Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Трансцендентные, ИЛИ интегративные, роли




Наше существование было бы скучным и даже удруча­ющим, если бы оно исчерпывалось социальными ролями. Человек не мог бы выйти за рамки homo sociologicus и обрести себя в подлинном смысле. Дарендорф считает поэ­тому: «Уже для того, чтобы сделать логический статус своих стараний недоступным всяким сомнениям, социо­лог должен осознавать, придерживается ли он человече­ского образа, как две капли воды похожего на образ homo sociologicus, или же считает его искаженной картиной то­го, чему человек придает значение с моральной (в отли­чие от научной) точки зрения. В действительности от­дельный социолог нуждается по крайней мере в рудимен­тарном образе человека, который содержится не в логиче­ской, а в антропологической оценке гипостазированного homo sociologicus» (21). Для социолога этого, наверно, достаточно. Для метода психодрамы, напротив, один только рудиментарный образ человека был бы неприго­ден, ведь она вникает во все «драматические возможно­сти», во все феномены человеческого поведения и челове­ческого переживания. Ни искаженный, ни упрощенный образ удовлетворить ее не могут, ибо благодаря ее ис­пользованию раскрываются самые разнообразные аспек­ты человеческого существования! В психодраме человек выступает во всевозможных ролях. С теоретической точ­ки зрения речь здесь идет не столько о его ролях в науч­ном значении, сколько о «моральном» значении общения в ролях. В 1914 году в «Приглашении к встрече» (78) Морено обрисовал теоретические основы своего творчест­ва, вершиной которого является человеческая, но вместе с тем и техническая, экзистенциальная, но вместе с тем и научная практика, то есть психодрама. Психодрама, не пренебрегая остальными ролевыми уровнями, разверты­вается главным образом в той сфере бытия, о которой Карл Ясперс говорит: «Я есть, поскольку я трансцендирую к себе в качестве собственно Самости, в качестве лич­ности среди личностей» (53). «В качестве личности среди личностей» человек, однако, трансцендирует и через сфе­ру исключительно социальных ролей, чтобы выражать впредь свою Самость еще и в этических поступках. Стало быть, существуют роли, которые нельзя понять из внеш­них потребностей и которые мы, логично дополняя тео­рию ролей Морено, хотим назвать трансцендентными, или интегративными, ролями.

Трансцендентные роли нельзя понять из внешних по­требностей. В них человек совершает имманентно присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир, являющемуся предпосылкой всякой этики. Поэ­тому мы могли бы говорить также об «этических ролях», а в религиозно-специфическом контексте — вместе со шведским психологом Хьелмаром Сунденом — о «рели­гиозных ролях». Это трансцендирование от чисто соци­ального действования в ролях к этическому, однако, еще не есть выражение огромного трансцендирующего шага от второй психической вселенной к третьей. Этическое действование точно так же находит свое место во второй все­ленной, как стадия вселенской реальности — в первой, хотя она уже существенным образом отличается от матри­цы вселенской идентичности.

В более широком смысле трансцендентные роли — это те роли, в которых человек трансцендирует от второй все­ленной к третьей, возвышается над уровнем «человече­ского, слишком человеческого» и, преодолевая отчужде­ние, вступает в новую, осознанно-эмпатическую интерак­цию с надындивидуальным бытием, космосом. Это роли, в которых выражается, по словам Майстера Экхарта, че­ловеческое экзистенциальное «стремление к первично­сти» (27) или, говоря экзистенциально-аналитически, «возможность одного бытия становится основой собствен­ного» (9).

Если мы разместим по графам четыре трансцендирующие друг в друга ролевые категории, то получится сле­дующая таблица:

Ролевые категории
Соматические Психические Социальные Трансцендентные
Принимающий пищу Наслаждаю­щийся Потребитель Коммуницирующий (коммуникант)
Смотрящий Воспринима­ющий Видящий Созерцающий
Совокупля­ющийся Влюбленный Супруг Любящий

Интересно, что уже на очень ранних этапах истории человечества создавались монументальные памятники, в которых символически воплотились различные сферы человеческого бытия. Они облегчают усвоение того, что нами было установлено с помощью четырех ролевых категорий. Особенно это относится к вавилонским хе­рувимам и родственным им египетским сфинксам. Бычье туловище, как образ хтонического плодородия, олицетворяет жизненные силы, соматические роли. Львиное тело, символ божества мужества и борьбы, мо­жет олицетворять эмоциональные силы «Я», психиче­ские роли. Крылья являются символом крылатого сол­нечного божества. Оно обозревает мир, народы, людей в их социальной взаимосвязи, в их социальных ролях. Человеческий лик — образ высшего божества. Он яв­ляется вершиной, трансцендирующей через другие ком­поненты и интегрирующей их в одно целое. Общее впе­чатление, которое остается от созерцания сфинкса, что это образ человека.

В рамках того, о чем здесь говорилось, следует упо­мянуть разработанный Пьером Вейлем в другом кон­тексте вариант психодрамы — «psychodrame dusphinx» (136), однако останавливаться на нем специально мы не будем.

Чтобы сделать категорию трансцендентно-интегративных ролей более понятной, следует еще сказать о том, что спектр ролей на трансцендентном ролевом уровне обши­рен — от сферы этического и креативного до сферы абсо­лютно религиозного. В последнем случае индивид полно­стью растворяется в надличностном, как, например, принц Гаутама в роли Будды и Иисус из Назарета в роли Христа.

Рис. 6. Из: Moreno, J.L. Psychodrama.

Vol. I, p. 157. 106

 

Если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него доста­точно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность.

Если актуализируются трансцендентные роли, то они кажутся человеку необыкновенными, нуминозными, архетипными. Благодаря им он ощущает себя ответст­венным за свое бытие и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность. На приведенном выше ри­сунке Морено изображает социальные роли в качестве отдельных подсистем индивида, или личности. Транс­цендентные роли в их абсолютной форме представлены в виде ролевых систем, включающих в себя системы более низкого порядка. В их масштабе индивид столь же относительно маловажен, как социальная роль в масштабах индивида. Системы более высокого порядка обозначены сплошной линией, более низкого — пунк­тирной.

Стереотипные роли воспринимаются здоровым чело­веком как подчиненные его личности, архетипные — как роли, которым он подчинен сам.

Если говорить о здоровом ролевом опыте, здесь так­же следует упомянуть рассуждения Сундена в его ра­боте «Религия и роли» (130). Сунден полагает, что вся­кий жизненный религиозный опыт является ролевым опытом, который находится в противоречии со строго сформулированным мировоззрением того или иного учения, так сказать, «уставом». Для «уставного чело­века» самое главное — это прочность мировоззрения. Сунден пишет о нем: «Он может все доказать, все рас­толковать, более того, характерной чертой «уставного человека» является то, что он получает огромное удо­вольствие от обсуждения всевозможных вопросов. Это, однако, нужно ему лишь для того, чтобы еще больше утвердиться в собственных взглядах» (130). Сунден вместе с Сарбином противопоставляет «авторитарной установке» «умение принимать роли», авторитарному «человеку-учению» эмпатического «ролевого человека» (130). Его положения о религии и ролях очень близки по духу рассуждениям Морено о кьеркегоровском по­нимании Христа (58) и об аксиодраме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2194 - | 2031 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.