Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Решение Шариата о чтении Корана




ВОЗЛЕ МОГИЛЫ

В Исламе все действия передаются из поколения в поколение посредством таватура135 и имеют доводы в свою пользу из Корана и хадисов. В одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что мусульманская община не объединится вокруг заблуждения136. Чтение Корана над могилами покойных подтверждается Священным Кораном и хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сура «Ясин» является сердцем Корана. Каждый, кто любит Всевышнего Аллаха и вечную жизнь и прочитает ее, непременно получит от Аллаха прощение грехов. Читайте еѐ над вашими усопшими»137.

135 Переданное столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи.

136 В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара, сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний не допустит согласия большей части мусульман с заблуждением. Помощь Аллаха над большинством мусульман, поэтому следуйте за путем большинства мусульман, а тот, кто отделился от них, отделился в Ад» (аль-Хаким привел в «Мустадрак», хадис № 391). Также Абдуллах ибн Умар передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не объединит мою умму (или: умму Посланника Аллаха) в заблуждении. Помощь Аллаха и Милость – с этой группой, и тот, кто отделится от нее, отделится в Ад» (ат-Тирмизи привел в «Сунан», хадис № 2167).

137 Ахмад привел в «Муснаде» (5/26). Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в «Ас-Сунан аль-Кубра» (6/268 хадис 10914), аль-Байхаки в «Аш-Шу`абе» (2/480, хадис 2458), ат-Табарани в «Аль-Кабире» (20/230 хадис 541), а также аль-Хайсами в «Маджма` аз-Заваид» (6/311), который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в его иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики соответствуют передатчикам достоверного. Я скажу, что в «Сунане» Абу Дауда есть общность в тексте». darulfikr.ru 127

Ат-Табари и аш-Шавкани отмечают, что под словом «мавтакум» в указанном хадисе подразумеваются именно умершие, а не те, кто находится при смерти138.

138 Имам аш-Шавкани, «Найл аль-Автар», 3/25.

139 Ибн Кайим аль-Джавзия, «Ар-Рух», с. 19.

140 Имам ан-Навави, «Аль-Маджму'», 5/185

141 Имам ан-Навави, «Сады праведных», глава 161, с. 365.

Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар», ссылаясь на сподвижника Абдуллаха ибн Умара, пишет: «После захоронения умершего читать над ним начало и конец суры «Аль-Бакара» является сунной».

Аз-За’фарани сказал: «Я спросил у имама Шафии, да смилуется над ним Аллах, про чтение Корана возле могилы. Он ответил: «В таком чтении нет ничего предосудительного»»139.

Имам ан-Навави в «Аль-Маджму’» говорит: «После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле некоторое время, и делать дуа для покойного, и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики)»140. В книге «Сады праведных» он пишет: «Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»141.

Некоторые ссылаются на хадис, переданный от Абу Хурайры, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Когда умирает человек, все его деяния прекращаются, кроме трех…» Они приводят этот хадис в качестве доказательства того, что чтение Корана возле могилы недопустимо. Те, кто так говорит, плохо знают арабский язык и неправильно толкуют хадис. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не говорит, что человек Озарение сердец 128

прекращает получать пользу; он сказал, что прекращаются дела умершего!

Можно привести пример, подтверждающий то, что со смертью прекращаются лишь деяния человека, в то время как другие люди продолжают приносить покойному пользу. Если больной прикован к постели, сам он уже ничего делать не может. Однако другие люди могут приносить ему пользу!

В известном хадисе говорится: «Однажды Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Аллаха сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет, [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал и сплетничал». После этого Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) попросил, чтобы ему принесли пальмовую ветвь без листьев. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О Посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут»142.

142 Хадис от Ибн Аббаса передали аль-Бухари и Муслим.

Имам ан-Навави пишет: «Смысл этого сводится к следующему: ученые-богословы одобрили и посчитали желательным чтение Корана возле могилы. В пользу этого они приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) расщепил на две части ветку финиковой пальмы и укрепил эти половинки на darulfikr.ru 129

двух могилах. Он сказал, что есть надежда на то, что, пока эти веточки сырые и зеленые и прославляют Всевышнего Аллаха, могильные муки этих усопших облегчатся. Если польза от славословия финиковых веточек дошла до покойных, то чтение Корана возле могилы тем более будет полезно. Это будет лучше и достойнее.

Имам аль-Хаттаби, опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и испрашивание у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана (над могилой) более благодатно и вероятно»143.

143 Бадруддин аль-‘Айни, «‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари», 2/434. Также считали и многие другие исламские ученые-богословы.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» и имам Шамсуддин ар-Рамли в «Нихаят аль-мухтадж» и в других достоверных источниках шафиитского мазхаба пишут об этом. Другие богословско-правовые школы Ислама также считают, что чтение Корана над могилами приносит покойным пользу, и подтверждают решение шафиитского мазхаба. Однако мы должны понимать, что тут имеется в виду такое чтение, при котором строго следуют правилам произношения каждой буквы (махрадж). В противном случае нельзя ни читать Коран, ни брать плату за его чтение. Ведь по Шариату нельзя сдавать в аренду неисправную машину или нанимать мертвую женщину в качестве кормилицы для ребенка!

