Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И. Валлерштайн Анализ мировых систем




«Общества» конкретны. Более того, общество — это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблужде­ние противоречивых определений. Общество — это тер­мин, использование которого в настоящее время в ис­тории и социальных науках является современным институциональному оформлению социальной науки в XIX в. Общество — это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство. Французская революция стала культурным разделом в идеологической истории современной мировой системы в том, что приве­ла к повсеместному принятию идеи, что социальное изменение, а не соци­альное постоянство является нормальным как в нормативном, так и в ста­тистическом смысле.

В XIX в. понятие «общество» противопоставлялось понятию «государ­ство». Многочисленные суверенные государства находились в фокусе поли­тической активности. Они казались местом для эффективного социального контроля и поэтому ареной, на которой можно было воздействовать на со­циальное изменение. Стандартный подход к интеллектуально-политическим вопросам в XIX в. был связан с вопросом о том, как «примирить» общество и государство. «Общество» должно было означать переплетение обычаев и традиций, которое связывает группу людей без всяких официальных правил несмотря на них либо в противовес им.

В некотором смысле «общество» представляло нечто более долговечное и «глубокое», чем государство, менее подверженное манипулированию и, ко­нечно, более неуловимое. С тех пор и поныне существуют горячие споры о том, как общество и государство относятся друг к другу, что должно быть чему подчинено и что из них воплощает в себе наиболее высокие моральные цен-ности. Со временем мы привыкли думать, что границы общества и государ­ства синонимичны, а если нет, то станут такими.

Мы живем в государствах. В основании каждого государства лежит обще­ство. Государство имеет историю, а потому, конечно, и традиции. Посколь­ку изменение является нормальным явлением, именно государства изменя­ются или развиваются. Они изменяют способ производства. Они становятся урбанизированными. Они имеют социальные проблемы, процветают или приходят в упадок. У них есть границы, внутри которых все факторы назы­ваются «внутренними», а вне которых — «внешними». Они «логически» яв­ляются независимыми единствами и как таковые могут «сравниваться» друг с другом для статистических целей.

Анализ мировых систем заменяет термин «общество» термином «ис­торическая система». Конечно, это замена чисто семантическая. Но она избавляет нас от главной коннотации, которую приобрел термин «обще­ство», его связь с «государством», а также от предположений насчет «где» и «когда».

Я выдвинул гипотезу о том, что есть три формы или разновидности ис­торических систем, которые я назвал мини-системами, мировыми импе­риями и мировыми хозяйствами. Я также предположил, что мы, возмож­но, могли бы выделить и другие формы или разновидности подобных сис­тем.

Мини-системы называются так потому, что они небольшие по разме­рам и, возможно, относительно кратковременны (жизненный путь при­мерно шести поколений), высоко гомогенны с точки зрения культурных и управляющих структур. Основополагающая логика — во взаимном об­мене.

Мировые империи являются крупными политическими структурами и зак­лючают в себе разнообразные «культурные» модели. Основополагающая ло­гики системы — экстракция «дани» из самоуправляющихся прямых произ­водителей (в основном сельских), которая передается к центру и перерасп­ределяется среди немногочисленной, но значимой сети чиновников.

Мировые хозяйства — это огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политически­ми структурами. Основополагающая их существование логика заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех. кто смог захватить временную монополию на рынке. Это — «капиталисти­ческая» логика.

История сосуществования форм может быть воспроизведена следующим образом. В досельскохозяйственную эпоху существовало множество мини -систем, постоянное исчезновение которых было в основном следствием экологических катастроф, а также расколом групп, ставших слишком большими. Здесь наше знание очень ограничено. Тогда не существовало пись­менности, и нам приходится довольствоваться археологическими реконст­рукциями. В период, скажем, между 8000 г. до н.э. и 1500 г. н.э. на Земле сосуществовали одновременно многочисленные исторические системы всех трех разновидностей. Мировая империя была «сильной» формой той эпо­хи, поскольку, расширяясь, она разрушала и (или) поглощала как мини-си­стемы, так и мировые хозяйства. Сокращаясь же, она открывала место для возникновения мини-систем и мировых хозяйств. Большая часть того, что мы называем «историей» этого периода, — это история таких мировых им­перий, и это понятно, поскольку они оставили нам письменные описания того, что происходило. Мировые экономики были «слабой» формой, отдель­ными и не живущими долго. Это происходило потому, что они либо рас­падались, либо поглощались мировыми империями или трансформирова­лись в них.

Примерно в 1500 г. одному из таких мировых хозяйств удалось избежать общей судьбы. По причинам, которые следует объяснить, из консолидации мирового хозяйства родилась «современная мировая система». С тех пор она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое мировое хозяйство затем расши­рилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении.

