Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В групповую психотерапию Я. Л. Морено




Лейтс Г.

Психодрама: теория и практика.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я.Л. Морено» впервые предоставляет возмож­ность читателям России познакомиться с фундаменталь­ным изложением психодраматического подхода.

Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональ­ным врачом-психиатром Я.Л Морено. Но психодрама­тический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индиви­дуальной и групповой работы и в настоящее время ши­роко используются в других направлениях психотера­пии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследовани­ях, Однако при этом часто опускаются и забываются теоретические и методологические источники психодра­матического инструментария. Между тем важным пре­имуществом психодрамы как уникального целостного метода является сочетание детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимо­действия с миром.

Имя Морено стоит в одном ряду с именами 3. Фрей­да, К. Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на со­временную культуру в целом. Морено интересовали пу­ти психологического выживания человечества. Постоян­но обращаясь к истории культуры, теологии, филосо­фии, он развивает идеи всемогущества человеческого духа, творчества и спонтанности как внутренней сущности человека и игры, в самом широком смысле слова, как важного способа реализации этой сущности. Кон­цепция Морено, в том числе его ролевая теория, охва­тывает все уровни человеческого бытия, начиная с вы­сшего, божественного, или космического, и кончая обы­денным и каждодневным.

Сам Морено был поистине универсальной творче­ской личностью, воспринимавшей науку, политику, ис­кусство как органическое единство. Он был врачом, пе­дагогом, поэтом, журналистом, культурологом, филосо­фом, инженером, и в каждой из этих ролей — вдох­новенным созидателем. Морено изобрел первый магни­тофон, положил начало социометрии, без которой не­мыслимы современная социология и социальная психо­логия, создал социодраму как метод решения социаль­ных проблем и конфликтов и одним из первых поста­вил проблему психического здоровья в широкий соци­альный контекст, что позволяет отнести его к осново­положникам социальной психиатрии. Ему принадлежит сама идея групповой психотерапии, которая привела к третьей революции в психиатрии, вслед за первой, Ф. Пиннеля, и второй, 3. Фрейда, и оказала большое влияние на психологическую культуру XX века. Мно­гие подходы в современной психотерапии восходят в своей основе к идеям Морено. Будучи идейным осно­воположником групповой психотерапии, Морено создал и собственный метод, делающий возможной истинную встречу людей через обмен ролями и высвобождение творческой сущности каждого человека через игру. По­нятие встречи как достижения истинных аутентичных отношений, глубокого взаимопонимания и взаимопро­никновения и воплощения божественного дара сотвор­чества, а также понятие игры как выражения спонтан­ности и креативности относятся к центральным в психодраматической концепции Морено. Таким образом, в своем подходе он соединил представления об интерак­тивной групповой динамике, психологии креативности и космической сущности человека.

Морено проявлял неизменный интерес к обществен­ным событиям и уже в 20-х годах начал работать с боль­шими социальными группами (например, с итальянски­ми крестьянами-мигрантами). Его идеи исцеления как индивидов, так и сообществ актуальны и сегодня. И ко­нечно, он не мог быть равнодушен к событиям в России, где происходили бурные социальные эксперименты, ока­зывающие воздействие на все человечество.

В 1959 году состоялась его поездка в Россию, сыг­равшая большую роль в жизни Морено по целому ряду причин. Во-первых, еще в 1925 году, покидая Вену, он колебался в выборе между эмиграцией в США или в Россию, страну, в которой, как он тогда считал, его методы могли быть легко внедрены в связи с динамич­ностью социальных процессов и сильной театральной традицией.

Во-вторых, с годами возрос его интерес к социальным и политическим проблемам, и прежде всего Морено вол­новала проблема мира на международном уровне. Буду­чи в Москве, он предложил организовать встречу совет­ского и американского лидеров — Н. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями. Он верил, что обмен ролями между мировыми лидерами будет способствовать укреплению мира и, более того, что путем разыгрывания социальных и политических конфликтов возможно до­стижение нового социального порядка.

В-третьих, он стремился к установлению более тес­ных контактов между западной и восточной психиатрией после периода длительной изоляции. В России с этой целью он посетил ведущие психологические и психиат­рические учреждения Москвы и Ленинграда.

