Понятие гражданства и признание российского гражданства
В ст. 3 Закона о гражданстве 2002 г. дано следующее определение гражданства: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».
Само это понятие говорит о том, что лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеет не только права, защищающие его как гражданина, но и определенный круг обязанностей, который тесно связан с правами лица как гражданина своего государства.
Признание гражданства – это своего рода «перепись» своего населения государством, отделение «своих» от «чужих». Определяя круг своих граждан, государство отделяет своих граждан от иностранцев или лиц без гражданства, устанавливает условия, которые необходимы для того, чтобы лицо было признано гражданином.
Признание гражданства говорит о том, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления. Само государство обязано признать всякое лицо своим гражданином и не вправе ему отказать в этом, если такое признание выполняет определенные государством условия.
Признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, когда не требуется согласия лица, приобретающего гражданство – не однозначные понятия. Признание гражданства – это признание факта наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего закона. При признании гражданства имеется в виду, что все лица приобрели его или были признаны гражданами до вступления в силу нового закона, на основании ранее действовавшего. Поэтому при рождении лица оно становится гражданином по основаниям вновь принятого закона.
Признание гражданства отличается от принятия лица в гражданство тем, что обычно в случае признания одно гражданство не заменяется другим, а принятие в гражданство, как правило, означает замену одного гражданства другим.
Статья 5 Закона о гражданстве 2002 г. признает гражданами Российской Федерации лиц, которые уже имеют российское гражданство на день вступления указанного Закона в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации на основании этого Закона.
Причем признание за лицом гражданства взаимосвязано с сохранением им этого гражданства. Государство само оговаривает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство.
В ранее действовавших Законах СССР «О гражданстве СССР» 1978 и 1990 г. определялось:
1) при вступлении в брак с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также при расторжении этого брака граждане СССР сохраняли свое гражданство (ст. 4 и ст. 7 соответственно);
2) утрата советского гражданства одним из супругов не влечет за собой утрату гражданства СССР другим супругом (ст. 4 и ст. 7);
3) проживание граждан СССР за границей не влечет автоматической утраты гражданства СССР (ст. 5 и ст. 8).
Подобные положения были установлены и в Законе о гражданстве 1991 г. Так, в ст. 4 определялось, что проживание российского гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. В ст. 6 этого Закона так же говорилось о том, что заключение или расторжение брака российским гражданином с лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Статья 8 Закона о гражданстве 2002 г. в своей основе повторяет ст. 6 Закона о гражданстве 1991 г., но с некоторыми изменениями.
Сохранение гражданства за лицами, которые живут за пределами страны, имеет целью поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Таким образом, само по себе проживание граждан за границей не может считаться в чем-то предосудительным, постыдным, разрушая годами принимаемый стереотип мышления. Ведь вполне ясно, что пребывание граждан за границей имеет причины и объективные, и сугубо субъективные, поэтому не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям.
Особое значение имеют и те статьи законов о гражданстве, которые посвящены гражданству и браку. В некоторых случаях вступление в брак и последующее за ним изменение гражданства часто отрицательно сказывается на судьбе женщины. Действующий и предшествовавшие ему законы о гражданстве исходят из положений Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в которой с учетом того, что «коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза», предусматривается, что ни заключение, ни расторжение брака с иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Конвенция также устанавливает, что жена имеет право сохранить свое гражданство и в случае добровольного приобретения мужем гражданства какого-либо государства, и в случае его отказа от своего гражданства.
Однако названная Конвенция, признавая значение брачного союза для каждого человека, предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. Существенно условие, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка.
Кроме того, ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. так же указывает, что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.
Таким же образом происходит и охрана интересов родившихся в этом браке или усыновленных детей: расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Законодательство РФ, а именно ст. 2.6 КоАП, предусматривает административную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации на общих основаниях. Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом (главы дипломатических представительств, дипломатический персонал, члены их семей, главы консульских представительств и некоторые консульские должностные лица, а также члены государственных делегаций, осуществляющие официальные визиты в Российскую Федерацию). Однако это не говорит о том, что за совершение административного правонарушения они не несут никакой ответственности: она наступает на основании норм международного права. Кроме того, этот иммунитет не распространяется на иностранных юридических лиц, т. е. они несут административную ответственность на общих основаниях.