Современные стили в интерьере.
Современные стили отражают философию настоящего времени в его стремлении максимально облегчить быт и подчеркнуть индивидуальность каждого члена семьи. Основной девиз современных стилей - функциональность, простота и легкость в применении и использовании. Это как правило ансамбли, своего рода многофигурные композиции. И соединяют их зачастую не стилистика и единство происхождения, а законы внутреннего, эстетически оправданного соответствия форм. Чаще всего современные стили основываются на контрастно сопоставленных по одному ряду признаков (цвет, материал, специфика деталей), но образующих целостность по другим основаниям (общее понимание тектоники, масштабность, настроение). Истоки современных стилей зарождались во второй половине XIX века под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. Эволюционное развитие исторических стилей сменилось революционным, качественными скачками и появлением рациональных направлений.
Классификация современных стилей:
Арт-деко
Биодом
Винтаж
Китч
Модерн (Ар-нуво)
Лофт
Минимализм
Хай-тек
Эклектика
Ар-деко в интерьере.
Ар-деко - стилистическое течение в искусстве, архитектуре и дизайне стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века, которое получило название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 году. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Ар-деко сочетал элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Позднее (после 1920-х годов) он проявился в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, домах богатых заказчиков. Этот термин в период между двумя мировыми войнами больше употреблялся для обозначения декоративного искусства. Он обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Возник он под влиянием различных источников, кроме ар-нуво и кубизма - древнего искусства Востока, Египта, Африки, американских континентов, и достиг расцвета в 1925 - 1935 гг. Дух этого стиля чувствовался в интерьерах того времени, узорах украшений, дизайне, скульптурах и плакатах. Для него были характерны монументальность и элегантность. Эффектные образцы этого стиля сочетали в себе общественную полезность и подчеркнутую красивость. Новое направление - ар-деко - не было напрямую связано с конкретными историческими традициями, хотя оно синтезировало в себе идеи различных стилей от эклектики и модерна до классицизма и экспрессионизма. Дизайнеры имели свободу выбора для своих поисков в решении интерьеров. Если современное движение в Европе тяготело в 1920 е годы к массовому и стандартному, то стиль ар-деко, наоборот, стремился к удовлетворению индивидуальных вкусов заказчиков и отличался разнообразием. Свободно оперируя историческими знаками и символами, ар-деко обращается к новам строительным материалам, цвету, световым эффектам и этим отличается от исторических предшественников. Если ар-деко обращается к классицизму, то трансформирует ордер, представляя его упрощенно и лишая его нормативных атрибутов (капителей, базы), превращая объемные колонны в плоские пилястры, лопатки или графически рисуя его на плоскости стены. Когда ар-деко обращается к ар-нуво, заимствуя криволинейные формы и линии, они становятся менее живописными, орнамент более жестким, лишенным изобразительности. Ар-деко вступает в творческое взаимодействие с модернизмом, что сказывается в четкости, геометричности прямоугольных объемов, плоскостности фасадов, использовании трубчатых поручней ограждений. Но при этом возможно применение декоративных и дизайнерских мотивов. Модернизированность ар-деко часто проявлялась в обтекаемости форм. Иногда формы становятся близки к машинному дизайну. Часто в интерьерах и на фасадах появляются рельефные фризы с сюжетными скульптурными изображениями обрбщенно-геометризированного характера. Производители мебели в стиле ар-деко используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустации по дереву, кожи экзотических животных – зебры, крокодила, ящериц. Произведения мастеров кубизма, постимпрессионизма – необходимые детали в интерьере данного стиля. Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур - окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 30-х годов - так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в ар-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах. Дизайн ар-деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Изобретательность ар-деко сделала его популярным и в наше время, так как именно эклектичность, а так же разнообразие форм и приемов позволяют успешно реализовать этот стиль в условиях современных интерьеров.
Биодом
«Биодом» — одно из современных направлений в дизайне интерьеров, дом будущего. Предполагается, что такие дома будут выращиваться с помощью генной инженерии. С учетом географии региона выбираются специально подготовленные семена, из которых за несколько недель вырастает естественное биостроение. В этом жилище высокие технологии уступят место достижениям «высокой биологии». Например, вместо потребляющих много энергии электроламп будут использоваться подвергнутые искусственной мутации светящиеся глубоководные организмы. В стиле царит полная гармония с природой и самые естественные формы использования ее возможностей.
