ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОДНОЙ ЧАСТЬЮ ФИЛЬМА
----+------------------------+--------------+-------------+--------
¦N ¦Наименование ¦Количество ¦Коэффициент ¦Примеча-¦
¦п/п¦технологических операций¦смен (см) ¦напряженности¦ние ¦
¦ ¦ ¦на одну часть ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +------+-------+------+------+ ¦
¦ ¦ ¦Моно ¦Dolby ¦Моно ¦Dolby ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 1 ¦Речевое озвучивание ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 2 ¦Укладка речи ¦ 0,75¦ 0,75 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 3 ¦Запись синхронных шумов ¦ 0,75¦ 1 ¦ 1,4 ¦ 1,5 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 4 ¦Укладка синхронных шумов¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 5 ¦Запись музыки ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦На фильм¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 6 ¦Сведение музыки ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦На фильм¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 7 ¦Монтаж музыки ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦На фильм¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 8 ¦Подбор фоновых шумов ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦ 9 ¦Монтаж фоновых шумов ¦ 1,25¦ 2 ¦ 1,4 ¦ 1,5 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦10 ¦Подготовка к перезаписи ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦На фильм¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦11 ¦Премиксы ¦ 1,5 ¦ 2 ¦ 1,35 ¦ 1,4 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦12 ¦Перезапись ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ ¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦13 ¦Кодировка ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦На фильм¦
+---+------------------------+------+-------+------+------+--------+
¦14 ¦Запись исходных ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦---+------------------------+------+-------+------+------+---------
Одна часть - 10 минут изображения кинофильма, или 286 м без ракордов (минимальный метраж последней части не менее 150 м) согласно ОСТ 19-7-88 "Фильмовые материалы. Длина частей и рулонов. Методы контроля".
Одна смена - 8 часов рабочего времени.
Коэффициент напряженности - соотношение между количеством смен, реально отработанных на проведение тех или иных технологических операций,
например речевое озвучивание - 18 смен, и количеством дней, отведенных на эту операцию по смете, например речевое озвучивание - 13 дней (18 /13 = 1,38 ~= 1,4 смены/дня).
Коэф. напр., равный 1 при смене, равной 8-часовому рабочему дню.
Коэф. напр., равный 1,5 при смене, равной 12-часовому рабочему дню.
Коэф. напр., равный 2 при смене, равной 16-часовому рабочему дню.
Схема расчета
1. По режиссерскому сценарию и смете известен теоретический метраж кинофильма, например 2500 м.
2. Согласно ОСТ 19-7-88 известен метраж 1 части - 286 м без ракордов.
3. Определяем количество частей, разделив метраж кинокартины на метраж 1 части (2500: 286 = 8,74) ~= 9 частей.
4. Определяем количество смен, необходимых, например, для речевого озвучивания, умножив количество частей, полученных ранее, на количество частей в смену (см. приложение 6 таблицу 1) (9 частей х 2 смены/часть = 18 смен).
5. Определяем количество дней, необходимых, например, для речевого озвучивания. Количество смен, полученных в п. 4 (18 смен), разделить на коэф. напр. (см. приложение 6 таблицу 1) (18 смен: 1,4 смены/дня = 12,8 ~= 13 дней).
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.
ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ.
Основой планирования ресурсов производства аудиовизуальной продукции является сценарий, к которому предъявляются не только художественные, но и производственные требования: конкретное описание законченного сюжета; наличие полностью разработанных сцен и эпизодов; учет времени года и соблюдение реального количества съемочных объектов; исключение по возможности неоправданно большого количества мест действия.
Используя общее с другими литературными жанрами средство выражения — слово, сценарий ориентирован прежде всего на изобразительные возможности киноискусства, особенностью которого является его синтетичность. Это выражается в том, что создатели фильма в одном кадре соединяют сразу несколько средств выражения: изображение, музыку, речь, дикторский текст, надписи.
Важнейшим производственным фактором, который необходимо учитывать при написании сценария, является объем будущего фильма, точнее — соответствие реального объема фильма, вытекающего из сценария, принятой длине фильма. Достаточно сказать, что погрешность в определении объема фильма по утвержденному к производству сценарию в 10% может стоить российскому продюсеру фильма средней постановочной сложности более 3 млн руб.
На основе сценария определяются основные производственно-экономические факторы создания фильма. Так как литературный сценарий, являющийся скорее произведением литературы, нежели рабочим кинематографическим материалом, не дает возможности точно определить постановочные параметры съемки картины, целесообразно использовать специальную форму записи сценария — киносценарий, представляющий собой форму записи, промежуточную от литературного сценария к режиссерскому сценарию. Он создается для более точного и полного определения производственно-экономической основы постановки и оценки ее ресурсного обеспечения.
Работая над киносценарием, авторы и основные создатели фильма (режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художники-постановщики по декорациям и костюмам, директор съемочной группы, продюсер) освобождают его от излишней описательности литературного сценария, более четко выявляют логику развития сюжета, уточняют роль каждой сцены и ее кинематографическое решение, объем и роль диалога, определяют монтажную последовательность сцен.
В киносценарии дается точное описание места, времени действия, пластический и зрительно-звуковой образ будущего фильма. Основными драматургическими элементами киносценария являются эпизод и сцена. Основной производственной единицей киносценария является съемочный объект — это сцена или группа сцен, снимаемых в одном месте действия, независимо от их сценарной последовательности.
Для того чтобы при планировании работы съемочной группы возможно было составить различные комбинации из сцен, объединенных тем или иным признаком, форма киносценария предусматривает запись каждой новой сцены на отдельной странице или страницах.
