения региональных межцивилизационных конфликтов в глобальные межцивилизационные. В долгосрочном плане цивилизациям необходимо стремиться к более глубокому пониманию философских и религиоз­ных основ друг друга, мироощущения людей, живущих в их пределах.

Возможность сосуществования цивилизаций будет зависеть от вы­явления и учета существующих между ними элементов общности.

Попыткам некоторых держав монополизировать миссию урегу­лирования политических и иных противоречий с позиции силы мировое сообщество в лице ООН и ЮНЕСКО противопоставляет альтернативу — Программу культуры мира, выражающую общие ин­тересы человечества. В отношениях между народами, этническими, религиозными и иными группами, между отдельными людьми Про­грамма культуры мира утверждает уважение к жизни и правам чело­века, отказ от насилия, приверженность принципам демократии, сво­боды, справедливости, плюрализма и толерантности. Усвоение идей, принципов и стандартов культуры мира жизненно важно как для от­дельных государств, так и для человечества в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 883 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2305 - | 2162 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.