Но Россия интересовала Морено не только как эпи­центр социальных инноваций и катаклизмов. Морено высоко ценил русскую театральную школу, прежде все­го работы К. Станиславского, оказавшие существенное влияние на развитие его подхода. Русский театр, рус­ская литература в лице Ф. Достоевского, А. Чехова — это примат внутренних психологических событий над внешним сюжетом. То же является и центральной осо­бенностью психодрамы как театрального действия, где драма разыгрывается на сцене человеческой души. Пси­ходрама в определенном смысле действенное воплоще­ние психологизма, характерного для творчества Досто­евского и выраженного М. Бахтиным в блестящей фор­муле полифонии «неслиянных голосов» равноправных человеческих сознаний с их мирами, где нет правды одного голоса, но есть правда взаимодействия, правда встречи. \См.: М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М.,«Советская Россия»,1979.\

 

В то же время между психодрамой и театром в его обычном понимании имеются существенные различия. Психодрама восходит не столько к современному, сколько к древнему театру — театру мистерий, теат­ральному «действу», которое предполагает спонтанное проживание в коллективном действии и непосредствен­ное переживание человеком реальных чувств, мыслей, идей, своего восприятия мира в условном пространстве сцены. При этом «драматическое» понимается в пси­ходраме не как театральность, а скорее как ролевая гибкость, как воплощение идеи о том, что человек мо­жет пересматривать и переделывать события своей жиз­ни, как если бы они были драматическими ситуациями, а он — драматургом. В психодраме синтезируются дра­матические средства и достижения современной психо­логии. Ее участникам не нужно учиться актерскому ма­стерству. Целью психодрамы является поиск более эф­фективных путей для решения психологических про­блем разных уровней, от экзистенциального до обыден­ного, бытового.

Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмати­ческом действии значимые события своей жизни, разыг­рывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При­чем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реор­ганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Ис­следуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения про­блем.

Психодраматический метод интегрирует в себе сред­ства когнитивного анализа с активным участием в дра­матическом действии и групповом процессе. Морено ве­рил, что сама жизнь происходит из действия и взаимо­действия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физиче­ское движение, на которых построена психодрама, по­вышают возможность использования такого важного ис­точника познания себя и других, как сигналы невер­бального поведения. В процессе проигрывания снижа­ется влияние привычных вербальных защитных реак­ций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным дей­ствиям. С другой стороны, психодрама может сущест­венно помочь тем клиентам, у которых имеются труд­ности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.

В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследова­тель себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагони­ста. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист по­зволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и пере­живаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму прота­гониста, и свои проблемы.

В ходе драмы протагонист проявляет весь набор ти­пичных для него моделей поведения и различных эмоци­ональных состояний. Содержанием драматического дей­ствия становятся не вполне осознаваемые и не пережи­тые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и рас­крываются непроявленные чувства и неосознанные уста­новки. Восприятие клиентом своей внешней и внутрен­ней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои воз­можности.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эф­фект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реаль­ности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.

Психодрама — это феерия разнообразных ролей, не­которые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригид­ных, компульсивных и гибких, потенциальных и созна­тельно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования че­ловека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексив­ного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезно­сти и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области пси­хотерапии, столь холистичной по своему подходу.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группово­го метода во многом связано и с тем, что психологиче­ская правда клиента предъявляется им в ситуации за­щищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способству­ют достижению личностной автономии и индивидуаль­ной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множе­ством граней существования человека в интересах лич­ностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности.

Нам представляется, что психодраматический подход во многом близок к традиционно присущим российской культуре ценностям творчества и игры, жизненного дра­матизма, внутренней событийности, глубины пережива­ния бытия. И если это так, то существует благоприятная почва для широкого распространения и эффективного использования психодрамы в России. Пока это только начинается. Но опыт последних четырех лет, в течение которых осуществляется программа систематического профессионального обучения отечественных специали­стов этому методу известными зарубежными психодраматистами (в том числе и автором данной книги), пока­зывает как все возрастающий интерес к психодраме пси­хологов и психотерапевтов, так и глубокую вовлечен­ность клиентов — участников психодраматических групп — в процесс терапевтической работы.