Капитализм — это система, основанная на соревновании свободных про­изводителей, использующих свободный труд со свободными предметами потребления, где понятие «свободный» означает доступный для продажи и покупки на рынке, не более того. Ограничение этих свобод, где бы оно ни существовало, является пережитком незавершенного эволюционного процес­са и означает, что зона или предприятие являются «менее капиталистичес­кими», чем это ограничение.

Это — точка зрения Адама Смита. Смит считал, что капиталистическая система — это единственная система, созвучная с «человеческой сущностью», и рассматривал альтернативные системы как навязывание неестественных и нежелательных ограничений на социальное. Но эту точку зрения в целом разделял и Карл Маркс. Характеризуя социальную систему, Маркс делал особый акцент на значимости свободного труда. Он не рассматривал капи­талистическую систему как вечно естественную и не считал ее желательной. Но он рассматривал ее как нормальную ступень исторического развития че­ловечества, где труд пока не свободен.

Большинство либералов и марксистов последних 150 лет рассматрива­ют эту картину «конкурентного капитализма» как точное описание капи­талистической нормы, и поэтому утверждают, что все исторические ситу­ации, имеющие отношение к несвободному труду (производителям), това­ру, являются отклонениями от этой нормы и таким образом должны быть объяснены. Норма большей частью отражает идеализированный портрет того, что считалось примером квинтэссенции нормы в Англии после про­мышленной революции, где пролетариат (безземельные, не имеющие ору­дий труда городские рабочие) трудился на фабриках, принадлежащих бур­жуазии (частным собственникам этих фабрик). Владелец здесь покупал рабочую силу рабочих (которым платили заработную плату), в основном взрослых мужчин, не имевших иной реальной альтернативы для выжива­ния, чем платный труд. Никто и никогда, однако, не пытался утверждать что все исторические конкретные ситуации подходят под эту модель. Но либералы и марксисты склонны рассматривать любую ситуацию, отклоня­ющуюся от этой модели, как менее капиталистическую в той степени, в которой происходит отклонение.

Если любую рабочую ситуацию «можно классифицировать по шкале сте­пени капиталистичности», то каждое государство как место развития этих рабочих ситуаций может также располагаться где-то на этой шкале. Эко­номическую структуру государства тогда можно рассматривать как «более» или «менее» капиталистическую, а саму государственную структуру как структуру, более или менее соответствующую степени капитализма в эко­номике или как несовместимую с ней. В этом случае мы можем ожидать, что она как-то изменится со временем в направлении большей такому со­ответствию.

Как может быть установлено «доминирование» определенного способа структурировать единицы труда в рамках пространственного единства (го­сударства), никогда не было достаточно ясно.

Между производительным и непроизводительным трудом было проведено различие. Несмотря на то что точные определения физиократов Сен-Симо­на и Маркса были далеко не одинаковы, оба они стремились определить не­которые виды «экономической деятельности» как не-труд, т.е. как непроиз­водительный труд. Это способствовало образованию довольно большой и очень полезной оценки в определении капитализма. Если среди различных видов деятельности, определяемых как непроизводительный труд, оказыва­ется значительное количество примеров, не отвечающих модели капиталис­тической ситуации труда, а наиболее явным, но далеко не единственным при­мером здесь является домашний труд, то становится намного легче утверж­дать, что «большинство» ситуаций труда в некоторых странах относится к типам, описанным в рассматриваемой модели, и, таким образом, мы действи­тельно имеем несколько «капиталистических» стран с точки зрения их со­циально-исторического определения.

Ситуаций, где свободные рабочие работают за плату на предприятиях свободных производителей, меньшинство в современном мире. Это, несом­ненно, верно, если единицей нашего анализа является мировое хозяйство. Анализ мировых систем показывает, что капиталистическое мировое хозяй­ство является особой исторической системой. В этой связи нужно подчерк­нуть тот факт, что конец XVIII и начало XIX в. представляют собой поворот­ный пункт в истории в том, что капиталисты наконец достигли обществен­но-государственной власти в ключевых государствах мира. Два великих события, случившиеся в этот период, — Промышленная революция в Анг­лии и Французская революция — были, как обычно считается, решающими-Простой обзор библиографии подтвердит, что значительная часть мировой истории связана с этими двумя «событиями».

Французская революция была моментом, когда буржуазия вытеснила феодальную аристократию с позиций государственной власти и этим транс­формировала докапиталистический общественный уклад в капиталистичес­кое государство. Промышленная революция выдвигает на первый план плоды такой трансформации. Как только капиталисты достигают государственной

власти (или, по словам Смита, сокращают вмешательство в государство), становится возможным значительно расширить триумфальные возможнос­ти капиталистической системы.

