Существенная вариация соотношения между сервисными и производственными профессиями в разных странах и регионах.
Наличие тенденции интеграции электрон технологий в промышл произв-во, а не вытеснение пром произ-ва электрон технологиями.
Хронологические рамки модерна
Вопрос дискуссионный. Называются разные периоды и даты-начало:
-открытие Колумбом Америки-1492
-рев в Нидерл-16в
-Англ рев-1640-е гг
-Вел фр рев-1879
-индустр рев
Закат модерна
-начало 20в
-рев 1917г-раскол мира на 2 соц системы
-научн-техн века сер 1950-х гг
-крушение ком-ма и биполярн мира-рубеж 1980-1990
Разные т зр по поводу продолжит модерна
1)предельно широкая. Эпоха модерна начин в п-д меркантилизма и протоиндустр и длится до современности (руб 15/16вв-руб 20/21вв)
Предельно узкая-совпадает с периодом раннего индустриализма, доится от Велик фр рев до 2 промышл рев (с конца 18-1870)
От рев Нидерл до научно-техг рев сер 20в или до пром рев
Протоиндустр-предсовременность,
Ранний индустриализм-ранняя современность
Поздний-подзняя современность
Постиндустр модернизация-частично поздняя современность, выход Запада в постсовременность
26/11
Закончили модернизацию и начали диффузионизм.
Самые распространенные культурные объекты являются самыми древними.
Рассматриваются 3 течения в классическом (этнологическом) диффузионизме.
Направление-битанское.
Древнейший очаг культуры-Древняя Месопотамия, Древний Вавилон (Гуго Винклер, Фридрих Конрад Герхард Делич).
Гуго Винклер в 1913г опубликовал книгу под названием "Вавилонская культура в ее отношении к культурному развитию человечества".
Делич в 1902г опубликовал книгу под названием "Библия и Вавилон". В этой книге доказывалось, что на библейскую традицию большое влияние оказала Вавилонская традиция. Почти все цивилизации земли возводились к Вавилонской цивилизации.
В России данное направление получило название пан-вавилонизм.
Р.Ю.Виппер. Опубликовал книу "С Востока-свет". Утверждал о распространении культурных комплексов из Древней Вавилонии.
Можно выделить ряд принципов для всех направлений диффузионизма:
Культура рождается и развивается в определенных географических условиях. Каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе. Оттуда распространяется по всему земному шару.
Основными факторами развития культуры являются заимствование, переносы, смешение культурных элементов.
3)перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и тд.
У каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения. Каждый элемент культуры возникает только однажды и если составить карту его распространения, то можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.
Культура или отдельные элементы культуры распространяются либо благодаря миграци, либо благодаря контактам и взаимодействиям разных народов.
Отрицание существования стадий развития культуры (т.е. антиэволюционизма). На данных принципах базировался критический диффузионизм. Основная идея классического диффузионизма (идея взаимопроникновения культур, идея заимствований) была правомерна и продуктивна. В противлвес абстрактному рассмотрению культур в эволюционизме диффузионисты поставили вопрос о геграфической определенности культур и о взаимовлиянии культур разных народов. Гипертрофированные диффузионистские идеи классического п-да устарели (панегиптизм, паназиатизм), но представления о контактах и диффузии разных культур и народов можно использовать и сегодня.
Современная методология диффузионизма-преимущественно социоолгическая по своим представлениям.
Понятие диффузии широко используется в современных теориях. При этом диффузия интерпретируется как процесс, посредством котороо инновации и культурные элементы распространяются от одного общества к другому (или от одной соц групы к другой внутри одного общества).
В современных теориях диффузии широко применяется понятие инновации (инновацио-новация, новшество, новвведение). Инновация-новый способ что-ибо делать. Инновация нередко понимается в 2 смыслах:открытие, изобретение, те новый способ использования уже существующих знаний.