Психодраматический метод, как и многие другие ме­тоды психотерапии, невозможно освоить только по кни­гам, необходимо последовательное практическое обуче­ние под руководством опытных специалистов. В то же время литературы по психодраме на русском языке практически нет, и фундаментальная работа Грете Лейтц послужит крайне необходимым источником более глубо­кого понимания психодраматического подхода и конк­ретных знаний о тонкостях технологии его практическо­го применения для тех, кто стремится профессионально овладеть этим методом. Данная книга может быть полез­на и специалистам, работающим в рамках иных направ­лений психотерапии, поскольку описанные в ней идеи и конкретные техники могут обогатить их профессиональ­ный арсенал.

Интересной книга может быть и для специалистов во многих других областях, для психологов и социологов, врачей-психиатров и социальных работников, педагогов и воспитателей, специалистов по организационному раз­витию и управленческих консультантов, философов, культурологов и театроведов.

Книга Г. Лейтц своей синтетичностью и равным вни­манием к мировоззренческим концептуальным основани­ям психодраматического подхода и его практическим вы­ходам соответствует самому духу мореновского творчест­ва в его органическом единстве. В ней целенаправленно прослеживаются корни возникновения конкретных тех­ник и приемов из теоретических моделей Морено. Все это выгодно отличает книгу Г. Лейтц от многих других изданий по психотерапии, где освещаются либо преиму­щественно теоретические и методологические, либо мето­дические аспекты. По своей структуре и содержанию предлагаемая вниманию читателя монография не при­надлежит к числу тех книг, которые можно просто про­листать, а требует вдумчивого и внимательного прочте­ния. Однако результат — глубокое и целостное пред­ставление о системе взглядов Морено, идейных и фило­софских корнях психодрамы и ее конкретных техниках и приемах — полностью оправдывает затраченные уси­лия.

В заключение несколько слов об авторе книги. Г. Лейтц — профессиональный врач, много лет теорети­чески и практически занимающийся психотерапией, и прежде всего психодрамой. В течение продолжительного периода она работала вместе с Морено в частной психи­атрической клинике в Биконе, штат Нью-Йорк. После возвращения в Европу, поддерживая контакты с Море­но, работала в психиатрической клинике Л. Бинсвангера в Швейцарии, Кройцлинген, а также клинике К.Г. Юнга в Цюрихе и привнесла психодраму как психотерапевти­ческий метод в эти всемирно известные клиники. Доктор Лейтц провела курс психодрамы во многих учебных за­ведениях Европы. В 1975 году при поддержке Морено она создала и возглавила Институт психодрамы, социо­метрии и групповой психотерапии Морено, который за­нимается профессиональной подготовкой в области пси­ходраматического метода на всей территории Германии. Кроме того, Г. Лейтц продолжает проводить обучающие программы по психодраме в других странах и уже дваж­ды посетила с этой целью Россию. С 1986 по 1989 год она была президентом Всемирной ассоциации групповой психотерапии. Г. Лейтц — автор многочисленных печат­ных работ по психодраме, которые опубликованы в разных странах мира. Выход русского издания ее книги - значимое и радостное событие. Мы надеемся что оно сыграет существенную роль в распространении психодраматического метода в нашей стране.

Е.В. Лопухина, президент Ассоциации психодрамы;

А. Б. Холмогорова, кандидат психологических наук,

научный сотрудник Центра психического здоровья

Российской академии медицинских наук -

Я. Л. Морено в знак дружбы и благодарности

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Моя книга знакомит читателя с творчеством психиатра и культурфилософа Якоба Леви Морено, ставшего изве­стным прежде всего в качестве основателя психодрамы.

В своей работе я попыталась показать взаимосвязь между философско-антропологическим подходом Море­но и психодрамой. При этом я стремилась к тому, чтобы читатель сумел увидеть значение его методов для диагно­стики и терапии. Кроме того, в книге изложены резуль­таты моего собственного критического рассмотрения пси­ходраматической теории ролей.