Винтаж
Винтажный стиль — современное направление в моде и дизайне интерьера, основанное на сочетании в композиции и декорировании современных и старинных предметов, а также искусственно «состаренные» вещи. Слово vintage пришло из французского языка и означает высококлассное вино многолетней выдержки. Известно, что благородное вино с возрастом становится только лучше. То же самое можно сказать и о вещах. Однако бывают вещи винтажные, а бывают просто «б/у» — в чем же разница? Во-первых, винтажная вещь должна быть высококачественной, благородной, наконец, уникальной, а во-вторых, она непременно должна быть узнаваема: или четко ассоциироваться с определенной модной эпохой, или с определенным дизайнером. Искусство старения вещей — не сегодняшнее изобретение. Техника создания красивых потертостей, трещинок на лаке или красочном слое отрабатывалась столетиями. То, что раньше называлось «копия», «подделка», нынче узаконено модой и имеет благозвучное название «винтаж». Более того, став вполне легальным модным течением, «винтаж» тут же оброс теоретической базой и исследователями. Одной их крупнейших апологетов стиля считается внучка знаменитого «папы» хоббитов — Трейси Толкиен. Она, как и другие исследователи, видит причину бешеной популярности стиля «винтаж» в неприятии современной действительности особо тонкими натурами. Как «великие романтики» XIX века пытались убежать от мира «буржуазного чистогана» в мир чистой природы, экзотики, средневековой культуры, так и измученный проблемами и ритмами урбанизированного мира человек XXI века пытается «спрятаться» в спокойной и уютной атмосфере вещей, в которых застыло время. Для винтажных интерьеров характерны всевозможные сочетания природных материалов — кованого металла, латуни, дерева, керамики, льна. Цветовая гамма также выдержана в природных тонах. Если же используются яркие цвета — красный, зеленый, синий, то почти всегда они приглушены «старинными» потертостями, через которые просвечивают текстура дерева или еле читающиеся росписи. На сегодняшний день актуальным остается сочетание темного дерева венге или выбеленного дуба с яркими стильными деталями. Особое внимание при создании интерьера в стиле винтаж необходимо обратить на пол. Так, например, паркетная доска в стиле Vintage выглядит искусственно состаренной, с небольшими выбоинами, имитирующими изъяны в древесине. Здесь используется только ручная работа и натуральные материалы — массив дуба, масло и воск. На фоне такого пола любой интерьер выглядит неординарно и необычно. Чаще всего формы и модели мебели воспроизводятся по старинным, иногда даже очень известным образцам. Особый шик и привлекательность ей придают мелкие царапинки, потертости на углах, потрескавшиеся рисунки и следы от древесных жучков. В качестве декора для винтажной мебели используют резные или латунные накладки. Латунь вообще, наряду с деревом, — один из самых популярных «винтажных» материалов, из него изготавливают массу стильных аксессуаров: смесители для ванн и кухонь, мойки, люстры, вазы, фигурки. Для декорирования дома в винтажном стиле подойдет все, что вы найдете на чердаке или в бабушкином сундуке: фарфоровые скульптурки животных, куклы, плюшевые или тряпичные старые игрушки, посуда, кружевные вязаные салфеточки и т. д. Неотъемлемая часть интерьера в стиле винтаж — это цветы: сезонные и сухоцветы, большие и маленькие, букеты из полевых цветов — ромашек, маков, васильков, длинных трав, и невысоких садовых роз кремовых тонов. При создании композиции из срезанных цветов можно сыграть на контрасте — подобрать к ним хрустальные вазы, металлические и даже оцинкованные. Очень важно, чтобы букет выглядел естественно и немного небрежно, как будто его растрепало ветром. Для сухоцветов хороши будут плетеные и керамические вазы, дополнительный декор в виде бабочек или ягод. Все это должно выглядеть как бы случайным и временным, романтичным и простым.
Китч (Кич) в интерьере.
