Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разница между мудростью запрета и его причиной




Выше были перечислены только некоторые виды вредоносного воздействия музыки. Необходимо иметь в виду, что это только Озарение сердец 162

мудрости, которые содержит в себе запрет, но не его причина (илля). Шариатские решения основываются на законных причинах, а не на разумном обосновании. Другими словами, если удаѐтся избежать вредоносного воздействия музыки, это не делает еѐ дозволенной.

Например, мудрость запрета вина и, в целом, алкоголя заключается в том, что вино разжигает между людьми вражду и ненависть друг к другу, а также мешает человеку поминать Аллаха. А причина запрета в том, что это вещество опьяняет. Представьте ситуацию, когда человек говорит, что для него вино – халяль, потому что он изолирует себя от других людей после того, как выпьет его, а, следовательно, разрушительного эффекта не будет. Любой разумный человек скажет, что он не прав, потому что вино – харам вне зависимости от того, приводит его распитие к нанесению вреда или ущерба другим людям или нет. Причина запрета на вино в том, что оно опьяняет вне зависимости от того, проявляется мудрость данного запрета в конкретном случае или нет.

То же касается музыки. Даже если человеку удаѐтся избежать описанного выше вреда от музыки, она всѐ равно остаѐтся харамом. Еѐ нельзя считать дозволенной, даже если она не причиняет вред. Это известный принцип в науке усуль аль-фикх.

Шариатское решение относительно музыки и запрещѐнного пения

В свете доказательств, которые мы приведѐм далее, Шариатом запрещается следующее: darulfikr.ru 163

а) Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения и танцев и сами по себе (без сопровождающего их пения), очаровывают, являются источником удовольствия и блаженства. Сюда относятся барабан, скрипки, гитара, флейта, лютня, мандолина, фисгармония, фортепиано и т. д. Их запрещено использовать при любых обстоятельствах.

В умме существует полное согласие по этому вопросу с первого века Ислама. Сподвижники (сахабы), их последователи (табиины), знатоки фикха (факихи) и другие учѐные, в целом, всегда единодушно высказывались по данному вопросу.

б) Пение, которое провоцирует грех, также запрещено, по единодушному мнению всех учѐных, например, песни, которые приводят к оставлению обязательных предписаний (фард и ваджиб).

в) Любое пение, сопровождаемое грехами, например, песни запретного, безнравственного или развратного содержания или песни в исполнении женщины из числа не махрамов и т. п. также запретны. Это тоже является единодушным мнением учѐных.

Доказательства

Существует множество доказательств из Корана и Сунны в пользу запретности музыки. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах говорит (смысл): «Среди людей есть такие, кто покупает ложные речи, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха без всякого знания, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (Сура «Лукман», аят 6). Озарение сердец 164

Великий сподвижник Абдуллах ибн Мас`уд, поясняет, что означает в этом аяте «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идѐт о музыке»177. Имам Ибн Аби Шайба передаѐт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого, нет другого Господа, что здесь говорится о пении»178.

177 Имам аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223. Достоверность хадиса также подтвердил аль-Хаким в «Мустадрак», том 2, стр. 411.

178 Ибн Аби Шайба, «аль-Мусаннаф», 132/5.

179 «Сунан» аль-Байхаки, 1/221 и «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, 132/5.

180 Ибн Аби Шайба, «аль-Мусаннаф», 132/5.

181 Тафсир Ибн Касир, 3/442.

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдуллах ибн Аббас сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное»179. Он также сказал: «Музыка и покупка певиц»180.

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов»181.

Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхуль и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

Приведѐнный выше аят из Корана, принимая во внимание его толкования, служит явным указанием на запретность музыки.

Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идѐт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, и не о музыке, то это мнение не противоречит приведѐнному выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом «вещи, darulfikr.ru 165

которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором среди прочего подразумеваются музыка и песни, ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает место на переднем плане.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого ('ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствует ложно, а когда проходят мимо праздного (празднословия), они не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (Сура «Аль-Фуркан», аят 72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас передаѐт от сайиддины имама Абу Ханифы, что «ложь» (зур) в этом аяте означает музыку и песни182.

182 «Ахкам аль-Куран», 3/428.

183 «Рух аль-Маани», 15/111.

184 «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль», 1444.

185 Имам аль-Куртуби, «Аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», 10/288.