При этом каждая сцена обозначается порядковым номером в соответствии со сценарной последовательностью. Съемочная группа определяет объем сцены (в полезных метрах или минутах). С целью удобства работы с таким материалом в киносценарии при записи сцен целесообразно отделить диалоги от описательной части.
Важнейшим этапом работы над киносценарием является определение объемов будущего фильма, так как необходимо учитывать, что продолжительность показа фильма на экране должна соответствовать принятым в кино-, видео-, телепрокате нормам.
Полнометражным в России считается фильм продолжительностью не менее, чем 52 мин. Фильм продолжительностью менее, чем 52 минуты, является короткометражным.
На практике исходя из требований проката объем -
1. полнометражного художественного фильма устанавливается в пределах 2100— 2500 полезных метров (около 80—90 мин),
2. полнометражного художественного кинофильма для детской аудитории — 1800—2100 полезных метров (65—80 мин),
3. двухсерийного художественного кинофильма — 3600—4000 полезных метров (около 130—145 мин).
Точное соотношение между объемом текста сценария и метражом фильма установить невозможно, поскольку многое зависит от стиля записи сценария, манеры формулировки содержания фильма у конкретного драматурга, от соотношения диалогов описательной части. Практика показывает, что объему полнометражного художественного кинофильма 2500 полезных метров соответствует литературный сценарий, напечатанный через два интервала на 70—80 страницах формата А4.
Точнее определять объем будущего фильма можно путем хронометража игрового действия и диалога, учитывая, что за одну минуту экранного времени проходит 27,3 м фильма и, как правило, на один метр картины ложатся три-четыре слова диалога. Конечно, и определение объема картины с помощью секундомера имеет погрешности. Здесь очень важно, чтобы хронометраж проводился вторым режиссером или каким-то другим работником съемочной группы, хорошо знакомым с манерой работы автора сценария и кинорежиссера-постановщика.
Поскольку каждая новая сцена в киносценарии начинается с отдельной страницы, где указывается место действия, то киносценарий можно легко сгруппировать по сценам, снимаемым в одном месте, т.е. по объектам, а объекты затем объединить в группы по видам съемок (натурные, павильонные, съемки в интерьерах и т.д.).
Рекомендуется использовать схему построения киносценария
Название | Стр. № | |||||||||||||
Сцена № | Объем сцены, м или мин | |||||||||||||
Название объекта. Время и место действия | ||||||||||||||
Содержание действия | Диалог | Действующие лица | ||||||||||||
Изобразительное решение сцены | ||||||||||||||
Рис. 18.2. Схема построения киносценария художественного фильма
В работе с авторами фильма над киносценарием продюсер и директор съемочной группы обязаны обеспечить наиболее экономичные решения производственных вопросов, связанных с постановкой фильма. Серьезное внимание здесь должно быть уделено> количеству намечаемых в сценарии съемочных объектов. С производственно-экономической точки зрения нецелесообразно включать в сценарий эпизоды, незначительные по метражу, но требующие строительства декораций или организации дорогостоящих киноэкспедиций.
Иными словами, проходные и малометражные сцены не должны без серьезной на то мотивации вызывать сложную организацию съемок.
Количество съемочных объектов обычно составляет в сценарии полнометражного художественного кинофильма 30—35.
При определении количества объектов комплексные декорации разбиваются по числу составных объектов, если такой комплекс является соединением нескольких самостоятельных декораций. Кадры проходов и проездов, предусмотренные сценарием в непрерывной монтажной последовательности и не требующие сложной организации съемок, планируются как один съемочный объект.
Группа кадров, снимаемых комбинированными или специальными методами, не включается в общее количество объектов, если съемка этих кадров производится параллельно с основными съемками или если они учтены в сценарном метраже основных объектов.
Затраты на проведение киноэкспедиций, особенно в отдаленных географических районах, могут составить в общих издержках на производство фильма до 20—25%.
Поэтому в ходе работы над киносценарием и в дальнейшем, при разработке режиссерского сценария и постановочного проекта, необходимо находить такие творческие решения, которые по возможности сокращали, бы количество выездов съемочной группы в отдаленные киноэкспедиции и переездов из одного района в другой.
Следует отметить, что эта проблема многоаспектна. При определении предполагаемых мест работы над фильмом целесообразно, помимо прямых затрат на проведение и организацию киноэкспедиций, проанализировать и другие параметры стоимости фильма: тарифы на услуги производственно-технических баз и киностудий, находящихся в других городах и странах, условия работы там, уровень оплаты труда работников, занятых на съемках, и т.д. Проведение такого сравнительного анализа может привести съемочную группу к решению, например, снимать весь фильм в другом городе, включая использование павильонных площадей, аренду кинотехнологаческого оборудования и пр.
Существенным моментом в процессе производственно-экономического анализа сценария является установление времени года, во время которого осуществляются натуральные съемки. Это должно быть увязано с драматургией фильма и обязательно мотивировано. При отсутствии необходимости такой временной адресности выбирается тот период года, когда проводить съемки производственно и экономически наиболее целесообразно.
Изучая сценарий, необходимо также обратить внимание время суток, во время которых происходит действие в той иной сцене, поскольку организация дневных, ночных и так называемых режимных съемок требует различного освещения, пользования операторских и специальных приспособлений, в конечном счете обусловливает различные сроки работы и затраты на их проведение.
Производственно-экономический анализ сценария завершается составлением примерной таблицы сводных данных о количестве объектов, сцен и о характере их съемок по форме, приведенной ниже:.