Идея Промышленной революции трансформировалась в идею Индуст­риализации и породила ряд подкатегорий, а поэтому и субвопросов: идею «взлета», понятия как «доиндустриальных», так и «постиндустриальных» об­ществ и т.д. Идея буржуазной революции стала исследованием того, где и как может произойти «буржуазная революция» (или приход к власти сред­него класса).

Анализ мировых систем призывает к оценке центральности этих подра­зумеваемых ключевыми «событий» с точки зрения типа, основ исторической системы, в рамках которой они происходят. Если единицей анализа совре­менной мировой системы является капиталистическое мировое хозяйство (и это «если» остается), то следует спросить, представляют ли полученные ка­тегориальные различия — сельское хозяйство и промышленность, землевла­делец и промышленник — лейтмотив, вокруг которого сконцентрировано историческое развитие.

Если существует индустриальная фаза, то мы можем дойти до постин­дустриальной. Если мы имеем дело с аналитически отделяемыми группа­ми, то может существовать лишь разобщенность держателей государствен­ной и экологической власти. Все эти категории находятся сейчас так глу­боко в нашем сознании, что мы практически не можем говорить о мире, не используя их. Анализ мировых систем показывает, что категории, инфор­мирующие историю, были исторически образованы, по большей части, не более века назад.

Анализ мировых систем стремится лишить понятие прогресса статуса траектории и открыть его заново как аналитическую переменную. Бывают исторические системы лучше или хуже (и мы можем спорить о критериях, по которым можно судить об этом). Нет никакой уверенности в том, суще­ствует ли линейная тенденция вверх, вниз или прямо. Возможно, что линия как раз неровная или, может быть, неопределенная. Если в мире существо­вали многочисленные примеры или типы исторических систем и если все исторические системы имеют начало и конец, то нам захочется понять, ка­ков процесс возникновения последовательности (временной и простран­ственной) исторических систем.

Валлерштайн И. Анализ мировых систем: совре­менное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998. С. 129—147.

 

Э. Гидденс

Мировая система и Европа

В основе преобразований обществ Западной Европы лежали две великие революции. Второй из них была политическая революция, результатом которой стало возникновение национальных государств. В формиро­вании современного мира этот феномен играет такую же важную роль, как и процесс индустриализации об­щества. Жители западных стран воспринимают как не­что само собой разумеющееся то, что они являются «гражданами» отдельных государств. При этом все прекрасно понимают, какую важную роль в их жизни играет государство (централизованное пра­вительство и местная администрация). Между тем утверждение гражданских прав и, в частности, всеобщего избирательного права — явление относительно недавнего прошлого. То же самое можно сказать и о национализме как чув­стве принадлежности к определенной национальной общности, отличной от других.

Гражданские права и национальное сознание стали характерными черта­ми «внутренней» организации национальных государств, однако в равной степени важны и отношения между национальными государствами. Эти от­ношения являются фундаментальной отличительной чертой современной эпохи.

Современная мировая система не имеет аналогов в истории человечества. Каждая из «двух великих революций» приобрела глобальные масштабы. Промышленный капитализм основывается на чрезвычайно сложной специ­ализации производства, на разделении труда, при котором отношения обмена охватили весь мир. Достаточно задуматься об одежде, которую вы носите, о комнате, в которой вы находитесь, или о том, что вы будете через некоторое время есть. Вряд ли вы сами сшили себе одежду, построили себе здание или произвели продукты питания. В промышленно развитых странах специали­зация производства воспринимается как должное, однако до прихода про­мышленного капитализма разделение труда носило гораздо менее сложный характер. Большинство населения в основном само производило для себя все необходимое, а в тех случаях, когда это было невозможно, прибегало к услу­гам других членов местной общины. В современном мире продукция про­изводится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным бла­годаря поистине глобальному разделению труда. При этом большинство продукции, потребляемой на Западе, не просто производится в других час­тях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные взаимосвязи. Так, отдель­ные телевизионные детали могут производиться в одной стране, другие де­тали — в другой, сам телевизор собираться в третьей, а продаваться в совер­шенно другом месте.

Однако новая уникальная мировая система не является результатом рас­ширения исключительно экономических отношений. Распространение ка­питализма сопровождалось повсеместным становлением национальных государств. Я уже упоминал некоторые «внутренние» характерные черты на­ционального государства. Однако было бы не совсем правильно говорить о национальном государстве как о чем-то «универсально-автономном». Не­обходимо говорить о национальных государствах, которые с момента сво­его возникновения в Европе всегда отличались комбинацией отношений добрососедства и конфликтов. Современный мир представляет собой хит­росплетение разнородных национальных государств. Возникновение наци­ональных государств в Европе и особенно их развитие в других частях зем­ного шара — феномен относительно недавнего прошлого. На протяжении большей части истории человечества люди жили в разбросанных по земле малочисленных общинах, обеспечивающих свое существование охотой на животных и сбором съедобных растений. Это были общества «охотников и собирателей». На протяжении большей части последних десяти или около того тысячелетий мир был все еще редко заселен (по сравнению с нашими днями) людьми, жившими в общинах охотников и собирателей, малочис­ленных сельскохозяйственных поселениях, городах-государствах или им­периях. Некоторые империи, такие, как Древний Китай, были очень боль­шими. Однако по своему устройству они радикально отличались от совре­менных национальных государств. К примеру, центральному правительству Древнего Китая так никогда и не удавалось установить действенный кон­троль над своими многочисленными провинциями, особенно в более от­даленных районах.