Что касается положения мазхаба имама Абу Ханифы по этому вопросу, желающие могут обратиться к книге аль- Озарение сердец 130

Маргинани «Хадият»144, а также к книге «Хашият» известного ученого-богослова ханафитского мазхаба Ибн Абидина.

144 Глава, где автор рассказывает о совершении хаджа за другого человека.

О решении мазхаба имама Малика можно прочесть в книге ибн Рушда «Навазиль» и Ибн аль-Хаджа «Аль-Мадхаль».

Шариатское заключение по мазхабу имама Ахмада можно найти в книге «Аль-Мугни» Ибн Куддамы и в книге «Ар-Рух» ибн Кайима. Хотя псевдосалафиты и называют последнего своим имамом, они не обращают внимания на его слова по данному вопросу.

Ибн Кайим аль-Джавзия сказал: «Передается от многих саляфов, что они завещали читать Коран во время погребения. Абдуль-Хакк передает, что Абдуллах ибн Умар завещал читать суру «Аль-Бакара» у его могилы. Известно, что в начале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу такого мнения».

Также он пишет: «Аль-Халляль передает, что аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варак передал от Али ибн Мусы аль-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Мухаммадом ибн Куддамой аль-Джавхари. После того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «О ты, поистине, чтение Корана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Куддама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: darulfikr.ru 131

«Мне сообщил Мубашшир от 'Абдуррахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца, что тот завещал, чтобы, когда его похоронят, ему над могилой прочитали начало суры «Аль-Бакара» и ее конец, и он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать»145.

145 Ибн Кайим, «Ар-Рух», с. 64-65.

146 Ибн Куддама, «Аль-Мугни», 2/225.

Имам Ибн Куддама аль-Макдиси в своей книге «Аль-Мугни» сказал: «Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего... Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и отдали ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и Милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно — везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран и отдают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений»146.

Абу Абдуллах аш-Шафии Озарение сердец 132

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЧЁТОК

Поминание Аллаха с использованием четок или любого другого средства для счета является дозволенным. Поминание Аллаха при помощи четок было разрешено Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и наши праведные предшественники использовали их беспрепятственно.

1) Мать правоверных Сафийя сказала: «Однажды, ко мне зашел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Передо мной лежало четыре тысячи финиковых косточек, которыми я поминала Аллаха. Увидев это, он сказал: «Научить тебя, как еще больше поминать Аллаха?». Я сказала: «Да, научи меня». Он сказал: «Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько существует Его творений»147.

147 Хадис рассказал Тирмизи, а Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился Захаби

2) Са'д ибн Абу Ваккас рассказал, что однажды он зашел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) к одной женщине, перед которой лежали косточки или камешки, которыми она поминала Аллаха, и, увидев ее, он сказал: «Рассказать ли тебе о том, что будет для тебя более легким или лучшим, чем это? Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений в небесах, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений на земле, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений между ними, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворит еще творений». То же самое повтори с фразой «велик Аллах», и с darulfikr.ru 133

фразой «хвала Аллаху», и с фразой «нет бога кроме Аллаха», и с фразой «нет силы и мощи, кроме как от Аллаха»148.

148 Хадис рассказали Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджах. Тирмизи отметил, что он с хорошим иснадом, а Ибн Хиббан и Хаким назвали его достоверным.

149 Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд» с достоверным иснадом.

150 Хадис рассказали Абу Давуд, Насаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим.

151 Это рассказал 'Абдулла сын имама Ахмада в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну'айм в «Аль-хилья»

3) Аль-Касим ибн 'Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались»149.

4) Абу Надра аль-Гифари сказал: «Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре»150.

5) Ну'айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание151. Предания с таким же смыслом передаются от Са'да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), Абу Са'ида аль-Худри, Абу Суфайи, которого Пророк (мир ему и Озарение сердец 134

благословение Аллаха) освободил от рабства. Также и от Фатимы, дочери аль-Хусейна ибн 'Али ибн Аби Талиба, и других сподвижников и их последователей - табиинов.

О дозволенности использования четок в поминании Аллаха написаны книги известными мусульманскими учеными. Среди них имам Джалалуддин ас-Суюти, который написал книгу под именем «Аль-минха фис-субха»; шейх Мухаммад ибн 'Иллян ас-Сиддики, который написал книгу под названием «Икад аль-масабих ли машру'ийяти иттихаз аль-масабих»; и имам Абу аль-Хасанат аль-Лакнави, написавший книгу по этому вопросу под названием «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр».

Имам Суюти, после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал: «Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) - этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел. А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе - каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники так и называли их - напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого».