Я глубоко признательна Владимиру Ромеку, психоло­гу из Ростова-на-Дону, который в период ограниченных тогда еще научных контактов между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германией приложил немало усилий для появления моей книги на русском языке. Я искренне благодарю Андрея Боковикова, научного со­трудника Института психологии Российской академии на­ук, за его перевод книги, психодрамотерапевтов Аллу Холмогорову и Елену Лопухину за работу по подготовке издания на русском языке, редактора фирмы " Универс" Ларису Дорогову за редактирование книги, а также обще­ство «INTER NATIONES» (Бонн) за содействие издатель­ству «Прогресс» в это трудное для России время в публи­кации перевода книги.

Издание на русском языке выходит в то время, когда психодрама завоевала признание во всем мире и когда к ней все более возрастает интерес также и в России. Я по­свящаю эту книгу всем моим русскоязычным коллегам, осваивающим метод психодрамы и распространяющим его в своих странах.

Грете Анна Лейтц, Уберлинген/Бодензее, весна 1993

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

В этой книге о классической психодраме Я.Л. Море­но воплотилось мое стремление, опираясь на собствен­ный многолетний опыт практической работы с психодра­мой, попытаться доступно изложить особенности этого вида терапии. Прежде всего мне хотелось дать целостное представление о труде Морено. Осуществлению этого за­мысла способствовали многочисленные беседы с Море­но, которые мне посчастливилось с ним провести и кото­рые позволили мне осмыслить его жизненный труд как исполненную жизнью целостность.

Труд Морено можно уподобить древу. Его оригиналь­ное творение питается тремя огромными корнями — рели­гией, искусством и наукой, — образующими его ствол — триадическую систему групповой психотерапии, социо­метрии и психодрамы, над которым возвышается густая крона из многочисленных техник, областей применения и школ.

Данная книга, помимо социометрического обоснова­ния психодрамы и изложения ее основных элементов в теории и практике, включает в себя также и собствен­ную философскую антропологию Морено. Она ориенти­рована на реалии космоса и, поскольку Морено усматри­вает в человеке осознанно развивающуюся часть космо­са, является также и космогонией. Морено исходит из того факта, что мир все в большей степени создается са­мим человеком и что из-за возникающего таким образом отчуждения между человеком и космосом и миру, и че­ловеку грозит уничтожение. Уже в начале 30-х годов в заглавии своего классического труда по социометрии он поднимает вопрос: «Who shall survive?» \Кто уцелеет? {англ.).Прим. перев.\ И отвечает, что выживет лишь спонтанный и созидательный человек. Этой цели — пробуждению и раскрытию спонтанности и креативности — должна служить психодрама. Тем са­мым помимо обычных терапевтических целей она ставит себе целью терапию человечества. Классическую психо­драму Морено можно понять только в этом широком контексте. Именно поэтому Морено и предоставлено так много места в этой книге.

Чтобы связать мореновскую антропологию с практи­кой, мною были, основываясь на его теории ролей и тео­рии креативности, дополнительно разработаны изложен­ные в главах X и XVI теория интеракционального круга взаимодействия человека с миром и модель психопатоло­гических феноменов.

Эта книга обязана своим возникновением ряду встреч: прежде всего я благодарна состоявшейся в мои студенческие годы встрече с Я.Л. Морено и его женой Зеркой Т. Морено, его самой близкой и самой неутоми­мой сотрудницей, с которыми вот уже более двух десяти­летий меня связывает дружеская совместная работа. Большое значение для появления этой книги имела и моя встреча с д-ром мед. Эрихом Францке. Благодаря его приглашению мне удалось прочитать в рамках 6-й конференции по психиатрии в городе Вёкшёвводный курс лекций по работам Морено, в которых принимал также участие и замещал меня в качестве ведущего пси­ходрамы во время моей непродолжительной болезни проф. Гиларион Петцольд из Парижского института Сен-Дени. Под влиянием его встречи с молодыми швед­скими коллегами в сентябре 1970 года в Вёкшё у нас по­явился конкретный план учебника под названием «Пси­ходрама: теория и практика» и примерное его содержа­ние. Намереваясь совместно написать небольшую книж­ку, мы поделили между собой соответствующие главы и общими усилиями набросали их содержание. Задержка с появлением книги была вызвана различного рода поме­хами, возникшими в период с 1971 по 1972 год, а также необозримым множеством работ Морено, которые, как уже стало ясно в сентябре 1972 года, невозможно было изложить и оценить по достоинству в одной книге. Та­ким образом, сохранив первоначальное деление глав, я самостоятельно написала книгу о классической психо­драме Я.Л. Морено, тогда как Г. Петцольд предполагал написать книгу, где были бы представлены техники, школы и области применения психодрамы.