Китч - предметы плохого вкуса, синоним псевдоискусства, лишенного индивидуальности. Как правило китч - непрофессиональная подделка, нечто модное, сиюминутное, эффектное, привлекающее внимание, выполнено быстро из подручного материала, некачественно тиражирующее популярные образцы. Определяется немецким словом kitsch, означающим старую вещь, продаваемую за новую. Для интерьеров в стиле китч характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы. На самом деле основную массу интерьеров в большинстве стран Запада составляет далеко не "высокая архитектура", а та, которая относится к продукции массового потребления. Она адресована так называемому среднему потребителю. Интерьерная среда влияет в конечном счете на его сознание, на ценностные ориентации. Механизм массовой культуры сводится к приведению мнений и вкусов к определенному стандарту. Этому способствует сбыт массовыми тиражами типовых элементов украшения интерьера, произведенных с минимальными затратами. В настоящее время китч во всем мире многолик и обращен к разным категориям потребителя. Китч входит в число средств широкого воздействия на общественное сознание. Он рассчитан на потребителя, не знающего искусства. Есть китч, рассчитанный на горожан второго поколения, которое уже усвоило атрибуты городских интерьеров, и имеет поверхностное соприкосновение с культурой. Их вкусы ориентированы обычно на эклектические интерьеры. Есть китч, который оперирует элементами авангардного искусства, он сказывается во внешних атрибутах и предназначен тем, кто стремится войти в состав элиты. Обычно в этом случае в интерьерах используется имитация новаторства. Иногда интерьеры в стиле китч проникают и в саму элиту, разочаровавшуюся в технизированном окружении. Китч становится модным явлением, стирая понятия хорошего и плохого вкуса. В стиле китч преобладает бессодержательная зрелищность. Набор средств может быть разнообразен, но он обращен к неквалифицированному и пассивному восприятию. В то же время стиль китч, в силу массовости, "народности", может служить источником новых идей для дизайнеров интерьеров, а также обычных людей, обладающих достаточним вкусом для того, чтобы не перегрузить обстановку своего дома излишним украшательством и избыточными элементами декора.
Модерн (Ар-нуво) в интерьере.
Модерн (новейший, современный) - стиль в искусстве, архитектуре и дизайне конца XIX - начала XX века (другие названия: ар нуво во Франции и Англии, югендстиль в Германии, сецессион а Австрии, либерти в Италии, модерниссимо в Испании). Идейно - философской почвой, на которой вырастал новый стиль, был неоромантизм, возрождавший идеи миростроительной миссии художника и архитектора. В основе модерна лежала идея преобразования мира по законам красоты. Для модерна характерна антиэклектичность. Структура модерна синтетична, она объединяет все виды искусства. Архитекторы модерна решали следующие задачи: отказ от исторических стилей, модернизация архитектурных форм, использование каркаса, особое внимание к современным конструкциям и строительным материалам, в том числе к отделочным (керамическая плитка, облицовочный кирпич). Дизайнеры обратились к использованию таких строительных материалов, как металл и железобетон, которые до этого времени маскировались штукатуркой или каменной облицовкой. Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современном дизайне XX века, таких как экспрессионизм, ар деко, и др. Интерьеры в стиле модерн строились по принципу проектирования изнутри наружу, когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры. Внутреннее пространство определяло также и внешний облик здания. Фасады домов были нессимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного творчества скульптора. Наиболее характерным визуальным отличием произведений считается свободная, пластичная форма с обилием прихотливо гнутых линий и вертикальная устремленность. Основной принцип стиля модерн - динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения - шкафы, комоды, полки - могла быть прямоугольной, но с обязательным "эстетством": матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.
Отделочные материалы - обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. Эти тенденции также нашли отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаля стилизации. С точки зрения дизайна интерьеров роль стиля модерн заключается в том, что он сломал господствовавшие эклектические тенденции, открыв дорогу новым формам и стимулировав творческий поиск, решая в этой стилистике новые объекты интерьерного дизайна.
Лофт в интерьере.
