Во-первых, человек узнает своего Господа, насколько Он Великодушен и Снисходителен. Если бы Аллах пожелал, наказание было бы скорым и незамедлительным, но Всевышний скрыл его грех и не опозорил перед людьми.
Во-вторых, человек узнает сущность своей души, ее качество быть «повелевающей недоброе», ее слабость перед искушениями и склонность к прихотям. Защититься от повторения этой ошибки невозможно без помощи Аллаха, а значит нужно укреплять свою веру и воспитывать свою душу.
В-третьих, покаяние позволяет человеку вернуться к Богу, он начинает больше молиться, просить о помощи и прощении, вспоминает о гневе Аллаха, страшится Его, желает Его довольства и стремится приблизиться к Нему. Покаявшись в содеянном, человек становится особо близким к своему Творцу, а без искреннего раскаяния и стремления вернуться к Аллаху, он не достиг бы такой близости.
В-четвертых, в результате покаяния человек освобождается от греха. Всевышний говорит: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом». (8. Аль-анфаль: 38).
В-пятых, искреннее покаяние может заменить грехи человека на благие дела. В Коране Всевышний говорит: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». (25. Аль-фуркан: 70).
В-шестых, человек учится быть снисходительным к ошибкам людей, он понимает их природу и относится к ним так же, как желал бы, чтобы Аллах относился к его ошибкам. Он осознает, что результат соответствует делу, и если будешь относиться к людям со снисхождением, то и Господь проявит к тебе то же самое, и как Всевышний Аллах отвечает на твои грехи и ошибки Своей добротой и милостью, так и человеку стоит быть снисходительным к ошибкам людей.
В-седьмых, человек, учится признавать свои недостатки и многочисленные ошибки, а это в свою очередь побуждает его заниматься своим исправлением и сдерживает от обсуждения недостатков других людей. [См. «Ключ к обители счастья»: 1/358, 370]
Завершение
В завершение этой части хотел бы привести достоверную историю о том, как один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Не осталось никакого плохого дела, которое я бы не совершил, так есть ли для меня прощение?» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) его спросил: «А ты свидетельствуешь, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переспросил его три раза, и каждый раз тот отвечал: «Да». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай же, что второе затмило собой первое!». [ Хадис приводит Абу Йа’ля в своем сборнике «Муснад»: 6/155, а также Табарани в сборнике «Аль-му’джам аль-аусат»: 7/132 и он же в» Аль-му’джам ас-сагыйр»: 2/201, а также Дыйа Аль-Макдаси в книге «Аль-мухтара»: 5/151, 152 и сказал: цепочка передатчиков этого хадиса – достоверная. Хайсами в книге «Маджма’уз-заваид» (10/83) сказал: этот хадис привели Абу Йа’ля, а также Баззар с небольшой разницей во фразах, а также Табарани, все с достоверными передатчиками в цепочке передатчиков ].
В одной из своих версий этот хадис передан следующим образом. Некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о том, кто совершил все виды грехов, что есть, но он не придавал Аллаху ничего в сотоварищи? Не осталось никакого плохого дела, которое бы он не совершил. Есть ли для него покаяние?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он – один, и у Него нет сотоварища, и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О да! Тебе следует совершать благие поступки и оставить дурные, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, обратит все твои грехи в благие дела!» Тот человек спросил: «И мои измены, и мои преступления?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да!» Человек воскликнул: «Аллах Превелик!», – и продолжал возвеличивать Аллаха, пока не скрылся из виду. [Хадис приводит Ибн Аби Аасым в книге «Аль-аахад валь-масани»: 5/188, а также Табарани в «Аль-му’джам аль-кабир»: 7/53,314, Хайсами в «Аль-маджма» (1/32) сказал: хидис приводит Табарани и Баззар с передатчиками, упомянутыми в сборниках «Сахих», кроме Мухаммада бин Харуна (Абу Нашит), но и он являетя достоверным передатчиком.]
Таким образом, принятие Ислама стирает все предыдущие грехи человека, и искреннее покаяние также стирает совершённое прегрешение.