Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’арактерные черты (особенности) правовой культуры современной –оссии




“ема 4. ќрганизационные основы формировани€ правовой культуры современной –оссии

’арактерные черты (особенности) правовой культуры современной –оссии

¬ современной российской правовой культуре, занимающей в типологии правовых культур особое, специфическое место, совмещаютс€ как западные, так и восточные черты. ≈Є системообразующими элементами, укоренившимис€ в сознании росси€н, €вл€ютс€: этатизм, социоцентризм, этикоцентризм, превалирование общественного над частным, коллективизм и отсутствие традиций индивидуализма и гражданской ответственности, непри€тие значительной частью общества частной собственности как основной формы собственности.

—огласно принципу социоцентризма в правовой культуре –оссии лична€ ответственность индивида раствор€етс€ в коллективной ответственности, а в законодательстве, прежде всего, отстаиваютс€ не личные права и свободы гражданина, а интересы власти, государства, политической и экономической элиты.

¬ современной –оссии сочетаютс€ как традиционные черты, исторически присущие отечественной правовой культуре, так и относительно новые, которые только формируютс€ в услови€х принципиально иной реальности в результате колоссальных изменений, происход€щих в обществе.

  таким характеристикам можно отнести: устойчивое представление об оправданности подчиненного положени€ самой личности по отношению к государству - этатизм, одновременно сочетающийс€ с недоверием населени€ к власти; отчетливый приоритет морали как социального регул€тора по отношению к праву Ц этикоцентризм; существенный разрыв между позитивным (должным) и реальной жизнью (сущим), между предписываемым и осуществл€емым; неоднородность правовой культуры, в св€зи с многонациональностью и дифференцированностью социальных групп; вестернизаци€, как стремление скопировать западные образцы либерализма и конституционности и пересадить их на российскую почву.

¬месте с тем, отечественна€ правова€ культура €вно демонстрирует специфику и самобытность по многим параметрам: духовный статус источников права, природа государственности, особенности правосознани€, права человека и их соотношение с властью и др.

”местны и убедительны слова великого русского философа и правоведа ».ј. »льина: Ђ≈вропейский разрыв между формальным правом и живым правосознанием Ц не поведЄт за собой –оссию. ¬озникнет нова€, русска€ культура праваї.

»менно социоцентрические установки российского правового менталитета не позвол€ют воспринимать те западные правовые заимствовани€, которые ориентированы на личную ответственность, индивидуализм, правопор€док. —войственна€ дл€ социоцентризма первичность государства по отношению к праву, власти над законом не способствует формированию гражданского общества, порождает правовую инфантильность населени€, неверие в силу закона и неразвитость юридического мировоззрени€.

ѕринцип этикоцентризма сопровождает наше общество на всем пути его существовани€: мораль ставилась выше права, и чрезмерное увлечение нравственными идеалами приводило к недооценке правовых идеалов, права как социального регул€тора. ѕодобна€ ситуаци€ продолжает сохран€тьс€ и сегодн€, чему способствует политизированность современного российского права, оторванность его от духовных оснований общества. Ётикоцентризм придает отечественному праву вторичный по отношению к нравственным началам характер и способствует формированию нигилистического отношени€ к правовым ценност€м.

¬ –оссии так сложилось, что многие правовые предписани€ €вл€лись образцами закреплени€ должного правового поведени€, зачастую носили декларативный характер, представл€ли собой далекую перспективу развити€ правоотношений. –еальна€ жизнь нередко жила по своим правилам, развива€ отношени€ в зависимости от многих факторов, больша€ часть которых далеко не правовые. ќтечественные и зарубежные ученые, характеризу€ состо€ние современной правовой системы –оссии, указывают на такой еЄ парадокс как Ђсиндром сп€щего праваї, которое не столько нарушаетс€, сколько не действует.

¬ практике современных преобразований, к сожалению, недооцениваетс€ культурно-историческа€ специфика отечественной правовой культуры, что и вызывает некритичное заимствование чужих правовых форм, их поспешное внедрение, догон€ющий характер правовых реформ.

ѕравовую культуру современного российского общества представл€етс€ возможным определить как правовую культуру переходного периода, когда еще не созрела нова€ типологическа€ сущность современной отечественной правовой культуры, происходит движение от исходного в прошлом качественного состо€ни€ правовой культуры к еЄ новому типологическому качеству. ѕричем, правова€ культура современного российского общества переходного периода вариативна, в ней сочетаютс€ разновекторные тенденции, порой и противоположные друг к другу.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1074 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2040 - | 1892 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.