Титульный лист — это паспорт фильма. Помимо названия сценария, его авторов, студии и года выхода на него выносятся имена основных работников съемочной группы. Обозначаются все роли, эпизоды и категории участников массовых сцен, а также комбинированные кадры и все объекты: натурные, павильонные, интерьерные с указанием метража.
Пока руководство съемочной группы занимается сценарием, режиссерская команда намечает и готовит актеров, которые прочитали сценарий, переговорили с ассистентом и ждут вызова к режиссеру для первого и очень важного разговора.
ПОДБОР АКТЕРОВ
Очень часто трудно определить момент начала поиска актеров. Иногда уже при написании сценария актеры известны, а бывает, что, потратив много времени и сил на просмотр нескольких десятков кандидатов, в конце подготовительного периода режиссер неожиданно на экране телевизора увидит своего единственного исполнителя.
Влияние личности актера на творческий и коммерческий результат фильма очень высок. Актерская популярность — категория экономическая и напрямую связана с привлечением зрителей в кинотеатр и с прибылью от продажи видеокассет.
Актерская популярность способствует поиску инвесторов, а иногда является единственным основанием для финансирования проекта. Мало что можно противопоставить влиянию актера-звезды, участвующего в проекте, на зрительский интерес к картине, на интерес к ней телевидения и прессы.
Важнейшим элементом в подготовке фильма к производству является правильно продуманный подбор актеров — исполнителей главных ролей. Этим занимается режиссерская команда — обычно три-четыре человека.
Подбор актеров (кастинг) вбирает в себя просмотры фильмов, спектаклей, телепередач, фотографий, ознакомление с прессой. После этой предварительной работы принимается решение о вызове актера для беседы с режиссером-постановщиком.
Тщательный выбор кандидатов на эту беседу избавляет режиссера от излишней эмоциональной нагрузки и актера от психологической травмы, неизбежной при отклонении его кандидатуры.
Подбор исполнителей происходит в зависимости от требований сценария с целью выявления актеров, наиболее соответствующих персонажам. Кроме этих творческих задач при подборе актеров принимаются во внимание и коммерческие интересы. Особенно, если в инвесторы продюсер стремится получить крупных банкиров, решение которых зависит от участия в проекте известных актеров. Правда, необходимо понимать, что инвесторы, настаивая на звездах, не слишком заботятся о совпадении индивидуальности актера и предназначенной ему роли. В случае ошибки за нее расплачиваются все.
Если кандидатура актера не вызывает ни у кого сомнений, то он утверждается на исполнение роли без проведения фото- и кинопроб.
Современные повышенные нормы выработки, жесткий календарный план съемок выявляет тенденцию снимать свободных артистов. Директору картины необходимо проводить настоящую глубокую «разведку» о занятости кандидата на стороне. Потому что если спросить самого актера заинтересованного в роли, то ответ будет всегда один — «я свободен».
Очень важно утвердить актеров за месяц до начала съемок. За оставшиеся четыре недели необходимо провести переговоры с той киногруппой, где может быть занят актер или с его театром, заключить с актером контракт (умение составлять который является настоящим искусством), пошить на него костюмы, помочь ему вжиться в роль; провести репетиции и, если необходимо, найти и утвердить рисунок грима.
РЕПЕТИЦИЯ В КИНО
Репетиция в кино необходима, чтобы актеры поняли значение сцен и эпизодов, характеристики и взаимоотношения персонажей, получили режиссерские указания. Предварительная репетиция позволит сократить время на проведение репетиций в съемочном периоде.
Если творческая репетиция может значительно улучшить качество фильма, то без технической репетиции просто нельзя приступать к съемкам. Общепринятая технология репетиций выглядит примерно следующим образом.
Шаг 1-й — за столом. Собираются все основные актеры. Цель встречи — знакомство и читка сценария по ролям.
Шаг 2-й — овладение образом. Знакомство с режиссерской экспликацией фильма. Цель — проникновение в психологию характеров.
Шаг 3-й — эпизоды фильма. Учитывая, что съемки фильма не всегда ведутся по ходу логического развития действия, эти репетиции важны для преодоления трудностей работы актера в кино. Некоторые режиссеры репетируют предварительно почти все сцены; будущего фильма (так называемый прогон); другие — только наиболее сложные сцены.
Шаг 4-й — накануне. Эти репетиции соединяют технические и творческие задачи.
Шаг 5-й — съемочный день. Установление мизансцены с точными движениями актера в каждом кадре с участием оператора. Репетиция перед съемкой — завершающая техническая репетиция, в которой движения актеров размечают с точностью до сантиметра.
Специфика телесериалов не может выделить время на репетиции. Еще совсем недавно производительность труда на телесериалах была 2—4 мин полезного метража в смену. Сегодня она выросла до 15—20.