Лофт (loft - от английского - чердак). Большинство жителей мегаполисов уже знакомы с понятием " лофт " - стилем, в соответствии с которым дом представляет собой широкое открытое пространство. Этот стиль появился в США в середине прошлого века вместе с программой социальной адаптации заброшенных промышленных помещений, когда старые заводы, фабрики, школы и учреждения отдавались под жилье. Основываясь на идее общего жилого пространства, стиль лофт бросает вызов традиционной "коробочной" эстетике 70-80-х годов ХХ века. Благодаря современным средствам возможно даже в небольших квартирах изменить планировку, прибегнув к стилю лофт. Но затеять данное преобразование самим достаточно сложное и трудоемкое занятие. Поэтому, все желающие реализовать в своем доме стиль лофт, должны обратиться в соответствующие инстанции для согласования такой основательной переделки со специалистами. Первоначально стиль лофт применялся в больших промышленных зданиях или художественных мастерских, оборудованных под жилье, где изначально не было потребности в разграничивании пространства перегородками. Отличительными чертами этого стиля являются наличие в интерьере части индустриальных элементов - труб, кирпичных кладок, окрашенных стен в их первозданном виде, которые выполняют в данном случае специфическую декоративную функцию. Особенности стиля лофт - максимальная открытость, практически полное отсутствие стен, разделяющих жилое пространство; все помещения "собраны" в единую концепцию, где могут выделяться лишь те или иные функциональные зоны посредством цветовых контрастов, освещения или стеклянных перегородок, которые не скрывают специфики общего вида. Важная составляющая этого стиля - соединение старых "промышленных" элементов - незаштукатуренных кирпичей, дощатых полов, окрашенных светлой краской стен и новейших деталей интерьера - стеклянных и хромированных элементов декора, ультрасовременной техники. Мебель в лофт интерьере может быть практически любой. Исключения составляет лишь "буржуазная" тематика, хотя антиквариат или старинная мебель определенного рода подойдут к данному стилю как нельзя кстати. Оптимально будут смотреться разнообразные стеллажи, легкие, имеющие простую геометрическую форму, столы и стулья, металлические кровати.
Минимализм в интерьере.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов возникло стремление дизайнеров к простоте, которое проявилось как реакция на многословие постмодернизма. Минимализм в современном дизайне конца ХХ века - направление, связанное с возвратом к простоте формы, побуждаемое эстетическими установками и предпочтениями, которые возникали в предыстории современного дизайна в противовес "архитектуре выбора" в конце XIX века, затем в начале и середине ХХ века. Детали сводились к минимуму или исчезали совсем, элементарные геометрические формы определяли силуэт объема. Это направление полярно усложненности и декоративизму постмодернизма, быстро сошедшему со сцены западного дизайнерского искуства. На раннем этапе для модернистов тезис "меньше - есть больше" был программным заявлением, а для минималистов 1980 - 1990-х годов он стал основополагающим принципом нового международного направления в дизайне. Их поиски были устремлены на избавление от любых деталей. В минималистском интерьере могут использоваться аксессуары, но в умеренном количестве.Чтобы выдержить стиль, эти предметы должны быть правильной геометрической формы, выполненные в духе неопластицизма или экспрессионизма. Наличие в минималистском интерьере картин в старинных резных рамах, комнатных фонтанчиков причудливых форм и других подобных элементов украшения интерьера исключены. Минималистский интерьер дополнят абстрактные картины в духе конструктивистской живописи, в то время как работы мастеров традиционных художественных школ могут безжалостно испортить общее настроение помещения. Простота форм относится и к оформлению рамок для картин, фотографий, а также зеркал. Минимализм в интерьере - это в первую очередь свободное пространство, в связи с чем не допускается перегружать помещение мебелью. Форма предметов должна быть простой (отсутствие многочисленных складок на диванах, прямая спинка у стульев, ровные ножки у стола и т. д). В качестве основных элементов идеально подходят стеллажи для книг строгой геометрической формы, столы с прямоугольными столешницами, низкие глубокие диваны, низкие журнальные столики и базы-комоды. Вся мебель в стиле минимализм достаточно невысокая. В минималистских интерьерах чаще всего преобладают светлые оттенки земли, белый, серый и черный цвета. Суть минимализма в пордке и простоте форм. В интерьере все предельно упрощено и сведено к минимуму. Приверженцы минимализма ищут индивидуальные пути в дизайне, ратуя за лаконичность, порядок и выступая против хаоса.
Хай - тек в интерьере.