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (Сура «Аль-Исра», 64)

Один из великих толкователей Муджахид сказал, что слово «голос» (саут) в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия183.

Имам Суюти цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты»184.

Ещѐ один толкователь Даххак также говорил о флейте, разъясняя слово «саут»185. Озарение сердец 166

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Руководство от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

Существует множество хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые запрещают музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учѐные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них:

1) Имам аль-Бухари в «Сахих» от Сайиддуна Абу Малик аль-Ашари передаѐт, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шѐлка, алкоголь и музыкальные инструменты»186.

186 «Сахих» аль-Бухари.

2) Абу Малик аль-Ашари рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скоро в моей Умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные darulfikr.ru 167

инструменты и петь. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и превратит их в обезьян и свиней»187.

187 «Сахих» Ибн Хиббана и «Сунан» Ибн Маджа, с достоверной цепочкой передатчиков.

188 Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189.

В приведѐнном выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты188.

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом хадисе (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность запретных музыкальных инструментов, наряду с прелюбодеянием, шѐлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату.

Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем подчѐркивает, насколько это серьѐзный грех. Тот, кто пытается дозволить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.

Во втором хадисе описывается судьба таких людей: земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого). Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шѐлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.

Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шѐлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырѐх вещей делается только для музыки? В таком случае Озарение сердец 168

можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шѐлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяния дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведѐнные выше два хадиса любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдѐт?» Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным»189.

189 Формулировка согласно «Сунан» Тирмизи, хадис приводят имам Тирмизи и имам Ибн Маджа в своих сборниках Сунны.

190 «Сунан» Тирмизи.

4) Сайиддуна Али ибн Абу Талиб передаѐт, что благословенный Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда моя умма начнѐт совершать пятнадцать вещей, еѐ станут постигать несчастья», – и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты»190.

5) Нафия рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвел своего мула в сторону от дороги и сказал: «О Нафия! Ты слышишь это?» Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв руками уши), пока я не сказал: «Звук darulfikr.ru 169

стих». Тогда он убрал руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха»191.

191 Приводят имам Ахмад в своѐм «Муснаде» и Абу Дауд и Ибн Маджа в своих сборниках Сунны.

192 «Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда.

193 «Муснад» Ахмада и Абу Дауд Таялиси.

194 «Сунан» аль-Байхаки.

195 Приводят Ибн Асакир и Ибн аль-Мисри.

6) Абдулла ибн Умар передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан и гитару, и всѐ опьяняющее – харам»192.

7) Абу Умама передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества»193.

8) Абдулла ибн Масуд передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода – росту травы»194.

9) Анас передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальѐт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц»195. Озарение сердец 170

10) Абу Хурайра передаѐт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Колокол – это флейта шайтана»196.

196 «Сахих» Муслима и «Сунан» Абу Дауда.

197 Том 2, стр. 270.

Существует ещѐ много высказываний Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещѐнных видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Высказывания факихов

Великий учѐный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то сам с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного».

Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать, что, если инструменты не входят в число запрещѐнных, например, бамбук или бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идѐт о запрещѐнных инструментах, таких, как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещѐнными при любых обстоятельствах»197.

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что darulfikr.ru 171

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушать песни – грех»198.

198 Том 4, стр. 345.

199 Ибн Хумам, «Фатх аль-Кадир», 6/36.

Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поѐтся о запрещѐнных вещах, например, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес»199.

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:

«1) Запрещѐнные. Сюда относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.

2) Дозволенные. Сюда относится игра на бубне (даф) на свадьбах и по случаю других радостных событий».

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких, как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави, великий мухаддис и учѐный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использование и Озарение сердец 172

слушание музыкальных инструментов, которые обычно ассоциируются с пьяницами, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (даф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе, широкий барабан с узкой средней частью, тоже запрещено»200.

200 «Мугни аль-мухтадж», 4/429

201 Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», том 2, стр. 345.

Существует ещѐ много высказываний учѐных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырѐх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведѐн в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах). Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари»201.

Во-первых, эти девушки пели без сопровождения каких-либо запрещенных музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о войне, а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.

Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф). darulfikr.ru 173

Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы объявить о событии и т. д.

Заключение

В свете приведѐнных выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и слов различных факихов шариатское решение относительно музыки выглядит так:

Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.

Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено. А Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари Озарение сердец 174





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.