Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


По подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150




В 1968 году насчитывалось уже 250 определений. А последние исследования свидетельствуют о более чем 500 определений. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Для правильного определения сущности культуры надо иметь в виду следующее:

Во-первых, культура может быть представлена как совокупность материальных и духовных ценностей, добытых человеком за всю предшествующую историю и наполняемую непрерывно его настоящей деятельностью.

Во-вторых, культуру можно понимать и как саму эту деятельность, в результате которой человек созидает и использует, сохраняет и передает последующим поколениям культурные ценности.

В-третьих, культуру можно понимать и в смысле специфических связей, отношений, институтов, в которых и через которые человек осуществляет свою культурную деятельность и в которых накапливает ее продукты.

В-четвертых, культуру можно понимать и как особое свойство, качество всех видов человеческих связей, отношений, деятельности и их результатов, по которым они отличаются от природных. В этих «культурных» характеристиках выражается специфически человеческая сущность (природных в своей субстратной основе) предметов, называемых артефактами.

ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
ИИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В СТАТИКЕ   ПРЕДМЕТНЫЙ Культура есть все, что создано человеком. Продукты человеческой деятельности – мера опредмеченных сущностных сил человека.
ЦЕННОСТНЫЙ Культура конституируется определенной структурированной системой ценностей, признаваемой тем или иным социумом.
  СИМВОЛИЧЕСКИЙ Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение ими оперировать. Быть в культуре, значит знать коды, в которых зашифрованы ее тексты, и уметь работать с ними.
ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ДИНАМИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Культура – это интегративная качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в социуме.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Культура – это совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель. Важно не столько то, что делается, а скорее то, как и с какой целью делается. Культура вкладывает в различные виды активности апробированные, типологизированные и в той или иной степени институциализированные программы деятельности.
ИГРОВОЙ Культура – это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы взаимодействия. Быть в поле культуры, значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение приведет к выпадению из культуры.
СУБЪЕКТНЫЙ Культура есть социализирующая система, вне которой человек не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии.
ДИАЛОГОВЫЙ Культура – это исключительно сложное, многоуровневое, полифункциональное, самоорганизующееся образование, в котором происходит постоянный полилог традиций и содержаний не только в пространстве, но и в исторической ретроспективе.

Помните, что духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от предложенной концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Сущностью материальной культуры является опредмечивание человеком в природном материале различных знаний, умений, функций, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, позволяющее людям адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Духовная культура содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). В целом же деление культуры на материальную и духовную носит условный характер, поскольку они находятся в диалектическом единстве, взаимополагают друг друга.

Типология культуры – метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется, группируется в различные типы (множества).

Критериев типологии культур может быть много, например:

связь с религией (культуры религиозные и светские);
региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с типом поселения (сельская и городская культура);
этническая принадлежность (народная, национальная культура);

тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура) и др.
различия между понятиями «культура» и «цивилизация».

Во-первых, имеет место противопоставление культуры и цивилизации, утверждение тезиса о духовности культуры и бездуховности цивилизации. Цивилизация полагается как «смерть духа культуры». В своей книге «Закат Европы» Шпенглер описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Он считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Во-вторых, имеет место и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.

Цивилизация это всегда некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющая; цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных теориях к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 578 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.