Хай-тек - стилевое течение, разновидность архитектурного техницизма, откровенно использующее для формирования интерьера его техногенные структуры (несущие конструкции, технологические коммуникации и т.д.), прежде скрываемые от зрителя под декоративной оболочкой. Термин представляет собой сокращение от английского high technology - "высокая технология", который в своем прямом значении употребляется для характеристик технологических процессов в высокоразвитых отраслях производства. В архитектуре и дизайне хай-тек оформился в середине 1970-х годов как способ наиболее полного выражения достижений науки и техники в эпоху научно-технического прогресса. Хай-тек базируется на искреннем показе функций, структур и материалов и проявляется в подчеркивании конструктивных и технологических элементов. В сферу эстетически значимых попадают элементы, формирующие облик производственной среды на промышленных предприятиях, которые до этого в ограниченной степени являлись объектами художественно-проектной деятельности: эстакады, трубопроводы, установки кондиционирования и др. Преображенные эстетическим видением художника, архитектора, дизайнера и вынесенные из подвалов и чердаков на фасады и в интерьеры зданий, инженерные коммуникации и технологическое оборудование оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря необычности форм, интенсивности цветовой окраски покрытий, блеску шлифованной поверхности стального каркаса. При использовании разных языковых средств и композиционных приемов хай-тек, с одной стороны, тяготеет к крайним проявлениям техницизма с его формами, вырастающими из голой технологии. С другой, в своем внефункциональном декоративном использовании элементов технологии и конструкций, в откровенно театрализованном технологическом шоу стиль хай-тек выступает одной из ветвей постмодернизма. В мебели и аксессуарах стиля хай-тек применяются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения. Повсеместно используются мобильные перегородки, позволяющие менять планировку внутреннего пространства. Технологический дизайн наличествует повсеместно: в отделке стен и потолков, дверей, окон, лестниц. Минимум декора в интерьере стиля хай-тек компенсируется значимостью материала тех или иных элементов: игра света на стекле, блеск хрома и нержавеющей стали несут определенную декоративную нагрузку. Соединение в одном интерьере противостоящих тенденций в конкретной реальности принимает форму техницизма и функционализма с экспрессионизмом: нагромождение форм, массивные извивающиеся трубопроводы, гипертрофированные конструкции - преобладает обыденное, выведенное в ранг сверхграндиозного. Существование и жизнеспособность хай-тека показывает невозможность измерения и создания языка современного интерьера без обратной связи с техникой, современными методами производства и эстетикой активного художественного переживания острого своеобразия современной технологии.
Эклектика в интерьере.
Эклектика (от греческого eklektikos - выбирающий) в дизайне интерьеров - сочетание разнородных по стилю, происхождению, противоположных по художественному смыслу, "несовместимых" элементов архитектурного декора, вещей, произведений искусства, "выпадающих" из условного стилистического единства интерьера. Эклектика - характерный признак перелома, когда эстетические нормы организации уходящего в прошлое образа жизни уже не удовлетворяют человека, а новые еще не сложились. Так было на рубеже XIX и XX веков, когда чисто внешнее и часто поверхностное усвоение одних признаков художественних стилей и их нетворческое соединение в зданиях и домашней утвари выполнялось с пестротой, исключавшей органическое развитие стиля: слепое подражание историческим образцам вело к безликой имитации и потере здорового вкуса. Аналогичные примеры можно видеть и в интерьерах наших дней - беспринципное перечисление случайных форм, бездумно копирующих и совмещающих образы посмодерна, хай-тека и других модных течений, порождает однообразие перебивающих, гасящих друг друга впечатлений. Однако считать эклектику явлением только отрицательным неправильно. Во-первых, она почти неизбежна: даже задуманная в одном стилистическом ключе модель интерьера сплошь и рядом вступает в конфликт с обликом ее предметного наполнения - вещей, несущих на себе знак времени, условий производства или, наконец, индивидуального вкуса хозяина. Так современная электроника является непременной принадлежностью и концептуальных, и отделанных под ретро квартир, где картины под старину, стилизованная мебель должны органично сочетаться домашним кинотеатром, сплит системой и другими атрибутами любого современного жилья. Во-вторых, желание и необходимостьиспользовать в одном интерьере компонентов декора и оборудования с противоречивыми визуальными характеристиками привело к повышению профессионального мастерства проектировщиков, разработке особых технологий эстетической совместимости разнородных смыслов и впечатлений. Среди них - построение в пределах общей интерьерной концепции мини-композиций одного стиля внутри другого, где соединяются контрастные фрагменты и комбинации; сопоставление отрицающих друг друга деталей по отдельным признакам (близость размеров, единство цвета, сходство членений и т. д.). Таким образом, в дизайне интерьеров эклектика перестает быть свидетельством неумелости или творческой ограниченности автора, но приобретает новое качество - осмысленного поиска средств художественного синтеза объектов и форм, внешне не подлежащих совместному эстетическому существованию.