В первую очередь я хочу выразить свою благодар­ность всем тем людям, чье участие в психодраме позво­лило мне понять особенности и значение психодрамотерапии, а среди друзей и коллег, своим интересом к со­держанию книги, поддержкой и критическими замечани­ями способствовавших ее появлению, прежде всего проф. Г.К. Бинсвангеру, д-ру мед. и фил. господину проф. К.П. Кискеру, д-ру мед. господину К. Кенигу, д-ру мед. господину Р. Крюгеру, д-ру мед. господину проф. Г. Лейнеру, а также господину Фридриху Шнакку, одному из авторов изданного в 1919 году Морено ежегодника «Новая совесть». Я благодарю д-ра фил. господина Г. Эллфельдта за его помощь при составлении предметного указателя. И наконец, но не в последнюю очередь, я благодарю госпожу X. Штрауб, вместе с кото­рой я возглавляю Институт Морено в Германии, за то, что в истекающем сегодня году во время моего затворни­чества, связанного с написанием книги, она взяла на се­бя основную работу по обучению психодраме.

Г. А. Лейтц, Уберлинген/Бодензее, канун Нового 1973 года.

Я.Л. МОРЕНО О КНИГЕ

Подобно отцу семейства, основатель научного направ­ления, прожив долгую жизнь, в течение которой он пере­давал ученикам свое видение мира, вдруг непосредствен­но сталкивается с ними. Теперь он должен принять их ви­дение мира. Причинит ли эта встреча ему боль или будет приятной, зависит от того, в какой степени ему удалось передать молодому поколению свое мировоззрение и на­сколько оно релевантно для него. Книга Грете Лейтц как раз и представляет собой подобный опыт — к счастью, приятный. Она разделена на главы, в которых автор из­лагает технические аспекты моей теории, дает объяснение ее антропологических корней, рассматривает три ветви социо­метрической системы, известные как групповая психотера­пия, социометрия и психодрама, и также говорит о значе­нии этих трех направлений для будущего человечества.

Замысел такой книги и его осуществление — задача непростая, и д-р Лейтц подходит к ней, имея хорошую практическую подготовку. Она работала вместе со мной над переводом моей книги «Who Shall Survive?», которая в 1954 году появилась на немецком языке под названием «Основы социометрии, пути к переустройству общества». Кроме того, д-р Лейтц в течение многих лет теоретически и практически применяла социометрические и психодра­матические методы в различных областях, и сейчас она внесла существенный вклад в литературу по этой теме, написав этот учебник по психодраме, озаглавленный «Психодрама: теория и практика», который является на­иболее ясным и доступным изложением моей работы в классическом ее понимании.

В своей книге д-р Лейтц демонстрирует фундамен­тальное знание моего метода как в философском, так и в практическом отношении, а ее манера изложения являет­ся тем, что приносит наибольшее удовольствие.

Бикон, Нью-Йорк, август 1973.

И чтобы это, наконец, выска­зать раз навсегда, — человек игра­ет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он быва­ет вполне человеком лишь тогда, когда играет (115).

Фридрих Шиллер

\Ф.Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека (перевод Э. Радлова). — Собр. соч. в семи томах, т.6 - М, «Художественная литература», 1957, с. 302. — Прим. ред.\

I. ВВЕДЕНИЕ

В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Я.Л. МОРЕНО

Подлинно терапевтические ме­роприятия должны быть направле­ны на человечество в целом (91).

