Очевидность или коммуникационная наглядность. Означает видимость, эффективность результата принятия инноваций для окружающих (степень, с которой результаты и инновации мб оценены др людьми)
Типы принятия решений по поводу усвоения инноваций.
Тип-факультативный (индивид имеет возможность выбора относительно того, принимать или не принимать информацию)
Тип-коллективный. Решение принимается не индивидом, а коллективом.
Тип-авторитарный. Решение о приняии информации навязывается социальной системе сверху.
Идеальные типы участников процесса диффузии:
Тип-инноваторы (люди, которые горят желанием принимать новые идеи. Готовность к риску, ответственность за последствия своих действий)
Тип-ранние заимствователи. Это более интегрированные члены сообщества по сравнению с инноваторами. Это индивиды, которые стремятся к известности, успеху, уважению. Они идут вслед за инноваторами.
Тип-раннее большинство. Они более осторожны по сравнению с инноваторами и ранними заимствователями. Они редко выступают в качестве лидеров в процессе диффузии инновации. Эти представители способствуют легитимации инноваций.
Тип-позднее большинство. В процессе принятия инноваций следуют за ранним большинством. Для них принятие инноваций обуславливается социальным давлением или экономической необходимостью
5 тип-"Увальни". Люди, которые с подозрениям относятся к инноваторам, агентам сц перемен и являются носителями традиционных ценностей. Они дольше всех сопротивляются внедрению инноваций.
Ориентализация-заимствование восточных элементов.
Эллинизация-распрстранение элементов греч культуры
Романизация
Варваризация
Вестернизация
Американизация
Макдональдизация
10/12
Цивилизационный подход
Общественно-исторические процессы, особенности развития стран, согласно цивилизационному подходу можно понять только как часть цивилизации.
Цивилизация-от цивис-гражданин или цивилис-гражданство. Ключевым звеном социально-территориального полюса цивилизации выступаеет город. цивилизация формируется только после появления городского образа жизни. Существуют 10-ки определения цивилизации. Приведем некоторые из них.
Норберт Элиас. Цивилизация-практически все: уровень технологии, принципы научного знания, религиозные обычаи, манеры, тип жилища, сфера права, отношения к любви, кухня, т.е все, что связано с существованием человека.
Для ряда исследователей цивилизация-это культура, обретаемая в городах.
(Д.Уилкинсон, Ф.Бэгби, Г.Чайлд)
Луи Дюмон-фр индолог-предлагает другое определение. Он считает отличительным признаком цивилизации доминирующую или глобальную идеологию-комплекс идей и ценностей, общезначимых в каком-либо обществе. Ведущим принципом является отношение индивида к обществу. Многие сторонники Дюмона подчеркивают такую характеристику, как целостность.
Хантингтон внес вклад в разработку цивилизационного подхода. Цивилизация-целостность, для которой характерно единство или сходство таких параметров, как язык, история, религия, обычаи, институты, самоидентификация. В общем принципиально схожую характеристику предлаает российский культуролог Б.С.Ерасов. Для него цивилизацией является социокультурная общность, которая формируется на основе универсальных (сверхлокальных ценностей), получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства.
И.В.Свядзевский. Для него цивилизация-способ жизнедеятельности общества, который определеяется наиб общими факторами. Такими, как:
-система видения хозяйства-экономика
-социальная организация
-культура
-духовные ценности
-политическая система
-ментальность
Последнее определение-диалектическое. Его предлагает современный исследователь Яков Григорьевич Шемякин. Он понимает цивилизацию как способ разрешения коренных противоречий человеческого существования, а именно противоречий между мирской и сакральной сферами бытия, между человеком и природой, между индивидом и социумом, между традиционной и инновационной сторонами культур.
В целом в основе большинства определений цивилизации лежат следующие основы: акцент на всеобъемлющий характер цивилизации, акцент на целостность, подчеркивание наличие констант (постоянных величин, которые почти не меняются на протяжении длины интервалов времени), акцент на культуру.
Концепци цивилизации оформились в классифческих трудах 2 половины 19в-первой половины 20в. Это работы русского позднего славянофила Н.Я.Данилевского ("Россия и Европа"), немецкого философа, социолога, культуролога О.Шпенглера ("Закат Европы", 1918), многотомное исследование британского историка А.Тойнби ("Постижение истории"). Эти тома выходили с 1934 по 1961г. Представители классического цивилизационоведения использовали разные термины для характеристики цивилизация.