Жизнь большинства подданных китайского государства совершенно от­личалась от жизни их правителей. Между культурой и языком основной массы населения и государственных чиновников было мало общего.

Важно подчеркнуть, что, хотя только что упомянутые типы общества и состояли в различного рода отношениях, они ни в коей мере не охватыва­ли весь земной шар, как это происходит сегодня. До XX в. поговорка «Вос­ток — Востоком, Запад — Западом, и им никогда не сойтись» отражала впол­не реальные обстоятельства. Несмотря на то что начиная с XI в. между Китаем и Европой и существовали редкие торговые и некоторые другие связи, можно без преувеличения сказать, что на протяжении последующих столетий народы Китая и Запада могли с таким же успехом проживать в раз­личных вселенных. В современном мире ситуация коренным образом из­менилась, хотя культурные различия между Востоком и Западом по-преж­нему сохраняются.

Современный Китай — уже не империя, а национальное государство, отличающееся гигантскими территорией и населением. Согласно утверж­дениям китайских лидеров, это социалистическое государство. Далеко не все из многочисленных национальных государств в мире следуют «либе­рально-демократической» модели, наиболее прочно укоренившейся в За­падной Европе.

Культивирование исторического понимания того, насколько новы и дра­матичны социальные преобразования последних двух столетий, — дело не­простое. Однако, по всей видимости, еще сложнее избавиться от явного или подспудного убеждения в том, что образ жизни, получивший распростране­ние на Западе, в чем-то превосходит образ жизни других культур. Такое убеж­дение обусловлено распространением западного капитализма, повлекшим за собой притеснение и уничтожение большинства других культур, с которыми капитализм вступал во взаимодействие. Идеи социального превосходства получили свое дальнейшее конкретное воплощение в работах тех социал ьн ых мыслителей, кто пытался втиснуть историю человеческого общества в схе­мы социальной эволюции, где в качестве критерия «эволюции» имеется в

виду способность различных типов общества контролировать или подчинять себе окружающий их материальный мир. В таких схемах западный индуст­риализм неизменно занимает главенствующее положение, поскольку несом­ненно обеспечивает уровень материального производства, намного превос­ходящий уровень производства всех известных истории общественно-эко­номических формаций.

Социология призвана развенчать этноцентризм эволюционных схем. Эт­ноцентризм представляет собой концепцию, в которой в качестве критерия оценки всех других обществ и культур используется точка зрения данного конкретного общества. Нет никаких сомнений в том, что подобное отноше­ние глубоко укоренено в западной культуре.

Характерно оно и для других обществ. Однако на Западе убеждение в соб­ственном превосходстве является выражением и оправданием жадного по­глощения индустриальным капитализмом других форм жизни.

Следует четко понимать, что было бы ошибкой отождествлять экономи­ческую и военную мощь западных стран, позволившую им занять ведущие позиции в мире, с вершиной эволюционного развития общества. Столь ярко проявляющаяся на Западе оценка уровня развития общества исключитель­но на основе критерия материального производства сама по себе представ­ляет собой аномальное явление, если сравнивать ее с установками других культур.

Антропологическое измерение социологического воображения позволя­ет осознать то многообразие форм организации человеческой жизни, кото­рые имели место на нашей планете. Ирония современной эпохи проявляет­ся в том, что систематическое изучение разнообразия человеческой культу­ры — «полевая работа антропологии» впервые стало проводиться как раз в то время, когда всепоглощающее расширение промышленного капитализма и усиление военной мощи западных государств активно способствовали унич­тожению этого разнообразия.

Показательно, что в работе Жан Жака Руссо «Рассуждение о происхож­дении и основаниях неравенства между людьми» (1755) четко проводится мысль о том, что, лишь осознав поразительное многообразие социальных формаций, мы можем лучше понять самих себя. «Весь мир, — пишет Руссо, — состоит из множества обществ, о которых мы знаем только понаслышке. Тем не менее, мы по-дилетански выносим суждения относительно всего челове­чества».

Сокращено по источнику: Социологические исследования. 1994. № 2. С. 129-138.

 

П. Арукер





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2282 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.