Я.Л. Морено

Терапевтические устремления Я.Л. Морено со вре­мен первой мировой войны относятся к человечеству в целом. Уже в своих ранних трудах он отстаивает мнение, что самочувствие индивида, равно как и здо­ровье всех людей, все больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества все больше будет зависеть от креативных и деструк­тивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой. Учитывая посредни­ческую роль групп, занимающих промежуточное по­ложение между индивидом и человечеством, вначале 30-х годов Морено выдвинул требование о необходи­мости развития групповой терапии. При этом он по­нимает под группой конкретную, реальную часть че­ловечества. Морено констатирует:

«Человечествоэто социальное и органическое единство. Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сооб­ществ. Человечество включает в себя все когда-либо существовавшие человеческие сообщества; но только в последнее время оно стало осознаваться нами как самостоятельная система, как историче­ски сложившийся и доступный для понимания факт» (91).

«Человечество в целом развивается по определенным законам» (там же).

Истинная групповая терапия предполагает поэтому познание этих законов путем социометрического иссле­дования глубинных социоэмоциональных структур групп. Она вскрывает не зависящие от формальных по­верхностных структур социального агрегата — напри­мер, группы работников предприятия — эмоциональ­ные связи индивидов и отчетливо показывает, что от­дельные члены социального агрегата как в своем инди­видуальном развитии, так и в актуальном психическом состоянии испытывают на себе влияние этих эмоцио­нальных структур. С другой стороны, социометриче­ские исследования многочисленных групп выявили за­висимость сплоченности, креативности и самого суще­ствования социального агрегата от входящих в него ин­дивидов, их межчеловеческих отношений и интеракций, которые в свою очередь раскрываются в психодраме. Поэтому терапевтический метод Морено замыслен в ви­де триадической системы, включающей в себя группо­вую психотерапию, социометрию и психодраму. Инди­вид и общество исследуются, рассматриваются и под­вергаются, терапии под углом зрения этой триадической системы в их двустороннем взаимодействии, причем не только терапевтом, но и сами по себе.

Групповая психотерапия Морено представляет собой метод, основанный на действии, цель которого состоит в активизации и самоактивизации у отдельного члена группы чувства ответственности за себя как индивида и за группу как целое. В рамках этого метода ответст­венность рассматривается не просто как вопрос знания, а как призыв к действию. По этой причине групповая психотерапия активно вмешивается в закостенелые структуры и пытается пробудить у оказавшихся в их плену людей стремление к спонтанности и новой креа­тивности. Таким образом, целью групповой терапии Морено является креативная революция. Морено пишет: «Завоевания XIX и XX веков должны быть до­полнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психо­логии, то задача подходящего к концу XX века состо­ит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам кре­ативных возможностей человека, без развития кото­рых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом» (91).

Это было сказано в то время, когда из-за распрост­ранения психоанализа в его первоначальной форме, с одной стороны, и марксизма, с другой, между индиви­дом и массами образовалась казавшаяся едва ли пре­одолимой пропасть. Первым представив на суд обще­ственности предложение о развитии групповой психоте­рапии — в то время для находящихся в лагере бежен­цев — и начав с 1932 года целенаправленно заниматься групповой психотерапией с психическими больными, Морено стал таким образом пионером в этой области. По поводу мореновской социометрии французский со­циолог Ж. Лапассад пишет следующее: «Социометри­ческая рево-люция — это не просто революция в малых группах и посредством малых групп, это прежде всего социальное преобразование. Это постоянная революция внутри революции социальной. Она выражает стремле­ние людей избавиться от бюрократических обществ. А это значит, что ей присущ социальный размах, приво­дящий к кардинальным преобразованиям, ниспроверга­ющий старые структуры и способствующий обретению вновь социальными группами своей творческой сущно­сти. Именно поэтому социометрия является техникой социального преобразования» (63).

Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил реалиста Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно «Я»: «Не­посредственно осязаемыми аспектами того, что назы­вается «Я», являются роли, в которых оно действу­ет» (96). В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и ме­няет мир. Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влия­ние на его сущность и поступки. Заслуга Морено состоит в том, что уже в начале нашего столетия он сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социального аг­регата. В том же году на общем годовом собрании Аме­риканской психиатрической ассоциации он обнародовал принципы групповой психотерапии, дополненные затем новыми научными фактами, которые были им установ­лены:

1. Фундаментальный принцип групповой психотера­пии состоит в том, что каждый индивида не только терапевтможет воздействовать на дру­гого индивида в качестве терапевтического агента, любая группав качестве терапевтического аген­та на другую группу (85).

2.«Групповая психотерапия является психотерапев­тическим методом, стремящимся к наиболее оп­тимальной группировке членов. Этот метод со­действует, если это необходимо, перегруппировке членов, приводя в соответствие констелляцию группы со спонтанными мотивами и симпатиями ее членов» (85).

3.«Групповая психотерапияэто терапия не только отдельного индивида, оказавшегося из-за трудно­стей адаптации и интеграции в центре внимания, но и всей группы и всех индивидов, которые с ним связаны» (86).

4. «Целью групповой психотерапии является: а) содей­ствие интеграции индивида в противовес неконтро­лируемым силам, которые его окружают: это до­стигается благодаря изучению индивидомнапри­мер, с помощью социометрического анализаэтого непосредственного окружения; б) содействие интег­рации группы. Такое сближение сторониндивида и группыспособствует их взаимной интеграции. Основополагающим правилом является «спонтанная и свободная интеракция» между пациентами, а также между пациентами и терапевтами» (86).

Однако терапевтические представления Морено от­нюдь не ограничиваются лишь индивидами малых групп. С момента появления в 1933 году его классиче­ского труда по социометрии «Who shall survive?» (не­мецкое издание: «Основы социометрии», 1954 и 1967, Западногерманское издательство Кёльн/Опладен) они относились уже «ко всему человечеству и к путям пе­реустройства общества». Таким образом, его устремле­ния всегда носили общественный характер, что в пер­вой половине и еще в середине нашего века давало по­вод иным критикам снисходительно посмеиваться над Морено как над запоздалым или плохо интегрирован­ным в современность пророком. Однако насколько точ­но уже тогда Морено предвосхитил потребности нашего времени, доказывает помимо прочего так называемое «новое самопонимание» клиентов психотерапии, о ко­тором психоаналитик Х.Э. Рихтер (114) в своей книге «Группа» пишет: «Они (пациенты) осознают себя прежде всего членами социальной общности, а потому связывают свой психический недуг непосредственно со структурой и динамикой этой социальной общности....Естественно, это новое самопонимание существенно меняет и представления о лечебных возможностях». Примечательно то, что упомянутое новое самопонима­ние и новые ожидания от лечения выражаются моло­дыми людьми — как правило, не знакомыми со сфор­мулированными Морено принципами социометрически обоснованной групповой психотерапии — спонтанно. Изменившиеся представления о лечебных возможностях характеризуют мореновское мышление и творчество второго десятилетия XX столетия. Впервые они обнаружились в его рассуждениях о «встрече», спонтанности и роли человека в созидательном процессе развития космоса. \Употребляемое Морено слово «Begegnung» переводится как «встреча». Однако в немецком языке оно имеет более широкий смысл, подразумевая собой встречу как таковую, борьбу, соприкосновение и противоборство мнений, обращение, отношение и т.д. — Прим. перев.\ В дальнейшем эти представления стали при­чиной начавшейся уже тогда полемики Морено с пред­ставлениями о терапии, присущими психоанализу. Ос­новная критика Морено касалась «психоаналитической ситуации», которая, по его словам, «такова, что допускает анализ, но исключает действие... Пациент пассивно располагался на кушетке, аналитик садился позади него, чтобы его не видеть и избежать интер­акции... Ситуация была герметически закрытой... Вполне логично, что вашей проблемой стало изгнание жизни из врачебного кабинета и «бой с тенью» вместо терапевтического процесса» (96). Поэтому Морено ви­дел задачу в создании «антитезы психоанализу», то есть в разработке более жизненной, более приближен­ной к реальности терапевтической теории и практики.

II. СОЦИОМЕТРИЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2174 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.