О четках так же упоминается в книге аль-Хатиба ат-Табризи «Мишкатуль Масабих» на которую было написано много шархов и самым объемным из шархов является darulfikr.ru 135

«Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих» автором которого является Мулла Али аль-Кари.

И сказано в этом шархе, когда автор объяснял хадис о женщине, которая делала зикр и подсчитывала их камешками: «Было передано от Саида ибн Аби Ваккаса, что он вместе с Пророком зашли к женщине, которая делала зикр с помощью косточек от плодов или маленькими камешками. И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оповестить ли мне тебя о том, что является более легким, чем это или лучше, чем это? И сказал: «Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений в небе, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений на земле, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений между ними, Свят Аллах столько раз, скольким творениям Он является создателем, а так же сказать таким же образом Аллах велик, и хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха и нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».

Али аль-Кари сказал: «Передал это Тирмизи и Абу Дауд. Сказал Тирмизи это гариб хадис152. И этот хадис достоверный довод в дозволенности четок с одобрением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Потому что четки подобны камешкам и нет различия в тех вещах с помощью чего ведут счет, будь они собранными на нити или разбросанными по отдельности. И не достойно внимания мнение того, кто считает это нововведением. Сказали шейхи, что четки кнут для шайтана (то есть когда с ними делается зикр то, как будто бьют по шайтану). Когда Джунайд был при смерти были у него в

152 Хадисы из разряда достоверных, но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было проявлено сомнение кем-либо из ученых. Озарение сердец 136

руке четки и спросили его о них, и он ответил, это то, с чем мы приблизились к Аллаху, как же мы можем оставить это?!»153

153 Али аль-Кари, «Миркатуль Мафатих», 5/221. Хадис: 2311

154 Ибнус Салях, «Адабуль Муфти валь Мустафти», 1/400.

155 Минхатуль Халикъ би Хамишиль Бахрир Раикъ, 2/51.

156 Имам ан-Навави, «Тахзибуль Асма валь Люгъат», 3/143-144.

Сказал великий ученый, мухаддис Ибну Салях в своей книге «Адабуль Муфти валь Мустафти» об этом вопросе: «Вопрос: Дозволено ли человеку делать зикр с помощью четок, у которых нить из шелка или толстая? Ответ: Не является харамом то, что он упомянул о четках, но лучше заменить эту нить на другую нить»154.

Ибн Абидин в своих заметках на книгу Ибн Нуджайма «Аль-Бахрур Раикъ» передал мнение Ибн Хаджара аль-Хайтами и имама ар-Рамли: «Сказал Рамли: Очевидно, что это (четки) не являются новшеством. Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Фатхуль Мубин»: «У четок есть серьезный далил от некоторых Матерей правоверных. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не словесно (такърир) согласился с ней в этом»155.

Сказал Имам ан-Навави в книге «Тахзибуль Асма валь Люгъат» о четках: «Ас-Субха (четки): С дамой буквы «ас-син» и с сукуном буквы «аль-ба». Это нанизанные бусы с помощью которых делается тасбих/зикр, и это вещь известная. Пользоваться ими это привычка ахлюль хайра (благородных людей)»156.

Пользовался четками Шейхуль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар аль-Аскалани как передал о нем его ученик ас-Сахави в книге «Аль-Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»: «Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после darulfikr.ru 137

ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто. Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки. Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из-за его стремления в скрывании своих дел»157.

157 Ас-Сахави, «Аль-Джавахир Вад Дурар», 1/111

158 Аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-Нубаля», 12/66. Так же передал эту историю Кади Ийад в книге «Тартибуль Мадарик ва Такърибуль Масалик»

159 Аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-Нубаля», 9/180.

160 Ибн Касир, «Аль Бидая ван Нихая», 14/768

Пользовался четками Имам Сахнун ат-Танухи, автор книги «аль-Мудаввана», которая является основным источником маликитского мазхаба. Передал это Имам аз-Захаби в своей книге «Сияр»: «От Исмаила бин Ибрахима: Я зашел к Сахнуну в то время когда он был кадием (судьей(. На его шее были четки, с которым он делал зикры»158.

Так же пользовался четками учитель Имама Ахмада в науках хадиса Яхья бин Саид аль-Каттан. Передал это Имам аз-Захаби в своей книге «Сияр»: «Сказал Ибну Маин: (в книге «Тариху Ибни Маъин» с риваятом Ад Дури): Яхья ходил с четками. Клал руки под свою одежду и делал зикр (с четками)»159.

Поминал Аллаха с помощью четок великий суфий Джунайд аль-Багдади делая 30000 зикров в день. Передал это Ибн Касир в своей книге «аль-Бидая ва ан-Нихая»: «Некоторые люди увидели у него четки и сказали ему: Ты такой достойный человек и носишь четки? Джунайд ответил им: Это путь, с помощью которого я достиг Аллаха, и я не оставлю его»160.

Абдуль-Джаббар аль-Азери Озарение сердец 138





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.