Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Способность социального атома к регенерации




Способность социального атома к регенерации меня­ется с возрастом человека, вокруг которого он выстра­ивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один чело­век, реже — несколько. Бесчисленное множество соци­альных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к то­му, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тен­денцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (90).

Социальная смерть

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен «social death» (социальная смерть) (90). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома инди­вида может уменьшиться по разным причинам: из-за ут­раты любви, вследствие смерти, замены утраченного че­ловека менее подходящим. Смерть человека, относяще­гося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается над­лежащим образом. С самого детства эта смерть оказы­вает ощутимое влияние на структуру нашего социаль­ного атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, ко­торые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо об­рести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социаль­ного атома, нежели с их физическими или психиче­скими недугами.

В этой связи Морено подчеркивает важность пони­мания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. «Смерть — это функция жизни; она же есть и социальная реальность» (90).

Психосоциальные сети

Благодаря соединению социальных атомов спонтан­ными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцеп­ление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры обще­ства (94). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и, как мы знаем, прояв­ляется в социометрическом тесте в спонтанных выборах.

С позиции особой межчеловеческой антропологии, ле­жащей в основе социометрической системы — групповой психотерапии, социометрии и психодрамы Морено, — важно иметь в виду, что «спонтанность выборов в значе­нии любви» с точки зрения экзистенциального анализа — это «не просто выбор определенного "Ты"», а «выбор» бытия «как «Мы»-йности, как открытости сердца, как встречи» (9). А бытие как «Мы»-йность — это социаль­ное бытие, организация которого, как это показал Море­но в результате социометрического исследования социоэмоциональных структур и сетей, подчиняется собствен­ным законам. Человеческие индивиды обусловливают и осуществляют развитие этой универсальной социальной ор­ганизации, которая со своей стороны является предпосыл­кой развития самих индивидов и их самоактуализации.

Социодинамические законы

Основываясь на результатах многочисленных социо­метрических исследований, Морено сформулировал не­сколько законов, два из них, социодинамический и социогенетический законы, будут рассмотрены в рамках нашего издания.

Социодинамический закон

В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это нерав­номерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повтор­ном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во вре­мя социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь вы­боров различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Ис­следователи, занимающиеся социометрией, поначалу счи­тали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в экспе­римент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположе­нию многочисленными социометрическими исследования­ми доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-та­ки на так называемых звезд притяжения. Такие же отно­шения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрас­ным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбега­ется наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии: "...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится..." (73). \Евангелие от Матфея, 13: 12. — Прим. ред.\ При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянст­во, с которым этот эффект проявляется по разным крите­риям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сде­лать вывод об особых закономерностях в структурной ор­ганизации человечества и послужило поводом к форму­лировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita2 \На человека, на душу населения (лат.).Прим. ред.\ равномерно распределен среди членов совершенно раз­ных по величине и устройству групп, во-вторых, при по­вышении вероятности быть выбранным за счет увеличе­ния числа вариантов выбора новые выборы достаются ин­дивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зави­симости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).

Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним вни­мание не только среди знакомых, но и среди незнако­мых людей (90).

Сходство специфического способа распределения вы­боров, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфи­ческим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении приба­вочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социодинамическим эффектом, или силой притяжения, «рабо­чих» — индивидами, а «капитал» — населением. В ре­зультате получилась следующая формулировка: «Социодинамический эффект, производимый населением, ра­вен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции - дополнено мною) (90).

Мореновская критика Маркса относится к исключи­тельно экономическому лечению общих социальных про­блем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исклю­чения экономических классах. Пренебрежение индивиду­альными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабо­чих, Морено считает упущением, чреватым последствия­ми. Как показали социометрические исследования, без те­рапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.

Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Море­но усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъем­лющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.

Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, безынициативность, комплексы неполноценности и т.п.

Социогенетический принцип

В результате ежегодных социометрических исследо­ваний групп детей и подростков всех возрастных ступе­ней были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным сту­пеням членов групп. Создается впечатление, что более развитые или более дифференцированные формы груп­повой организации проистекают из более простых. Рука об руку с этим социальным созреванием происходит раз­витие индивидуального теле, развитие способности к ре­алистичной социокреативной интеракции.

Основываясь на этих исследованиях, Морено выдви­нул предположение oft янатогичнлм биогенетическомуСоциогенетическом принципе, который он также назы­вает «социогенетическим законом» (25). В поддержку своей гипотезы, «что организация группы в ее онтоге­нетическом развитии во многом аналогична модифика­циям форм, которые претерпело общество людей в про­цессе своего развития» (91), он приводит следующие соображения:

«В процессе ежегодных исследований было обнаруже­но, что спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более слож­ные. Под «простыми» мы подразумеваем «социометри­ческую простоту» структуры, то есть большое число отвергнутых отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких, как треугольники, четырехугольники, цепи и т.д. Мы относим «социометрическую простоту» к спонтанным и не застывшим институциональным группам. Вполне возможно, что сложные, например структурные, фор­мы мы обнаружим в примитивных культурных обще­ствах, равно как и среди общественных животных. Однако вопрос состоит в том, какие структуры могли бы спонтанно образовать эти застывшие общества, будь они подвергнуты социометрическому исследова­нию.

Исследования разных групп показывают, что на следующей стадии развития всегда можно обнаружить остатки низших организаций, а зачатки более высокой организациина предшествующей ей низшей стадии. Удалось выявить соответствия в организации спон­танных групп детей-дошкольников и детей с задержка­ми умственного развития, сходства в тенденциях соци­альной организации детей и примитивных групп, анало­гичные структуры у общественных животных.

Сущность социальной организации состоит в произ­растании общества из интеракций его членов. Это оп­ределение можно перевернуть, и оно не утратит своей верности: сущность социальных организаций состоит в произрастании интеракций из почвы общества. Какой из способов рассмотрения будет уместен, целиком за­висит от позиции наблюдателя» (91).

Поскольку психодрама имеет дело с человеческими интеракциями, важно рассмотреть их также в рамках социогенеза и его закономерностей. Знание различных социометрических стадий развития социальной организа­ции имеет большое значение для оценки степени соци­альной ретардации или регрессии человека или группы, которые могут восходить к самой ранней стадии социо­метрического развития - стадии горизонтальной диф­ференциации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2241 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.