Тридцать лет и три года…» - такой былинный зачин напрашивается в рассказ об одном из лучших фотоклубов Кольского полуострова. Ведь именно 33 года назад, в 1981-м, в Мончегорске местные фотолюбители объединились в клуб под названием «Имандра», а в минувшую субботу в областном Дворце культуры и народного творчества имени Кирова открылась их фотовыставка.
Заполярный Байкал
Название выставки «Вокруг Имандры», как и название фотоклуба, полностью выражает художественные пристрастия мончегорцев. Крупнейшее озеро Кольского полуострова, на берегу которого и раскинулся один из живописнейших городов Заполярья, так или иначе присутствует в любом, пожалуй, кадре, даже тематически с ним не связанном. Имандра, словно заполярный Байкал, вошла в местный фотофольклор.
Панорамы акватории, паруса имандровской регаты, туманы, закаты и восходы на знаковом водоеме…
- Это тоже Имандра? - спрашиваю Марину Бурову, автора говорящего снимка «Остров детства».
- Конечно! Но детство мое прошло не здесь, а на Ладоге, хотя Имандра настолько глубока и в прямом, и в переносном смысле, что способна вызвать любую ассоциацию.
В фотосудьбе Марины Буровой, мончегорского врача-терапевта, отразилась, как в капле имандровской воды, биография клуба. Уроженка Карелии окончила медфак Петрозаводского университета, а еще на практике после 5-го курса познакомилась в Мончегорске с братом своей однокурсницы, аппаратчиком-гидрометаллургом и будущим мужем.
В 2006 году, когда в Мончегорске после длительного перерыва возродился клуб «Имандра», мать двоих детей, увлекавшаяся исключительно вязанием, вышиванием и шитьем, вдруг купила первую в жизни зеркалку.
- Сейчас это мое главное хобби, а в клуб хожу потому, что там это понимают! - смеется врач, открывшая для себя благотворный эффект фототерапии.
Мастера фотоспорта
Руководитель клуба мончегорских фотографов Александр Пантюшин привез в Мурманск в том числе и свой снимок «Оленья упряжка», только что, буквально месяц назад, получивший приз жюри международного фотоконкурса в Греции.
Бег упряжки единственный в Мончегорске и четвертый в области член Международной ассоциации фотохудожников (FIAP) «остановил» на Празднике Севера в Ловозере. В недавнем прошлом начальник участка металлургического цеха Кольской ГМК всерьез занялся на пенсии фотоспортом. Да-да, есть и такой. Пожалуй, неолимпийский пока вид!
- Систематическое участие в международных фотосалонах - это своего рода спорт. Проводятся всемирные кубки и чемпионаты в командном зачете. В феврале 2014 года команда России заняла на подобном чемпионате 15-е место, есть куда нам расти, - улыбается Александр Пантюшин.
- Главное, не закупать в команду иностранных легионеров! - поддерживаю околоспортивную беседу.
Кстати, из мончегорских фотострелков почетные призы FIAP брали Артем Коржуков и Владимир Ламехов. Их наградные снимки - соответственно «Жизнь на небесах» и «Лесное озеро» - тоже приехали в Мурманск.
Владимир Ламехов, ныне электрик-высоковольтник подразделения горных машин, первые свои снимки сделал только - внимание! - в 45 лет от роду, когда начал готовиться к досрочной пенсии (до этого он заработал льготный стаж в медном цехе).
- Но теперь я без камеры никуда. Вот сегодня в Мурманске удачно встретил пожилого мужчину с окладистой седой бородой. Специально издалека проследил за ним объективом и дождался, когда борода окажется на контрастном темном фоне деревьев. Очень симпатичный портрет, радость моя ну прямо детская! - делится обстоятельствами композиционной находки Владимир Ламехов на открытии выставки «Вокруг Имандры».
- А где же вы поймали свое чудесное «Лесное озеро»?
- Лет семь назад я купил первый аппарат, ну и на радостях щелкал все подряд в популярном среди мончегорцев дачном поселке Риж-Губа. По прошествии лет этот кадр из всего массива тех снимков оказался единственно удачным…
Ну что ж, если не мастера спорта, то уж точно перворазрядника за такой снимок получить можно!
Два возрождения
Если зайдете на выставку мончегорцев в холле Кировки, обратите, пожалуйста, внимание на два кадра, которые по недогляду - и символическому недогляду - имеют одинаковое название «Возрождение». Поговорив с обоими авторами, не поленившимися приехать в Мурманск со своими фото, прихожу к выводу, что совпадение названий не случайно. Каждый вложил в это избитое слово свой прочувствованный смысл.
«Возрождение» Игоря Чубарова снято прошлым летом на окраине Мончегорска, там где въезд в город сворачивает с Ленинградки. Гиблое еще недавно было место из-за выбросов комбината. Но фотокамера теперь беспристрастно зафиксировала вполне художественный фотофакт: из небытия прорастают побеги диких карликовых березок.
«Возрождение» Геннадия Субача снято летом позапрошлого года в Варзуге, где автор случайно увидел лежащие на земле деревянные купола, привезенные для реставрации местной церкви.
- Я сразу почувствовал этот кадр! Эти желтые деревянные чешуйки, это пасмурное северное небо. Сделал несколько десятков снимков разными объективами. Ох и побегал я вокруг в поисках ракурса! - говорит мне металлург цеха электролиза, а в душе фотохудожник Геннадий Субач.
Вот он-то с фотокамерой с детства, еще семи лет от роду взял в руки отцовский «ФЭД-Атлас» - редкий аппарат, выпущенный малой серией к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году.
Сейчас фотоклуб «Имандра» готовит к отправке в Минск по договоренности с тамошним фотоклубом другую свою фотовыставку, на этот раз исключительно черно-белую. Не знаю наверняка, но, вполне возможно, на нее попадет что-то из черно-белых портретов работы Сергея Соловья - представителя молодого поколения старейшего на берегах Имандры фотоклуба. Возможно, снимок «Танец», сделанный в январе этого года на фестивале в Ревде. Возможно, «Мелодия Моцарта», подсмотренная прошлым летом на улочках Риги.
- Я ведь помню черно-белые пленки покойного отца, как мы с ним колдовали в ванной с проявителями-закрепителями! - говорит фотоновобранец.
- А зачем вам фотоклуб?
- Два раза в месяц по пятницам я в клуб, как на работу. Это не чувство дисциплины, это чувство дружеского плеча. Мне хорошо там…
Эффект фототерапии? Не исключено.
Павел ВИШНЕВСКИЙ. Опубликовано: «Мурманский вестник» от 18.03.2014