Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История происхождение Проскомидии




С течением времени начинает образовываться чин нынешней проскомидии. В первые века этот чин делился на две части:

1-я часть - приношение верными -вещества для таинства и соответств. приготовления.

2-я часть - перенесение приготовленных даров с жертвенника на престол. Н.о., что проскомидия совершалась перед литургией оглашенных (9 в.). Не следует думать, что древняя проскомидия совершалась по тому же чину, который установился в Византийских Литургиях. На дискос полагался только Агнец, над которым читалась соответствующая молитва - "молитва предложения". Но в толковании на литургию патр. Германа Конст. есть упоминание некоторых действий на проскомидии:

1. Начертание копнем креста на верху просфоры.

2. Вынимание агнца.

Рукописные служебники 14 - 15 вв. говорят нам о прободении Агнца со словами:

"Един от воин...".

Институт просфирии."

На Востоке сохраняется др. практика приносить вещество для таинства евхаристии. В 9в. появляется на Востоке институт просфирии, где специально готовились хлебы. Он был известен и в РПЦ до революции.

В др. Ц-вн на дискосе не полагались все те частицы, которые полагаются сейчас, а только Агнец, который символизировал Рождество Христово, а с др. стороны смерть Господа.

Что касается внесения в состав проскомидии других просфор, кроме агиичиой, то история знает немало перемен. Трудно установить время вхождения этих просфор в проскомидию. До 16 века употреблялось разное количество просфор: 1, 3, 5, 6, 7.

Нифонт митр. Новгородский считает, что проскомидию можно совершать и на одной просфоре, а именно на той, из которой вынимался агнец (ради нужды): "Ибо един хлеб, едино Тело есмы мпозп бо от единого хлеба причащаемся".

В Софийском служебнике 12 век, говорится о пяти просфорах: агничная, богородичная, святых, о здравии и за упокой.

В служебнике Аптописвого монастыря 12 век употреблялось четыре просфоры:

агничная, в честь празднуемого святого, о здравии и за упокой.

В Уставе императрицы Ирины 12 век упоминается семь просфор: агничная, богородичная, за дневного святого, за царя, за монашествующих, за усопших, за начальника монастыря.

Студийский устав 12 век также упоминает о семи просфорах: шесть малых просфор и седьмая за упокой основателя монастыря.

Во времена Симеона Солунского 14 век было неопределенное количество просфор.

При патр. Никоне употреблялось пять просфор. В конце семь просфор.

Образцом для поминовения святых при проскомидии послужила т.н. "ходатаистве/тая молитва" - интерцесио.

По древней практике в этой ходатайственной молитве Церковь прибегает при принесении своей Евхаристической жертвы к молитвенному предстательству Божией Матери, Иоанна Предтечи, святого дня, а также другим святым по определенному порядку.

Когда был сформирован месяцеслов (16 век), тогда появляется и входит в состав проскомидии девятичинная просфора.

Т.о. мы можем утверждать, что нынешний вид проскомидии получил завершение в конце 1 б - начале 17 веков.

О форме просфоры. До 4 века не было особой формы, с 4 века встречаем свидетельство о том, какую форму должен иметь Евхаристический хлеб.

Еиифаний Кипрский 4 век утверждает, что в его время хлебы имели круглую форму. Эту мысль подчеркивает Сивер Александрийский, говоря, что хлебы в его время были круглообразными.

Нынешняя наша печать на просфоре, а также ее двухчастность были установлены в РПЦ на Московском Соборе в 1667 году.

В Греции служат на одной просфоре до сих пор. На Западной Украине такая практика также встречается - служат на одной просфоре, а на обрезных частях совершают проскомидию как на других просфорах.

Происхождение антифонов

Песнотворчество церковных авторов дало чрезвычайное бо­гатство богослужебного гимнографического материала, как в смысле его обширности, так и разнообразия форм. Важно от­метить некоторые из них.

Антифоны - понятие нашей литургической практики весь­ма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопе­ний, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песненного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от άντί и φονέω и, означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхожде­ние этого способа пения древнегреческое; оно было извест­ным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обихо­ду. О религиозном использовании этого метода петь впервые мы знаем от Филона, который описывает в своем сочинении «О созерцательной жизни» быт древних «ферапевтов». После своих вечерен они соединялись для пения, и это пение проис­ходило антифонно, то есть по окончании гимна или стиха од­ним хором, ему отвечал другой. В христианской истории пер­вое свидетельство об антифонном пении находим в известном письме Плиния, наместника в Вифинии, к императору Траяну. В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным спосо­бом. Церковный историк Сократ повествует о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ан­гельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви. По исследовани­ям Леклерка происхождение антифонного пения следует ис­кать в Мессопотамии и Вавилоне.

Об антифонном пении говорят затем св. Мефодий Олим­пийский в своем «Пире десяти дев», св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокессарии и другие писатели. На Западе инициатором этого богослужебного обы­чая был папа Дамас (366 - 364), в Милане его вводит св. Ам­вросий в 386 г., в Константинополе св. Иоанн Златоуст. Этот последний очень вероятно ввел это пение под влиянием ариан или точнее, в противовес этому у них установившемуся обы­чаю. В Иерусалиме антифонное пение было уже вполне уста­новившимся обычаем во время путешествия Этерии, то есть в 80-х годах IV-го века. В своем паломническом дневнике она 29 раз употребляет этот термин. Таким образом, мы видим, что антифонное пение было распространено уже в первые ве­ка христианства во всех частях вселенной. И доднесь оно удер­жалось, как на Востоке, так и на Западе и украшает собою и наше православное богослужение, и римо-католическое. Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово анти­фон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песненного материала. Вот главные случаи употребления этого термина.

Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает, на языке нашего Типикона, за ними наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее слава (первый антифон) поются в из­вестные дни антифонно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2763 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.